Полиция: информационная открытость и диалог с населением (социологический аспект)

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Эффективная коммуникация правоохранительных органов с населением является критически важным элементом обеспечения общественной безопасности. Несмотря на активное развитие цифровых каналов взаимодействия, сохраняются значимые коммуникативные барьеры, особенно в диалоге с молодежной аудиторией. Цель исследования – оценка качества коммуникативных практик и уровня доверия к правоохранительным органам среди населения г. Саранска.

Материалы и методы. В качестве инструментария исследования использован онлайн-опрос на платформе Яндекс.Формы, проведенный в апреле 2025 г. Выборка стихийная, опрошены интернет-пользователи г. Саранска в возрасте преимущественно от 18 до 25 лет, что составило 69 % выборки (n = 121). Методы анализа включали дескриптивную статистику и контент-анализ открытых ответов.

Результаты исследования. Установлено, что 85 % респондентов чувствуют себя безопасно на улицах города, 78 % выражают доверие полиции. Большинство (85 %) считают необходимым внедрение цифровых сервисов для повышения прозрачности работы полиции, по мнению 83 % опрошенных прозрачность действий полиции является важным аспектом ее работы. Личный опыт взаимодействия с правоохранительными органами за последние три года у большинства (88 %) отсутствует, что актуализирует значимость информационной политики соответствующих ведомств.

Обсуждение и заключение. Подтверждена взаимосвязь между уровнем доверия молодежи к правоохранительным органам и степенью прозрачности их деятельности, уровнем цифровизации сервисов и качеством коммуникативных взаимодействий. Результаты исследования могут быть использованы для разработки практических мер по оптимизации коммуникационных стратегий правоохранительных органов в цифровой среде.

Полный текст

Введение

В современном обществе эффективная коммуникация между правоохранительными органами и населением становится одним из ключевых аспектов обеспечения общественной безопасности и правопорядка. Правоохранительные органы, к которым относятся полиция, прокуратура, Федеральная служба безопасности и другие структуры, осуществляют множество функций, начиная от поддержки общественного порядка и заканчивая расследованием преступлений. Однако без постоянного и качественного взаимодействия с гражданами эти функции могут быть выполнены неэффективно.

В последние годы появились новые публичные каналы и способы связи между правоохранительными органами и гражданами, такие как социальные сети, интернет-платформы и медиаресурсы. Однако сотрудники правоохранительных органов могут оказаться не готовыми к использованию новых средств, что приводит к возникновению дополнительных барьеров в коммуникации, препятствуя эффективному взаимодействию.

Качество данного взаимодействия напрямую влияет на восприятие полиции гражданами, а также на уровень социальной стабильности. Ожидания граждан связаны не только с обеспечением безопасности, но и с прозрачностью действий правоохранителей, что требует внедрения современных коммуникационных технологий [1].

Важным аспектом в коммуникации выступают стереотипы, формирующиеся в профессиональной деятельности полицейских [2]. Стереотипное мышление сотрудников может как упрощать решение типовых задач, так и создавать барьеры в диалоге с обществом, особенно если действия правоохранителей расходятся с социальными нормами.

В настоящее время существуют проблемы, которые необходимо решать для достижения более эффективной коммуникации. Граждане должны чувствовать себя в безопасности и понимать, что их права защищены, а правоохранительные органы в свою очередь обязаны быть открытыми и доступными населению. Требуется комплексный подход, который будет учитывать как интересы населения, так и специфику работы правоохранительных органов.

Цель исследования – проведение анализа качества коммуникативных практик, осуществляемых правоохранительными органами г. Саранска, а также оценка уровня доверия населения к данным органам.

 

Обзор литературы

Проблема коммуникации правоохранительных органов с населением является ключевой для формирования доверия и эффективного взаимодействия в контексте общественной безопасности. Существует много исследований по данной проблематике.

Так, А. Р. Каспарова и С. В. Савина анализируют прозрачность действия полиции [1]. И. В. Мащенко проводит анализ стереотипов, функционирующих в профессиональной среде сотрудников правоохранительных органов [2].

О доверии как основе взаимодействия пишут О. В. Зуева и Н. Н. Демидова [3; 4]. Авторы выделяют три группы факторов, влияющих на доверие: индивидуальные характеристики граждан, институциональные особенности полиции и общее качество государственных институтов. Их исследование (выборка из 630 чел.) показывает, что открытость правоохранительных органов в медиапространстве и готовность к диалогу усиливают позитивное восприятие. Однако снижение доверия к традиционным СМИ осложняет коммуникацию, поскольку население все чаще обращается к цифровым платформам, где информация может быть искажена.

Региональный аспект взаимодействия раскрывается в исследовании С. В. Егорышева, который на примере Республики Башкортостан подчеркивает роль социологического мониторинга (выборка из 1 200 чел.) в оценке эффективности сотрудничества полиции с гражданским обществом. Автор отмечает, что локальные инициативы, такие как общественные советы, способствуют укреплению обратной связи [5].

Е. С. Митина обращает внимание на системные проблемы: дублирование полномочий между ведомствами и недостаток нормативной базы для взаимодействия с некоммерческими организациями (НКО) снижает прозрачность коммуникации [6; 7].

Коммуникативные стратегии как фактор повышения эффективности правоохранительных органов рассматриваются в работе В. Н. Антошкина, Х. М. Вышегурова и Р. Р. Мамалимова [8]. Авторы акцентируют роль «социального капитала», который формируется через диалог с различными группами населения.

Анализ экспертных интервью (34 чел.) Н. А. Андреева и В. Б. Коробова дополняет эту идею, предлагая рассматривать социальное партнерство как механизм совместного решения проблем, что требует развития навыков медиации у сотрудников [9].

Особое место занимает анализ источников формирования общественного мнения. А. П. Тюнь, изучая динамику представлений о полиции, выделяет три этапа: возникновение, подтверждение/опровержение, трансформацию образов через СМИ и личный опыт [10]. Это подчеркивает необходимость активной информационной политики правоохранителей в цифровом пространстве, особенно с учетом роста влияния социальных сетей.

Современные научные исследования показывают, что эффективная коммуникация между правоохранительными органами и населением основывается на комплексе мер, включающих обеспечение прозрачности, интеграцию цифровых технологий и учет региональных особенностей.

Анализ исследований демонстрирует существенный пробел в комплексном изучении влияния инновационных форматов цифрового взаимодействия, таких как мессенджеры, социальные сети и мобильные приложения, на качество коммуникации с различными социально-демографическими группами населения, в частности, с молодежной аудиторией. Этот недостаток подчеркивает необходимость проведения более глубоких исследований в данной области, что позволит выработать эффективные стратегии для оптимизации коммуникационных процессов в условиях цифровой трансформации.

Данный пробел определяет необходимость проведения данного исследования, направленного на оценку качества коммуникативных практик и уровня доверия к правоохранительным органам среди молодых интернет-пользователей г. Саранска.

 

Материалы и методы

Материалами исследования стали результаты анкетирования, проведенного среди жителей г. Саранска в апреле 2025 г. с использованием сервиса Яндекс.Формы.

В исследовании приняли участие 121 респондент, представляющий различные гендерные, возрастные и территориальные группы (таблица).

 

Таблица. Характеристика выборочной совокупности

Table. Characteristics of the sample population

Параметр / Parameter

Категория / Category

Абсолютное значение (чел.) / Absolute value (people)

% реcпондентов / % of respondents

Пол / Gender           

Мужчины / Men

38

31

Женщины / Women

83

69

Возраст / Age

18–25 лет / years old

84

69

26–35 лет / years old

15

12

36–45 лет / years old

4

3

46–55 лет / years old

9

7

56 лет и старше / 56 years and older

9

7

Район проживания / Residential area

Ленинский район / Leninsky district

66

55

Октябрьский район / Octyabrsky district

29

24

Пролетарский район / Proletarsky district

26

21

Источник: составлено авторами.

Source: compiled by the authors.

 

Выборка являлась доступной и стихийной, охватывала преимущественно интернет-пользователей г. Саранска. Основную группу респондентов составили 84 чел. (69 % выборки) в возрасте 18–25 лет, что соответствует задачам пилотажного (разведочного) исследования, направленного на выявление трендов в данной демографической и медиа-активной группе.

В ходе исследования от всех респондентов было получено информированное согласие на участие в исследовании и обработку полученных ответов.

Настоящее исследование имеет ряд методологических ограничений. Во-первых, выборка респондентов, состоящая из 121 чел., не является репрезентативной. Во-вторых, тип выборки – стихийный, что может привести к систематическим искажениям результатов. Кроме того, существует риск смещения данных вследствие проведения анкетирования в онлайн-формате. В данном исследовании опрошены исключительно активные пользователи сети Интернет, что привело к смещению выборки в сторону возрастной категории от 18 до 25 лет.

Экстраполяция данных разведывательного опроса, проведенного в одном городе (Саранске), на другие регионы или на будущие периоды связана с определенными рисками. Социально-экономические особенности г. Саранска могут значительно отличаться от условий других населенных пунктов России, что может привести к искажению результатов при распространении выводов на более широкую территорию или на будущие временные периоды.

 

Результаты исследования

По данным опроса, подавляющее большинство респондентов ощущает себя в безопасности на улицах города: 85 % участников отметили, что чувствуют себя «скорее безопасно» или «безопасно»; 78 % опрошенных сообщили, что доверяют городской полиции. О полном своем недоверии сообщили 7 %. Часть респондентов отметила, что не чувствует себя в безопасности. Это свидетельствует о необходимости дополнительных мер по повышению уровня безопасности в отдельных районах, к примеру, улучшение освещенности и усиление патрулирования «тревожных» зон, чтобы устранить опасения жителей.

Опрошенные жители в целом положительно оценивают эффективность работы полиции: 61 % считают ее эффективной. При этом примерно четверть участников опроса (25 %) не смогли дать оценку деятельности правоохранителей, что может указывать на недостаток информации или личного опыта взаимодействия. Аналогичная картина наблюдается при оценке работы участковых: городская и районная полиция воспринимаются примерно одинаково, однако 22 % опрошенных затруднились оценить деятельность своего участкового.

Наиболее важным условием повышения доверия к полиции, по мнению респондентов, является борьба с коррупцией (31 %) и налаживание двустороннего диалога с населением (31 %). По мнению опрошенных, для повышения доверия следует регулярно публиковать отчеты с реальными кейсами и открыто освещать результаты работы полиции.

Открытость полиции – важный запрос населения: 83 % опрошенных считают прозрачность действий полиции важным аспектом ее работы. Большинство респондентов (85 %) связывают ее с внедрением в работу Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД) современных технологий (электронные заявления, чат-боты, электронные квитанции). Такая позиция отражает цифровую ориентацию преимущественно молодежной выборки (18–25 лет).

При проведении сравнительного анализа полученных данных с результатами других социологических исследований можно констатировать, что выявленные проблемы, такие как необходимость обеспечения прозрачности действий (83 %) и внедрения цифровых сервисов (85 %), напрямую коррелируют с выводами О. В. Зуевой и Н. Н. Демидова, которые выделяют открытость институциональных структур и адаптацию к цифровым платформам в качестве критических факторов доверия [3; 4].

Сотрудничество с полицией оценивается жителями г. Саранска умеренно: 81 % опрошенных дали положительную или нейтральную оценку сотрудничества с полицией, при этом лишь 16 % оценили его как «отличное».

Анализ результатов показал наличие проблемных аспектов: 20 % респондентов сталкивались с необоснованными требованиями со стороны сотрудников полиции. При этом личный опыт обращения в правоохранительные органы за последние три года имели только 12 % опрошенных. Таким образом, большинство респондентов формируют мнение о полиции через СМИ и чужой опыт, а не через собственное взаимодействие. Это актуализирует проблему стереотипов о работе полиции.

Выявленный низкий уровень личного взаимодействия опрошенных жителей г. Саранска с полицией (88 % жителей за последние три года не обращались в полицию) подтверждает тезис А. П. Тюнь о том, что общественное мнение в основном формируется через медиа и косвенный опыт [10]. Это требует пересмотра коммуникационных стратегий, особенно в условиях снижения доверия к традиционным СМИ и роста влияния социальных сетей.

 

Обсуждение и заключение

Проведенное исследование подтверждает парадокс: при высоком уровне доверия к полиции и ощущения безопасности жители города мало информированы о деятельности ведомства, что свидетельствует о наличии коммуникационной проблемы. При отсутствии личного опыта взаимодействия с полицией у большинства опрошенных представления о ее работе формируются преимущественно через неформальные каналы информации (например, слухи).

Респонденты последовательно выражают запрос на прозрачность действий правоохранителей, внедрение цифровых инструментов для повышения удобства и объективности, а также общение в рамках закона с соблюдением прав граждан.

Таким образом, укрепление диалога с населением (личного и через информационные каналы) наряду с политикой «нулевой терпимости» к коррупции и развитием IT-инструментов может повысить доверие граждан к правоохранительным органам в г. Саранске.

Практическая значимость исследования заключается в оценке роли коммуникационных процессов между правоохранительными органами и населением, что может способствовать развитию правоохранительной системы г. Саранска. Результаты исследования будут полезны для сотрудников правоохранительных органов (в частности, связанным с отделом по связям с общественностью), исследователей и студентов, интересующихся данной проблематикой.

Данное исследование может быть продолжено в других работах с использованием более репрезентативной выборки, что позволит получить более точные и обобщаемые данные.

 

Дополнительная информация

  • Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
  • Вклад авторов. Н. В. Балакирев – обзор литературы, редактирование. Д. А. Жеганов – анализ и интерпретация результатов. Д. С. Коруков – теоретическое содержание статьи. Д. В. Шевцов – методологическое содержание статьи.
×

Об авторах

Никита Владимирович Балакирев

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: n.balackirev@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0000-4893-3924
SPIN-код: 7809-4035

магистрант Историко-социологического института

Россия, 430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68

Дмитрий Алексеевич Жеганов

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет

Email: dzheganow@gmail.com
ORCID iD: 0009-0004-6035-2574

магистрант Историко-социологического института

Россия, 430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68

Дмитрий Сергеевич Коруков

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет

Email: Dimka.fleks@mail.ru
ORCID iD: 0009-0004-9802-1287

магистрант Историко-социологического института

Россия, 430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68

Данила Владимирович Шевцов

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет

Email: danil.zenittt.tttv@mail.ru
ORCID iD: 0009-0006-7503-4346

магистрант Историко-социологического института

Россия, 430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68

Список литературы

  1. Каспаров А. Р., Савина С. В. Современные методики изучения общественного мнения о деятельности полиции // Вестник Адыгейского государственного университета. 2020. № 4. С. 138–145. https://elibrary.ru/kcpylp
  2. Мащенко И. В. Стереотипы в профессиональной деятельности российских полицейских: социо логический аспект // Вестник Адыгейского государственного университета. 2020. № 1. С. 104–109. https://elibrary.ru/yqdwim
  3. Зуева О. В., Демидов Н. Н. Влияние СМИ на оценку эффективности деятельности полиции (по результатам социологических исследований) // Вестник Волгоградского государственного университета. 2016. № 3. С. 79–84. https://doi.org/10.15688/jvolsu7.2016.3.10
  4. Зуева О. В., Демидов Н. Н. Доверие граждан к полиции в современной России: актуальное состояние и анализ факторов // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2022. № 2. С. 144–150. https://doi.org/10.52070/2500-347X_2022_2_847_144
  5. Егорышев С. В. Социологический анализ эффективности социального взаимодействия правоохранительных органов с гражданским обществом и населением на уровне региона // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2014. № 5. С. 184–187. https://doi.org/10.15838/esc/2014.5.35.15
  6. Митина Е. С. Правоохранительные органы Российской Федерации: проблемы и перспективы // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2024. № 5. С. 95–99. https://doi.org/10.24412/2220-2404-2024-5-19
  7. Митина Е. С. Роль и значение содействия гражданских объединений в деятельности правоохранительных органов Российской Федерации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2024. № 6. С. 165–171. https://doi.org/10.24412/2220-2404-2024-6-15
  8. Антошкин В. Н., Вышегуров Х. М., Мамалимов Р. Р. Коммуникативное взаимодействие правоохранительных органов с населением // Социально-гуманитарные знания. 2019. № 10. С.117–124. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnoe-vzaimodeystvie-pravoohranitelnyh-organov-s-naseleniem (дата обращения: 05.03.2025).
  9. Андреев Н. А., Коробов В. Б. Социальное партнерство в правоохранительной сфере // Труды Академии управления МВД России. 2015. № 1. С. 28–32. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-partnerstvo-v-pravoohranitelnoy-sfere (дата обращения: 05.03.2025).
  10. Тюнь А. П. Источники представлений о правоохранительных органах в гражданской среде // Миссия Конфессий. 2023. Т. 12, № 5. С. 19–24. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istochniki-predstavleniy-o-pravoohranitelnyh-organah-v-grazhdanskoy-srede (дата обращения: 05.03.2025).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Мы используем файлы cookies, сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика для улучшения работы сайта и удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были об этом проинформированы и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».