Полиция: информационная открытость и диалог с населением (социологический аспект)
- Авторы: Балакирев Н.В.1, Жеганов Д.А.1, Коруков Д.С.1, Шевцов Д.В.1
-
Учреждения:
- Национальный исследовательский Мордовский государственный университет
- Выпуск: Том 13, № 3 (2025)
- Страницы: 260-268
- Раздел: Социальные и гуманитарные науки
- Статья получена: 16.06.2025
- Статья одобрена: 29.08.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/296987
- DOI: https://doi.org/10.15507/2311-2468.013.202503.260-268
- EDN: https://elibrary.ru/esppph
- ID: 296987
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. Эффективная коммуникация правоохранительных органов с населением является критически важным элементом обеспечения общественной безопасности. Несмотря на активное развитие цифровых каналов взаимодействия, сохраняются значимые коммуникативные барьеры, особенно в диалоге с молодежной аудиторией. Цель исследования – оценка качества коммуникативных практик и уровня доверия к правоохранительным органам среди населения г. Саранска.
Материалы и методы. В качестве инструментария исследования использован онлайн-опрос на платформе Яндекс.Формы, проведенный в апреле 2025 г. Выборка стихийная, опрошены интернет-пользователи г. Саранска в возрасте преимущественно от 18 до 25 лет, что составило 69 % выборки (n = 121). Методы анализа включали дескриптивную статистику и контент-анализ открытых ответов.
Результаты исследования. Установлено, что 85 % респондентов чувствуют себя безопасно на улицах города, 78 % выражают доверие полиции. Большинство (85 %) считают необходимым внедрение цифровых сервисов для повышения прозрачности работы полиции, по мнению 83 % опрошенных прозрачность действий полиции является важным аспектом ее работы. Личный опыт взаимодействия с правоохранительными органами за последние три года у большинства (88 %) отсутствует, что актуализирует значимость информационной политики соответствующих ведомств.
Обсуждение и заключение. Подтверждена взаимосвязь между уровнем доверия молодежи к правоохранительным органам и степенью прозрачности их деятельности, уровнем цифровизации сервисов и качеством коммуникативных взаимодействий. Результаты исследования могут быть использованы для разработки практических мер по оптимизации коммуникационных стратегий правоохранительных органов в цифровой среде.
Ключевые слова
Полный текст
Введение
В современном обществе эффективная коммуникация между правоохранительными органами и населением становится одним из ключевых аспектов обеспечения общественной безопасности и правопорядка. Правоохранительные органы, к которым относятся полиция, прокуратура, Федеральная служба безопасности и другие структуры, осуществляют множество функций, начиная от поддержки общественного порядка и заканчивая расследованием преступлений. Однако без постоянного и качественного взаимодействия с гражданами эти функции могут быть выполнены неэффективно.
В последние годы появились новые публичные каналы и способы связи между правоохранительными органами и гражданами, такие как социальные сети, интернет-платформы и медиаресурсы. Однако сотрудники правоохранительных органов могут оказаться не готовыми к использованию новых средств, что приводит к возникновению дополнительных барьеров в коммуникации, препятствуя эффективному взаимодействию.
Качество данного взаимодействия напрямую влияет на восприятие полиции гражданами, а также на уровень социальной стабильности. Ожидания граждан связаны не только с обеспечением безопасности, но и с прозрачностью действий правоохранителей, что требует внедрения современных коммуникационных технологий [1].
Важным аспектом в коммуникации выступают стереотипы, формирующиеся в профессиональной деятельности полицейских [2]. Стереотипное мышление сотрудников может как упрощать решение типовых задач, так и создавать барьеры в диалоге с обществом, особенно если действия правоохранителей расходятся с социальными нормами.
В настоящее время существуют проблемы, которые необходимо решать для достижения более эффективной коммуникации. Граждане должны чувствовать себя в безопасности и понимать, что их права защищены, а правоохранительные органы в свою очередь обязаны быть открытыми и доступными населению. Требуется комплексный подход, который будет учитывать как интересы населения, так и специфику работы правоохранительных органов.
Цель исследования – проведение анализа качества коммуникативных практик, осуществляемых правоохранительными органами г. Саранска, а также оценка уровня доверия населения к данным органам.
Обзор литературы
Проблема коммуникации правоохранительных органов с населением является ключевой для формирования доверия и эффективного взаимодействия в контексте общественной безопасности. Существует много исследований по данной проблематике.
Так, А. Р. Каспарова и С. В. Савина анализируют прозрачность действия полиции [1]. И. В. Мащенко проводит анализ стереотипов, функционирующих в профессиональной среде сотрудников правоохранительных органов [2].
О доверии как основе взаимодействия пишут О. В. Зуева и Н. Н. Демидова [3; 4]. Авторы выделяют три группы факторов, влияющих на доверие: индивидуальные характеристики граждан, институциональные особенности полиции и общее качество государственных институтов. Их исследование (выборка из 630 чел.) показывает, что открытость правоохранительных органов в медиапространстве и готовность к диалогу усиливают позитивное восприятие. Однако снижение доверия к традиционным СМИ осложняет коммуникацию, поскольку население все чаще обращается к цифровым платформам, где информация может быть искажена.
Региональный аспект взаимодействия раскрывается в исследовании С. В. Егорышева, который на примере Республики Башкортостан подчеркивает роль социологического мониторинга (выборка из 1 200 чел.) в оценке эффективности сотрудничества полиции с гражданским обществом. Автор отмечает, что локальные инициативы, такие как общественные советы, способствуют укреплению обратной связи [5].
Е. С. Митина обращает внимание на системные проблемы: дублирование полномочий между ведомствами и недостаток нормативной базы для взаимодействия с некоммерческими организациями (НКО) снижает прозрачность коммуникации [6; 7].
Коммуникативные стратегии как фактор повышения эффективности правоохранительных органов рассматриваются в работе В. Н. Антошкина, Х. М. Вышегурова и Р. Р. Мамалимова [8]. Авторы акцентируют роль «социального капитала», который формируется через диалог с различными группами населения.
Анализ экспертных интервью (34 чел.) Н. А. Андреева и В. Б. Коробова дополняет эту идею, предлагая рассматривать социальное партнерство как механизм совместного решения проблем, что требует развития навыков медиации у сотрудников [9].
Особое место занимает анализ источников формирования общественного мнения. А. П. Тюнь, изучая динамику представлений о полиции, выделяет три этапа: возникновение, подтверждение/опровержение, трансформацию образов через СМИ и личный опыт [10]. Это подчеркивает необходимость активной информационной политики правоохранителей в цифровом пространстве, особенно с учетом роста влияния социальных сетей.
Современные научные исследования показывают, что эффективная коммуникация между правоохранительными органами и населением основывается на комплексе мер, включающих обеспечение прозрачности, интеграцию цифровых технологий и учет региональных особенностей.
Анализ исследований демонстрирует существенный пробел в комплексном изучении влияния инновационных форматов цифрового взаимодействия, таких как мессенджеры, социальные сети и мобильные приложения, на качество коммуникации с различными социально-демографическими группами населения, в частности, с молодежной аудиторией. Этот недостаток подчеркивает необходимость проведения более глубоких исследований в данной области, что позволит выработать эффективные стратегии для оптимизации коммуникационных процессов в условиях цифровой трансформации.
Данный пробел определяет необходимость проведения данного исследования, направленного на оценку качества коммуникативных практик и уровня доверия к правоохранительным органам среди молодых интернет-пользователей г. Саранска.
Материалы и методы
Материалами исследования стали результаты анкетирования, проведенного среди жителей г. Саранска в апреле 2025 г. с использованием сервиса Яндекс.Формы.
В исследовании приняли участие 121 респондент, представляющий различные гендерные, возрастные и территориальные группы (таблица).
Таблица. Характеристика выборочной совокупности
Table. Characteristics of the sample population
Параметр / Parameter | Категория / Category | Абсолютное значение (чел.) / Absolute value (people) | % реcпондентов / % of respondents |
Пол / Gender | Мужчины / Men | 38 | 31 |
Женщины / Women | 83 | 69 | |
Возраст / Age | 18–25 лет / years old | 84 | 69 |
26–35 лет / years old | 15 | 12 | |
36–45 лет / years old | 4 | 3 | |
46–55 лет / years old | 9 | 7 | |
56 лет и старше / 56 years and older | 9 | 7 | |
Район проживания / Residential area | Ленинский район / Leninsky district | 66 | 55 |
Октябрьский район / Octyabrsky district | 29 | 24 | |
Пролетарский район / Proletarsky district | 26 | 21 |
Источник: составлено авторами.
Source: compiled by the authors.
Выборка являлась доступной и стихийной, охватывала преимущественно интернет-пользователей г. Саранска. Основную группу респондентов составили 84 чел. (69 % выборки) в возрасте 18–25 лет, что соответствует задачам пилотажного (разведочного) исследования, направленного на выявление трендов в данной демографической и медиа-активной группе.
В ходе исследования от всех респондентов было получено информированное согласие на участие в исследовании и обработку полученных ответов.
Настоящее исследование имеет ряд методологических ограничений. Во-первых, выборка респондентов, состоящая из 121 чел., не является репрезентативной. Во-вторых, тип выборки – стихийный, что может привести к систематическим искажениям результатов. Кроме того, существует риск смещения данных вследствие проведения анкетирования в онлайн-формате. В данном исследовании опрошены исключительно активные пользователи сети Интернет, что привело к смещению выборки в сторону возрастной категории от 18 до 25 лет.
Экстраполяция данных разведывательного опроса, проведенного в одном городе (Саранске), на другие регионы или на будущие периоды связана с определенными рисками. Социально-экономические особенности г. Саранска могут значительно отличаться от условий других населенных пунктов России, что может привести к искажению результатов при распространении выводов на более широкую территорию или на будущие временные периоды.
Результаты исследования
По данным опроса, подавляющее большинство респондентов ощущает себя в безопасности на улицах города: 85 % участников отметили, что чувствуют себя «скорее безопасно» или «безопасно»; 78 % опрошенных сообщили, что доверяют городской полиции. О полном своем недоверии сообщили 7 %. Часть респондентов отметила, что не чувствует себя в безопасности. Это свидетельствует о необходимости дополнительных мер по повышению уровня безопасности в отдельных районах, к примеру, улучшение освещенности и усиление патрулирования «тревожных» зон, чтобы устранить опасения жителей.
Опрошенные жители в целом положительно оценивают эффективность работы полиции: 61 % считают ее эффективной. При этом примерно четверть участников опроса (25 %) не смогли дать оценку деятельности правоохранителей, что может указывать на недостаток информации или личного опыта взаимодействия. Аналогичная картина наблюдается при оценке работы участковых: городская и районная полиция воспринимаются примерно одинаково, однако 22 % опрошенных затруднились оценить деятельность своего участкового.
Наиболее важным условием повышения доверия к полиции, по мнению респондентов, является борьба с коррупцией (31 %) и налаживание двустороннего диалога с населением (31 %). По мнению опрошенных, для повышения доверия следует регулярно публиковать отчеты с реальными кейсами и открыто освещать результаты работы полиции.
Открытость полиции – важный запрос населения: 83 % опрошенных считают прозрачность действий полиции важным аспектом ее работы. Большинство респондентов (85 %) связывают ее с внедрением в работу Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД) современных технологий (электронные заявления, чат-боты, электронные квитанции). Такая позиция отражает цифровую ориентацию преимущественно молодежной выборки (18–25 лет).
При проведении сравнительного анализа полученных данных с результатами других социологических исследований можно констатировать, что выявленные проблемы, такие как необходимость обеспечения прозрачности действий (83 %) и внедрения цифровых сервисов (85 %), напрямую коррелируют с выводами О. В. Зуевой и Н. Н. Демидова, которые выделяют открытость институциональных структур и адаптацию к цифровым платформам в качестве критических факторов доверия [3; 4].
Сотрудничество с полицией оценивается жителями г. Саранска умеренно: 81 % опрошенных дали положительную или нейтральную оценку сотрудничества с полицией, при этом лишь 16 % оценили его как «отличное».
Анализ результатов показал наличие проблемных аспектов: 20 % респондентов сталкивались с необоснованными требованиями со стороны сотрудников полиции. При этом личный опыт обращения в правоохранительные органы за последние три года имели только 12 % опрошенных. Таким образом, большинство респондентов формируют мнение о полиции через СМИ и чужой опыт, а не через собственное взаимодействие. Это актуализирует проблему стереотипов о работе полиции.
Выявленный низкий уровень личного взаимодействия опрошенных жителей г. Саранска с полицией (88 % жителей за последние три года не обращались в полицию) подтверждает тезис А. П. Тюнь о том, что общественное мнение в основном формируется через медиа и косвенный опыт [10]. Это требует пересмотра коммуникационных стратегий, особенно в условиях снижения доверия к традиционным СМИ и роста влияния социальных сетей.
Обсуждение и заключение
Проведенное исследование подтверждает парадокс: при высоком уровне доверия к полиции и ощущения безопасности жители города мало информированы о деятельности ведомства, что свидетельствует о наличии коммуникационной проблемы. При отсутствии личного опыта взаимодействия с полицией у большинства опрошенных представления о ее работе формируются преимущественно через неформальные каналы информации (например, слухи).
Респонденты последовательно выражают запрос на прозрачность действий правоохранителей, внедрение цифровых инструментов для повышения удобства и объективности, а также общение в рамках закона с соблюдением прав граждан.
Таким образом, укрепление диалога с населением (личного и через информационные каналы) наряду с политикой «нулевой терпимости» к коррупции и развитием IT-инструментов может повысить доверие граждан к правоохранительным органам в г. Саранске.
Практическая значимость исследования заключается в оценке роли коммуникационных процессов между правоохранительными органами и населением, что может способствовать развитию правоохранительной системы г. Саранска. Результаты исследования будут полезны для сотрудников правоохранительных органов (в частности, связанным с отделом по связям с общественностью), исследователей и студентов, интересующихся данной проблематикой.
Данное исследование может быть продолжено в других работах с использованием более репрезентативной выборки, что позволит получить более точные и обобщаемые данные.
Дополнительная информация
- Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
- Вклад авторов. Н. В. Балакирев – обзор литературы, редактирование. Д. А. Жеганов – анализ и интерпретация результатов. Д. С. Коруков – теоретическое содержание статьи. Д. В. Шевцов – методологическое содержание статьи.
Об авторах
Никита Владимирович Балакирев
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: n.balackirev@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0000-4893-3924
SPIN-код: 7809-4035
магистрант Историко-социологического института
Россия, 430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68Дмитрий Алексеевич Жеганов
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет
Email: dzheganow@gmail.com
ORCID iD: 0009-0004-6035-2574
магистрант Историко-социологического института
Россия, 430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68Дмитрий Сергеевич Коруков
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет
Email: Dimka.fleks@mail.ru
ORCID iD: 0009-0004-9802-1287
магистрант Историко-социологического института
Россия, 430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68Данила Владимирович Шевцов
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет
Email: danil.zenittt.tttv@mail.ru
ORCID iD: 0009-0006-7503-4346
магистрант Историко-социологического института
Россия, 430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68Список литературы
- Каспаров А. Р., Савина С. В. Современные методики изучения общественного мнения о деятельности полиции // Вестник Адыгейского государственного университета. 2020. № 4. С. 138–145. https://elibrary.ru/kcpylp
- Мащенко И. В. Стереотипы в профессиональной деятельности российских полицейских: социо логический аспект // Вестник Адыгейского государственного университета. 2020. № 1. С. 104–109. https://elibrary.ru/yqdwim
- Зуева О. В., Демидов Н. Н. Влияние СМИ на оценку эффективности деятельности полиции (по результатам социологических исследований) // Вестник Волгоградского государственного университета. 2016. № 3. С. 79–84. https://doi.org/10.15688/jvolsu7.2016.3.10
- Зуева О. В., Демидов Н. Н. Доверие граждан к полиции в современной России: актуальное состояние и анализ факторов // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2022. № 2. С. 144–150. https://doi.org/10.52070/2500-347X_2022_2_847_144
- Егорышев С. В. Социологический анализ эффективности социального взаимодействия правоохранительных органов с гражданским обществом и населением на уровне региона // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2014. № 5. С. 184–187. https://doi.org/10.15838/esc/2014.5.35.15
- Митина Е. С. Правоохранительные органы Российской Федерации: проблемы и перспективы // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2024. № 5. С. 95–99. https://doi.org/10.24412/2220-2404-2024-5-19
- Митина Е. С. Роль и значение содействия гражданских объединений в деятельности правоохранительных органов Российской Федерации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2024. № 6. С. 165–171. https://doi.org/10.24412/2220-2404-2024-6-15
- Антошкин В. Н., Вышегуров Х. М., Мамалимов Р. Р. Коммуникативное взаимодействие правоохранительных органов с населением // Социально-гуманитарные знания. 2019. № 10. С.117–124. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnoe-vzaimodeystvie-pravoohranitelnyh-organov-s-naseleniem (дата обращения: 05.03.2025).
- Андреев Н. А., Коробов В. Б. Социальное партнерство в правоохранительной сфере // Труды Академии управления МВД России. 2015. № 1. С. 28–32. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-partnerstvo-v-pravoohranitelnoy-sfere (дата обращения: 05.03.2025).
- Тюнь А. П. Источники представлений о правоохранительных органах в гражданской среде // Миссия Конфессий. 2023. Т. 12, № 5. С. 19–24. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istochniki-predstavleniy-o-pravoohranitelnyh-organah-v-grazhdanskoy-srede (дата обращения: 05.03.2025).
Дополнительные файлы
