Police: Information Openness and Dialogue with the Population (Sociological Aspect)
- Авторлар: Balakirev N.V.1, Zheganov D.A.1, Korukov D.S.1, Shevtsov D.V.1
-
Мекемелер:
- National Research Mordovia State University
- Шығарылым: Том 13, № 3 (2025)
- Беттер: 260-268
- Бөлім: Social Sciences and Humanities
- ##submission.dateSubmitted##: 16.06.2025
- ##submission.dateAccepted##: 29.08.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/296987
- DOI: https://doi.org/10.15507/2311-2468.013.202503.260-268
- EDN: https://elibrary.ru/esppph
- ID: 296987
Дәйексөз келтіру
Толық мәтін
Аннотация
Introduction. Effective communication between law enforcement agencies and the public is a critical element of ensuring public safety. Despite the active development of digital channels of interaction, significant communication barriers remain, especially in dialogue with the youth audience. The purpose of the study is to assess the quality of communication practices and the level of trust in law enforcement agencies among the population of the city of Saransk.
Materials and Methods. An online survey on the Yandex.Forms platform conducted in April 2025 was used as a research tool. The sample was spontaneous, the Internet users of Saransk aged mainly from 18 to 25 years old were interviewed, which accounted for 69% of the sample (n = 121). The analysis methods included descriptive statistics and content analysis of open responses.
Results. It was found that 85% of respondents feel safe on the streets of the city, 78% express confidence in the police. The majority (85%) consider it necessary to introduce digital services to increase the transparency of police work, according to 83% of respondents, transparency of police actions is an important aspect of its work. The majority (88%) have no personal experience of interacting with law enforcement agencies over the past three years, which highlights the importance of the information policy of the relevant agencies.
Discussion and Conclusion. The correlation between the level of trust of young people in law enforcement agencies and the degree of transparency of their activities, the level of digitalization of services and the quality of communicative interactions has been confirmed. The results of the study can be used to develop practical measures to optimize the communication strategies of law enforcement agencies in the digital environment.
Негізгі сөздер
Толық мәтін
Введение
В современном обществе эффективная коммуникация между правоохранительными органами и населением становится одним из ключевых аспектов обеспечения общественной безопасности и правопорядка. Правоохранительные органы, к которым относятся полиция, прокуратура, Федеральная служба безопасности и другие структуры, осуществляют множество функций, начиная от поддержки общественного порядка и заканчивая расследованием преступлений. Однако без постоянного и качественного взаимодействия с гражданами эти функции могут быть выполнены неэффективно.
В последние годы появились новые публичные каналы и способы связи между правоохранительными органами и гражданами, такие как социальные сети, интернет-платформы и медиаресурсы. Однако сотрудники правоохранительных органов могут оказаться не готовыми к использованию новых средств, что приводит к возникновению дополнительных барьеров в коммуникации, препятствуя эффективному взаимодействию.
Качество данного взаимодействия напрямую влияет на восприятие полиции гражданами, а также на уровень социальной стабильности. Ожидания граждан связаны не только с обеспечением безопасности, но и с прозрачностью действий правоохранителей, что требует внедрения современных коммуникационных технологий [1].
Важным аспектом в коммуникации выступают стереотипы, формирующиеся в профессиональной деятельности полицейских [2]. Стереотипное мышление сотрудников может как упрощать решение типовых задач, так и создавать барьеры в диалоге с обществом, особенно если действия правоохранителей расходятся с социальными нормами.
В настоящее время существуют проблемы, которые необходимо решать для достижения более эффективной коммуникации. Граждане должны чувствовать себя в безопасности и понимать, что их права защищены, а правоохранительные органы в свою очередь обязаны быть открытыми и доступными населению. Требуется комплексный подход, который будет учитывать как интересы населения, так и специфику работы правоохранительных органов.
Цель исследования – проведение анализа качества коммуникативных практик, осуществляемых правоохранительными органами г. Саранска, а также оценка уровня доверия населения к данным органам.
Обзор литературы
Проблема коммуникации правоохранительных органов с населением является ключевой для формирования доверия и эффективного взаимодействия в контексте общественной безопасности. Существует много исследований по данной проблематике.
Так, А. Р. Каспарова и С. В. Савина анализируют прозрачность действия полиции [1]. И. В. Мащенко проводит анализ стереотипов, функционирующих в профессиональной среде сотрудников правоохранительных органов [2].
О доверии как основе взаимодействия пишут О. В. Зуева и Н. Н. Демидова [3; 4]. Авторы выделяют три группы факторов, влияющих на доверие: индивидуальные характеристики граждан, институциональные особенности полиции и общее качество государственных институтов. Их исследование (выборка из 630 чел.) показывает, что открытость правоохранительных органов в медиапространстве и готовность к диалогу усиливают позитивное восприятие. Однако снижение доверия к традиционным СМИ осложняет коммуникацию, поскольку население все чаще обращается к цифровым платформам, где информация может быть искажена.
Региональный аспект взаимодействия раскрывается в исследовании С. В. Егорышева, который на примере Республики Башкортостан подчеркивает роль социологического мониторинга (выборка из 1 200 чел.) в оценке эффективности сотрудничества полиции с гражданским обществом. Автор отмечает, что локальные инициативы, такие как общественные советы, способствуют укреплению обратной связи [5].
Е. С. Митина обращает внимание на системные проблемы: дублирование полномочий между ведомствами и недостаток нормативной базы для взаимодействия с некоммерческими организациями (НКО) снижает прозрачность коммуникации [6; 7].
Коммуникативные стратегии как фактор повышения эффективности правоохранительных органов рассматриваются в работе В. Н. Антошкина, Х. М. Вышегурова и Р. Р. Мамалимова [8]. Авторы акцентируют роль «социального капитала», который формируется через диалог с различными группами населения.
Анализ экспертных интервью (34 чел.) Н. А. Андреева и В. Б. Коробова дополняет эту идею, предлагая рассматривать социальное партнерство как механизм совместного решения проблем, что требует развития навыков медиации у сотрудников [9].
Особое место занимает анализ источников формирования общественного мнения. А. П. Тюнь, изучая динамику представлений о полиции, выделяет три этапа: возникновение, подтверждение/опровержение, трансформацию образов через СМИ и личный опыт [10]. Это подчеркивает необходимость активной информационной политики правоохранителей в цифровом пространстве, особенно с учетом роста влияния социальных сетей.
Современные научные исследования показывают, что эффективная коммуникация между правоохранительными органами и населением основывается на комплексе мер, включающих обеспечение прозрачности, интеграцию цифровых технологий и учет региональных особенностей.
Анализ исследований демонстрирует существенный пробел в комплексном изучении влияния инновационных форматов цифрового взаимодействия, таких как мессенджеры, социальные сети и мобильные приложения, на качество коммуникации с различными социально-демографическими группами населения, в частности, с молодежной аудиторией. Этот недостаток подчеркивает необходимость проведения более глубоких исследований в данной области, что позволит выработать эффективные стратегии для оптимизации коммуникационных процессов в условиях цифровой трансформации.
Данный пробел определяет необходимость проведения данного исследования, направленного на оценку качества коммуникативных практик и уровня доверия к правоохранительным органам среди молодых интернет-пользователей г. Саранска.
Материалы и методы
Материалами исследования стали результаты анкетирования, проведенного среди жителей г. Саранска в апреле 2025 г. с использованием сервиса Яндекс.Формы.
В исследовании приняли участие 121 респондент, представляющий различные гендерные, возрастные и территориальные группы (таблица).
Таблица. Характеристика выборочной совокупности
Table. Characteristics of the sample population
Параметр / Parameter | Категория / Category | Абсолютное значение (чел.) / Absolute value (people) | % реcпондентов / % of respondents |
Пол / Gender | Мужчины / Men | 38 | 31 |
Женщины / Women | 83 | 69 | |
Возраст / Age | 18–25 лет / years old | 84 | 69 |
26–35 лет / years old | 15 | 12 | |
36–45 лет / years old | 4 | 3 | |
46–55 лет / years old | 9 | 7 | |
56 лет и старше / 56 years and older | 9 | 7 | |
Район проживания / Residential area | Ленинский район / Leninsky district | 66 | 55 |
Октябрьский район / Octyabrsky district | 29 | 24 | |
Пролетарский район / Proletarsky district | 26 | 21 |
Источник: составлено авторами.
Source: compiled by the authors.
Выборка являлась доступной и стихийной, охватывала преимущественно интернет-пользователей г. Саранска. Основную группу респондентов составили 84 чел. (69 % выборки) в возрасте 18–25 лет, что соответствует задачам пилотажного (разведочного) исследования, направленного на выявление трендов в данной демографической и медиа-активной группе.
В ходе исследования от всех респондентов было получено информированное согласие на участие в исследовании и обработку полученных ответов.
Настоящее исследование имеет ряд методологических ограничений. Во-первых, выборка респондентов, состоящая из 121 чел., не является репрезентативной. Во-вторых, тип выборки – стихийный, что может привести к систематическим искажениям результатов. Кроме того, существует риск смещения данных вследствие проведения анкетирования в онлайн-формате. В данном исследовании опрошены исключительно активные пользователи сети Интернет, что привело к смещению выборки в сторону возрастной категории от 18 до 25 лет.
Экстраполяция данных разведывательного опроса, проведенного в одном городе (Саранске), на другие регионы или на будущие периоды связана с определенными рисками. Социально-экономические особенности г. Саранска могут значительно отличаться от условий других населенных пунктов России, что может привести к искажению результатов при распространении выводов на более широкую территорию или на будущие временные периоды.
Результаты исследования
По данным опроса, подавляющее большинство респондентов ощущает себя в безопасности на улицах города: 85 % участников отметили, что чувствуют себя «скорее безопасно» или «безопасно»; 78 % опрошенных сообщили, что доверяют городской полиции. О полном своем недоверии сообщили 7 %. Часть респондентов отметила, что не чувствует себя в безопасности. Это свидетельствует о необходимости дополнительных мер по повышению уровня безопасности в отдельных районах, к примеру, улучшение освещенности и усиление патрулирования «тревожных» зон, чтобы устранить опасения жителей.
Опрошенные жители в целом положительно оценивают эффективность работы полиции: 61 % считают ее эффективной. При этом примерно четверть участников опроса (25 %) не смогли дать оценку деятельности правоохранителей, что может указывать на недостаток информации или личного опыта взаимодействия. Аналогичная картина наблюдается при оценке работы участковых: городская и районная полиция воспринимаются примерно одинаково, однако 22 % опрошенных затруднились оценить деятельность своего участкового.
Наиболее важным условием повышения доверия к полиции, по мнению респондентов, является борьба с коррупцией (31 %) и налаживание двустороннего диалога с населением (31 %). По мнению опрошенных, для повышения доверия следует регулярно публиковать отчеты с реальными кейсами и открыто освещать результаты работы полиции.
Открытость полиции – важный запрос населения: 83 % опрошенных считают прозрачность действий полиции важным аспектом ее работы. Большинство респондентов (85 %) связывают ее с внедрением в работу Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД) современных технологий (электронные заявления, чат-боты, электронные квитанции). Такая позиция отражает цифровую ориентацию преимущественно молодежной выборки (18–25 лет).
При проведении сравнительного анализа полученных данных с результатами других социологических исследований можно констатировать, что выявленные проблемы, такие как необходимость обеспечения прозрачности действий (83 %) и внедрения цифровых сервисов (85 %), напрямую коррелируют с выводами О. В. Зуевой и Н. Н. Демидова, которые выделяют открытость институциональных структур и адаптацию к цифровым платформам в качестве критических факторов доверия [3; 4].
Сотрудничество с полицией оценивается жителями г. Саранска умеренно: 81 % опрошенных дали положительную или нейтральную оценку сотрудничества с полицией, при этом лишь 16 % оценили его как «отличное».
Анализ результатов показал наличие проблемных аспектов: 20 % респондентов сталкивались с необоснованными требованиями со стороны сотрудников полиции. При этом личный опыт обращения в правоохранительные органы за последние три года имели только 12 % опрошенных. Таким образом, большинство респондентов формируют мнение о полиции через СМИ и чужой опыт, а не через собственное взаимодействие. Это актуализирует проблему стереотипов о работе полиции.
Выявленный низкий уровень личного взаимодействия опрошенных жителей г. Саранска с полицией (88 % жителей за последние три года не обращались в полицию) подтверждает тезис А. П. Тюнь о том, что общественное мнение в основном формируется через медиа и косвенный опыт [10]. Это требует пересмотра коммуникационных стратегий, особенно в условиях снижения доверия к традиционным СМИ и роста влияния социальных сетей.
Обсуждение и заключение
Проведенное исследование подтверждает парадокс: при высоком уровне доверия к полиции и ощущения безопасности жители города мало информированы о деятельности ведомства, что свидетельствует о наличии коммуникационной проблемы. При отсутствии личного опыта взаимодействия с полицией у большинства опрошенных представления о ее работе формируются преимущественно через неформальные каналы информации (например, слухи).
Респонденты последовательно выражают запрос на прозрачность действий правоохранителей, внедрение цифровых инструментов для повышения удобства и объективности, а также общение в рамках закона с соблюдением прав граждан.
Таким образом, укрепление диалога с населением (личного и через информационные каналы) наряду с политикой «нулевой терпимости» к коррупции и развитием IT-инструментов может повысить доверие граждан к правоохранительным органам в г. Саранске.
Практическая значимость исследования заключается в оценке роли коммуникационных процессов между правоохранительными органами и населением, что может способствовать развитию правоохранительной системы г. Саранска. Результаты исследования будут полезны для сотрудников правоохранительных органов (в частности, связанным с отделом по связям с общественностью), исследователей и студентов, интересующихся данной проблематикой.
Данное исследование может быть продолжено в других работах с использованием более репрезентативной выборки, что позволит получить более точные и обобщаемые данные.
Дополнительная информация
- Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
- Вклад авторов. Н. В. Балакирев – обзор литературы, редактирование. Д. А. Жеганов – анализ и интерпретация результатов. Д. С. Коруков – теоретическое содержание статьи. Д. В. Шевцов – методологическое содержание статьи.
Авторлар туралы
Nikita Balakirev
National Research Mordovia State University
Хат алмасуға жауапты Автор.
Email: n.balackirev@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0000-4893-3924
SPIN-код: 7809-4035
Master's Student at the Historical and Sociological Institute
Ресей, 68 Bolshevistskaya St., Saransk 430005, Russian FederationDmitry Zheganov
National Research Mordovia State University
Email: dzheganow@gmail.com
ORCID iD: 0009-0004-6035-2574
Master's Student at the Historical and Sociological Institute
Ресей, 68 Bolshevistskaya St., Saransk 430005, Russian FederationDmitry Korukov
National Research Mordovia State University
Email: Dimka.fleks@mail.ru
ORCID iD: 0009-0004-9802-1287
Master's Student at the Historical and Sociological Institute
Ресей, 68 Bolshevistskaya St., Saransk 430005, Russian FederationDanila Shevtsov
National Research Mordovia State University
Email: danil.zenittt.tttv@mail.ru
ORCID iD: 0009-0006-7503-4346
Master's Student at the Historical and Sociological Institute
Ресей, 68 Bolshevistskaya St., Saransk 430005, Russian FederationӘдебиет тізімі
- Kasparov A.R., Savina S.V. Contemporary Methods of Studying Public Opinion about the Police Activities. Bulletin of the Adyghe State University. 2020;(4):138–145. (In Russ., abstract in Eng.) https://elibrary.ru/kcpylp
- Maschenko I.V. Stereotypes in Professional Activity of Russian Police Officers: Sociological Aspect. Bulletin of the Adyghe State University. 2020;(1):104–109. (In Russ., abstract in Eng.) https://elibrary.ru/yqdwim
- Zueva O.V., Demidov N.N. The Influence of Mass Media on the Evaluation of Effectiveness of Police Activity (Based on the Results of Sociological Research). Journal of Volgograd State University. 2016;(3):79–84. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.15688/jvolsu7.2016.3.10
- Zueva O.V., Demidov N.N. Citizens’ Trust in the Police in Modern Russia: Current State and Analysis of Factors. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Social sciences. 2022;(2):144–150. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.52070/2500-347X_2022_2_847_144
- Egoryshev S.V. Sociological Analysis of the Efficiency of Social Interaction between Law Enforcement Agencies, Civil Society and Population at the Regional Level. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 2014;(5):184–187. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.15838/esc/2014.5.35.15
- Mitina E.S. Law Enforcement Agencies of the Russian Federation: Problems and Prospects. Humanities, Socio-Economic and Social Sciences. 2024;(5):95–99. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.24412/2220-2404-2024-5-19
- Mitina E.S. The Role and Importance of the Assistance of Civil Associations in the Activities of Law Enforcement Agencies of the Russian Federation. Humanities, Socio-Economic and Social Sciences. 2024;(6):165–171. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.24412/2220-2404-2024-6-15
- Antoshkin V.N., Vyshegulov H.M., Mamalimov R.R. Communicative Interaction of Law Enforcement Agencies with the Population. Social and Humanitarian Knowledge. 2019;(10):117–124. (In Russ., abstract in Eng.) Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnoe-vzaimodeystvie-pravoohranitelnyh-organov-s-naseleniem (accessed 05.03.2025).
- Andreev N.A., Korobov V.B. Social Partnership in Law Enforcement. Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2015;(1):28–32. (In Russ., abstract in Eng.) Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-partnerstvo-v-pravoohranitelnoy-sfere (accessed 05.03.2025).
- Tyun A.P. Sources of Ideas about Law Enforcement Agencies in the Civilian Environment. Mission Confessions. 2023;12(5):19–24. (In Russ., abstract in Eng.) Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/istochniki-predstavleniy-o-pravoohranitelnyh-organah-v-grazhdanskoy-srede (accessed 05.03.2025).
Қосымша файлдар
