Принципы государственной политики в области социальной защиты населения: этический анализ
- Авторы: Илюшечкин Р.С.
- Выпуск: Том 10, № 6 (2022)
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 22.05.2025
- Статья одобрена: 22.05.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/293107
- ID: 293107
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассмотрены политико-правовые и этические основания социальной работы. Особое внимание уделено их применению и закреплению в профессионально-этическом кодексе социальных работников. Кроме того, в статье выявлены и описаны требования к морально-этическим принципам социальной работы, устойчивости современной социальной работы к реалиям российского общества.
Полный текст
Понятие «социальная работа» очень многогранно, но в первую очередь этот вид деятельности (и профессия) служит мощным посредником между государством и населением. Нестабильная политическая и социально-экономическая ситуация в стране привела к появлению большого количества проблем. В начале 1990-х годов социальная работа обрела новый формат деятельности, который формируется по сегодняшний день. Такие научные деятели, как П. Д. Павленок, М. В. Фиров, Е. И. Холостова, Л. В. Топчий и многие другие ученые являются с одной стороны не только самыми цитируемыми в сфере социальной работы (ее основных компонентов), но и основателями «новой социальной работы».
Принципы социальной справедливости и прав человека, означающие наличие равных возможностей и социальных привилегий для всех членов общества, составляют основу социальной работы. Современный социальный работник должен руководствоваться профессионально-этическим кодексом, чтобы его усилия в отношении слабозащищенных и малообеспеченных слоев населения были высоко результативны. Профессионально- этический кодекс следует рассматривать через аксиологическую призму философии, так как морально-этические принципы современного социального работника всегда являлись основой его профессиональной деятельности.
Интерпретируя статус моральных ценностей и этических принципов, зафиксированных в профессионально-этическом кодексе с целью их и применения в практической сфере, мы хотели бы подчеркнуть, что положениями данного документа необходимо руководствоваться и в практической деятельности.
Заметим, что современный механизм российской социальной работы выступает как сильно разветвленная система взаимодействия слабозащищенных слоев населения, лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с одной стороны, органов социальный защиты и социального обеспечения, с другой. Согласно профессионально-этическому кодексу, «основные принципы служебного поведения работников органов социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания являются основой поведения граждан Российской Федерации в связи с осуществлением ими профессиональных должностных обязанностей в социальной сфере» [1].
Непосредственную роль в принятии нормативно-правовой базы в сфере социальной работы и социального обеспечения играет государство и его подведомственное учреждение – Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Среди законов, регламентирующих деятельность социальных работников, необходимо указать следующие документы:
- Конституция РФ (здесь закреплены конституционно-правовые основы социальной работы в Российской Федерации: в основном, в статьях 37, 38, 39, 40, 41);
- Федеральный закон № 442-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (в законе регламентированы, главным образом, правовое регулирование социального обслуживания граждан и принципы социального обслуживания);
- Постановление Правительства РФ № 1075 от 18 октября 2014 г. «Об утверждении правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно» (утверждены прилагаемые правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно);
- Постановление Правительства РФ № 1236 от 24 ноября 2014 г. «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг»;
- Приказ Минтруда России № 24 от 26 января 2022 г. «О проведении оперативного мониторинга в целях обеспечения занятости населения» (предоставление сведений и информации от работодателей через подведомственные учреждения Министерство труда и социальной защиты РФ и Пенсионного фонда РФ) [5].
Среди принципов социальной работы, по нашему мнению, можно выделить:
- принцип человеческого достоинства и толерантности (социальные работники признают ценность каждого человека и его право на реализацию своих способностей, на достойные условия жизни и благосостояние);
- принцип социальной справедливости и гуманизма (справедливое и равноправное распределение ресурсов для удовлетворения основных социальных потребностей получателя социальных услуг);
- принцип социальной активности, мобильности и гибкости (они являются ценностью для социального работника и предполагают взаимосвязанную деятельность социального работника с получателем социальных услуг).
Многочисленные категории граждан и лиц, нуждающихся в помощи, имеют свои конкретные специфические особенности и потребности: уровень и качество жизни, медицинские услуги, социальное страхование, социальные гарантии, трудоустройство и другие. Поэтому важно учесть, что современный социальный работник должен придерживаться в своей практической деятельности моральных принципов профессионально- этического кодекса. Руководствуясь этическими нормами и моральными принципами, специалист по социальной работе обязан эффективно использовать имеющийся у него арсенал знаний, чтобы выявить проблемы и эффективно их устранить в работе со своими клиентами. Специалистам необходимо опираться именно на те гуманистические принципы, которые могут быть наиболее востребованы в работе с клиентами социальной работы и лицами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
Следует подчеркнуть, что главная роль принадлежит личностно-ориентированному подходу, поскольку каждой категории клиентов социальной защиты соответствует своя технология социальной работы. В связи с этим ценности и принципы могут усовершенствоваться по мере устойчивости в стране: от первоначально необходимых потребностей граждан и категорий населения к более значимым потребностям. Здесь действует принцип «от низшего к высшему», согласно пирамиде потребностей А. Маслоу, представляющей описание потребностей человека: от низменных желаний до возвышенных. Психолог верно предположил, что у каждого человека есть определенные потребности к комфортной жизни, к которым он стремится. Пирамида Маслоу имеет следующую структуру:
- физиологические потребности;
- потребности в безопасности;
- потребность в принадлежности и любви;
- потребность в уважении и почитании;
- потребности познавательные;
- эстетические потребности;
- потребность в самоактуализации [3, с. 51].
Устойчивая политическая обстановка обуславливает дальнейшее развитие гуманизации социальной сферы, позволяющих отстоять важнейшие социальные потребности личности и определить поиск новых методов и способов ее совершенствования.
Возникает вопрос: нужна ли обширная система учреждений социальной защиты, ее структурных компонентов? Ведь это сродни «пирровой победе», при которой победа достается слишком высокой ценой. Не лучше ли планомерно и методично, по принципу «сверху вниз», разработать модель повышения уровня социально-экономического благополучия граждан? Несмотря на сильный разрыв между богатыми и бедными, наличием слабого среднего класса и социальной стратификацией, выражающейся в расслоении российского общества, основная финансовая нагрузка для стабилизации и стимуляции населения ложится на плечи государства.
В связи с гуманизацией общества, а также по причине его социально-экономической нестабильности, с каждым десятилетием появляются новые категории клиентов системы социального обслуживания.
Этот «гордиев узел» можно разрубить путем поиска новых механизмов и рычагов решения проблемы бедности и безработицы населения. На наш взгляд, не придется применять систему оптимизации и уплотнения системы социального обслуживания, куда входят комплексные центры и учреждения социальной защиты. Процесс урбанизации жизненно необходимых центров помощи и социальных учреждений приводит к тому, что значительная часть населения ввиду своих индивидуальных потребностей не может переехать в крупные населенные пункты и города, где есть «все блага цивилизации», т.е. необходимые условия жизнеобеспечения и достойный уровень существования для граждан.
Что касается системы социального обслуживания населения и государственного содействия слабозащищенным и малообеспеченным гражданам, то необходимо указать как на позитивные моменты, так и на негативные стороны. Разнопрофильный спектр категорий социального обслуживания, а также большое число безработных и лиц, относящихся к статусу «клиент социальной работы», создают благоприятную почву для разработки грантов в этой сфере. Государство выделяет огромные суммы на реализацию социально-значимых проектов в целях минимизации социальных рисков и потерь. К примеру, каждый способный и предприимчивый гражданин, вне зависимости от возраста, пола, национальности имеет право на создание проекта и реализацию Президентского гранта в случае победы в конкурсе.
Немаловажной частью современного общества является молодежь, в том числе и студенты, среди которых есть и будущие специалисты социальной работы. Они, ввиду своих индивидуальных особенностей и семейных обстоятельств, обучаясь в образовательных учреждениях, могут также являться клиентами социального обслуживания. Поступить в государственный вуз и стать студентом могут люди вне зависимости от возраста, пола, расы, вероисповедания, территориального местоположения, а также ограниченной физической активности. Согласно конвенции о правах инвалидов, к данной категории относятся «лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими» [2]. Толерантность и гуманизм – это не только принципы, но и феномены и признаки современного цивилизованного общества [4, с. 235]. Специалисты по социальному обслуживанию совмещают обеспечение первоначальных потребностей слабозащищенных категорий населения с деятельностью по защите достоинства своих клиентов и их права на индивидуальность.
По мере стабилизации социально-экономической ситуации в стране и решения насущных проблем специалисты социального обслуживания обращаются к поиску новых форм и методов работы, которые позволяют удовлетворять такие психологические потребности человека, как потребность в самореализации. В настоящее время, несмотря на богатый обширный инструментарий технологий и техник практико-ориентированной работы, поиск эффективных инновационных форм и методов работы, которые могут помочь человеку глубже понять себя и раскрыть свои самозащитные функции, продолжается. Итогом этой работы в условиях дальнейшей гуманизации общественной жизни должно стать появление у человека потребности в самореализации. В таком случае перед институтом социальной работы откроются новые перспективы, направленные на удовлетворение этой потребности.
Таким образом, в результате этического анализа правовых основ и принципов социальной работы в Российской Федерации мы приходим к следующим выводам:
Во-первых, основным источником, которым руководствуются специалисты социального обслуживания, остается профессионально-этический кодекс.
Во-вторых, толерантность и гуманизм являются основными принципами для специалиста социальной работы.
В-третьих, права и свободы гражданина как клиента социального обслуживания закреплены как на государственном уровне, так и в различных Конвенциях ООН.
По нашему мнению, принципы толерантности и гуманизма являются неотъемлемой составляющей в деятельности специалистов социальной работы: эти принципы влияют на ход работы и отражают поведение социальных работников.
Список литературы
- Кодекс этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждения социального обслуживания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rcbutovo.mos.ru/anti-corruption-activities (дата обращения 5.04.2022).
- Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml (дата обращения 7.04.2022).
- Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Евразия, 1999. – 479 с.
- Мельников В. П., Холостова Е. И. История социальной работы в России. – 2-е изд. – М.: Маркетинг, 2005. – 344 с.
- Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mintrud.gov.ru/ministry (дата обращения 14.04.2022).
Дополнительные файлы







