Principles of state policy in social protection of the population: ethical analysis
- 作者: Ilyushechkin R.S.
- 期: 卷 10, 编号 6 (2022)
- 栏目: Articles
- ##submission.dateSubmitted##: 22.05.2025
- ##submission.dateAccepted##: 22.05.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/293107
- ID: 293107
如何引用文章
全文:
详细
The article considers the political, legal and ethical foundations of social work. Particular attention is paid to their application and consolidation in the professional and ethical code of social workers. In addition, the article identifies and describes the requirements for the moral and ethical principles of social work, the sustainability of modern social work to the realities of Russian society.
全文:
Понятие «социальная работа» очень многогранно, но в первую очередь этот вид деятельности (и профессия) служит мощным посредником между государством и населением. Нестабильная политическая и социально-экономическая ситуация в стране привела к появлению большого количества проблем. В начале 1990-х годов социальная работа обрела новый формат деятельности, который формируется по сегодняшний день. Такие научные деятели, как П. Д. Павленок, М. В. Фиров, Е. И. Холостова, Л. В. Топчий и многие другие ученые являются с одной стороны не только самыми цитируемыми в сфере социальной работы (ее основных компонентов), но и основателями «новой социальной работы».
Принципы социальной справедливости и прав человека, означающие наличие равных возможностей и социальных привилегий для всех членов общества, составляют основу социальной работы. Современный социальный работник должен руководствоваться профессионально-этическим кодексом, чтобы его усилия в отношении слабозащищенных и малообеспеченных слоев населения были высоко результативны. Профессионально- этический кодекс следует рассматривать через аксиологическую призму философии, так как морально-этические принципы современного социального работника всегда являлись основой его профессиональной деятельности.
Интерпретируя статус моральных ценностей и этических принципов, зафиксированных в профессионально-этическом кодексе с целью их и применения в практической сфере, мы хотели бы подчеркнуть, что положениями данного документа необходимо руководствоваться и в практической деятельности.
Заметим, что современный механизм российской социальной работы выступает как сильно разветвленная система взаимодействия слабозащищенных слоев населения, лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с одной стороны, органов социальный защиты и социального обеспечения, с другой. Согласно профессионально-этическому кодексу, «основные принципы служебного поведения работников органов социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания являются основой поведения граждан Российской Федерации в связи с осуществлением ими профессиональных должностных обязанностей в социальной сфере» [1].
Непосредственную роль в принятии нормативно-правовой базы в сфере социальной работы и социального обеспечения играет государство и его подведомственное учреждение – Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Среди законов, регламентирующих деятельность социальных работников, необходимо указать следующие документы:
- Конституция РФ (здесь закреплены конституционно-правовые основы социальной работы в Российской Федерации: в основном, в статьях 37, 38, 39, 40, 41);
- Федеральный закон № 442-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (в законе регламентированы, главным образом, правовое регулирование социального обслуживания граждан и принципы социального обслуживания);
- Постановление Правительства РФ № 1075 от 18 октября 2014 г. «Об утверждении правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно» (утверждены прилагаемые правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно);
- Постановление Правительства РФ № 1236 от 24 ноября 2014 г. «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг»;
- Приказ Минтруда России № 24 от 26 января 2022 г. «О проведении оперативного мониторинга в целях обеспечения занятости населения» (предоставление сведений и информации от работодателей через подведомственные учреждения Министерство труда и социальной защиты РФ и Пенсионного фонда РФ) [5].
Среди принципов социальной работы, по нашему мнению, можно выделить:
- принцип человеческого достоинства и толерантности (социальные работники признают ценность каждого человека и его право на реализацию своих способностей, на достойные условия жизни и благосостояние);
- принцип социальной справедливости и гуманизма (справедливое и равноправное распределение ресурсов для удовлетворения основных социальных потребностей получателя социальных услуг);
- принцип социальной активности, мобильности и гибкости (они являются ценностью для социального работника и предполагают взаимосвязанную деятельность социального работника с получателем социальных услуг).
Многочисленные категории граждан и лиц, нуждающихся в помощи, имеют свои конкретные специфические особенности и потребности: уровень и качество жизни, медицинские услуги, социальное страхование, социальные гарантии, трудоустройство и другие. Поэтому важно учесть, что современный социальный работник должен придерживаться в своей практической деятельности моральных принципов профессионально- этического кодекса. Руководствуясь этическими нормами и моральными принципами, специалист по социальной работе обязан эффективно использовать имеющийся у него арсенал знаний, чтобы выявить проблемы и эффективно их устранить в работе со своими клиентами. Специалистам необходимо опираться именно на те гуманистические принципы, которые могут быть наиболее востребованы в работе с клиентами социальной работы и лицами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
Следует подчеркнуть, что главная роль принадлежит личностно-ориентированному подходу, поскольку каждой категории клиентов социальной защиты соответствует своя технология социальной работы. В связи с этим ценности и принципы могут усовершенствоваться по мере устойчивости в стране: от первоначально необходимых потребностей граждан и категорий населения к более значимым потребностям. Здесь действует принцип «от низшего к высшему», согласно пирамиде потребностей А. Маслоу, представляющей описание потребностей человека: от низменных желаний до возвышенных. Психолог верно предположил, что у каждого человека есть определенные потребности к комфортной жизни, к которым он стремится. Пирамида Маслоу имеет следующую структуру:
- физиологические потребности;
- потребности в безопасности;
- потребность в принадлежности и любви;
- потребность в уважении и почитании;
- потребности познавательные;
- эстетические потребности;
- потребность в самоактуализации [3, с. 51].
Устойчивая политическая обстановка обуславливает дальнейшее развитие гуманизации социальной сферы, позволяющих отстоять важнейшие социальные потребности личности и определить поиск новых методов и способов ее совершенствования.
Возникает вопрос: нужна ли обширная система учреждений социальной защиты, ее структурных компонентов? Ведь это сродни «пирровой победе», при которой победа достается слишком высокой ценой. Не лучше ли планомерно и методично, по принципу «сверху вниз», разработать модель повышения уровня социально-экономического благополучия граждан? Несмотря на сильный разрыв между богатыми и бедными, наличием слабого среднего класса и социальной стратификацией, выражающейся в расслоении российского общества, основная финансовая нагрузка для стабилизации и стимуляции населения ложится на плечи государства.
В связи с гуманизацией общества, а также по причине его социально-экономической нестабильности, с каждым десятилетием появляются новые категории клиентов системы социального обслуживания.
Этот «гордиев узел» можно разрубить путем поиска новых механизмов и рычагов решения проблемы бедности и безработицы населения. На наш взгляд, не придется применять систему оптимизации и уплотнения системы социального обслуживания, куда входят комплексные центры и учреждения социальной защиты. Процесс урбанизации жизненно необходимых центров помощи и социальных учреждений приводит к тому, что значительная часть населения ввиду своих индивидуальных потребностей не может переехать в крупные населенные пункты и города, где есть «все блага цивилизации», т.е. необходимые условия жизнеобеспечения и достойный уровень существования для граждан.
Что касается системы социального обслуживания населения и государственного содействия слабозащищенным и малообеспеченным гражданам, то необходимо указать как на позитивные моменты, так и на негативные стороны. Разнопрофильный спектр категорий социального обслуживания, а также большое число безработных и лиц, относящихся к статусу «клиент социальной работы», создают благоприятную почву для разработки грантов в этой сфере. Государство выделяет огромные суммы на реализацию социально-значимых проектов в целях минимизации социальных рисков и потерь. К примеру, каждый способный и предприимчивый гражданин, вне зависимости от возраста, пола, национальности имеет право на создание проекта и реализацию Президентского гранта в случае победы в конкурсе.
Немаловажной частью современного общества является молодежь, в том числе и студенты, среди которых есть и будущие специалисты социальной работы. Они, ввиду своих индивидуальных особенностей и семейных обстоятельств, обучаясь в образовательных учреждениях, могут также являться клиентами социального обслуживания. Поступить в государственный вуз и стать студентом могут люди вне зависимости от возраста, пола, расы, вероисповедания, территориального местоположения, а также ограниченной физической активности. Согласно конвенции о правах инвалидов, к данной категории относятся «лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими» [2]. Толерантность и гуманизм – это не только принципы, но и феномены и признаки современного цивилизованного общества [4, с. 235]. Специалисты по социальному обслуживанию совмещают обеспечение первоначальных потребностей слабозащищенных категорий населения с деятельностью по защите достоинства своих клиентов и их права на индивидуальность.
По мере стабилизации социально-экономической ситуации в стране и решения насущных проблем специалисты социального обслуживания обращаются к поиску новых форм и методов работы, которые позволяют удовлетворять такие психологические потребности человека, как потребность в самореализации. В настоящее время, несмотря на богатый обширный инструментарий технологий и техник практико-ориентированной работы, поиск эффективных инновационных форм и методов работы, которые могут помочь человеку глубже понять себя и раскрыть свои самозащитные функции, продолжается. Итогом этой работы в условиях дальнейшей гуманизации общественной жизни должно стать появление у человека потребности в самореализации. В таком случае перед институтом социальной работы откроются новые перспективы, направленные на удовлетворение этой потребности.
Таким образом, в результате этического анализа правовых основ и принципов социальной работы в Российской Федерации мы приходим к следующим выводам:
Во-первых, основным источником, которым руководствуются специалисты социального обслуживания, остается профессионально-этический кодекс.
Во-вторых, толерантность и гуманизм являются основными принципами для специалиста социальной работы.
В-третьих, права и свободы гражданина как клиента социального обслуживания закреплены как на государственном уровне, так и в различных Конвенциях ООН.
По нашему мнению, принципы толерантности и гуманизма являются неотъемлемой составляющей в деятельности специалистов социальной работы: эти принципы влияют на ход работы и отражают поведение социальных работников.
参考
- Кодекс этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждения социального обслуживания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rcbutovo.mos.ru/anti-corruption-activities (дата обращения 5.04.2022).
- Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml (дата обращения 7.04.2022).
- Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Евразия, 1999. – 479 с.
- Мельников В. П., Холостова Е. И. История социальной работы в России. – 2-е изд. – М.: Маркетинг, 2005. – 344 с.
- Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mintrud.gov.ru/ministry (дата обращения 14.04.2022).
补充文件

