Направления развития туризма в Никольском районе Пензенской области
- Авторы: Юдаева А.А., Есина Л.Б.
- Выпуск: Том 10, № 8 (2022)
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 11.04.2025
- Статья одобрена: 11.04.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/287166
- ID: 287166
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена изучению вопроса стратегического планирования развития туризма территорий. Также в статье обобщен отечественный опыт разработки стратегий развития туризма, рассмотрены цели, задачи и инструменты планирования. Особое внимание уделено состоянию индустрии туризма в Никольском районе Пензенской области. Исследуется необходимость стратегического планирования развития туризма на данной территории.
Полный текст
В настоящее время неуклонно растет роль туристского сектора в развитии экономики как мирового и национального, так и регионального масштаба. При этом туризм, как социальное явление, обеспечивает удовлетворение социальных и духовных потребностей населения, многообразие которых формируют не только туристские предприятия, но и предприятия других отраслей, что и обусловливает мультипликативное воздействие туристской сферы на экономику.
В Российской Федерации отрасль туризма активно развивается в последние годы. Основополагающим фактором успешного развития туризма является грамотное стратегическое планирование. Стратегическое планирование формирует цели и задачи развития территории в условиях современного положения и тенденций отрасли.
Стратегическое планирование – это сложное явление, включающее в себя задачи, сроки, ресурсы, целевые программы, отдельные проекты, обеспечивающие эффективное решение проблемы динамичного развития туризма. В исследовании акцентировано внимание на изучении стратегий, способствующих развитию туризма в регионе. Каждый регион РФ активно занимается созданием и реализацией стратегий. Пензенская область не исключение. Несмотря на развитую инфраструктуру и имеющееся предложения, туризм в Пензенской области требует новых решений, поскольку появляются современные формы работы с аудиторией и меняется спрос. С учетом вышесказанного, можно сделать вывод об актуальности темы исследования.
Цель исследования – разработка предложений по развитию туризма в Никольском районе Пензенской области на 2022–2035 гг.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
- исследовать сущность и особенности стратегического планирования;
- провести анализ международной и отечественной практики реализации стратегий развития туризма;
- исследовать туристский потенциал Никольского района с позиции разработки стратегий развития туризма;
- выполнить проектирование предложений по развитию туризма в Никольском районе Пензенской области.
Объект исследования – Никольский район Пензенской области.
Предмет исследования – туристский потенциал Никольского района, как база для проектирования и реализации стратегий развития туризма. Практическая значимость исследования заключается в возможности реализации разработанной стратегии развития туризма в Никольском районе Пензенской области в процессе усовершенствования инфраструктуры, формировании новых туристских предложений и привлечении туристского потока.
В настоящее время в связи с кардинальными изменениями в российской экономике, политической обстановке и санитарно-эпидемиологической, в том числе и на рынке туристских услуг, актуальными становятся вопросы поиска ресурсов и возможностей для развития внутреннего туризма. Необходимым условием динамичного развития внутреннего туризма в России является формирование качественного туристского продукта, использование грамотной маркетинговой стратегии продвижения внутреннего туристского продукта; использование эффективных методов и механизмов реализации рекламно-информационной политики; развитие профессиональной подготовки персонала; активное привлечение инвестиций для развития туристской инфраструктуры [4]. В России в настоящее время сложилась особая территориальная организация внутреннего туризма, потенциал развития которого оценивается как по туристским районам, так и отдельным административным единицам.
Для достижения вышестоящих задач необходима разработка стратегий, направленных на развитие территорий. Распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2019 г. № 2129-р утверждена Стратегия развития туризма в Российской Федерации до 2035 г., целями которой стали:
- усиление социальной роли туризма, увеличение доступности услуг туризма, отдыха и оздоровления для всех жителей Российской Федерации;
- комплексное развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации за счет создания условий для формирования и продвижения качественного туристского продукта, конкурентоспособного на внутреннем и мировом рынках [1].
В рамках данной стратегии планируется развитие туристских территорий, а именно тех дестинаций, которые обладают высоким туристским потенциалом для создания конкурентоспособных туристских продуктов.
Инструментами координации и синхронизации мер по развитию туристских территорий являются: создание и реализация планов развития приоритетных туристских территорий, включающих в себя концепцию развития туристской территории, мастер-планы развития туристских территорий, перечень инфраструктурных и инвестиционных проектов и финансовую модель реализации плана развития туристской территории.
Разработка стратегий, направленных на развитие туризма, охватывает практически все субъекты РФ, в том числе и Пензенская область. Пензенская область обладает высоким туристским потенциалом за счет разнообразия уникальных памятников культурно- исторического значения и богатых природных ресурсов. Более того, она отличается достаточно высоким развитием инфраструктуры туризма и гостеприимства. Ориентиром в развитии туризма в регионе является Стратегия развития туризма в Пензенской области на период до 2035 г. утвержденная 29 октября 2021 г. распоряжением правительства Пензенской области № 625-рП [2; 3].
Никольский район расположен в северо-восточной части Пензенской области. Территория района граничит с Ульяновской областью и Республикой Мордовия. Следовательно, выгодное географическое положение способствует доступности района, как для жителей Пензенской области, так и для туристов соседних регионов (рис. 1).
Рис. 1. Карта Никольского района Пензенской области.
В настоящее время Никольский район является одним из самых узнаваемых районов Пензенской области, так как на его территории расположен ряд известных культурно- исторических объектов, привлекательных для туристов. Наиболее развитым видом туризма в этом районе является культурно-познавательный. Главным объектом привлечения туристов является «Никольский музей стекла и хрусталя», в котором размещена коллекция уникальных изделий из стекла и хрусталя, имеющих богатую историю.
В Никольском районе создан туристско-рекреационный кластер «Хрустальный», который в стратегической перспективе будет включать в себя семь объектов. Дополнительным преимуществом данного кластера является его брендирование. В 2019 году, по итогам оценки экспертов медиагруппы «Отдых в России», бренд «Хрустальное сердце России» города Никольска занял второе место в номинации «Бренд города» национального рейтинга туристических брендов. В качестве замечаний эксперты указали, что «Пензенский бренд «Хрустальное сердце России» имеет не очень четкое позиционирование (хотя должен продвигать город Никольск), слабое продвижение, как следствие – низкую узнаваемость, смешение с аналогичными «хрустальными» брендами Брянской области» [5]. Эти замечания следует учитывать при разработке предложений по развитию туризма в Никольском районе.
Ежегодно проводимый в Никольске Международный симпозиум по художественному стеклу и скульптуре позволяет расширить границы узнаваемости Никольска, как центра художественного стеклоделия, за пределами России и увеличить возможности музея стекла и хрусталя по расширению экспозиции [7]. Также в ассортименте туристских предложений в Никольском районе имеются программы этнографического, фольклорного, событийного и религиозного туризма.
Никольский район обладает ресурсами для рекреационного отдыха, однако, акцент на данный вид туризма пока не является приоритетным из-за отсутствия заинтересованных инвесторов. Рекреационный туризм, по нашему мнению, может стать перспективным видом туризма для Никольского района в стратегическом будущем [6].
Несмотря на наличие разнообразных туристских ресурсов Никольского района, туристские потоки в этот район невелики и не стабильны. С учетом требований современных туристов, Никольскому району необходимы нововведения для привлечения потока туристов. Исходя из ряда существующих проблем, необходимо разработать предложения по развитию туризма в районе. В рамках стратегии развития туризма до 2035 года планируется разработка плановых мероприятий по решению проблем Никольского района Пензенской области. В рамках работы был проведен SWOT-анализ, результаты которого приведены в таблице 1.
Таблица 1
SWOT-анализ туристкой индустрии Никольского района Пензенской области
Сильные стороны | Слабые стороны |
1) Наличие бренда Никольского района «Никольск- хрустальное сердце России». 2) Удобное транспортное сообщение. 3) Относительная близость Никольского района к Ульяновской области и Республике Мордовия, обеспечивающая возможность для въездного туризма. 4) Доступная цена туристских предложений. 5) Наличие всесезонных туристских предложений. 6) Наличие ресурсов, обеспечивающих развитие культурно-познавательного, этнографического, промышленного, религиозного, рекреационного и активного видов туризма. | 1) Недостаточная развитость объектов сервисной инфраструктуры в районе. 2) Рекламно-информационное обеспечение продвижения дестинации на внешнем рынке находится на низком уровне. 3) Неудобство официального сайта «Туризм в Никольском районе», также устаревший дизайн. 4) Нехватка заинтересованных инвесторов в развитии туризма в Никольском районе. 5) Наличие небольшого количества интегрированных туристских маршрутов в Никольский район из Ульяновской области и Республики Мордовия. 6) Территориальные диспропорции в развитии индустрии туризма района. |
Возможности | Угрозы |
1) Повышение заинтересованности региональных органов власти 2) Возможность развития Никольского района путем межрегионального сотрудничества с Ульяновской областью и Республикой Мордовия. 3) Возможность повышения внимания к дестинации за счет проекта программы развития сельского туризма в России до 2030 г. 4) Возможность организации системы качественного информирования туристов, за счет улучшения системы онлайн и офлайн продвижения. | 1) Усиление конкуренции на российском рынке туризма среди субъектов РФ. 2) Изменение требований и предпочтений туристов к организации туристских путешествий. 3) Влияние пандемии COVID-19 на функционирование индустрии туризма и гостеприимства Пензенской области. |
Таким образом, предложения по развитию туризма в Никольском районе Пензенской области должны быть ориентированы на:
- развитие новых и поддержку имеющихся видов туризма;
- создание конкурентоспособного туристского продукта;
- создание объектов сервисной инфраструктуры;
- развитие системы продвижения и повышение узнаваемости туристского продукта;
- развитие устойчивого спроса и повышение доступности туристского продукта;
- привлечение инвестиционного потока в Никольский район.
Разработка предложений по развитию туризма в Никольском районе Пензенской области позволит решить наиболее острые проблемы:
- неполномерное использование туристских ресурсов;
- отставание в развитии информационного обеспечения;
- нехватка инвестиционных потоков;
- ограниченный ассортимент предложений в разных видах туризма.
Об авторах
А. А. Юдаева
Автор, ответственный за переписку.
Email: ogarevonline@yandex.ru
Россия
Л. Б. Есина
Email: ogarevonline@yandex.ru
Россия
Список литературы
- Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 г. от 20 сентября 2019 г. № 2129-р.
- Стратегия развития туризма в Пензенской области до 2035 г., утвержденная 29 октября 2021 г. Распоряжением правительства Пензенской области № 625-рП.
- Закон Пензенской области от 15 мая 2019 г. № 3323-3ПО «О стратегии социально- экономического развития Пензенской области на период до 2035 г.»
- Дуздибаева А. С. Современное состояние российского туризма // Молодой ученый. – 2018. – № 7. – С. 390–393.
- Национальный рейтинг туристических брендов – 2018 // Официальный сайт «Отдых в России» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rustur.ru/nacionalnyj-rejting- turisticheskix-brendov-2018 (дата обращения: 09.11.2021).
- Официальный сайт «Туризм в Никольском районе» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://niktravel.ru/ (дата обращения: 06.11.2021).
- Официальный сайт «Музея стекла и хрусталя» в г. Никольске [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://музейстеклаихрусталя.рф/ (дата обращения: 05.11.2021).
Дополнительные файлы
