The directions of tourism development in the Nikolsky district of the Penza region

封面

如何引用文章

全文:

详细

The article is devoted to the study of strategic planning of tourism development of terrotories. The authors summarize the domestic experience of designing tourism development strategies, discusses the goals, objectives and planning instruments. Special attention is paid to the state of the tourism industry in the Nikolsky district of the Penza region. The need for strategic planning of tourism development on the territory is proved.

全文:

В настоящее время неуклонно растет роль туристского сектора в развитии экономики как мирового и национального, так и регионального масштаба. При этом туризм, как социальное явление, обеспечивает удовлетворение социальных и духовных потребностей населения, многообразие которых формируют не только туристские предприятия, но и предприятия других отраслей, что и обусловливает мультипликативное воздействие туристской сферы на экономику.

В Российской Федерации отрасль туризма активно развивается в последние годы. Основополагающим фактором успешного развития туризма является грамотное стратегическое планирование. Стратегическое планирование формирует цели и задачи развития территории в условиях современного положения и тенденций отрасли.

Стратегическое планирование – это сложное явление, включающее в себя задачи, сроки, ресурсы, целевые программы, отдельные проекты, обеспечивающие эффективное решение проблемы динамичного развития туризма. В исследовании акцентировано внимание на изучении стратегий, способствующих развитию туризма в регионе. Каждый регион РФ активно занимается созданием и реализацией стратегий. Пензенская область не исключение. Несмотря на развитую инфраструктуру и имеющееся предложения, туризм в Пензенской области требует новых решений, поскольку появляются современные формы работы с аудиторией и меняется спрос. С учетом вышесказанного, можно сделать вывод об актуальности темы исследования.

Цель исследования – разработка предложений по развитию туризма в Никольском районе Пензенской области на 2022–2035 гг.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

  • исследовать сущность и особенности стратегического планирования;
  • провести анализ международной и отечественной практики реализации стратегий развития туризма;
  • исследовать туристский потенциал Никольского района с позиции разработки стратегий развития туризма;
  • выполнить проектирование предложений по развитию туризма в Никольском районе Пензенской области.

Объект исследования – Никольский район Пензенской области.

Предмет исследования – туристский потенциал Никольского района, как база для проектирования и реализации стратегий развития туризма. Практическая значимость исследования заключается в возможности реализации разработанной стратегии развития туризма в Никольском районе Пензенской области в процессе усовершенствования инфраструктуры, формировании новых туристских предложений и привлечении туристского потока.

В настоящее время в связи с кардинальными изменениями в российской экономике, политической обстановке и санитарно-эпидемиологической, в том числе и на рынке туристских услуг, актуальными становятся вопросы поиска ресурсов и возможностей для развития внутреннего туризма. Необходимым условием динамичного развития внутреннего туризма в России является формирование качественного туристского продукта, использование грамотной маркетинговой стратегии продвижения внутреннего туристского продукта; использование эффективных методов и механизмов реализации рекламно-информационной политики; развитие профессиональной подготовки персонала; активное привлечение инвестиций для развития туристской инфраструктуры [4]. В России в настоящее время сложилась особая территориальная организация внутреннего туризма, потенциал развития которого оценивается как по туристским районам, так и отдельным административным единицам.

Для достижения вышестоящих задач необходима разработка стратегий, направленных на развитие территорий. Распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2019 г. № 2129-р утверждена Стратегия развития туризма в Российской Федерации до 2035 г., целями которой стали:

  • усиление социальной роли туризма, увеличение доступности услуг туризма, отдыха и оздоровления для всех жителей Российской Федерации;
  • комплексное развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации за счет создания условий для формирования и продвижения качественного туристского продукта, конкурентоспособного на внутреннем и мировом рынках [1].

В рамках данной стратегии планируется развитие туристских территорий, а именно тех дестинаций, которые обладают высоким туристским потенциалом для создания конкурентоспособных туристских продуктов.

Инструментами координации и синхронизации мер по развитию туристских территорий являются: создание и реализация планов развития приоритетных туристских территорий, включающих в себя концепцию развития туристской территории, мастер-планы развития туристских территорий, перечень инфраструктурных и инвестиционных проектов и финансовую модель реализации плана развития туристской территории.

Разработка стратегий, направленных на развитие туризма, охватывает практически все субъекты РФ, в том числе и Пензенская область. Пензенская область обладает высоким туристским потенциалом за счет разнообразия уникальных памятников культурно- исторического значения и богатых природных ресурсов. Более того, она отличается достаточно высоким развитием инфраструктуры туризма и гостеприимства. Ориентиром в развитии туризма в регионе является Стратегия развития туризма в Пензенской области на период до 2035 г. утвержденная 29 октября 2021 г. распоряжением правительства Пензенской области № 625-рП [2; 3].

Никольский район расположен в северо-восточной части Пензенской области. Территория района граничит с Ульяновской областью и Республикой Мордовия. Следовательно, выгодное географическое положение способствует доступности района, как для жителей Пензенской области, так и для туристов соседних регионов (рис. 1).

 

Рис. 1. Карта Никольского района Пензенской области.

 

В настоящее время Никольский район является одним из самых узнаваемых районов Пензенской области, так как на его территории расположен ряд известных культурно- исторических объектов, привлекательных для туристов. Наиболее развитым видом туризма в этом районе является культурно-познавательный. Главным объектом привлечения туристов является «Никольский музей стекла и хрусталя», в котором размещена коллекция уникальных изделий из стекла и хрусталя, имеющих богатую историю.

В Никольском районе создан туристско-рекреационный кластер «Хрустальный», который в стратегической перспективе будет включать в себя семь объектов. Дополнительным преимуществом данного кластера является его брендирование. В 2019 году, по итогам оценки экспертов медиагруппы «Отдых в России», бренд «Хрустальное сердце России» города Никольска занял второе место в номинации «Бренд города» национального рейтинга туристических брендов. В качестве замечаний эксперты указали, что «Пензенский бренд «Хрустальное сердце России» имеет не очень четкое позиционирование (хотя должен продвигать город Никольск), слабое продвижение, как следствие – низкую узнаваемость, смешение с аналогичными «хрустальными» брендами Брянской области» [5]. Эти замечания следует учитывать при разработке предложений по развитию туризма в Никольском районе.

Ежегодно проводимый в Никольске Международный симпозиум по художественному стеклу и скульптуре позволяет расширить границы узнаваемости Никольска, как центра художественного стеклоделия, за пределами России и увеличить возможности музея стекла и хрусталя по расширению экспозиции [7]. Также в ассортименте туристских предложений в Никольском районе имеются программы этнографического, фольклорного, событийного и религиозного туризма.

Никольский район обладает ресурсами для рекреационного отдыха, однако, акцент на данный вид туризма пока не является приоритетным из-за отсутствия заинтересованных инвесторов. Рекреационный туризм, по нашему мнению, может стать перспективным видом туризма для Никольского района в стратегическом будущем [6].

Несмотря на наличие разнообразных туристских ресурсов Никольского района, туристские потоки в этот район невелики и не стабильны. С учетом требований современных туристов, Никольскому району необходимы нововведения для привлечения потока туристов. Исходя из ряда существующих проблем, необходимо разработать предложения по развитию туризма в районе. В рамках стратегии развития туризма до 2035 года планируется разработка плановых мероприятий по решению проблем Никольского района Пензенской области. В рамках работы был проведен SWOT-анализ, результаты которого приведены в таблице 1.

 

Таблица 1

SWOT-анализ туристкой индустрии Никольского района Пензенской области

Сильные стороны

Слабые стороны

1) Наличие бренда Никольского района

«Никольск- хрустальное сердце России».

2) Удобное транспортное сообщение.

3) Относительная близость Никольского района к Ульяновской области и Республике Мордовия, обеспечивающая возможность для въездного туризма.

4) Доступная цена туристских предложений.

5) Наличие всесезонных туристских предложений.

6) Наличие ресурсов, обеспечивающих развитие культурно-познавательного, этнографического, промышленного, религиозного, рекреационного и активного видов туризма.

1) Недостаточная развитость объектов сервисной инфраструктуры в районе.

2) Рекламно-информационное обеспечение продвижения дестинации на внешнем рынке находится на низком уровне.

3) Неудобство официального сайта «Туризм в Никольском районе», также устаревший дизайн.

4) Нехватка заинтересованных инвесторов в развитии туризма в Никольском районе.

5) Наличие небольшого количества интегрированных туристских маршрутов в Никольский район из Ульяновской области и Республики Мордовия.

6) Территориальные диспропорции в развитии индустрии туризма района.

Возможности

Угрозы

1) Повышение заинтересованности региональных органов власти

2) Возможность развития Никольского района путем межрегионального сотрудничества с Ульяновской областью и Республикой Мордовия.

3) Возможность повышения внимания к дестинации за счет проекта программы развития сельского туризма в России до 2030 г.

4) Возможность организации системы качественного информирования туристов, за счет улучшения системы онлайн и офлайн продвижения.

1) Усиление конкуренции на российском рынке туризма среди субъектов РФ.

2) Изменение требований и предпочтений туристов к организации туристских путешествий.

3) Влияние пандемии COVID-19 на функционирование индустрии туризма и гостеприимства Пензенской области.

 

Таким образом, предложения по развитию туризма в Никольском районе Пензенской области должны быть ориентированы на:

  • развитие новых и поддержку имеющихся видов туризма;
  • создание конкурентоспособного туристского продукта;
  • создание объектов сервисной инфраструктуры;
  • развитие системы продвижения и повышение узнаваемости туристского продукта;
  • развитие устойчивого спроса и повышение доступности туристского продукта;
  • привлечение инвестиционного потока в Никольский район.

Разработка предложений по развитию туризма в Никольском районе Пензенской области позволит решить наиболее острые проблемы:

  • неполномерное использование туристских ресурсов;
  • отставание в развитии информационного обеспечения;
  • нехватка инвестиционных потоков;
  • ограниченный ассортимент предложений в разных видах туризма.
×

作者简介

A. Yudaeva

编辑信件的主要联系方式.
Email: ogarevonline@yandex.ru
俄罗斯联邦

L. Esina

Email: ogarevonline@yandex.ru
俄罗斯联邦

参考

  1. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 г. от 20 сентября 2019 г. № 2129-р.
  2. Стратегия развития туризма в Пензенской области до 2035 г., утвержденная 29 октября 2021 г. Распоряжением правительства Пензенской области № 625-рП.
  3. Закон Пензенской области от 15 мая 2019 г. № 3323-3ПО «О стратегии социально- экономического развития Пензенской области на период до 2035 г.»
  4. Дуздибаева А. С. Современное состояние российского туризма // Молодой ученый. – 2018. – № 7. – С. 390–393.
  5. Национальный рейтинг туристических брендов – 2018 // Официальный сайт «Отдых в России» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rustur.ru/nacionalnyj-rejting- turisticheskix-brendov-2018 (дата обращения: 09.11.2021).
  6. Официальный сайт «Туризм в Никольском районе» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://niktravel.ru/ (дата обращения: 06.11.2021).
  7. Официальный сайт «Музея стекла и хрусталя» в г. Никольске [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://музейстеклаихрусталя.рф/ (дата обращения: 05.11.2021).

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML
2. Fig. 1. Map of Nikolsky district of Penza region.

下载 (81KB)

Мы используем файлы cookies, сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика для улучшения работы сайта и удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были об этом проинформированы и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».