Формирование и развитие проектной экономики в республике Бурятия
- Авторы: Манзарова Е.А.
- Выпуск: Том 4, № 3 (2016)
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 13.03.2025
- Статья одобрена: 13.03.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/283399
- ID: 283399
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Выделены сферы предпринимательской деятельности, получившие целевое финансирование в Республике Бурятия. Проанализирована инфраструктура государственной поддержки предпринимательства в регионе. На основе проведенных исследований можно сделать вывод, что в Республике Бурятия необходимо поддерживать проекты, которые будут иметь значительный экономический эффект для региона.
Ключевые слова
Полный текст
В современном состоянии Российской экономики можно проследить отсутствие максимально эффективного использования природно-ресурсных преимуществ регионов для улучшения их социально-экономического состояния [1]. Проектная экономика рассматривает особенности оценки инвестиционных проектов в условиях современной российской экономики с учетом выявления потенциала используемых территорий. Основная цель – фундаментальная теоретическая проработка существующих подходов к оценке эффективности инвестиционных проектов, комплексный охват различных аспектов проектного анализа, обобщение опыта разработки и осуществления инвестиционных проектов в российской и мировой практике, включая новейшие тенденции.
Так, на пресс-конференции в Росбалте «Антикризисный план правительства: есть ли альтернативы? И каков же главный итог?» Ю. Крупнов дает следующее понятие проектной экономики «…В основе проектной экономики – проект, генеральный конструктор, уникальный замысел и производство уникального продукта. Вопрос проектов – это вопрос номер один!» [2; 3].
В. Макаров «…проектная экономика – важный механизм, рождающий правильных людей. В советское время были генеральные конструкторы, у которых главная цель – не получение прибыли, а реализация проекта. Королев, Курчатов, Туполев – мировые имена. Но сейчас старая система потеряна. Поколение генеральных конструкторов исчезает. Проектная экономика – это соединение нацеленности на эффекты развития, а не роста, на основе и за счет проектирования новых систем производства сверхстоимости». Проекты мотивируют и обучают предпринимательству [4].
В Республике Бурятия существует ряд приоритетных направлений реализации инновационных проектов в различных отраслях (рис. 1) [6]:
Рис. 1. Приоритетные направления развития проектов.
В 2015 г. получателями поддержки стал достаточно широкий круг предпринимателей, осуществляющих работу в различных сферах деятельности (рис. 2). По данным диаграммы можно сделать вывод о том, что большую часть занимает предпринимательство в промышленно-производственной сфере. Проекты реализуются и получают государственную поддержку для развития. Сфера малого предпринимательства в немаловажной степени способствует организации конкурентной среды, формированию рыночного равновесия. Развитие малого предпринимательства в Бурятии является важным фактором, обеспечивающим экономический рост и занятость населения, насыщение рынка товарами и услугами.
Рис. 2. Распределение получателей поддержки по отраслям деятельности в 2015 г.
Основой инфраструктуры поддержки проектов предпринимательства в Республике Бурятия являются государственные и государственно-общественные институты, обеспечивающие следующие функции:
- управление и контроль;
- финансирование предпринимательства;
- обратную связь государственных органов с малым и средним предпринимательством, защиту его интересов, консультативное обеспечение государственной политики в области малого предпринимательства.
Базовыми элементами такой инфраструктуры являются:
- Орган управления и контроля – управление развития и поддержки малого предпринимательства министерства экономики и инвестиционной политики области.
- Финансовый орган – фонды поддержки предпринимательства.
- Общественный орган – консультативный Совет по вопросам предпринимательства Республики Бурятии.
Скоординированные действия такой инфраструктуры поддержки предпринимательства обеспечивают соответствие государственной политики, которая на каждом этапе реализуется в программах развития предпринимательства, интересам государства (через орган управления), интересам малого предпринимательства (через общественный орган) и гарантируют ресурсное обеспечение государственной политики в области малого предпринимательства (через финансовый орган).
Для реализации муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства создан Гарантийный фонд содействия кредитованию субъектов СМП Республики Бурятия и 24 Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства: ФПМП Республики Бурятия; ФПМП г. Улан-Удэ; ФПМП Баргузинского района; ФПМП МО «Баунтовский-Эвенкийский район»; ФПМП Бичурского района; ФПМП Джидинского района; ФПМП Еравнинского района; ФПМП Заиграевского района; ФПМП Закаменского района; ФПМП Иволгинского района; ФПМП Кабанского района; ФПМП МО «Кижингинский район»; ФПМП Курумканского района; ФПМП Кяхтинского района; ФПМП Мухоршибирского района; ФПМП Муйского района; ФПМП Окинского района; ФПМП Прибайкальского района; ФПМП Северобайкальского района; ФПМП Селенгинского района; ФПМП Тарбагатайского района; ФПМП Тункинского района; ФПМП Хоринского района; ФПМП г. Северобайкальск [5].
Фонды поддержки предпринимательства являются одними из исполнителей «Программы социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2020 года». На рисунке 3 представлены данные с 2011 по 2015 гг. поддержки предпринимательства. Так, в 2012–2014 гг. динамика микрозаймов сохранялась примерно на одном уровне. Однако в 2015 г. виден значительный сдвиг такой тенденции вверх, возможно связанный с непростой ситуацией экономики в регионе.
Рис. 3. Динамика выдачи микрозаймов за 2011–2015 гг.
Для того чтобы получить значительные социально-экономические эффекты необходимо использовать механизмы проектной экономики. Объединение проектов по отраслям дает возможность получить эффекты развития и перехода к одному более крупному проекту. Для того, чтобы проектная экономика развивалась в Республике, необходимо поддерживать проекты, которые могут достичь поставленной цели и внести потенциал для дальнейших исследований.
Попытки развития и реализации проектной экономики показали, что главным дефицитом не только в России, но и в мире является отсутствие идей проектов, а не капитала [7].
Таким образом, именно в новых проектах заложен потенциал для значительного увеличения количества рабочих мест, расширения налоговой базы, увеличения валового регионального продукта и обеспечения выпуска импортозамещающей и экспортоориентированной продукции.
Список литературы
- Анализ реализации приоритетных направлений функционирования экономики и выполнения федеральных программ развития Республики Мордовия: монография / кол. авт.; науч. ред. Ю.В. Сажин. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2011. – 152 с.
- Крупнов Ю. Пресс-конференция: Необходимость перехода к проектной экономике «Антикризисный план правительства: есть ли альтернативы?» // ВИА «Росбалт» 10 февраля 2015 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.proektnoegosudarstvo.ru/publications/0459/.
- Крупнов Ю. Цены на нефть будут падать, а не только не расти – необходима проектная экономика развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gosrf.ru/authornews/221/.
- Макаров В. России нужна проектная экономика // Venture business news [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.anspa.ru/ncd-1-9-618/news_publications.html.
- Буров В. Ю., Потаев В. С., Суходолов А. П. Малое предпринимательство в России и Байкальском регионе. – Иркутск, 2011. – 280 с.
- Программа социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2020 года. Утверждена Законом Республики Бурятия от 14 марта 2013 года № 1903-IV.
- Реализация социальной политики: региональный аспект: монография / науч. ред. проф. Ю. В. Сажин. – Саранск: ЮрЭксПрактик, 2015. – 252 с.
