Применение техник когнитивно-поведенческой терапии в работе с негативными переживаниями студентов
- Авторы: Морозова Н.Н., Чибиркин В.С.
- Выпуск: Том 6, № 16 (2018)
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 06.03.2025
- Статья одобрена: 06.03.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/282656
- ID: 282656
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Представлены результаты эмпирического исследования, включающего констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Результаты свидетельствуют об эффективности использования тренинга рационального мышления при коррекции иррациональных установок студентов, а также их тревожности и агрессии.
Полный текст
Социальная ситуация развития в юношеском возрасте – ситуация выбора жизненного пути, характеризующаяся ориентацией на будущее, на результат, продумыванием способов его достижения. В юношеском возрасте происходят существенные морфофункциональные изменения, завершаются процессы физического созревания человека. Жизнедеятельность в юности усложняется за счет расширения диапазона социальных ролей и интересов. Ведущей деятельностью в юношеском возрасте является учебно-профессиональная деятельность, которая приобретает определенную селективность, особенно при поступлении в высшее учебное заведение или профессиональное училище [11].
В качестве отдельной возрастной категории студенческий возраст был выделен в науке в 1960-х годах ленинградской психологической школой под руководством Б. Г. Ананьева. За основу был взят социально-психологический подход. В этой связи возрастная категория студенческого возраста определяется как поздняя юность – ранняя взрослость (18–25 лет) [2]. И. А. Зимняя в качестве основных характеристик студенческого возраста выделяет высокий образовательный уровень и познавательную мотивацию, наивысшую социальную активность, гармоничное сочетание интеллектуальной и социальной зрелости. В студенческом возрасте происходит интенсивная социализация, становление интеллектуальной системы и личности [4].
Вместе с тем интенсивное интеллектуальное и личностное развитие способствует возникновению сильных переживаний, которые трактуются как любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие собственной жизни. Описывая особенности переживаний в студенческом возрасте, И. А. Мещерякова и А. В. Иванова отмечают важность выделения проблемного поля, поскольку квалификация ситуации как «проблемной» означает окрашенность этой ситуации негативными переживаниями. Данные авторы выделяют ряд проблемных сфер, с которыми могут быть связаны негативные переживания студентов: общая «Я-концепция», физическое Я, психическое Я, учебные проблемы, социальное Я, духовное Я, смысл жизни, мировоззренческие проблемы, будущее, бытовые проблемы [7].
Развернутую классификацию проблем юношества приводит Р. В. Овчарова, выделяя три уровня проблем: психофизиологический, психологический, личностный и межличностный [8].
Рассматривая содержание переживания кризисных ситуаций у студентов первого курса, И. А. Курусь считает, что они, в основном, обусловлены стрессами, связанными с увеличением учебной нагрузки, нарушением привычной адаптации посредством отрыва от семьи и друзей детства, изменением режима сна. Общее состояние кризиса включает также переживания недостаточной осмысленности жизни, разрыв между временными перспективами прошлого, настоящего и будущего, страх выходить во взрослый мир, переживания, связанные с кризисом идентичности. Негативные последствия таких переживаний могут проявляться в виде социальной дезадаптации личности, нарушений психосоматического здоровья, попыток суицида [6].
Когнитивно-поведенческая психотерапия является одним из направлений психологической помощи, которое позволяет эффективно бороться с эмоциональными и личностными проблемами клиентов исходя из предположения, что причины психологических проблем человека кроются в ошибках мышления, нелогичных или нецелесообразных мыслях и убеждениях, а также дисфункциональных стереотипах восприятия [3].
Двумя наиболее влиятельными подходами в рамках когнитивной терапии являются когнитивная терапия Аарона Бека и рационально-эмоционально-поведенческая терапия Альберта Эллиса. По мнению Эллиса, человек сочетает в себе рациональное и иррациональное мышление, хотя в силу своей природы больше склонен к последнему. Мышление прочно связано с эмоциями и осуществляется с использованием символов и языка. Фразы и предложения, которые люди часто повторяют, становятся их мыслями и эмоциями. Следовательно, негативные мысли и эмоции можно устранить путем перестройки мышления [12].
Среди основных особенностей когнитивной терапии выделяют ее высокую эффективность, мишень-ориентированность, технологичность и краткосрочность [9]. Исследования в области эффективности когнитивной терапии традиционно отличает строгое следование методологии экспериментальной психологии, тяготение к естественнонаучной «объективистской» парадигме с ее предпочтением точных методов оценки эмпирических данных [5].
Когнитивная терапия имеет серьезный интегрирующий потенциал, заложенный в ее теоретических схемах. В частности, А. А. Александров отмечает, что когнитивная терапия представляет большой интерес для патогенетической психотерапии в качестве инструмента для реконструкции системы отношений больных неврозами [1]. А. Б. Холмогорова и Н. Г. Гаранян показывают возможность интеграции когнитивного и психодинамического подходов на примере психотерапии соматоформных расстройств [10]. Важной особенностью когнитивной терапии является обучение пациента целому ряду приемов саморегуляции, которые позволяют в будущем самостоятельно справляться с жизненными проблемами.
С целью изучения возможностей применения техник когнитивной терапии в работе с негативными переживаниями студентов на базе Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева в 2018 году было проведено исследование, включающее констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. В исследовании приняли участие 40 студентов (13 юношей и 27 девушек) в возрасте от 18 до 25 лет.
Для проведения констатирующего эксперимента использовалась методика диагностики иррациональных установок (Тест Альберта Эллиса) и методика «Самооценка психических состояний» (методика Ганса Юргена Айзенка). На этапе формирующего эксперимента применялся тренинг для развития рационального мышления студентов с использованием теории и техник когнитивной терапии. В качестве основных целей тренинга можно назвать обучение методам самоанализа и самопомощи средствами когнитивной терапии и оказание помощи в преодолении проблемных ситуаций, являющихся источниками негативных переживаний. Тренинг состоял из 6 групповых занятий (3–4 человека в группе), продолжительностью 60–80 мин.
При проведении контрольного исследования повторно были использованы методики, применявшиеся в констатирующем эксперименте. Для математической обработки данных использовался коэффициент корреляции Спирмена.
Анализ результатов констатирующего эксперимента дал средние показатели по тесту А. Эллиса, что указывает на наличие иррациональных установок у респондентов. Самые высокие показатели наблюдаются по шкале «Самооценка и рациональность мышления», самые низкие по шкале «Катастрофизация» и «Долженствование в отношении себя».
По результатам исследования с помощью методики Г. Ю. Айзенка, выявлены средние показатели по всем шкалам, что означает средний уровень тревожности, агрессии, ригидности и наличие фрустрации. Самый высокий показатель наблюдается по шкале «Агрессия», самый низкий – по шкале «Фрустрация».
В ходе формирующего эксперимента были выявлены следующие проблемы, являющиеся источниками негативных переживаний у студентов.
- Проблемы, связанные с профессиональной идентификацией.
- Проблемы, связанные с разочарованием в выбранной специальности.
- Проблемы в межличностных отношениях, связанные с избеганием близости.
- Проблемы в межличностных отношениях, связанные с сильным чувством ревности.
- Ряд специфических проблем, связанных с конкретными иррациональными идеями или когнитивными искажениями.
Спустя месяц после завершения формирующего эксперимента выборка подверглась контрольному исследованию, результаты которого представлены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты контрольного исследования по тесту А. Эллиса
Шкала | Контрольная группа | Изменение показателя | Экспериментальная группа | Изменение показателя | ||
До | После | До | После | |||
№ 1 | 14,5 | 16,5 | 13,79% | 16,75 | 20 | 19,4 % |
№ 2 | 15,5 | 16 | 3,23% | 15,75 | 19,5 | 23,81 % |
№ 3 | 18,75 | 20 | 6,67% | 20,25 | 24 | 18,52% |
№ 4 | 22,25 | 23,75 | 6,74% | 22,25 | 24,25 | 8,99% |
№ 5 | 19,25 | 21,25 | 10,39% | 22 | 25 | 13,64% |
№1 – шкала «Катастрофизация»; № 2 – шкала «Долженствование в отношении себя»; № 3 – шкала «Долженствование в отношении других»; № 4 – шкала «Самооценка и рациональность мышления»; №5 – шкала «Фрустрационная толерантность».
По результатам контрольного исследования по тесту А. Эллиса, наиболее существенные изменения в показателях экспериментальной группы, по сравнению с контрольной группой, наблюдаются по шкалам «Долженствование в отношении себя» и «Долженствование в отношении других». Это свидетельствует о том, что тренинг рационального мышления лучше всего противодействует именно этим группам иррациональных установок. Незначительные изменения по сравнению с контрольной группой наблюдаются по шкалам «Самооценка и рациональность мышления» и «Фрустрационная толерантность», что, вероятно, связано с интегративным характером свойств, измеряемых данными шкалами.
Исходя из результатов контрольного исследования по методике Г. Ю. Айзенка, наблюдаются существенные изменения показателей экспериментальной группы по шкалам «Тревожность» и «Агрессия» по сравнению с контрольной группой. Результаты исследования свидетельствуют о том, что тренинг рационального мышления положительно сказывается на снижении уровня тревожности и агрессии его участников. С учетом того, что уровень тревожности является одной их характеристик негативных переживаний, а агрессия – один из признаков эмоционального неблагополучия, можно констатировать, что тренинг рационального мышления улучшает способность студентов справляться с негативными переживаниями.
Таблица 2. Результаты контрольного исследования по методике Г. Ю. Айзенка
Шкала | Контрольная группа | Изменение показателя | Экспериментальная группа | Изменение показателя | ||
До | После | До | После | |||
№ 1«Тревожность» | 8 | 6,25 | 21,88% | 8,75 | 5,5 | 37,14% |
№ 2«Фрустрация» | 6 | 4,5 | 25,00% | 8,5 | 5,75 | 32,35% |
№ 3 «Агрессия» | 7 | 6,75 | 3,57% | 11,5 | 9,25 | 19,57% |
№ 4 «Ригидность» | 7,5 | 7 | 6,67% | 8,75 | 7,75 | 11,43% |
Незначительные изменения показателей экспериментальной группы, по сравнению с контрольной группой, наблюдаются по шкалам «Фрустрация» и «Ригидность». Это свидетельствует о низком уровне зависимости фрустрации и ригидности от иррациональности мышления.
Обработка данных с применением коэффициента корреляции Спирмена показала наличие умеренной обратной связи между показателями по шкале «Долженствование в отношении других» и показателями по шкале «Тревожность» (r = - 0,402 (p=0,05)).
Результаты нашего исследования позволяют сделать вывод об эффективности использования тренинга рационального мышления в развитии способности студентов справляться с негативными переживаниями. Наибольший положительный эффект зафиксирован в отношении двух групп иррациональных установок: установки долженствования в отношении себя, установки долженствования в отношении других. Также было отмечено снижение уровня тревожности и агрессии среди участников тренинга.
Таким образом, изучение возможностей использования техник когнитивной психотерапии при работе с негативными переживаниями студентов, является перспективным направлением в психокоррекционной, психотерапевтической и консультативной работе психологических служб вузов.
Об авторах
Н. Н. Морозова
Автор, ответственный за переписку.
Email: ogarevonline@yandex.ru
В. С. Чибиркин
Email: ogarevonline@yandex.ru
Список литературы
- Александров А. А. Интегративная психотерапия. – СПб.: Питер, 2008. – 347 с.
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2010. – 288 с.
- Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г. Когнитивная терапия депрессии. – СПб.: Питер, 2003. – 304 с.
- Зимняя И. А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2000. – 385 с.
- Карвасарский Б. Д. Психотерапия: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2002. – 672 с.
- Курусь И. А. Содержание переживания кризисных ситуаций у студентов первого курса // Вектор науки ТГУ. – 2016. – № 24. – С. 87-91.
- Мещерякова И. А., Иванова А. В. Проблемное поле и переживания студентов //Психологическая наука и образование. – 2004. – № 2. – С. 5-10.
- Овчарова Р. В. Практическая психология образования: учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. – М.: Академия, 2003. – 448 с.
- Психотерапия: учебное пособие /Архангельский А. Е., Баурова Н. Н., Галиев Р. Ф. и др. – СПб.: СпецЛит, 2012. – 750 с.
- Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г. Интеграция когнитивного и психодинамического подходов на примере психотерапии соматоформных расстройств // Московский психотерапевтический журнал. – 1996. – № 3. – С. 42-64.
- Шаповаленко И. В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
- Эллис А., Макларен К. Рационально-эмоциональная поведенческая терапия. – М.: Феникс, 2008. – 160 с.
Дополнительные файлы
