Особенности автобиографической памяти в юношеском возрасте
- Авторы: Осипова И.С., Андриянова А.В.
- Выпуск: Том 6, № 16 (2018)
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 06.03.2025
- Статья одобрена: 06.03.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/282611
- ID: 282611
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается феномен автобиографической памяти как особой мнемической подсистемы, подчеркивается важность ее изучения в юношеском возрасте. Описываются результаты эмпирического исследования автобиографической памяти у студентов.
Полный текст
Достаточно новым и малоизученным в психологии является особый вид памяти, называемый автобиографической памятью. Автобиографическая память представляет собой субъективное отражение человеком пройденного им отрезка пути жизни, которое состоит в фиксации, сохранении, интерпретации и актуализации значимых событий и состояний. Такое отражение определяет самоидентичность личности как уникального, тождественного самому себе психологического субъекта [1, с. 67-68]. Данная разновидность памяти представляет собой связанную во времени, протяженную историю собственной жизни, которая включает рассказ о детстве, о своем происхождении, социальные достижения, личные результаты и т. д., дополнительно к которым может существовать ряд доказательств в виде фотографий, рассказов других людей, документов [2].
Автобиографическая память выполняет разнообразные функции. В. В. Нуркова выделяет три основные группы функций, которые выполняет автобиографическая память.
1) Интерсубъективные – функции, которые связаны с жизнью человека в обществе. К этой группе относятся: формирование межличностных отношений, передача собственного опыта, эмпатия, прогноз поведения других людей по аналогии с событиями из собственной жизни, достижение в ходе установления межличностных отношений социальной солидарности или отторжения.
2) Интрасубъективные – связаны с саморегуляцией личности. К ним относятся: саморегуляция, формирование Я-концепции, осознанное построение или выбор жизненных стратегий, установление интервалов самоидентичности личности.
3) Экзистенциальные функции – связаны с переживанием и понимаем своей уникальности как личности. В данную группу включаются: самопознание, самоопределение, осознание собственной уникальности, временное структурирование самосознания, формирование идентичности, культурная и историческая самоотнесенность, смыслообразование, финальная интеграция личности [3, с. 225-230].
Структура автобиографической памяти личности отражена в трехкомпонентной модели М. Конвея и К. Плейдел-Пирса. В данной модели автобиографическая память подразделяется на три уровня в зависимости от того, каков уровень специфичности каждого воспоминания по отношению к конкретному моменту жизни.
1) Периоды жизни – уровень, включающий в себя общие знания, касающиеся значимых для человека людях, действиях, занятиях, целях, планах, местах, которые характеризуют определенный период его жизни, включая его длительность, т. е. различные жизненные периоды идентифицируются с конкретным временным началом и концом.
2) Общие события – уровень, который включает в себя более конкретные знания, которые по сравнению с периодами жизни являются более неоднородными. На данном уровне находятся как повторяющиеся эпизоды жизни, так и единичные моменты.
3) Знания, присущие определенному моменту – уровень, включающий детализированную и четкую информацию о конкретных событиях, которая чаще всего представляется в форме сенсорно-перцептивных особенностей, например, в форме зрительных, слуховых, тактильных образов [3, с. 333-335].
Выстраивание автобиографии может стать самостоятельным процессом, что отличает автобиографическую память от других видов памяти, которые обслуживают задачи других психических функций [4].
В настоящее время одним из наиболее продуктивных подходов к изучению автобиографической памяти является социокультурный подход. Сторонники данного направления рассматривают автобиографическую память как онтогенетическое образование, которое имеет культурно специфические формы и развивается в социальном взаимодействии.
Формирование и развитие автобиографической памяти происходит планомерно. Юношеский возраст можно назвать сензитивным для становления и формирования данной мнемической структуры. Именно в данном возрасте происходит завершение физического созревания человека, развивается самопознание, самопонимание, самоопределение, формируется мировоззрение, происходит финальная интеграция личности. Автобиографическая память обеспечивает юношам и девушкам построение Я-концепции [5]. Именно это определяет актуальность и интерес к эмпирическому исследованию автобиографической памяти современной молодежи.
Для изучения особенностей автобиографической памяти в юношеском возрасте мы использовали методику С. Н. Никишова «Ретроспективное воспроизведение автобиографических воспоминаний». Испытуемым предлагается свободно воспроизводить по одному автобиографическому воспоминанию из каждого года собственной жизни, начиная с актуального возраста и следуя по убывающей. После завершения основной процедуры участникам эксперимента необходимо классифицировать все события по нескольким признакам. Во-первых, испытуемые должны оценить каждое событие по степени яркости по 100-балльной шкале. Во-вторых, испытуемые должны разделить все события на положительные, отрицательные и нейтральные. Оценка должна быть дана как с точки зрения настоящего времени, так и с точки зрения прошедшего. Это необходимо для изучения динамики автобиографической памяти. Кроме того, данная методика позволяет распределить все актуализированные испытуемыми автобиографические воспоминания по сферам жизни и выделить из них наиболее актуальные и значимые; определить нижний порог способности актуализировать автобиографические воспоминания. Обработка результатов включает в себя подсчет и сравнительный анализ событий по выделенным классификационным признакам. Данная методика была дополнена сочинениями респондентов, которые описывали самое яркое воспоминание, из названных ими [6]. Сочинения обрабатывались с помощью контент-анализа, единицей которого выступало смысловое суждение [7.]
В исследовании приняли участие 43 человека, 24 девушки и 19 юношей, студенты гуманитарных и инженерных специальностей.
Проведенное эмпирическое исследование позволило нам сделать следующие выводы.
1) Испытуемые не называют события из некоторых возрастных периодов собственной жизни, испытывая затруднения. Так, девушки воспроизводят 58% от предложенного количества событий, а юноши 42%. Больше всего событий называется из актуального для испытуемых возраста – раннего юношеского (28%). События раньше 2-х лет практически не упоминаются испытуемыми; а если и упоминаются, то описываются как «родился», «начал ходить», «увидел первые лица» и т.п.
2) Было выявлено, что существуют различия в яркости актуализированных событий у юношей и девушек. Девушки воспроизводят события, которые оценивают как более яркие (76 баллов), чем юноши (70 баллов) (U=142, p < 0,05). Наиболее ярко вспоминаются события, начиная с подросткового возраста и заканчивая актуальным возрастом.
3) Анализ событий по признаку субъективной значимости показал, что испытуемые актуализировали больше положительных событий (70%). Доля отрицательных событий составляет приблизительно 16%, а нейтральных – 14%. Можно говорить о динамике автобиографической памяти, поскольку доля отрицательных и нейтральных событий с позиции настоящего и прошедшего изменяется. Так, доля отрицательных событий с позиции настоящего – 13,5%, а с позиций прошедшего – 18,7%.
4) Анализ половых особенностей воспроизведения положительных, отрицательных и нейтральных событий показал, что нет существенных различий между количеством отрицательных событий (как с позиции настоящего, так и с позиции прошедшего времени) у юношей и девушек, но существуют различия между количеством положительных событий (как с позиции настоящего, так и с позиции прошедшего времени). Девушки актуализируют больше положительных событий, чем юноши (U=86, p<0,001; U=107, p<0,01), также существуют различия между количеством нейтральных событий (как с позиции настоящего, так и с позиции прошедшего времени), юноши актуализируют больше нейтральных событий, чем девушки (U=69,5, p<0,001; U=68,5, p<0,01) .
5) Наиболее значимыми сферами жизни для испытуемых являются сфера досуга, учебная деятельность, сфера межличностных отношений, а также бытовая сфера. Ни одного события не было воспроизведено испытуемыми из сферы, связанной с вредными привычками и религиозной сферы. У юношей этот перечень дополняется также профессиональной сферой, сферой, связанной с правонарушениями и здоровьем другого человека, а у девушек сексуальной сферой и сферой, связанной с природными явлениями.
6) Анализ половых особенностей воспроизведения событий из различных сфер жизни показал, что существуют различия между количеством воспроизведенных событий в сфере межличностных отношений у юношей и девушек, у девушек количество воспроизведенных событий данной сферы значительно больше (U=142,5, p<0,05), относительно других сфер существенных различий не наблюдается.
7) В своих сочинениях испытуемые чаще всего описывают положительные события. Их доля составляет 80%. 12% приходится на описание отрицательных событий, а 8% – на долю нейтральных. В среднем размер сочинения составил 10,07 суждений.
8) В качестве ярких воспоминаний юноши и девушки описывают выпускной в школе, победу на соревнованиях, встречу Нового года, начало отношений с девушкой (юношей), поездки, хирургические операции, рождение младшего брата, поездки в детские лагеря, посещения тренажерного зала, правонарушения, поимка преступников, сдачу экзаменов и др. Обращает на себя внимание тот факт, что испытуемые описывают и дают оценку событию в сочинениях с позиций настоящего. Было выявлено, что автобиографические воспоминания обладают реконструктивным характером. Если они описывают какое-то событие как отрицательное в прошлом, а в настоящем как нейтральное, то описание его идет как нейтральное. Если испытуемые оценивают какое-то событие как отрицательное в прошлом, а в настоящем как положительное, то описание его идет как положительное.
9) Анализ структуры субъектности респондентов в сочинении показывает, что ведущими речевыми способами выражения воспоминаний выступают действия и акты общения (46,2%). На втором месте располагаются речевые способы выражения с помощью категорий эмоций и чувств (18%). На третьем месте располагаются речевые способы выражения воспоминаний с помощью мышления (15,5%). На четвертом месте располагаются речевые способы выражения воспоминаний с помощью категории памяти (8,7%). На пятом месте располагаются речевые способы выражения воспоминаний с помощью категорий ощущения и восприятия (6,1%). Все остальные категории представлены незначительно (от 0 до 5%).
В заключении отметим, что автобиографическая память является важнейшей мнемической подсистемой, которая способствует успешному формированию и становлению личности. Ее развитие способствует формированию самоидентичности (переживание тождества своей личности во времени), выделению системы значимых индивидно- личностных свойств (Я-концепция личности), осуществлению изучения степени выраженности этих свойств в собственной деятельности (самооценка) и представляет собой планомерный, сложный, разносторонний процесс. Дальнейшее исследование данного феномена является перспективным для различных отраслей психологической науки.
Об авторах
И. С. Осипова
Автор, ответственный за переписку.
Email: ogarevonline@yandex.ru
А. В. Андриянова
Email: ogarevonline@yandex.ru
Список литературы
- Нуркова В. В. Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти личности. – М.: Изд-во УРАО, 2000. – 320 с.
- Веринг И. Еще 150 лет назад люди не знали, как они выглядели в детстве: профессор В. В. Нуркова об автобиографической памяти: интервью [Электронный ресурс] // Теории и практики / проекты / под взглядом теории. – 2015. – Вып. 90. – Режим доступа: https://theoryandpractice.ru/posts/6015-nurkova (дата обращения 25. 04. 2018).
- Нуркова В. В. Общая психология. Память / под ред. Б. С. Братусь. – М.: Академия, 2006. – 320 с.
- Нуркова В. В., Алюшева А. Р. Жизнь как роман: опыт чтения и уровень развития автобиографической памяти // Материалы 16-й научно-практической конференции по психологии, философии и педагогике чтения. – Москва, 4-5 апреля 2012 г. – М.: МГУ, 2012. – С. 61–64.
- Алюшева А. Р. Овладение репертуаром культурных жизненных сценариев как фактор развития макроструктуры автобиографической памяти [Электронный ресурс] // Психологические исследования. – 2012. – Т. 5, № 25. – С. 3. – Режим доступа: http://psystudy.com/index.php/num/2012v5n25/732-alyusheva25.html (дата обращения 25. 04. 2018).
- Никишов С. Н., Осипова И. С., Пронькина Е. Г. К вопросу о влиянии психологического благополучия на функционирование автобиографической памяти студентов // Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2 (34). – С. 104–111.
- Романов К. М., Осипова И. С. Основные речевые способы выражения психического состояния // Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования. – 2008. – № 7. – С. 270–272.
Дополнительные файлы
