Психологические особенности агрессивного поведения современных младших школьников в общеобразовательном учреждении
- Авторы: Гриднев А.О., Романов Д.К., Романов К.М.
- Выпуск: Том 9, № 16 (2021)
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 19.02.2025
- Статья одобрена: 19.02.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/280573
- ID: 280573
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье отражены психологические особенности агрессивного поведения современных школьников обучающихся в разных классах начальной школы. Было проведено исследование агрессивного поведения младших школьников. Результаты исследования показали особенности агрессивного поведения у младших школьников при переходе в старшие классы, что создает необходимость создания условий для снижения уровня агрессивности у школьников.
Ключевые слова
Полный текст
Проблема детской агрессивности в современной психологии является одной из актуальных. Данный феномен, который во многом определяет поведение у младших школьников и подростков, влияет непосредственно на эффективность и успешность учебного процесса. Ребенка могут сопровождать конфликтные взаимоотношения в школе между учителями и сверстниками. Это порождает огромный спектр проблем таких как: возникновение конфликтов и проблем в межличностных взаимоотношениях, формирование деструктивных форм поведения, рост детской преступности, проявления насилия и т.п. Агрессивность может перейти в характерную личностную черту, что будет определять поведение субъекта руководствующим, в основном, агрессивными стратегиями решения разногласий и конфликтов. Не менее важный аспект агрессивности – это воздействия резких импульсивных проявлений на организм. Эти проявления могут подорвать здоровье ребенка. Поэтому агрессивное поведение детей можно отнести к весьма серьезной проблеме социального и педагогического планов, что в свою очередь имеет как, научную так и практическую значимость.
Феноменология агрессивного поведения исходит из неустойчивых тенденций поведенческих актов, что в свою очередь, имеет самые негативные последствия для общения ребенка со сверстниками и учебной деятельности. Импульсивность такого поведения, особенно в таком возрасте, проявляется в физическом воздействии на фрустрирующую преграду в целях ее разрушения. Агрессивность затрагивает все личностные сферы субъекта: когнитивную, аффективную, потребностно-мотивационную и др. Данный феномен представляет собой симптомокомплекс, затрагивающий все уровни личности. Импульсивная и разрушительная сила агрессивного поведения направляется на учебный процесс, что делает невозможным достижение образовательных целей [1; 2].
В научно-психологическом плане эту проблему изучили многие ученые: Г. М. Андреева; Т. В. Драгунова; В. И. Жельвис, Ф. С. Сафуанов, Л. М. Семенюк. Также психологическую враждебность изучали: Ю. М. Антонян, Е. И. Бережкова, И. А. Горьковая, С. Н. Ениколопов, П. А. Ковалев, Н. Д. Левитов, Н. В. Пинчук, А. А. Реан, Т. Г. Румянцева и др.
Цель данного эмпирического исследования заключалась в изучении проявления агрессивности у младших школьников в рамках учебно-образовательного процесса.
Исходя из вышеупомянутой цели, для эмпирического исследования были выбраны следующая методика: опросник «Агрессивное поведение» П. А. Ковалева (детский вариант) для выявления агрессивных склонностей и уровня выраженности агрессивного поведения у ребенка. Наряду с опросником, использовался математический метод обработки исходных результатов t-критерий Стъюдента [5; 6].
В данном исследовании приняли участие школьники, обучающиеся во 2 классе и в 4 классе в количестве 34 человек. Исследование проводилось на базе МОУ «Александровская СОШ» Лямбирского района Республики Мордовия (группа А), и на базе МОУ «Комсомольская СОШ №1» Чамзинского района Республики Мордовия (группа Б). Участники исследования были поделены на две условные группы. В первую группу входили 17 учеников 2 класса, во вторую группу входили 17 учеников 4 класса. Исследование проводилось одновременно в двух группах.
Количественные результаты исследования выраженности агрессивности и видов их проявления учеников 2 класса средней общеобразовательной школы представлены ниже. Они показали, что у учеников 2 класса в среднем распределение низкого и среднего уровней происходит поровну. Низкий уровень склонности прямой вербальной агрессии отмечается у 52% испытуемых, средний уровень у 48% испытуемых. Высокого уровня прямой вербальной агрессии не наблюдается.
Проявление низкого уровня склонности к косвенной вербальной агрессии отмечается у 52% испытуемых, средний уровень у 48% испытуемых. Проявление высокого уровня склонности к косвенной вербальной агрессии также не наблюдается.
Низкий уровень склонности к прямой физической агрессии отмечается у 40% испытуемых, средний уровень – у 40% испытуемых, высокий уровень отмечается у 20% испытуемых. Низкий уровень проявления склонности к косвенной физической агрессии отмечается у 24% испытуемых, средний уровень у 76% испытуемых. Проявления высокого уровня склонности к косвенной физической агрессии не наблюдается, как и в других пунктах.
Необходимо отметить, что процент высокого проявления склонностей к какому-либо виду агрессии настолько мал, что в рамках данного исследования им можно пренебречь. Однако стабильно проявляется средний и низкий уровни. Самый явный вид агрессии – это склонность к косвенной физической агрессии.
Феномен косвенной физической агрессии в поведении младшего школьника является достаточно распространенным явлением. При переходе в школу на младшего школьника воздействуют новые для него требования, что ограничивает его агрессивное поведение. Ребенок ограничен в своем поведении и, соответственно, явная прямая физическая агрессия является для него запретным действием. Энергия агрессии сублимируется, запреты обходятся путем косвенной агрессии. Такой вид агрессии проявляется, в основном, через разрушение объектов, которые значимы для другого ребенка. Это могут быть продукты деятельности (рисунки, поделки и т.п.), личные вещи (игрушки, школьные принадлежности, одежда и т. п.). Агрессор наблюдает за реакцией другого ребенка на разрушенное имущество, что удовлетворяет его агрессивные импульсы. Таким образом, запрет на причинение вреда другому непосредственно преодолевается этим путем [5].
Стоит сказать об особенностях проявления общего агрессивного поведения у второклассников. Исходя из полученных результатов видно, что преобладает средний умеренный уровень проявления общего агрессивного поведения (65%). Уровень выше среднего проявляется в меньшей степени (23%). Низкий уровень выраженности агрессивного поведения среди учеников 2 класса проявляется в редких случаях (12%). Высокий уровень агрессивности среди учеников 2 класса в ходе исследования не был выявлен.
Таким образом, следует отметить, что наиболее распространен среди учеников 2 класса средней общеобразовательной школы умеренно-средний уровень проявления агрессивного поведения.
Теперь перейдем к анализу соответствующих показателей у более старших детей — учащихся четвертых классов.
Результаты показывают, что у учеников 4 класса выражен низкий уровень проявления по всем видам агрессии. Низкий уровень склонности прямой вербальной агрессии отмечается у 53% испытуемых, средний уровень у 30% испытуемых. Высокого уровня прямой вербальной агрессии зафиксировано у 17% испытуемых. Проявление низкого уровня склонности к косвенной вербальной агрессии отмечается у 53% испытуемых, средний уровень – у 47% испытуемых. Проявление высокого уровня склонности к косвенной вербальной агрессии не наблюдается. Низкий уровень склонности к прямой физической агрессии отмечается у 47% испытуемых, средний уровень у 47% испытуемых, высокий уровень отмечается у 3% испытуемых. Низкий уровень проявления склонности к косвенной физической агрессии отмечается у 38% испытуемых, средний уровень – у 47% испытуемых. Проявления высокого уровня склонности к косвенной физической агрессии наблюдается у 15% испытуемых.
Исходя из полученных данных, можно отметить, что в отличие от учеников 2 класса, у учеников 4 класса наблюдается тенденция на снижение выраженности всех видов агрессии, кроме косвенной физической (в данном случае преобладает средний уровень). В отношении к первым результатам – низкий уровень косвенной физической агрессии встречается чаще.
Полученные результаты свидетельствуют о наличии положительной динамике в снижении агрессивности, а значит — об успешности школьного образования на данном этапе. Однако подобный вывод нуждается в дополнительных подтверждениях.
В данном случае результат оправдан тем, что ученики по ходу обучения и при взрослении принимают общие учебные требования и социальные установки. Уровень общего развития и учебных способностей возрастает. Ученики привыкают к учебной среде и глубже погружаются в коллектив. Эффект сплочения снижает уровень агрессивности среди учеников выпускного класса начальной школы. Стоит отметить, что преобладание косвенной физической агрессии среди учеников сохранился, но в меньшей степени.
Результаты показывают, что почти половина учеников имеют низкий уровень агрессивности (47%). Уровень ниже среднего проявляется в меньшей степени (35%).
Уровень выше среднего встречается у 18% учеников. Высокий уровень агрессивности у данной группы школьников не наблюдается.
В таблице (табл. 1) представлены сравнительные данные по общему проявлению агрессивности между учениками 2 класса (группа А) и 4 класса (группа Б).
Таблица 1
Уровни поведенческой агрессии у детей младшего школьного возраста
Уровень поведенческой агрессии | Дети младшего школьного возраста | |||
Группа А | Группа Б | |||
Абс | % | Абс | % | |
Низкий | 2 | 11 | 8 | 47 |
Ниже среднего | 11 | 64 | 6 | 35 |
Выше среднего | 4 | 23 | 3 | 18 |
Высокий | 0 | 0 | 0 | 0 |
Результаты подтверждают наглядные данные и исходя из таблицы можно сделать соответствующие выводы, что уровень агрессивности у группы Б ниже, чем у группы А. В группе А преобладает умеренно-средний уровень агрессии, когда в группе Б почти половина испытуемых имеет низкий уровень агрессивности. Высокий уровень агрессивности не наблюдается в обеих группах.
Как уже говорилось выше, прежде всего, это связано с общим развитием школьников на период с 8 до 10 лет: усвоение норм поведения, развитие межличностных отношений. Взаимодействие внутри коллектива, учителями и взрослыми становятся наиболее сложными, что в свою очередь включает компонент эмпатии и сопереживания. Полное вхождение в учебную деятельность избавляет младшего школьника от адаптивных трудностей обучения, что убавляет противоречий в деятельности и межличностных взаимодействиях [3].
Подводя итог данного исследования, можно отметить, что общий уровень агрессивности у учеников 4 класса значительно ниже, чем у учеников 2 класса. Как упоминалось выше, это связано с формированием навыков регуляции, усвоение моральных установок, укрепление межличностных отношений среди участников учебного коллектива [4; 6]. В конкретных показателях агрессии мы можем наблюдать, что ученики 4 класса меньше склонны к прямой физической агрессии, чем ученики 2 класса. Отмечается переход к косвенной агрессивности. Замечается тенденция отхода от прямой агрессии к косвенной. Это можно объяснить тем, что ученики 4 класса в силу сформированности норм поведения,
канализируют свою агрессивность по косвенным каналам. Отчасти это мотивируется возможностью избежать наказания за прямые действия. Таким образом, педагогам и психологам необходимо учитывать данную динамику агрессивности у младших школьников для того, чтобы оптимизировать учебный процесс на основании возрастных проявлений агрессивного поведения. Создать условие формирования благоприятных условий для создания межличностных отношений в учебных коллективах, а также комплексное и планомерное усвоение норм поведения и моральных установок у младших школьников.
Об авторах
А. О. Гриднев
Автор, ответственный за переписку.
Email: ogarevonline@yandex.ru
Россия
Д. К. Романов
Email: ogarevonline@yandex.ru
Россия
К. М. Романов
Email: ogarevonline@yandex.ru
Россия
Список литературы
- Белова С. С., Валуева Е. А., Ушаков Д. В. Формирование социально-личностных компетентностей в современном образовании / Под ред. Д. В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2010. – 114 с.
- Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 2004. – 224 с.
- Гончаров В. С. Основы культурно-генетической психологии. – Калининград: Издательство Российского государственного университета им. Иммануила Канта, 2008. – 333 с.
- Иванова Н. В., Першина Т. В. Теоретические и методические основы профилактики гаджет-зависимости у детей старшего дошкольного возраста. – Череповец: ЧГУ, 2020. – 203 с.
- Ильин Е. П. Эмоции и чувства: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2011. – 782 с.
- Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология: личность ученика: социализация, мотивация, акцентуации, межличностные отношения: методы изучения, личность и деятельность педагога, профессиональное педагогическое общение, педагогическая социальная перцепция: теория, практика, тренинг, психологический практикум: трудные педагогические ситуации. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. – 573 с.
Дополнительные файлы
