Влияние современного российского телевидения на формирование традиционных семейных ценностей у молодёжи
- Авторы: Синенко П.Д.
- Выпуск: Том 9, № 2 (2021)
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 17.02.2025
- Статья одобрена: 17.02.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/280404
- ID: 280404
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье представлен анализ российских ТВ-программ, посвященных вопросам религии, на примере православного телеканала «Спас». Отличительной чертой данного телеканала является тот факт, что тема семьи и традиционных ценностей аналитически рассматривается посредством религиозных рассуждений. В результате конфессиональный контент выстраивает и формирует традиционное представление о семье у современной российской молодежи.
Ключевые слова
Полный текст
Ежедневно из разных средств массовой информации мы узнаем информацию о семье, ценностях и любви. Но, к сожалению, это освещение проходит через призму «обтекаемых» деталей, не поддаваясь углубленному рассмотрению этих тем. Семья – это кладезь всей нашей жизни. Все начинается исключительно с семьи: рождение, воспитание, взросление, передача традиций и ценностей. Вместе с этим мы приобретаем социализацию, а также нравственные принципы, с помощью которых человек живет и устраивает свою личную жизнь. Свое ассоциативное начало семья берет со слова «родители», так как именно они становятся главными людьми в жизни каждого ребенка, воспитывают, развивают такие качества доброта и человечность, а также дают путевку в будущее своего «дитя». М. Г. Васильева, М. В. Аулова подчеркивают, что «вопреки сложившимся стереотипам, современная молодёжь ориентирована на многодетность и традиционное распределение ролей в семье. Следовательно, при благоприятной социальной политике, поддержке семьи и детства, и удовлетворительном уровне дохода молодых семей, можно прогнозировать положительные изменения демографической ситуации в стране» [2, с. 148].
Одно из самых популярных в российской социологии определение семьи принадлежит А. Харчеву: «Семья – это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми; это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родительскими отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения» [цит. по: 3].
Семейное воспитание – это педагогика будней, педагогика каждого дня, творчество, труд. Дети получают в семье первый нравственный опыт, учатся уважать старших, учатся делать людям приятное, радостное, доброе. Лучшим средством воспитания правильных отношений является личный пример отца и матери, их взаимное уважение, любовь, помощь и забота.
Сейчас мир оснащен технологиями, которые повсеместно овладевают каждым из нас. По мнению С. И. Шелонаева, «в современном глобализированном и медианагруженном мире адекватная социализация, адаптация и текущая ориентация в социуме немыслимы без взаимодействия человека с СМК» [7, с. 12]. Особенно это влияет на молодёжь. Потому что молодые люди много времени проводят в медийной среде: знакомство, общение, работа, хобби – все находится там и порой сложно понять, как именно полученная информация влияет на них? Но какой итог следует из того, что смотрит и читает молодёжь? Влияет ли это на желание создать свою семью или наоборот отторгает, т. к. материальная независимость и личное пространство важнее всего? «Влияние телевидения на многие аспекты повседневности, в частности на формирование семейных ценностей, определяется во многом тем, что в отличие от других видов массмедиа (особенно в отличие от радио и прессы) оно представляет собой часть домашней обстановки. Наиболее сильный эффект телевидения, кроме его собственно содержательной стороны – это сам факт его существования, оно всегда доступно и способно свести большое количество граждан до уровня пассивных зрителей в течение большей части их жизни. Телевидение может свести до минимума личностные взаимодействия внутри семьи и сообщества» [5]. По мнению Дж. Мейровитца, «коммерческое телевидение порождает новизну, чтобы выжить. Без странного, нового, неизвестного аудитории сократились бы очень сильно. Именно поэтому телевидение выставляет напоказ то, что в других медиаструктурах остается скрытым или малоизвестным» [цит. по: 6, с. 120].
В данной статье мы решили рассмотреть контент духовного телеканала «Спас». Цель исследования – изучение особенностей функционирования телеканала «Спас» и его роли в формировании нравственных начал российского общества в целом и понимание того, как информация, полученная на данном канале, может положительно влиять на подрастающее поколение. Известно, большинство россиян (56 %) считают положение в области демографии очень опасным, но все же верят в возможность улучшения ситуации в случае применения соответствующих специальных мер [5].
«Спас» – первый общественный православный телеканал. Вещание в России началось с 28 июля 2005 года. Основатели телеканала «Спас» – Александр Батанов и Иван Демидов. Генеральным директором с 2017 года является Борис Корчевников. Этот телеканал входит в стандартную сетку вещания 20-ти каналов. Исследователь Е. А. Аглей пишет, что телеканал «помогает воспитывать духовно-нравственное и религиозное население, в частности среди подрастающего поколения» [1, с. 75].
Цель телеканала – это формирование мировоззрения и нравственности, основываясь на религиозных ценностях, а также развитие и укрепление духовных основ социума.
Основными направлениями деятельности телеканала являются:
1) информационное – освещение деятельности РПЦ, а также отражение отношения церкви к различным сферам Российской Федерации: культурной, экономической и политической;
2) образовательное – духовное нравоучение и религиозное приобщение народа, делая упор на детский и юношеский возраст;
3) катехизаторское (учение о религии) – учение людей религии.
Если мы подробно рассмотрим сетку вещания телеканала «Спас», то можем увидеть, что:
- 60 % эфирного времени – это общественное вещание, то есть документалистика, духовно-просветительские и образовательные программы;
- 40 % эфирного времени – это прямой эфир служб, разноплановых интервью с представителями духовной и образовательной (в плане религии) сферы.
Программный спектр очень разнообразен, одними из популярных являются:
«Встреча» с протоиереем Андреем Ткачёвым (с 2018 года).
«Вечность и время» – ведущий Борис Костенко (с 2012 года).
«Не верю!» с Константином Мацаном – разговор священника с атеистом (с 2017 года).
«Прямая линия. Ответ священника» (с 2017 года).
«RES PUBLICA» (с 2018 года).
«Русский обед» с Максимом Сырниковым и Алёной Горенко (с 2019 года).
«Сила духа» с Николаем Валуевым (с 2018 года).
«Следы империи» Аркадием Мамонтовым (с 2017 года) и мн. др.
Подробнее разберем ряд телепрограмм, которые пользуются наиболее высокой популярностью. Так, телеведущий протоиерей Андрей Ткачёв в своей программе «Встреча» общается в студии с самой «живой» аудиторией – молодыми девушками и юношами, чтобы обсудить темы, волнующие любого ищущего человека: самоопределение, запреты и повеления, хорошо ли человеку быть одному, что такое вера и что есть Бог.
В одном из выпусков под названием «Родители» от 9 ноября 2019 года, священник отвечает на вопросы молодёжи о том, как нужно относиться к родителям и какие отношения должны быть поддержаны между ними и детьми. В этой же программе был задан такой вопрос: «Как донести свою точку зрения родителям, если она отличается от их? И во всем ли мы должны и всегда слушаться родителей?». Священник дал такой ответ на вопрос: «Нет, конечно, не во всем и не всегда. Потому что есть же такое слово сказанное, что “оставит человек отца своего и матерь”. То есть человек не должен быть один, но он должен поменять порт приписки. В младенчестве дети зависят от родителей, а когда вырастают, то представляют из себя самостоятельного человека, но потом ему нужно отлепиться совсем от них и прилепиться к другому. То есть отлепился от родителей и прилепился к жене своей, и стали два в плоть едину» [4].
Так, через призму духовной литературы и собственного опыта отец Андрей Ткачёв еженедельно отвечает на злободневные и актуальные темы, терзающие молодое поколение. Здесь собираются обычные люди, которые хотят узнать о жизни, понять, как жить и что ждет в дальнейшем. Если мы разберем программу «Не верю» (разговор священника с атеистом), то здесь мы можем увидеть ту искрящуюся нить, которая постоянно возникает при разговоре о вере. Всеми известные Владимир Познер является ярым атеистом, и он не стал исключением в этой программе. Не только священники являются ведущими этой беседы, но и представители общественных движений, психологи и мн. др. Священник и респондент вступают в очень захватывающую дискуссию, которая в ходе чужих размышлений заставляет подумать и о своих взглядах.
Исходя их этого можно предположить, что нравственное обогащение идет не только через нравоучения, а также через контент духовных программ. Молодёжь, смотря на изобилие развлекательных программ, забывают о своей душе. Образовательную и духовную функцию жизнедеятельности тоже нельзя вычеркивать. Читая поучительные материалы, выстраивается модель ценностей, которая впоследствии будет спроецирована на собственную семью.
Для молодого поколения важно признание в обществе, большинство парней и девушек ждут некое «одобрение». Нужно уметь правильно расставлять приоритеты, не смотря на окружающих, но думая о своем благосостоянии. Безусловно, для человека важны такие составляющие, как карьера, личные отношения с друзьями, образование, но семья – это то, что дарит нам спокойствие и счастье. Традиционные семейные ценности нужно развивать и сохранять в каждой семье, для того чтобы у детей с ранних лет формировались четкие приоритеты и ориентиры на будущее.
Таким образом, можно сделать вывод, что не нужно забывать о том, что ждет молодёжь впереди. Помимо учебы и работы нужно помнить о семейных ценностях, которые нужны каждому на протяжении всей нашей жизни. Человеку нужна подпитка нравственностью, любовью и духовностью. Для этого нужно читать, смотреть и слушать передачи, способствующие обогащению нашей души. Со временем человек меняется внешне, характером, но состояние души зависит от ее наполненности. Для поддержания духа с нами есть наши близкие и родные люди. Ведь семья и семейные ценности – это некий оберег, который спасет и охраняет во всех невзгодах и радостях.
Большинство журналистов, говоря о традиционной семье, подразумевают вполне позитивные ценности, близкие большинству, – наличие детей, по возможности даже нескольких, наличие обоих супругов, уважение к старшим, наличие дома (уюта, очага). В отличие от всего населения, корреспонденты телеканала «Спас» чаще акцентируют качественные характеристики традиционной семьи – любовь, уважение, дружба, забота, взаимопонимание и т. п.
Список литературы
- Аглей Е. А. Православие на российском телевидении: разнообразие телевизионного контента // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. – 2018. – № 05/2. – С. 73–76.
- Васильева М. Г., Аулова М. В. Влияние современного телевидения на формирование семейных ценностей у молодежи // Система ценностей современного общества. – 2013. – № 27. – С. 144–148.
- Социологический глоссарий гендерных терминов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://voluntary.ru/dictionary/575/word/semja#a1 (дата обращения 21.02.2021).
- Встреча. Протоиерей Андрей Ткачёв. Родители // Телеканал «Спас»: официальный канал на YouTube. – 09.11.2019. – Режим доступа: http://spastv.ru/shows/vstrecha/roditeli/ (дата обращения 26.02.2021).
- Фаткуллина Г. Р. Современное телевидение как инструмент формирования семейных ценностей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/32428/1/klo_2015_272.pdf (дата обращения 26.02.2021).
- Шариков А. В., Чудинова В. П. Детское телевидение. Взгляд социолога // Дети и культура / отв. ред. Б. Ю. Сорочкин. – М., 2007. – С. 120.
- Шелонаев С. И. Топологическая структура медиа – новая реальность // Современные СМИ в контексте информационных технологий: сборник научных трудов 3-й Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 15–16 мая 2016 г. / под ред. С. И. Шелонаева, Н. Н. Козновой. – СПб.: Санкт- Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2017. – С. 10–14.
Дополнительные файлы
