Influence of modern Russian television on the formation of traditional family values in young people

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

This article presents an analysis of Russian TV programs devoted to religious issues. In this connection the Orthodox TV channel "Spas" is studied. The feature of the TV channel under analysis is that the topic of family and traditional values is analytically considered through religious reasoning. As a result, confessional content builds and forms a traditional view of the family in young people of Russia.

Full Text

Ежедневно из разных средств массовой информации мы узнаем информацию о семье, ценностях и любви. Но, к сожалению, это освещение проходит через призму «обтекаемых» деталей, не поддаваясь углубленному рассмотрению этих тем. Семья – это кладезь всей нашей жизни. Все начинается исключительно с семьи: рождение, воспитание, взросление, передача традиций и ценностей. Вместе с этим мы приобретаем социализацию, а также нравственные принципы, с помощью которых человек живет и устраивает свою личную жизнь. Свое ассоциативное начало семья берет со слова «родители», так как именно они становятся главными людьми в жизни каждого ребенка, воспитывают, развивают такие качества доброта и человечность, а также дают путевку в будущее своего «дитя». М. Г. Васильева, М. В. Аулова подчеркивают, что «вопреки сложившимся стереотипам, современная молодёжь ориентирована на многодетность и традиционное распределение ролей в семье. Следовательно, при благоприятной социальной политике, поддержке семьи и детства, и удовлетворительном уровне дохода молодых семей, можно прогнозировать положительные изменения демографической ситуации в стране» [2, с. 148].

Одно из самых популярных в российской социологии определение семьи принадлежит А. Харчеву: «Семья – это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми; это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родительскими отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения» [цит. по: 3].

Семейное воспитание – это педагогика будней, педагогика каждого дня, творчество, труд. Дети получают в семье первый нравственный опыт, учатся уважать старших, учатся делать людям приятное, радостное, доброе. Лучшим средством воспитания правильных отношений является личный пример отца и матери, их взаимное уважение, любовь, помощь и забота.

Сейчас мир оснащен технологиями, которые повсеместно овладевают каждым из нас. По мнению С. И. Шелонаева, «в современном глобализированном и медианагруженном мире адекватная социализация, адаптация и текущая ориентация в социуме немыслимы без взаимодействия человека с СМК» [7, с. 12]. Особенно это влияет на молодёжь. Потому что молодые люди много времени проводят в медийной среде: знакомство, общение, работа, хобби – все находится там и порой сложно понять, как именно полученная информация влияет на них? Но какой итог следует из того, что смотрит и читает молодёжь? Влияет ли это на желание создать свою семью или наоборот отторгает, т. к. материальная независимость и личное пространство важнее всего? «Влияние телевидения на многие аспекты повседневности, в частности на формирование семейных ценностей, определяется во многом тем, что в отличие от других видов массмедиа (особенно в отличие от радио и прессы) оно представляет собой часть домашней обстановки. Наиболее сильный эффект телевидения, кроме его собственно содержательной стороны – это сам факт его существования, оно всегда доступно и способно свести большое количество граждан до уровня пассивных зрителей в течение большей части их жизни. Телевидение может свести до минимума личностные взаимодействия внутри семьи и сообщества» [5]. По мнению Дж. Мейровитца, «коммерческое телевидение порождает новизну, чтобы выжить. Без странного, нового, неизвестного аудитории сократились бы очень сильно. Именно поэтому телевидение выставляет напоказ то, что в других медиаструктурах остается скрытым или малоизвестным» [цит. по: 6, с. 120].

В данной статье мы решили рассмотреть контент духовного телеканала «Спас». Цель исследования – изучение особенностей функционирования телеканала «Спас» и его роли в формировании нравственных начал российского общества в целом и понимание того, как информация, полученная на данном канале, может положительно влиять на подрастающее поколение. Известно, большинство россиян (56 %) считают положение в области демографии очень опасным, но все же верят в возможность улучшения ситуации в случае применения соответствующих специальных мер [5].

«Спас» – первый общественный православный телеканал. Вещание в России началось с 28 июля 2005 года. Основатели телеканала «Спас» – Александр Батанов и Иван Демидов. Генеральным директором с 2017 года является Борис Корчевников. Этот телеканал входит в стандартную сетку вещания 20-ти каналов. Исследователь Е. А. Аглей пишет, что телеканал «помогает воспитывать духовно-нравственное и религиозное население, в частности среди подрастающего поколения» [1, с. 75].

Цель телеканала – это формирование мировоззрения и нравственности, основываясь на религиозных ценностях, а также развитие и укрепление духовных основ социума.

Основными направлениями деятельности телеканала являются:

1) информационное – освещение деятельности РПЦ, а также отражение отношения церкви к различным сферам Российской Федерации: культурной, экономической и политической;
2) образовательное – духовное нравоучение и религиозное приобщение народа, делая упор на детский и юношеский возраст;
3) катехизаторское (учение о религии) – учение людей религии.

Если мы подробно рассмотрим сетку вещания телеканала «Спас», то можем увидеть, что:

  • 60 % эфирного времени – это общественное вещание, то есть документалистика, духовно-просветительские и образовательные программы;
  • 40 % эфирного времени – это прямой эфир служб, разноплановых интервью с представителями духовной и образовательной (в плане религии) сферы.

Программный спектр очень разнообразен, одними из популярных являются:

«Встреча» с протоиереем Андреем Ткачёвым (с 2018 года).

«Вечность и время» – ведущий Борис Костенко (с 2012 года).

«Не верю!» с Константином Мацаном – разговор священника с атеистом (с 2017 года).

«Прямая линия. Ответ священника» (с 2017 года).

«RES PUBLICA» (с 2018 года).

«Русский обед» с Максимом Сырниковым и Алёной Горенко (с 2019 года).

«Сила духа» с Николаем Валуевым (с 2018 года).

«Следы империи» Аркадием Мамонтовым (с 2017 года) и мн. др.

Подробнее разберем ряд телепрограмм, которые пользуются наиболее высокой популярностью. Так, телеведущий протоиерей Андрей Ткачёв в своей программе «Встреча» общается в студии с самой «живой» аудиторией – молодыми девушками и юношами, чтобы обсудить темы, волнующие любого ищущего человека: самоопределение, запреты и повеления, хорошо ли человеку быть одному, что такое вера и что есть Бог.

В одном из выпусков под названием «Родители» от 9 ноября 2019 года, священник отвечает на вопросы молодёжи о том, как нужно относиться к родителям и какие отношения должны быть поддержаны между ними и детьми. В этой же программе был задан такой вопрос: «Как донести свою точку зрения родителям, если она отличается от их? И во всем ли мы должны и всегда слушаться родителей?». Священник дал такой ответ на вопрос: «Нет, конечно, не во всем и не всегда. Потому что есть же такое слово сказанное, что “оставит человек отца своего и матерь”. То есть человек не должен быть один, но он должен поменять порт приписки. В младенчестве дети зависят от родителей, а когда вырастают, то представляют из себя самостоятельного человека, но потом ему нужно отлепиться совсем от них и прилепиться к другому. То есть отлепился от родителей и прилепился к жене своей, и стали два в плоть едину» [4].

Так, через призму духовной литературы и собственного опыта отец Андрей Ткачёв еженедельно отвечает на злободневные и актуальные темы, терзающие молодое поколение. Здесь собираются обычные люди, которые хотят узнать о жизни, понять, как жить и что ждет в дальнейшем. Если мы разберем программу «Не верю» (разговор священника с атеистом), то здесь мы можем увидеть ту искрящуюся нить, которая постоянно возникает при разговоре о вере. Всеми известные Владимир Познер является ярым атеистом, и он не стал исключением в этой программе. Не только священники являются ведущими этой беседы, но и представители общественных движений, психологи и мн. др. Священник и респондент вступают в очень захватывающую дискуссию, которая в ходе чужих размышлений заставляет подумать и о своих взглядах.

Исходя их этого можно предположить, что нравственное обогащение идет не только через нравоучения, а также через контент духовных программ. Молодёжь, смотря на изобилие развлекательных программ, забывают о своей душе. Образовательную и духовную функцию жизнедеятельности тоже нельзя вычеркивать. Читая поучительные материалы, выстраивается модель ценностей, которая впоследствии будет спроецирована на собственную семью.

Для молодого поколения важно признание в обществе, большинство парней и девушек ждут некое «одобрение». Нужно уметь правильно расставлять приоритеты, не смотря на окружающих, но думая о своем благосостоянии. Безусловно, для человека важны такие составляющие, как карьера, личные отношения с друзьями, образование, но семья – это то, что дарит нам спокойствие и счастье. Традиционные семейные ценности нужно развивать и сохранять в каждой семье, для того чтобы у детей с ранних лет формировались четкие приоритеты и ориентиры на будущее.

Таким образом, можно сделать вывод, что не нужно забывать о том, что ждет молодёжь впереди. Помимо учебы и работы нужно помнить о семейных ценностях, которые нужны каждому на протяжении всей нашей жизни. Человеку нужна подпитка нравственностью, любовью и духовностью. Для этого нужно читать, смотреть и слушать передачи, способствующие обогащению нашей души. Со временем человек меняется внешне, характером, но состояние души зависит от ее наполненности. Для поддержания духа с нами есть наши близкие и родные люди. Ведь семья и семейные ценности – это некий оберег, который спасет и охраняет во всех невзгодах и радостях.

Большинство журналистов, говоря о традиционной семье, подразумевают вполне позитивные ценности, близкие большинству, – наличие детей, по возможности даже нескольких, наличие обоих супругов, уважение к старшим, наличие дома (уюта, очага). В отличие от всего населения, корреспонденты телеканала «Спас» чаще акцентируют качественные характеристики традиционной семьи – любовь, уважение, дружба, забота, взаимопонимание и т. п.

×

About the authors

P. D. Sinenko

Author for correspondence.
Email: info@rcsi.science

References

  1. Аглей Е. А. Православие на российском телевидении: разнообразие телевизионного контента // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. – 2018. – № 05/2. – С. 73–76.
  2. Васильева М. Г., Аулова М. В. Влияние современного телевидения на формирование семейных ценностей у молодежи // Система ценностей современного общества. – 2013. – № 27. – С. 144–148.
  3. Социологический глоссарий гендерных терминов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://voluntary.ru/dictionary/575/word/semja#a1 (дата обращения 21.02.2021).
  4. Встреча. Протоиерей Андрей Ткачёв. Родители // Телеканал «Спас»: официальный канал на YouTube. – 09.11.2019. – Режим доступа: http://spastv.ru/shows/vstrecha/roditeli/ (дата обращения 26.02.2021).
  5. Фаткуллина Г. Р. Современное телевидение как инструмент формирования семейных ценностей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/32428/1/klo_2015_272.pdf (дата обращения 26.02.2021).
  6. Шариков А. В., Чудинова В. П. Детское телевидение. Взгляд социолога // Дети и культура / отв. ред. Б. Ю. Сорочкин. – М., 2007. – С. 120.
  7. Шелонаев С. И. Топологическая структура медиа – новая реальность // Современные СМИ в контексте информационных технологий: сборник научных трудов 3-й Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 15–16 мая 2016 г. / под ред. С. И. Шелонаева, Н. Н. Козновой. – СПб.: Санкт- Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2017. – С. 10–14.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Мы используем файлы cookies, сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика для улучшения работы сайта и удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были об этом проинформированы и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».