Архитектурный подход в управлении бизнес-процессами на предприятии
- Авторы: Карпова Е.В., Катынь А.В.
- Выпуск: Том 9, № 8 (2021)
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 16.02.2025
- Статья одобрена: 16.02.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/280225
- ID: 280225
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье определена необходимость применения механизма хозяйствования, направленного на процессный подход в управлении бизнес-процессами на предприятии. Выделены свойства и особенности бизнес-процессов, а также характеристики архитектурного подхода.
Полный текст
Замедление экономического роста, что сейчас характерно для России, побуждает искать пути существенного повышения эффективности деятельности. Современные условия хозяйствования диктуют новые правила поведения на рынке, а именно, обеспечения быстрой реакции на постоянные изменения условий макросреды, ориентацию на потребности клиентов, повышения качества продукции и услуг при снижении их себестоимости. В связи с этим, компании постоянно ищут способы повысить эффективность своего бизнеса, чтобы оставаться актуальными на глобальном конкурентном рынке. Большое значение при этом отводится управлению бизнес-процессами, поскольку потребности клиентов и рынка постоянно меняются, а ориентация на процесс позволяет быстрее реагировать на эти изменения, так как внедрение изменений становится проще. Это делает ориентацию на процессы основой для создания гибкого предприятия [1].
Для обеспечения эффективного функционирования предприятия необходим направленный на процессное управление механизм ведения хозяйственной деятельности, который предусматривает четкую формализацию, структурированность бизнес-процессов, высокий уровень автоматизации, и который основывается на применении информационных технологий (ИТ), экономико-математических методов и моделей.
Основным в формировании теории процессного управления является понятие бизнес- процесса. В научных источниках интерпретация этого понятия различна. Но, все их объединяет, то, что под бизнес-процессом понимается некая целенаправленная последовательность действий, взаимосвязанных между собой, и приводящая по определенной технологии через трансформацию разнообразных типов ресурсов к созданию продукции, необходимой потребителю (это может быть, как информация, так и услуги либо продукты). В любом случае, главными свойствами бизнес-процессов является их клиентоориентированность и независимость от формальной организационной структуры предприятия [2].
При рассмотрении предприятий как совокупности бизнес-процессов, имеющих различную структуру и стратегически разные цели, появилась необходимость введения термина «архитектура предприятия» (Enterprise Architecture). Архитектура предприятия позволяет определить бизнес-процессы, взаимосвязанные между собой, в ходе которых создается продукт, обладающий определенной ценностью. Также архитектура предприятия необходима для понимания связи долгосрочных целей и задач бизнеса с быстро меняющимися предпочтениями клиентов. При этом нужно всегда помнить, что текущая архитектура, которая в данный момент сложилась на предприятии, может не учитывать факторы изменения макросреды и тем самым тормозить развитие, создавая барьеры для роста, и, поэтому, необходимо описывать будущее состояние предприятия, но уже при помощи идеальной модели целевой архитектуры [3].
Управление бизнес-процессами охватывает значительный комплекс действий от их обнаружения до автоматизации и реализации IТ-инфраструктуры. Важное место в управлении бизнес-процессами занимает их описание, анализ и совершенствование на основе применения соответствующих методов, моделей.
Рис. 1. Слои архитектуры предприятия.
На предварительном этапе исследования бизнес-процессов обычно описывается слои текущей архитектуры предприятия, каждый из которых содержит элементы, относящиеся к одной из областей, представленных на рисунке 1. Представленные слои архитектуры предприятия отражают
- миссию и стратегию, которые определяют направления развития любого предприятия и ставят долгосрочные цели и задачи;
- бизнес-архитектуру, описывающую деятельность предприятия и его развитие через необходимые организационно-штатную структуру, каналы реализации продукции, бизнес- процессы и документооборот и предъявляющую требования к ИТ-архитектуре предприятия;
- ИТ-архитектуру предприятия (архитектуру информационных технологий), описывающую приложения, данные и их взаимосвязи, а также технологический слой, включающий аппаратные средства и системное программное обеспечение. ИТ-архитектура предприятия определяет правила формирования всех составляющих ИТ, сложившихся взаимосвязей между ними и бизнес-архитектурой предприятия. ИТ-архитектура зависит от целей и задач предприятия, его стратегии развития, являясь неотъемлемой частью всей архитектуры предприятия и сложившейся в определенный момент модели бизнес- процессов [3
При описании (моделировании) бизнес-процессов чаще всего выделяются такие их виды как основные (или ключевые) бизнес-процессы, управляющие и поддерживающие (или обеспечивающие) бизнес-процессы (Рисунок 2). Разные компании в зависимости от сферы деятельности могут дополнять данную схему определенными компонентами исходя из их рода деятельности. Каждая из них имеет свои особенности и отличительные черты. Исходя из этого, можно сделать вывод, что любой бизнес-процесс в организации напрямую связан с архитектурой предприятия.
Если рассматривать архитектуру конкретного бизнес-процесса, то можно получить представление о том, как достигаются поставленные цели, какие при этом используются материальные, человеческие или финансовые ресурсы, а также как используются технологии и поступающая информация.
Рис. 2. Пример схемы бизнес-процессов организации.Рис. 2. Пример схемы бизнес-процессов организации.
Модельные решения, принятые в отношении каждого элемента архитектуры бизнес- процесса, в совокупности позволяют получить целостное представление о каждом из продуктовых бизнес направлений с учетом всех возможных измерений. Важно всегда поддерживать архитектуру в актуальном состоянии [4].
В ходе работы над управлением бизнес-процессами организации создают большие репозитории моделей процессов с сотнями и тысячами процессов, несущих большие объемы информации. С появлением больших коллекций моделей бизнес-процессов возникают новые проблемы, такие как потребность в структурировании и управлении моделями бизнес- процессов, их обслуживании и обеспечении качества, среди прочего [5]. В таких больших коллекциях сложно получить представление о процессах компании и о том, как эти процессы соотносятся друг с другом. Многие крупные проекты управления бизнес процессами терпят неудачу из-за отсутствия координации, мер обеспечения качества или всеобъемлющей методологии моделирования бизнес-процессов. Это приводит к некачественным коллекциям моделей процессов [6].
Архитектурный подход в управлении бизнес-процессами поддерживает управление моделями процессов в репозитории моделей процессов, определяя отношения между бизнес- процессами и предоставляя рекомендации по их организации. Управление бизнес- процессами на основе архитектурного подхода – это анализ совокупности бизнес-процессов и их взаимозависимостей. Таким образом, данный подход предполагает:
- один бизнес-процесс состоит из ряда других бизнес-процессов, также называемых подпроцессы;
- специализацию, которая означает, что один бизнес-процесс специализируется на другом;
- триггер, который представляет, что один бизнес-процесс вызывает создание и запуск другого бизнес-процесса;
- а также информационный поток, который представляет ту информацию или другие объекты, перетекающие от одного бизнес-процесса к другому.
Производство товаров или оказание услуг часто осуществляется сложной системой взаимозависимых бизнес-процессов. Следовательно, архитектурный подход, основанный на взаимозависимости бизнес-процессов, становится важной необходимостью для организации, анализа и оценки воздействия на их изменения, а визуализация взаимозависимостей бизнес- процессов позволит выявлять скрытую и неявную информацию из коллекции моделей процессов. Архитектурный подход на предприятии имеет большое значение и необходим для распространения в различных сферах деятельности. В самом широком смысле, архитектура позволяет увидеть нечто большее, работать с длительными периодами времени и сосредоточиться не только на текущих целях и возможностях. Этот подход определяется стандартизацией элементов, выбором и правильным использованием архитектурных стилей, использованием архитектурных целей. Стандартизация элементов обеспечивает быстрое проектирование, организационную гибкость и операционную эффективность, а архитектурные принципы позволяют более точно вести разработку в условиях неопределенности.
Об авторах
Е. В. Карпова
Автор, ответственный за переписку.
Email: ogarevonline@yandex.ru
Россия
А. В. Катынь
Email: ogarevonline@yandex.ru
Россия
Список литературы
- BiZZdesigner Enterprise Architecture and Business Process Management Software: сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bizzdesign.com/ (дата обращения: 31.03.2020).
- Зинина Л. И., Сысоева Е. А., Бажанова С. В. [и др.]. Информационно- технологические решения в экономике и управлении: монография. – Саранск: Изд- во Мордов. ун-та, 2020. – 148 с.
- Зинина Л. И., Сысоева Е. А., Ефремова Л. И., Катынь А. В. Управление ИТ- инфраструктурой предприятия (архитектурный подход): учебное пособие. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2020. – 196 с.
- Лапшин В. С., Ямашкин Ю. В. Управление бизнес-процессами на основе архитектурного подхода // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. – 2015. – № 3(34). – С. 212–217.
- EA and Cloud [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.leanix.net/en/ (дата обращения 31.03.2020).
- Громов А. И., Фляйшман А., Шмидт В. Управление бизнес-процессами: современные методы: монография. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 367 c.
Дополнительные файлы









