Architectural approach to management of enterprise business processes

封面

如何引用文章

全文:

详细

The article proves the need to apply the management mechanism aimed at the process approach in the management of business processes in the enterprise. The properties and features of business processes and the features of the architectural approach are highlighted.

全文:

Замедление экономического роста, что сейчас характерно для России, побуждает искать пути существенного повышения эффективности деятельности. Современные условия хозяйствования диктуют новые правила поведения на рынке, а именно, обеспечения быстрой реакции на постоянные изменения условий макросреды, ориентацию на потребности клиентов, повышения качества продукции и услуг при снижении их себестоимости. В связи с этим, компании постоянно ищут способы повысить эффективность своего бизнеса, чтобы оставаться актуальными на глобальном конкурентном рынке. Большое значение при этом отводится управлению бизнес-процессами, поскольку потребности клиентов и рынка постоянно меняются, а ориентация на процесс позволяет быстрее реагировать на эти изменения, так как внедрение изменений становится проще. Это делает ориентацию на процессы основой для создания гибкого предприятия [1].

Для обеспечения эффективного функционирования предприятия необходим направленный на процессное управление механизм ведения хозяйственной деятельности, который предусматривает четкую формализацию, структурированность бизнес-процессов, высокий уровень автоматизации, и который основывается на применении информационных технологий (ИТ), экономико-математических методов и моделей.

Основным в формировании теории процессного управления является понятие бизнес- процесса. В научных источниках интерпретация этого понятия различна. Но, все их объединяет, то, что под бизнес-процессом понимается некая целенаправленная последовательность действий, взаимосвязанных между собой, и приводящая по определенной технологии через трансформацию разнообразных типов ресурсов к созданию продукции, необходимой потребителю (это может быть, как информация, так и услуги либо продукты). В любом случае, главными свойствами бизнес-процессов является их клиентоориентированность и независимость от формальной организационной структуры предприятия [2].

При рассмотрении предприятий как совокупности бизнес-процессов, имеющих различную структуру и стратегически разные цели, появилась необходимость введения термина «архитектура предприятия» (Enterprise Architecture). Архитектура предприятия позволяет определить бизнес-процессы, взаимосвязанные между собой, в ходе которых создается продукт, обладающий определенной ценностью. Также архитектура предприятия необходима для понимания связи долгосрочных целей и задач бизнеса с быстро меняющимися предпочтениями клиентов. При этом нужно всегда помнить, что текущая архитектура, которая в данный момент сложилась на предприятии, может не учитывать факторы изменения макросреды и тем самым тормозить развитие, создавая барьеры для роста, и, поэтому, необходимо описывать будущее состояние предприятия, но уже при помощи идеальной модели целевой архитектуры [3].

Управление бизнес-процессами охватывает значительный комплекс действий от их обнаружения до автоматизации и реализации IТ-инфраструктуры. Важное место в управлении бизнес-процессами занимает их описание, анализ и совершенствование на основе применения соответствующих методов, моделей.

 

Рис. 1. Слои архитектуры предприятия.

 

На предварительном этапе исследования бизнес-процессов обычно описывается слои текущей архитектуры предприятия, каждый из которых содержит элементы, относящиеся к одной из областей, представленных на рисунке 1. Представленные слои архитектуры предприятия отражают

  • миссию и стратегию, которые определяют направления развития любого предприятия и ставят долгосрочные цели и задачи;
  • бизнес-архитектуру, описывающую деятельность предприятия и его развитие через необходимые организационно-штатную структуру, каналы реализации продукции, бизнес- процессы и документооборот и предъявляющую требования к ИТ-архитектуре предприятия;
  • ИТ-архитектуру предприятия (архитектуру информационных технологий), описывающую приложения, данные и их взаимосвязи, а также технологический слой, включающий аппаратные средства и системное программное обеспечение. ИТ-архитектура предприятия определяет правила формирования всех составляющих ИТ, сложившихся взаимосвязей между ними и бизнес-архитектурой предприятия. ИТ-архитектура зависит от целей и задач предприятия, его стратегии развития, являясь неотъемлемой частью всей архитектуры предприятия и сложившейся в определенный момент модели бизнес- процессов [3

При описании (моделировании) бизнес-процессов чаще всего выделяются такие их виды как основные (или ключевые) бизнес-процессы, управляющие и поддерживающие (или обеспечивающие) бизнес-процессы (Рисунок 2). Разные компании в зависимости от сферы деятельности могут дополнять данную схему определенными компонентами исходя из их рода деятельности. Каждая из них имеет свои особенности и отличительные черты. Исходя из этого, можно сделать вывод, что любой бизнес-процесс в организации напрямую связан с архитектурой предприятия.

Если рассматривать архитектуру конкретного бизнес-процесса, то можно получить представление о том, как достигаются поставленные цели, какие при этом используются материальные, человеческие или финансовые ресурсы, а также как используются технологии и поступающая информация.

 

Рис. 2. Пример схемы бизнес-процессов организации.Рис. 2. Пример схемы бизнес-процессов организации.

 

Модельные решения, принятые в отношении каждого элемента архитектуры бизнес- процесса, в совокупности позволяют получить целостное представление о каждом из продуктовых бизнес направлений с учетом всех возможных измерений. Важно всегда поддерживать архитектуру в актуальном состоянии [4].

В ходе работы над управлением бизнес-процессами организации создают большие репозитории моделей процессов с сотнями и тысячами процессов, несущих большие объемы информации. С появлением больших коллекций моделей бизнес-процессов возникают новые проблемы, такие как потребность в структурировании и управлении моделями бизнес- процессов, их обслуживании и обеспечении качества, среди прочего [5]. В таких больших коллекциях сложно получить представление о процессах компании и о том, как эти процессы соотносятся друг с другом. Многие крупные проекты управления бизнес процессами терпят неудачу из-за отсутствия координации, мер обеспечения качества или всеобъемлющей методологии моделирования бизнес-процессов. Это приводит к некачественным коллекциям моделей процессов [6].

Архитектурный подход в управлении бизнес-процессами поддерживает управление моделями процессов в репозитории моделей процессов, определяя отношения между бизнес- процессами и предоставляя рекомендации по их организации. Управление бизнес- процессами на основе архитектурного подхода – это анализ совокупности бизнес-процессов и их взаимозависимостей. Таким образом, данный подход предполагает:

  • один бизнес-процесс состоит из ряда других бизнес-процессов, также называемых подпроцессы;
  • специализацию, которая означает, что один бизнес-процесс специализируется на другом;
  • триггер, который представляет, что один бизнес-процесс вызывает создание и запуск другого бизнес-процесса;
  • а также информационный поток, который представляет ту информацию или другие объекты, перетекающие от одного бизнес-процесса к другому.

Производство товаров или оказание услуг часто осуществляется сложной системой взаимозависимых бизнес-процессов. Следовательно, архитектурный подход, основанный на взаимозависимости бизнес-процессов, становится важной необходимостью для организации, анализа и оценки воздействия на их изменения, а визуализация взаимозависимостей бизнес- процессов позволит выявлять скрытую и неявную информацию из коллекции моделей процессов. Архитектурный подход на предприятии имеет большое значение и необходим для распространения в различных сферах деятельности. В самом широком смысле, архитектура позволяет увидеть нечто большее, работать с длительными периодами времени и сосредоточиться не только на текущих целях и возможностях. Этот подход определяется стандартизацией элементов, выбором и правильным использованием архитектурных стилей, использованием архитектурных целей. Стандартизация элементов обеспечивает быстрое проектирование, организационную гибкость и операционную эффективность, а архитектурные принципы позволяют более точно вести разработку в условиях неопределенности.

×

作者简介

E. Karpova

编辑信件的主要联系方式.
Email: ogarevonline@yandex.ru
俄罗斯联邦

A. Katyn

Email: ogarevonline@yandex.ru
俄罗斯联邦

参考

  1. BiZZdesigner Enterprise Architecture and Business Process Management Software: сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bizzdesign.com/ (дата обращения: 31.03.2020).
  2. Зинина Л. И., Сысоева Е. А., Бажанова С. В. [и др.]. Информационно- технологические решения в экономике и управлении: монография. – Саранск: Изд- во Мордов. ун-та, 2020. – 148 с.
  3. Зинина Л. И., Сысоева Е. А., Ефремова Л. И., Катынь А. В. Управление ИТ- инфраструктурой предприятия (архитектурный подход): учебное пособие. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2020. – 196 с.
  4. Лапшин В. С., Ямашкин Ю. В. Управление бизнес-процессами на основе архитектурного подхода // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. – 2015. – № 3(34). – С. 212–217.
  5. EA and Cloud [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.leanix.net/en/ (дата обращения 31.03.2020).
  6. Громов А. И., Фляйшман А., Шмидт В. Управление бизнес-процессами: современные методы: монография. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 367 c.

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML
2. Fig. 1. Layers of enterprise architecture.

下载 (164KB)
3. Fig. 2. Example of a business process diagram of an organization.

下载 (139KB)

Мы используем файлы cookies, сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика для улучшения работы сайта и удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были об этом проинформированы и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».