Ценностные ориентации российских и иракских студентов
- Авторы: Косолапова Х.О., Ионова М.С.
- Выпуск: Том 7, № 12 (2019)
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 13.02.2025
- Статья одобрена: 13.02.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/279959
- ID: 279959
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье представлены результаты эмпирического исследования ценностных ориентаций российских и иракских студентов. Приведены сопоставительные данные, полученные авторами, и сделаны выводы о необходимости оптимизации учебно-воспитательного процесса в вузах с целью формирования у студентов (как россиян, так и иностранцев) устойчивой системы общественно значимых ценностных ориентиров.
Ключевые слова
Полный текст
В настоящее время наблюдается развитие единого мирового рынка. Общество становится все более открытым и ориентированным на различные системы ценностей, в том числе других стран. В современных условиях актуальной становится проблема формирования у студентов общественно значимых ценностных ориентиров.
Данная проблема разрабатывалась в рамках общей психологии, психологии личности, социальной психологии. К ней обращались С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, Б. С. Братусь, А. Г. Здравомыслов, Д. А. Леонтьев, В. А. Ядов [11; 1; 3; 5; 9; 12].
По определению С. Л. Рубинштейна, ценности – это обобщенные представления людей о наиболее значимых для них целях и нормах поведения, которые являются определяющими в выборе приоритетов для восприятия действительности, а также задают ориентиры для действий и поступков во всех сферах жизни. В значительной степени ценностные ориентации влияют и на «стиль жизни» общества в целом. Совокупность доминирующих ценностей при их концентрировании является отражением особенностей культуры и исторического опыта данного общества [11].
Ценностные ориентации – это ориентация личности на существующие в обществе ценности, выбор готовых ценностей [2].
По мнению А. Г. Здравомыслова, под ценностными ориентациями следует понимать относительно устойчивое, избирательное отношение человека к системе материальных и духовных благ и идеалов [5]. Ценностные ориентации представляют собой избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, включают в себя систему его установок, убеждений и предпочтений, выраженных в сознании и поведении, а также способ дифференциации человеком объектов по их значимости. Ценностные ориентации являются важнейшими элементами, входящими в состав внутренней структуры личности. Формируются они в процессе социализации. Особую роль в этом процессе играет культура. Именно поэтому ценностные ориентации представителей разных стран могут существенно различаться. Не составляют исключения и ценностные ориентации россиян и иракцев.
Эмпирическое исследование ценностных ориентаций российских и иракских студентов было проведено на базе Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва. Участие в нем приняли 60 студентов в возрасте от 19 до 25 лет: 30 из них – россияне (студенты 3-го курса историко-социологического института разных направлений подготовки) и 30 – студенты-иракцы (студенты 4-го курса медицинского института специальности «Лечебное дело»).
С целью изучения ценностных ориентаций студентов мы использовали методику С. С. Бубновой «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» [4].
Полученные результаты отражены в таблице 1.
Таблица 1
Ценностные ориентации российских студентов (по результатам применения методики С. С. Бубновой)
Ценности | Ранг |
Признание и уважение людей и влияние на окружающих | 4,6 |
Познание нового в мире, природе, человеке | 4,2 |
Помощь и милосердие к другим людям | 4,03 |
Приятное времяпрепровождение, отдых | 3,9 |
Социальная активность для достижения позитивных изменений в | 3,4 |
обществе |
|
Здоровье | 3,3 |
Высокий социальный статус и управление людьми | 3,1 |
Любовь | 2,9 |
Поиск и наслаждение прекрасным | 2,8 |
Высокое материальное благосостояние | 2,7 |
Общение | 2,7 |
Согласно представленным данным, наиболее выраженными у российских студентов являются такие ценности как «признание и уважение людей и влияние на окружающих», а также «познание нового». Большое значение имеет для них «помощь и милосердие к другим людям». На следующей позиции – «приятное времяпрепровождение». А вот «социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе» оказалась менее значимой для студентов-россиян, чем отдых. Еще менее значимы для респондентов данной группы «здоровье», «высокий социальный статус и управление людьми». На неожиданно низких позициях для представителей юношеского возраста оказались «любовь», «поиск и наслаждение прекрасным».
Наименее значимыми для студентов-россиян являются: «высокое материальное благосостояние» и «общение». Незначимость общения и наслаждения прекрасным, возможно, связана с количественным преобладанием мужчин в выборке. Обесценивание материального благополучия, скорее, можно объяснить возрастными особенностями наших респондентов.
Рассмотрим результаты студентов-иракцев. Они представлены в таблице 2.
Таблица 2
Ценностные ориентации иракских студентов (по результатам применения методики С. С. Бубновой)
Ценности | Ранг |
Познание нового в мире, природе, человеке | 5,5 |
Приятное времяпрепровождение, отдых | 4,9 |
Помощь и милосердие к другим людям | 4,7 |
Любовь | 4,3 |
Признание и уважение людей и влияние на окружающих | 4,1 |
Поиск и наслаждение прекрасным | 3,9 |
Здоровье | 3,7 |
Высокое материальное благосостояние | 3,4 |
Общение | 3,2 |
Высокий социальный статус и управление людьми | 3,2 |
Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе | 2,8 |
Для студентов-иракцев, принявших участие в исследовании, наиболее ценно «познание нового», а также «приятное времяпрепровождение, отдых». Большое значения для них имеет и «помощь и милосердие к другим людям». Значимыми для респондентов данной группы являются «любовь» и «признание, уважение людей и влияние на окружающих». На следующих позициях в иерархии ценностей иракских студентов располагаются: «поиск и наслаждение прекрасным», «здоровье», «высокое материальное благосостояние». Далее следуют «общение» и «высокий социальный статус и управление людьми». Наименее значимой для иракцев оказалась «социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе».
На рисунке 1 представлены сопоставительные данные, полученные в ходе исследования ценностных ориентаций студентов россиян и иракцев.
Рис. 1. Ценностные ориентации российских и иракских студентов: сопоставительные данные (по результатам применения методики С. С. Бубновой).
Условные обозначения: ряд 1 – студенты-россияне, ряд 2 – студенты-иракцы; 1 – признание и уважение людей и влияние на окружающих; 2 – познание нового в мире, природе, человеке; 3 – помощь и милосердие к другим людям; 4 – приятное времяпрепровождение, отдых; 5 – социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе; 6 – здоровье; 7 – высокий социальный статус и управление людьми; 8 – любовь; 9 – поиск и наслаждение прекрасным; 10 – высокое материальное благосостояние; 11 – общение.
Полученные нами эмпирические данные свидетельствуют о том, что «признание и уважение людей и влияние на окружающих» более ценно для российских, чем для иракских студентов. В то время как «познание нового в мире, природе, человеке» представляет большую ценность для иракцев, и разница довольно существенная. «Помощь и милосердие к другим людям» тоже более ценно для иракских, чем для российских студентов, но различия не столь выражены. «Приятное времяпрепровождение, отдых» больше ценят иракцы, а вот «социальную активность для достижения позитивных изменений в обществе» – россияне. «Здоровье» более ценно для иракских студентов, но различия не столь значительны. «Высокий социальный статус и управление людьми» не высоко ценят как российские, так и иракские студенты. Не очень значимой для российских студентов оказалась «любовь», а вот для их иракских сверстников она представляет значительно большую ценность. «Поиск и наслаждение прекрасным», как выяснилось, больше ценят иракцы. Более значимо для них, чем для россиян и «высокое материальное благосостояние».
Интересным, по нашему мнению, является тот факт, что «общение» больше ценят иракцы. Полученные результаты идут вразрез с распространенным в научной литературе мнением о высокой значимости общения для русских [10].
Полученные в исследовании данные, безусловно, требуют дальнейшего осмысления. Нами сделаны лишь первые шаги на пути изучения данной проблемы. Однако уже сейчас можно сделать вывод о необходимости оптимизации учебно-воспитательного процесса в вузах с целью коррекции у студентов представлений об общечеловеческих базовых ценностях [7; 13].
Студентам-представителям разных культур следует прививать ценности, связанные с познанием, саморазвитием, творческой самореализацией и социальной активностью, направленной на достижение позитивных изменений в обществе, поскольку именно они составляют основу внутренней мотивации будущей профессиональной деятельности [6; 8].
Молодое поколение переоценивает ценности, пересматривает опыт предшествующих поколений. За счет этого у молодежи формируются новые представления о своем будущем (в том числе профессиональном) и будущем общества в целом. Если раньше молодые люди могли совершать выбор и принимать решения, опираясь на опыт предыдущих поколений, то в современном обществе, отличающимся преобладанием рыночных отношений, молодежь и, в частности, студенты, уже не имеют такой возможности. Им приходится приобретать новый социальный опыт, не имея естественных ориентиров. В сложившихся условиях перед образовательными учреждениями стоит сложная задача – формирования устойчивой системы общественно значимых ценностных ориентиров у обучающихся.
На основе результатов анализа научной литературы по рассматриваемой проблеме и эмпирических данных, полученных в ходе исследования, нами были составлены следующие рекомендации по формированию ценностных ориентаций у студентов в условиях поликультурной среды вуза.
Для того чтобы сформировать устойчивую систему ценностных ориентаций у студентов, обучающихся в поликультурной среде вуза, необходимо:
– ввести в практику тренинговые занятия с целью изучения студентами собственной системы ценностей;
– сформировать у студентов представления о главных духовных человеческих ценностях (общих для представителей разных культур);
– обеспечить формирование ценностных ориентаций посредством сотрудничества и сотворчества преподавателей и студентов (россиян и иностранцев), основанного на доверии и взаимопонимании.
Данные рекомендации могут быть использованы в профессиональной деятельности преподавателей и психологов, а именно сотрудников психологических служб вузов, педагогов-кураторов, а также сотрудников подразделений вузов, осуществляющих работу с иностранными студентами.
Об авторах
Х. О. Косолапова
Автор, ответственный за переписку.
Email: ogarevonline@yandex.ru
М. С. Ионова
Email: ogarevonline@yandex.ru
Список литературы
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
- Баева Л. В. Информационная эпоха: метаморфозы классических ценностей: монография. – Астрахань, 2008. – 218 с.
- Братусь Б. С. Личностные смыслы по А. Н. Леонтьеву и проблема вертикали сознания // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А. Н. Леонтьева / под ред. А. Е. Войскунского, А. Н. Ждан, О. К. Тихомирова. – М.: Смысл, 1999. – С. 284–298.
- Бубнова С. С. Диагностика реальной структуры личности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gurutestov.ru/test/359/ (дата обращения 15.05.19).
- Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М.: Политиздат, 1986. –223 с.
- Ионова М. С., Ковалева Н. А. Адаптация иностранных студентов как одно из важнейших направлений деятельности психологической службы вуза // Вклад педагогических вузов в социокультурное развитие общества: материалы Международной научно-практической конференции – Осовских педагогических чтений: в 3-х частях: Ч. 1 / Федеральное агентство по образованию, Правительство Республики Мордовия, Мордов. гос. пед. ин-т им. М. Е. Евсевьева, Поволжское отделение РАО. – Саранск, 2010. – С. 81–84.
- Ионова М. С. Создание полиэтнической образовательной среды вуза как условие успешной адаптации студентов из национальных диаспор // Этнопедагогика: психолого-педагогические особенности воспитания и обучения у финно-угорских народов: материалы Республиканской научно-практической конференции / Мордов. гос. ун-т им. Н. П. Огарева; Изд. центр Историко-социологического ин-та МГУ им. Н. П. Огарева. – Саранск, 2011. – С. 35–38.
- Ковалева Н. А., Ионова М. С. Региональные аспекты организации психологической помощи мигрантам: учебное пособие. – Саранск, 2015. – 100 с.
- Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. – М.: Смысл, 1992. – 17 с.
- Прохоров Ю. Е., Стернин И. А. Русские: коммуникативное поведение. – М.: Флината: Наука, 2006. – 238 с.
- Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
- Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии / отв. ред. Е. В. Шорохова. – М.: Наука, 1975. – С. 89–106.
- Balyaev S. I., Rezepova N. V., Ionova M. S., Dembitsky S. G. Teaching in multicultural environment: development of ethnotolerant behaviour in freshmen // 10th International Conference on Education and New Learning Technologies, 2-4 July, 2018, Palma, Spain. – P. 9116–9124.
Дополнительные файлы
