Особенности бизнес-партнерства на рынке информационных технологий
- Авторы: Андриянов О.Э., Соколова Н.Г.
- Выпуск: Том 7, № 7 (2019)
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 31.01.2025
- Статья одобрена: 31.01.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/278649
- ID: 278649
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассмотрены форма ведения бизнеса на рынке информационных технологий на основе формирования партнерских сетей, главные элементы партнерских программ и уровни участия в них. Изучены особенности развития российского рынка систем электронного документооборота. Проанализированы ключевые элементы партнерских программ вендора-лидера на российском рынке в сравнении с вендорами, работающими в Удмуртской республике.
Полный текст
В современных рыночных условиях компания, выпускающая продукты на основе информационных технологий (далее – ИТ), несет затраты, если самостоятельно осуществляет прямые продажи программных продуктов своим клиентам и оказывает им дальнейшую поддержку. Расширение бизнеса с целью увеличения продаж программных продуктов повлечет за собой открытие офисов в различных городах и найм большого количества сотрудников. Эти действия отрицательно повлияют на конкурентоспособность продукта компании на рынке из-за его высокой себестоимости. Именно поэтому принято осуществлять косвенные продажи программных продуктов через партнеров.
Партнерство – это отношения между двумя организациями, которые предполагают тесное сотрудничество в интересах общих целей или взаимной выгоды [1]. Бизнес-партнерство – это взаимовыгодное сотрудничество сторон, которые являются субъектами предпринимательства и имеют определенные цели, достичь которых можно в результате партнерства. В целом партнерство может оцениваться в двух формах:
1) зарегистрированная форма организации бизнеса с участием нескольких физических лиц (осуществляется документальное оформление);
2) сотрудничество юридических лиц, которое не закреплено в юридических документах, однако фактически оно поддерживается [2].
Бизнес-партнерство распространено на многих рынках, в том числе и на рынке ИТ. На сайте ИТ-компаний есть раздел «Партнеры» с коллекцией партнерских статусов различных вендоров – компаний, поставляющих свои ИТ-продукты. Логотипы партнерских программ размещаются и на визитках сотрудников. Партнерские программы ИТ-компаний формируют партнерские сети, большинство из которых основаны на франчайзинге. Франчайзи имеет право реализовывать товары, выпущенные вендором (франчайзером). Договор между ними устанавливает технологию продаж, виды оказываемых услуг и продаваемой продукции и четкие правила использования торговой марки вендора [3].
Если определенное ИТ-решение – основа бизнеса, то ИТ-компании необходимо быть участником партнерских программ различных вендоров. Прежде всего, франчайзи получает маржу только от продажи вендорских ИТ-решений, т.к. часто они включают в свои программы скидки выше 50% для компаний-партнеров на продажу своих программных продуктов.
Партнерские программы большинства вендоров имеют несколько уровней участия. Чем выше статус в партнерской программе – тем больше преимуществ получает франчайзи [4].
Первый уровень участия в партнерских программах зачастую требует от компании только регистрации на сайте вендора. После этого компания получает доступ к определенному набору материалов и некоторым активностям, устраиваемым вендором для своих партнеров. Подобный минимальный партнерский уровень может служить для первоначального знакомства с партнерской программой, а также быть обязательным условием для разных интересных предложений. Например, подписка на комплект ПО Microsoft Action Pack доступна только участникам партнерской программы.
Второй уровень участия может быть платным и предполагает подтверждение квалификации персонала компании. Стоимость участия в среднем уровне партнерской программы в большинстве случаев вполне доступна для начинающей компании. Сложнее с требованиями к персоналу – здесь требуется прохождение экзаменов и/или наличие в штате сертифицированных вендором специалистов.
Третий уровень участия в партнерских программах требует успешно реализованные проекты; постоянное количество продаж программных продуктов вендора на ту сумму, которую он требует в своей партнерской программе; положительные отзывы клиентов. Сразу же после открытия получить статус «золотого» партнера компании не удастся.
Выделяют несколько положительных элементов партнерских программ, которые получают компании от вендора (см. табл. 1) [4].
Таблица 1. Положительные элементы участия в партнерских программах на рынке ИТ
Элемент партнерской программы | Описание элемента |
Скидки на программные продукты | Компания партнер платит вендору за программный продукт меньше, чем его клиенты. Чем выше уровень партнерства, тем больше скидки и тем больше маржа. Некоторые вендоры не поставляют программные продукты вне партнерской сети. Так что компания, не являющаяся партнером вендора, вынуждена покупать софт у другой ИТ-компании, являющейся франчайзи. |
Рекомендации вендора | На сайте вендора обычно есть каталог партнеров, из которого заказчик может выбрать подходящую компанию. Если компания обладает преимуществом уникального географического положения или специфической отраслевой/продуктовой экспертизой и в региональном представительстве вендора об этом знают – ее непременно порекомендуют подходящему клиенту. Довольно много потенциальных клиентов предпочитает напрямую обращаться к вендорам (речь идет не только о крупнейших компаниях). Наличие партнерских статусов и партнерских сертификатов – частое требование в тендерных заявках. |
Доступ к ПО | Компании часто предоставляют своим партнерам бесплатное ПО для внутреннего использования. В небольших компаниях, количество таких лицензий, предоставляемых партнерам, полностью покрывает его внутренние нужды. Кроме того, компания получает доступ к обновлениям ПО и различным техническим материалам. |
Приоритетные консультации | Возможность консультироваться с тех. поддержкой, как на этапе внедрения, так и на предпродажном этапе. Конечно, вендор предоставляет каждому партнеру вполне определенное количество часов бесплатной поддержки, однако при больших объемах сделки затраченное поддержкой время не учитывается. |
Прочее | Обучение сотрудников партнера, приглашения на мероприятия, маркетинговая поддержка и доступ к маркетинговым материалам. |
Примечание. Таблица составлена авторами.
Среди вендоров ИТ-решений есть лидеры. Для анализа взаимоотношений вендора и участника партнерской программы взят российский рынок систем электронного документооборота (далее – СЭД). Интересным фактом является то, что вендоры на мировом рынке ERP (системы планирования ресурсов предприятия, зачастую конкурирующие с СЭД за клиентов) являются олигополистами – 4 компании (SAP, Microsoft, Oracle, Infor) занимают более 50% рынка [5]. Для входа на мировой рынок ИТ-компаниям легче стать партнером одного из вендоров (или сразу нескольких), чем разрабатывать собственный программный продукт.
Рис. 1. Доли ИТ-компаний на мировом рынке ERP.
В России рынок СЭД в последнее время активно развивается. Объем рынка в РФ вырос на 62,5% с 2012 по 2016 годы: с 25,6 млрд рублей до 41,6 млрд рублей [7].
Рассмотрим преимущества партнерских программ на примере лидера по выручке в России (1С) и двух компаний, зарегистрированных в Удмуртии (DIRECTUM и ELMA) [6]. Сравнение приведено в таблице 2 [7].
Компания 1С создает наиболее выгодные условия партнерских программ: нет постоянной отчетности, предоставление самой большой скидки, а также участие в проектах не обязательно для повышения уровня партнерской программы. Компания 1C не участвует в сделках партнеров, предоставляя им полную свободу действий (как и Microsoft). Выручка 1С в 2016 году в более чем 8 раз превышает выручку компании DIRECTUM (2744 млн рублей и 335 млн рублей соответственно). Выручку компании ELMA выяснить не удалось.
С другой стороны, экспертами выделяются и отрицательные элементы партнерских программ для франчайзи [4]:
1) подписывая партнерские обязательства, франчайзи тем самым соглашается продавать определенное количество программного обеспечения вендора;
2) франчайзи становится невыгодным поддерживать и продавать нелицензионный софт. Компаниям, работающим с поддержкой нелицензионного софта и не участвующим в продажах лицензионного ПО, не предоставят статус партнера (либо будут налагать штрафы).
Таблица 2. Сравнение партнерских программ на рынке СЭД в РФ
Элементы партнерской программы | 1С | DIRECTUM | ELMA |
Макс. партнерская скидка, % | 60 | 55 | Неизвестно |
Мин. партнерская скидка, % | 50 | 35 | Неизвестно |
Условия получения/повышения партнерского уровня | Только в центрах компетенции | Начальный уровень – без условий. Повышение – число проектов и сертифицированных специалистов. | Начальный уровень – без условий. Повышение – число сертифицированных специалистов, выполнение бизнесплана. |
Стоимость поддержания статуса партнера | Есть (но не публикуется) | Нет | Да (норма отчислений от продаж и проектов) |
Льготы на обучение специалистов партнера | Скидка | 1-3 специалиста бесплатно | Скидка |
Отчетность по сделкам | Нет | Ежеквартально | Ежемесячно |
Защита сделок | Неизвестно | Да | Да |
Поддержка сделок | Нет | Да | Да |
Наличие методологии реализации проектов | Да (стандарты) | Да (полная методология) | Да |
Несмотря на эти минусы, ИТ-компаниям выгоднее становиться участником партнерской программы, если их бизнес связан с продажей ИТ-продуктов. Даже сами вендоры становятся участниками партнерских программ друг друга. Например, DIRECTUM – участником партнерской сети 1С [8].
Вендор может полностью отказаться от открытия отдела продаж в структуре своей компании или же может открыть его, но не зацикливаться на его активном развитии и росте с целью увеличения продаж. Такое решение поможет вендору сосредоточиться на разработке и поддержке своих продуктов, переложив обязанности по продаже и донесению обратной связи до разработчиков на участников партнерской программы. Партнерство является взаимовыгодным инструментом ведения бизнеса как для вендора (снижающего затраты на продажу, внедрение и поддержку программного продукта), так и для партнера (получающего скидки и бонусы партнерской программы и не занимающегося разработкой СЭД).
Об авторах
О. Э. Андриянов
Автор, ответственный за переписку.
Email: ogarevonline@yandex.ru
Н. Г. Соколова
Email: ogarevonline@yandex.ru
Список литературы
- Технический словарь переводчика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://technical_translator_dictionary.academic.ru/161124/партнерство (дата обращения: 06.12.2018).
- Бизнес партнерство [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://utmagazine.ru/posts/8745-biznes-partnerstvo (дата обращения: 06.12.2018).
- Земляков Д. Н., Макашев М. О. Франчайзинг. Интегрированные формы организации бизнеса: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 142 с.
- Зачем ИТ-компании партнерство с вендором [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://smartsourcing.ru/blogs/marketing_prodvizhenie_i_prodazhi/111 (дата обращения: 29.11.2018).
- ERP-системы (мировой рынок) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tadviser.ru/a/53842 (дата обращения: 06.12.2018).
- СЭД (рынок России) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tadviser.ru/a/53815 (дата обращения: 06.12.2018).
- Партнерские программы российских вендоров СЭД/ECM-продуктов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tadviser.ru/a/429714 (дата обращения: 06.12.2018).
- Бюджетная сфера [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.npo-comp.ru/budget (дата обращения: 06.12.2018).
Дополнительные файлы
