Малое предпринимательство в России: настоящее и тенденции развития
- Авторы: Петрова Ю.А.
- Выпуск: Том 7, № 7 (2019)
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 31.01.2025
- Статья одобрена: 31.01.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/278648
- ID: 278648
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье проанализирована структура малых предприятий по видам экономической деятельности. Рассмотрены объемы выручки, приходящиеся на долю малых предприятий из разных отраслей хозяйствования. На основе данного анализа выявлены наиболее развитые и прибыльные отрасли малого предпринимательства. Выделены основные меры поддержки малого предпринимательства государством. Показана доля занятых на малых предприятиях от общего числа занятых в России.
Ключевые слова
Полный текст
Предпринимательство – это двигатель экономики страны, и от его развития зависит состояние национальной экономики. Большой интерес к его изучению в значительной степени обусловлен развитием рыночных отношений, построением гражданского общества и соответствующими изменениями в системе социальных отношений [1].
Существует огромное количество научных работ и специальной литературы, посвященных проблемам предпринимательства. Данное явление настолько многогранно, что стоит рассматривать его с точки зрения различных научных дисциплин, таких как экономика, правоведение, социология, психология, история, философия, этика и культурология.
Для определения сущности предпринимательства приведем несколько различных толкований в таблице 1.
Таблица 1. Определения предпринимательства с разных точек зрения
Философская [2] | особый настрой души, как форма деловой романтики, как средство реализации человеком присущих ему потенций | |||
Историческая [3] | индивидуальное или коллективное занятие каким-либо видом экономической деятельности (торговлей, ремесленным и более крупным промышленным производством, строительством, добычей полезных ископаемых, транспортом, товарным земледелием и скотоводством, переработкой сельскохозяйственной продукции, кредитованием, изобретательством, особенно в период промышленного переворота и т. д.), направленным не на удовлетворение собственных потребностей, а на рыночный сбыт и извлечение прибыли. | |||
Социологическая [3] | различные формы не запрещенной законом хозяйственной активности во всех отраслях народного хозяйства (производственная деятельность, коммерческое посредничество, торгово-закупочная, инновационная, консультативная деятельность, операции с ценными бумагами и т. д.). | |||
Экономическая [3] | инициативная, самодеятельная, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленная на систематическое получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. Предпринимательство преследует также цель повышения имиджа, статуса предпринимателя | |||
Законодательная [2] | самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность граждан и их объединений, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. |
Выделяют три формы предпринимательского хозяйствования в зависимости от среднегодовой численности работников и получаемого дохода: малое предпринимательство (в том числе микропредприятия), среднее и крупное предпринимательство.
В данной статье сфокусируем внимание на субъектах рыночной экономики, осуществляющих свою деятельность в форме малого предпринимательства, так как они имеют ряд преимуществ [4]:
- мобильность и быстрая адаптация под условия ведения бизнеса;
- гибкость и оперативность в принятии решений;
- небольшие управленческие расходы;
- низкий уровень капиталовложений;
- способность быстро вносить изменения в процесс производства в соответствии с требованиями рынков;
- более высокая оборачиваемость собственного капитала;
- близость к конечным потребителям.
Малые предприятия составляют базу для более крупных, выпуская продукцию необходимую для производства конечной продукции, производство которой невыгодно для крупных предприятий.
Конечно же, имеются и недостатки. Малый бизнес более рискованный и сильно зависит от крупных компаний. Управляющие зачастую некомпетентны, неопытны и не уверены в успехе. Также на пути встают финансовые трудности с привлечением заемного капитала.
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» гласит, что к субъектам малого предпринимательства относятся юридические лица или индивидуальные предприниматели, доход от хозяйственной деятельности которых не превышает 800 млн. руб. в год, а среднесписочная численность работников их предприятий составляет от 16 до 100 человек. Фирмы с количеством трудящихся до 16 человек и получающие доход до 120 млн. руб. в год считаются микропредприятиями [5].
Еще одним ограничением является доля участия в уставном капитале малых предприятий государства, а также иностранных юридических лиц и крупных компаний. Их доля в уставном капитале не должна превышать 25% и 49% соответственно.
По данным Единого реестра малого и среднего предпринимательства, общее количество микро-, малых и средних предприятий в России по состоянию на конец 2017 года составляет 5 998 371 шт., в том числе 2,7 млн. юридических лиц и 3,3 млн. индивидуальных предпринимателей (ИП). Их структура по категориям приведена на рисунке 1 [4].
Рис. 1. Структура микро-, малых и средних предприятий в России на 10.12.2017 г.
Как видно из рисунка 1, сфера малого и среднего бизнеса в России в основном представлена микропредприятиями.
Важной функцией малого предпринимательства является создание новых рабочих мест. По данным ФНС России, почти каждый четвертый работающий человек занят в сфере малого или среднего бизнеса. Единый реестр предоставляет следующие сведения о занятости в секторе СМП. Из 19 млн. человек около 10 млн. работают на микропредприятиях. 7 млн. человек заняты на малых предприятиях, что составляет примерно 9% от всего занятого населения страны.
Несмотря на увеличение количества субъектов малого предпринимательства с 2013 по 2017 годы, число занятых в сфере малого бизнеса за указанный период сократилось на 254,4 тыс. рабочих мест, что составляет 3,7%. Эту тенденцию можно проследить на рисунке 2.
Рис. 2. Среднесписочная численность работников в России занятых на малых предприятиях от общего количества занятых в 2013-2017 гг.
С 2008 по 2016 гг. наблюдались стабильный рост числа и доли микропредприятий в общем числе субъектов МСП, с 26% до 49%.
При этом было зарегистрировано сокращение количества малых предприятий. Вероятнее всего, снижение числа малых предприятий связано с дроблением малых фирм для снижения налоговой нагрузки. Правительство РФ также приняло ряд мер, которые способствовали количественному изменению в структуре МСП. Прежде всего были внесены поправки в классификацию предприятий.
На основании данных счетной палаты РФ, вклад малых и средних предприятий в ВВП России растет, однако показатели его еще очень низкие. В 2016 году доля МСП в ВВП составила 21,2%, что почти на 2% больше, чем в 2011 году. Следуя утвержденной Стратегии развития малого бизнеса, к 2030 году доля в ВВП должна вырасти в 2 раза – до 40%.
В сравнении с 2014 годом объем оборота малых и средних предприятий к 2016 году вырос на 37%. Наибольший вклад в общий оборот вносят Центральные регионы (около 30% от общего числа МСП) и регионы Приволжского федерального округа (18% от общего числа МСП). В связи с этим можно отметить проблему неравномерного развития предпринимательства в разных регионах страны, что объясняется структурой расселения жителей РФ.
Положительным моментом можно считать увеличение объемов инвестиций микропредприятий. Доля инвестиций в основной капитал малых предприятий в общем объеме инвестиций МСП (без ИП) в основной капитал в 2016 году составила 34,5%. При этом объемы вложений микропредприятий увеличились с 315 млрд рублей в 2008 году до 390 млрд рублей в 2016 году, а для малых предприятий, напротив, снизились с 960 млрд рублей в 2008 году до 801 млрд рублей в 2016.
Представленная на рисунке 3 структура распределения малых предприятий по видам экономической деятельности сохраняется в России на протяжении последних нескольких лет.
Диаграмма показывает, что малые предприятия в основном специализируются на оптовой и розничной торговле, а также предоставлении бытовых услуг населению, так как эти формы деятельности не требуют больших капитальных вложений и просты в регистрации.
На рисунке 4 представлена структура малого бизнеса по объему выручки в зависимости от отраслевой принадлежности.
Рис. 4. Структура малого предпринимательства в отраслевом разрезе по объему выручки за 2017 год.
Данная диаграмма показывает, что значительный объем совокупной прибыли малых предприятий генерируют торговые предприятия и авторемонтные организации. Прибыльными также являются строительство и обрабатывающая промышленность.
Несмотря на положительную динамику развития малого предпринимательства, существует ряд проблем, тормозящих его дальнейший рост. Это высокие налоговые и процентные ставки, инфляция, слабая правовая защита предпринимателей, бюрократические проволочки, коррупционные правонарушения, недостаточно развитая инфраструктура, низкий уровень покупательной способности населения.
В связи с этим развитие малого бизнеса в России во многом зависит от государственной поддержки и принятии законодательных актов, направленных на его продвижение.
На сегодняшний день правительство РФ реализует следующие содействующие меры:
1) создание максимально прозрачной и понятной нормативно-правовой базы;
2) установление упрощенных процессов регистрации малых предприятий;
3) субсидирование и государственное кредитование;
4) предоставление в пользование на льготных условиях государственных материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
5) введение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности;
6) консультирование, обучение и переподготовка кадров;
7) поддержка конкуренции;
8) стимулирование инвестиционной деятельности.
Приоритетными направлениями для малого бизнеса, наиболее поощряемые государством, являются: строительство, сельскохозяйственная деятельность, промышленное производство, сфера жилищно-коммунальных услуг, транспортный бизнес и отечественный туризм.
Особое место занимают социально-значимые отрасли, такие как медицина и образование, а также те сферы, в которых могут трудоустроиться люди с ограниченными возможностями.
Также приветствуется ведение любого рода деятельности в отдаленных регионах страны с целью повышения развития инфраструктуры.
Подводя итог эффективности деятельности малых предприятий в РФ за пять лет, следует отметить следующие особенности.
- Рост числа микропредприятий.
- Тенденция к уменьшению персонала на малых предприятиях по всей России.
- Доля вклада малых предприятий в ВВП с каждым годом увеличивается.
- Наиболее распространенной сферой предпринимательства является торговля.
Стратегически важным моментом становится обеспечение конкурентоспособности малого предпринимательства в РФ за счет развития ее инновационного потенциала и выхода на зарубежные рынки.
Список литературы
- Журавлева К. А. Понятие и сущность малого и среднего предпринимательства // Молодой ученый. – 2018. – № 39. – С. 71–72 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/225/52857/ (дата обращения: 5.12.2018).
- Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 512 с.
- Бородавкина Е. Е., Дыльнова З. М. Теоретико-методологические основы исследования предпринимательства [Электронный ресурс] // Известия Саратовского университета. – 2012. – № 2. – С. 20–26. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/teoretiko-metodologicheskie-osnovy-issledovaniya-predprinimatelstva (дата обращения 7.12.2018).
- Фоминых М. А., Соколова Н. Г. Обзор рынка консалтинговых услуг // Вестник Ижевского государственного технического университета им. М. Т. Калашникова. – 2018. – № 1. – С. 50–60.
- Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rmsp.nalog.ru/ (дата обращения 12.12.2018).
- Федеральный закон от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства».
- Россия в цифрах. 2018: крат. стат. сб. / Федеральная служба государственной статистики (Росстат). – М., 2018. – С. 203–215.
Дополнительные файлы
