Образ преподавателя высшей школы в представлении студентов вуза

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье анализируются основные факторы, составляющие социально- перцептивное восприятие другого человека. Рассмотрены результаты научных работ отечественных и зарубежных исследователей, посвященных изучению образа преподавателя высшей школы в представлении студентов вуза. Кроме того, в статье представлены результаты эмпирического исследования опроса студентов, в ходе которого были обнаружены некоторые закономерности в представлении испытуемыми типичного образа преподавателя высшей школы. Полученные данные позволили выделить несколько категорий составляющих данного образа, а также провести сравнение по половому признаку.

Полный текст

Проблема формирования положительного образа личности всегда актуальна, как в политической, просто межличностной сфере общения, так и в педагогической деятельности. Непосредственный контакт и общение с обучающимися накладывает на педагога как на социальную профессию повышенные требования, обязывает строить располагающий, и при этом авторитетный образ в глазах студентов, ведь в том числе, обращая внимание на профессионализм и коммуникативные навыки своего наставника, обучающиеся проходят подготовку к специальности.

Среди отечественных исследователей большую роль в изучении построения образа другого индивида в восприятии личности приобрели труды А. А. Бодалева. В одном из них – «Восприятие и понимание человека человеком», автор выделял основные факторы формирования представления об индивиде.

  1. Внешний вид: восприятие другой личности происходит не только через оглядку на внешний вид, но и через социальное оформление данного вида (стиль одежды, прическа и т.п.)
  2. Личностные характеристики воспринимаемого человека пропускаются через уже сформированный у воспринимающего «идеал».
  3. Также немаловажна и ситуация взаимодействия, в которой познается индивид [1, с. 53].

Кроме А. А. Бодалева, большой вклад в изучение формирования образа педагога внесла Г. М. Андреева, которая выделила список наиболее типичных качеств преподавателя высшей школы: эрудиция, высокий уровень интеллекта, сформированная база профессиональных знаний [2, с. 151]. Однако исключительно лишь данные черты не позволят поддержать необходимый в обучении уровень мотивации студентов [4, с. 5]. О практических результатах проведенного нами исследования мы поговорим чуть позже.

А пока обратимся к похожим отечественным работам. И. В. Егоров в своем исследовании проводил сравнительный анализ показателей образа преподавателя среди студентов разных курсов. По результатам выяснилось, что наиболее подвержены динамике авторитарность, дружелюбие и альтруизм педагога [5, с. 1].

Е. И. Боричевская проводила исследование среди студентов Финансового университета при Правительстве РФ для определения идеального образа преподавателя, в ходе которого выяснилось, что большинство обращает внимание на профессионализм и эрудированность в различных областях [3, с. 3].

Изучение проблемы зависимости образа педагога в глазах студентов и их вовлеченности в образовательный процесс происходило не только в работах отечественных исследователей, но и в работах зарубежных. Проанализировав научную литературу, была замечена тенденция отечественных авторов использовать преимущественно количественные исследования с опорой на определенные методики, в зарубежных работах превалирует склонность к контент-анализу эссе обучающихся.

К примеру, в Румынии в 2011 году данным методом были изучены сочинения студентов гуманитарных направлений в количестве 77 штук. В ходе анализа авторами было выявлено, что местные студенты в больше степени ценят коммуникативные навыки, объективность и хорошее знание предмета у преподавателя [8, с. 1018].

Другое исследование, проводимое в США в 2017 году, затронуло контент-анализ 600 сочинений на тему идеального педагога. Американские студенты предоставили отличающийся список качеств, в сравнении с румынскими. В данном списке привлекательность, чувство юмора, ум и строгость преподавателя были наиболее популярными среди обучающихся [6, с. 43].

В университете Брунея-Дарусалама в 2014 году методом контент-анализа среди эссе 13 студентов было проведено схожее исследование. Авторами было выявлено, что обучающимся важно видеть в роли педагога эрудированного и ответственного человека, который будет наглядно подавать учебный материал и задавать большой объем домашних заданий [7, с. 186].

Нами в 2024 году было проведено исследование, посвященное изучению образа преподавателя высшей школы в представлении студентов ВУЗа. В исследовании приняли участие 30 студентов 2 курса, обучающихся в МГУ им. Н. П. Огарёва на различных специальностях и направлениях подготовки: «Психология», «Лечебное дело», «Информационная безопасность», «Юриспруденция». Среди испытуемых 15 девушек и 15 юношей.

Для определения ожидаемых от преподавателя качеств, студентов просили в нескольких предложениях описать образ педагога высшего учебного заведения. Тексты были обработаны с помощью контент-анализа.

Проведенное исследование позволяет рассмотреть наиболее важные черты преподавателя для установления со студентами успешного контакта и процесса обучения. Также результаты были проанализированы в зависимости от пола опрашиваемого, таким образом мы имеем возможность увидеть половые различия в требованиях к педагогу.

Исследование показало, что девушки, преимущественно студентки гуманитарных направлений, видят преподавателя как человека средних и старше лет, в строгой одежде. Что касается характера, то в данной области можно выделить несколько наиболее распространенных категорий черт. Это личностные характеристики, интеллектуальные способности, отношение к обучению и отношение к студентам.

Личностные характеристики преподавателя описываются девушками как строгость, вежливость, добросовестность, статность и харизматичность. Данному образу присуще стремление к постоянному самосовершенствованию, наличие чувства юмора, а также пунктуальность, ответственность и искренность.

Девушки в своих описаниях чаще всего обращали внимание на отношение педагога к студентам. Оно должно быть гибким (в плане подхода к каждому ученику), объективным, терпеливым. Преподаватель, по их мнению, должен быть таким человеком, которому можно легко задать вопрос, который заслуживает уважение за свое отношение к учению, к деятельности и студентам, никогда не повышает голос и не оскорбляет студентов, умеет работать с людьми, помогающий, справедливый к студентам, открытый, не нарушающий личные границы людей, уважающий студентов и себя. Такой человек должен проявлять любовь к студентам и быть социально активным.

Интеллектуальные способности педагога в описаниях студенток имели меньшее упоминание. Про умственную и профессиональную сферу преподавателя писали следующее: это должен быть человек умный, эрудированный, начитанный, мудрый, образованный, компетентный, квалифицированный, должен обладать большим количеством знаний, как по своему предмету, так и житейских вопросах, быть заинтересован в своём предмете.

И последняя категория черт педагога среди девушек – отношение к обучению. Она встречалась сравнительно реже всех остальных, касающихся характера. Итак, преподаватель должен быть требовательным в плане знаний, нацелен на знания студентов, иметь хорошо поставленную речь, уверенный голос, а также преподнести материал легко и доступно всем студентам.

Стоит заметить, что только два респондента указали пол преподавателя – один человек мужской и один – женский.

По ответам студентов юношей, был создан другой образ преподавателя. Молодые люди видят в роли преподавателя человека старше 30 лет. Указаний на пол или внешний вид преподавателя не было.

Так же, как и девушки, юноши делали упор на черты характера преподавателя. В них тоже следует выделить несколько категорий, таких как личностные характеристики, интеллектуальные способности, отношение к обучению, отношение к студентам, а также мотивационная работа.

Студенты мужского пола обращают внимание на понимающее отношение педагога к обучающимся. Он должен легко находить общий язык со студентами, быть толерантным и стрессоустойчивыми, прислушиваться к студентам, давать возможность улучшить ситуацию с баллами по учебе, уметь находить общий язык со студентами, должен быть открыт к диалогу. Данная категория наравне со следующей являются самыми немногочленными по упоминаниям.

В личностных характеристиках педагога студенты выделяли заинтересованность, харизматичность, отмечали, что это человек, с которым можно поговорить на разные темы, который работает ради души, энтузиаст, сдержанный, ответственный.

Самой упоминаемой категорией стала, как и у девушек – отношение к обучению. Здесь студенты отмечают, что педагог должен давать возможности для обучения, знания, обладать способностью передавать знания студентам эффективным образом, объяснять материал доступным языком для лучшего запоминания его студентами, уметь преподнести материал легко и доступно всем студентам, обязан объяснять тему кратко и понятно, давать нужные знания, хорошо умеет работать с людьми и объяснять, иметь структурированную подачу информации, ответственный подход к обучению студента, готов делиться своим опытом и помогать студентам развиваться как профессионалам.

Интеллектуальные способности педагога студенты описывают так: высококвалифицированный специалист, обладающий глубокими знаниями, имеет обширный лексикон и жизненный опыт, практикующий специалист, профессионал в своей области, умный, обладает хорошими знаниями в той теме, которую преподносит обучающимся, образованный и компетентный, эксперт в своей области, хорошо знает свой предмет, человек с большим опытом работы в сфере, которую он преподаёт.

И последняя категория, единственная которая не выделялась у девушек – мотивационные черты. Юноши описывают в этой сфере образ преподавателя так: умеет вдохновлять и мотивировать студентов к саморазвитию и достижению успеха, обеспечивает привлечение интереса обучающихся, преподаёт материал с интересом для студентов, является вдохновением для студентов, умеет их увлечь своим предметом, стимулировать к самостоятельному мышлению и исследовательской деятельности.

По итогам проведенного исследования очевидно, что студентам важно наблюдать у преподавателя высшей школы такие черты, как высокие интеллектуальные способности и знания, а также лояльное отношения к самим обучающимся. В ходе анализа различий по полу было выявлено, что девушки разительно больше ценят умение педагога находить подход к своим студентам и умело взаимодействовать с ними. Юноши, в свою очередь, делают больший упор на качество подачи информации преподавателем, её эффективность, а также обращают внимание на мотивирующую роль педагога.

×

Об авторах

Сергей Иванович Баляев

Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва

Email: balyaevsi@mail.ru

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии

Россия, 430005, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68

Дарья Сергеевна Емелькина

Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва

Автор, ответственный за переписку.
Email: emelkinads007@mail.ru

Студентка бакалавриата третьего года обучения направления подготовки «Психология»

Россия, 430005, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68

Список литературы

  1. Абрамова Г. С. Практическая психология. Учебник для студентов вузов. – М.: Академический Проект, 2001. – 480 с.
  2. Андреева Г. М. Психология социального познания. – М.: Аспект-пресс, 2000. – 288 с.
  3. Боричевская Е. И. Образ идеального преподавателя: представления студентов вуза [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/63142/1/ 978-5-7584-0334-1_2018_14.pdf (дата обращения: 25.06.2024).
  4. Бусыгина Т. А. Имидж преподавателя вуза // Профессор-профессия: теория проектирования образования преподавателя вуза. – Самара: Перспектива, 2003. – 200 с.
  5. Егоров И. В. Исследование представлений студентов об образе преподавателя педагогического вуза [Электронный ресурс] // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. – 2013. – № 4 (31). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-predstavleniy-studentov-ob-obraze-prepodavatelya-pedagogicheskogo-vuza (дата обращения: 04.07.2024).
  6. Chang-Kredl S., Colannino D. Constructing the image of the teacher on Reddit: Best and worst teachers // Teaching and Teacher Education. – 2017. – Vol. 64. – P. 43–51.
  7. Omar N. A., Matarsat S. R., Azmin N. H., Chung V., Nasir M. M., Sahari U-K.S., Shahrill M., Mundia L. The Ideal Psychology Teacher: Qualitative Analysis of Views from Brunei GCE A-Level Students and Trainee Psychology Teachers // Asian Social Science. – 2014. – No. 12, Vol. 10. – P. 184–194.
  8. Rusua C., Şoitu L., Panaite O. The ideal teacher. Theoretical and investigative approach // Procedia-Social and Behavioral Sciences. – 2012. – No. 33. – P. 1017–1021.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Мы используем файлы cookies, сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика для улучшения работы сайта и удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были об этом проинформированы и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».