Географические особенности функционирования транспорта Торбеевского района республики Мордовия
- Авторы: Крылов П.М.1,2, Танаева Е.Э.3, Фоломейкина Л.Н.4
-
Учреждения:
- Московский государственный областной университет
- Российский институт градостроительства и инвестиционного развития "Гипрогор"
- Частное образовательное учреждение «Школа Путь к успеху»
- Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва
- Выпуск: Том 12, № 12 (2024)
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 29.12.2024
- Статья одобрена: 29.12.2024
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/274908
- ID: 274908
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассматриваются географические особенности функционирования транспорта Торбеевского района Республики Мордовия. Изучаются возможности и потенциал транспорта района в организации хозяйственной деятельности, перевозке грузов, а также направления пассажирских перевозок автомобильным и железнодорожным транспортом. В результате выявляются проблемы в транспортной системе района.
Ключевые слова
Полный текст
Определяя роль транспорта в осуществлении хозяйственных связей на исследуемой территории, рассмотрим общие экономико-демографические составляющие и его географическое положение.
Торбеевский район расположен в юго-западной части Республики Мордовии, в лесостепной зоне Российской Федерации. Рельеф района спокойный, с общим уклоном на северо-запад, изрезан оврагами и балками. Климат района в сравнении с восточными районами Мордовии отличается несколько более мягкой зимой, прохладным летом и большей влажностью.
На территории района насчитывается 57 сел и деревень и один рабочий поселок (Торбеево). Численность населения района составляет 17,9 тыс. чел. [5]. Районный центр – пгт Торбеево является интегральным транспортным узлом республики (пересекаются железнодорожные, автомобильные дороги и трубопровод), находится в 135 км к западу от г. Саранска – столицы Мордовии [1]. Район в целом аграрно-промышленный. Промышленные предприятия заняты в основном переработкой сельскохозяйственной продукции, разработкой леса. Далеко за пределами Республика Мордовия известна продукция маслозавода ООО «Молоко», где производятся различные виды животного масла, сухое молоко. В райцентре расположены элеватор, мясокомбинат.
В районе промышленные предприятия сосредоточены в райцентре и представлены такими отраслями как деревообрабатывающая, промышленность строительных материалов, легкая и пищевая. К пищевой промышленности района относятся хлебозавод, молокозавод, и комбикормовые производство, расположенное в районном центре. Деревообрабатывающая промышленность представлена лесокомбинатом в с. Виндрей. Имеется кирпичный завод в с. Жукулуг. Рассматривается вариант строительства нового кирпичного завода - автомата в п. Красноармеец на базе сырьевых ресурсов Северо-Решетинского месторождения светложгущихся глин в районе.
Общая площадь сельскохозяйственных земель составляет 112,5 тыс. га, в том числе 78,8 тыс. га сельскохозяйственных угодий, из них 57,3 – пашни, 1,1 – сенокосов, 20,2 – пастбищ, 0,2 – многолетних насаждений [4].
Сельское хозяйство района представлено животноводством мясомолочного направления, производством зерна и развитым производством картофеля и овощей. Сельскохозяйственная продукция поставляется в райцентр, а затем автомобильным транспортом в столицу и соседние районы.
Для обеспечения функционирования хозяйственного и социального секторов района необходимо развитие транспорта. На рисунке 1 отражена структура транспорта Торбеевского района.
Рис. 1. Структура транспорта Торбеевского района.
Местные – перевозки, осуществляемые за пределами черты поселка на расстоянии 30 км включительно. Дальние – перевозки, осуществляемые за пределы черты поселка и района на расстоянии более 30 км.
Торбеевский район занимает транзитное положение, соответственно большая часть перевозок, как пассажиров, так и грузов имеют транзитный характер т. е. перевозки, осуществляемые между населенными пунктами не входящими в состав района, но проходящие по его территории. Функционируют и специальные маршруты – по доставке учащихся из сельских населенных пунктов в школы и обратно; маршруты по доставке рабочих из сельских населенных пунктов на работу и обратно.
По территории района проходит железнодорожная магистраль «Москва-Самара», которая связывает ряд крупных городов и промышленных центров, как региона, так и страны в целом.
Рисунок 2 показывает граф транспортной сети Торбеевского района, где видно только нескольких циклов, что свидетельствует о древовидности дорожной сети. Граф показывает наличие одного замкнутого цикла сети дорог. По показателям морфологии транспортной сети Торбеевский район занимает третье место в Республике Мордовия, уступая лишь Чамзинскому и Зубово-Полянскому районам.
Следует отметить, главенствующая роль принадлежит автомобильному транспорту в грузо- и пассажироперевозках района, по отношению к железнодорожному. Последние годы пассажирооборот общественного автотранспорта уменьшается [3]. В настоящее время в районе функционирует таксопарк, который осуществляет большую часть пассажироперевозок. Значительное количество грузов и пассажиров перевозится автомобильным транспортом. Транзитные маршруты берут на себя часть пассажиров района, что частично решает проблему пассажироперевозок.
Таблица 1. Транзитные маршруты автобусов через автостанцию «Торбеево» [2]
№ марш- рута | Наименование маршрута | Прибытие | Отправление | Дни недели |
507 | Саранск-З.Поляна ч/з Ковылкино | 0-25 | 10-35 | ежедн. |
507 | З.Поляна-Саранск Ков. | 13-50 | 14-00 | ежедн. |
507 | З.Поляна-Саранск | 9-06 | 9-10 | ежедн. |
507 | Саранск-З.Поляна | 18-36 | 18-40 | ежедн. |
507 | Б.Демьяновск-Саранск (БДЕМ) | 7-51 | 7-55 | ежедн. |
507 | Саранск-Б.Демьяновск (БДЕМ) | 19-29 | 19-33 | ежедн. |
507 | Саранск-Б.Демьяновск (СПАП) | 11-40 | 11-45 | ежедн. |
507 | Б.Демьяновск-Саранск (СПАП) | 13-55 | 14-00 | ежедн. |
Практически все населенные пункты связаны автомобильными маршрутами. Автобусное движение организовано и с соседними районами, а также и с отдельными городами Пензенской и Рязанской областей (см. табл. 1).
Рис. 2. Граф транспортной сети Торбеевского района Республики Мордовия.
Станция «Торбеево» имеет промежуточный статус. Из таблицы 2 видно какое движение поездов через железнодорожную станцию. Хотя движение поездов происходит практически ежедневно, но как видно выбор транспорта небогат. Движение поездов ограничено, и из п. Торбеево легче всего добраться в Москву, в то время как для других направлений требуются пересадки. По территории района проходит железнодорожная магистраль «Москва – Самара» протяженностью в пределах района 40 км, где имеется два разъезда: Воденяпинский и Вихрово.
Таблица 2. Транзитные маршруты следования поездов через станцию «Торбеево» [2]
№ поездов | Сообщение на Рузаевку | Время прохода | Периодичность курсирования | ||
прибытие | стоянка | отправление | |||
На Рузаевку | |||||
6156 | Кустаревка- Рузаевка | 2.37 | 1 | 2.38 | ежедневно |
392 | Москва-Челябинск | 0.02 | 3 | 0.05 | ежедневно |
42 | Москва-Саранск | 5.33 | 3 | 5.36 | ежедневно |
6152 | Кустаревка- Рузаевка | 14.16 | 2 | 14.18 | ежедневно |
7484 | Пичкиряево- Ковылкино | 16.08 | 1 | 16.09 | по рабочим дням |
910 | Москва-Челябинск | 17.12 | 15 | 17.27 | с 29/5среда, суббота |
356 | Москва-Уфа | 21.20 | 2 | 21.22 | Четным (30,2,4,6) |
406 | Москва-Ульяновск | 21.20 | 2 | 21.22 | по указанию МПС |
68 | Москва-Самара | 22.39 | 2 | 22.41 | 30/5,1/6,с 4/6 чет. |
334 | Москва-Бугульма | 22.56 | 2 | 22.58 | нечетным(27,29,31) |
На Москву | |||||
391 | Челябинск-Москва | 2.35 | 2 | 2.37 | ежедневно |
121 | Ульяновск-Москва | 4.47 | 2 | 4.49 | по указанию МПС |
7483 | Ковылкино- Пичкиряево | 7.49 | 2 | 7.51 | по рабочим дням |
6151 | Рузаевка- Кустаревка | 10.20 | 1 | 10.21 | ежедневно |
909 | Челябинск-Москва | 13.42 | 15 | 13.57 | с 3/6 понед., чет. |
6155 | Рузаевка- Кустаревка | 19.56 | 1 | 19.57 | ежедневно |
405 | Ульяновск-Москва | 20.11 | 3 | 20.14 | по указанию МПС |
333 | Бугульма-Москва | 20.36 | 2 | 20.38 | четным (28,30,2) |
335 | Уфа-Москва | 20.36 | 2 | 20.38 | Нечетным(29,31,3) |
67 | Самара-Москва | 21.22 | 2 | 21.24 | 29,31/1,с 3/6 нечетным(29,31,3,5) |
41 | Саранск-Москва | 22.12 | 2 | 22.14 | ежедневно |
Железнодорожным транспортом осуществляются перевозки продукции промышленных предприятий и сельского хозяйства, транспортировка нефтепродуктов, строительных материалов, твердого топлива, металла, химикатов и др. Значительная часть пассажирских перевозок на большие расстояния также обеспечивается железнодорожным транспортом. Предпочтение в перевозках отдается автомобильному транспорту. Здесь очевидны его преимущества, например с района вывозят продукцию мясокомбината и ОАО «Молоко», а продукция быстро портящаяся и требует быстрой доставки потребителю. Также его мобильность позволяет поддерживать связь с районами республики, где нет доступа к железнодорожному полотну; нет ограничений во временном аспекте (поезд идет по расписанию), ну и в районном масштабе нет острой проблемы перевозки грузов и пассажиров по железной дороге.
На территории района имеется и трубопроводный транспорт, здесь проходит газопровод «Уренгой – Помары – Ужгород». К Торбееву магистраль тянется из Нижегородской области от Починковской компрессорной станции. Торбеевская газокомпрессорная станция – крупнейшее предприятие района, хорошо известна как в республике, так и за ее пределами.
Таким образом, транспорт района выполняя роль «кровеносной системы» обеспечивает развитие хозяйственных связей и движение населения. Основной проблемой остается качество прежде всего муниципальных автомобильных дорог, которые не имеют, как правило, постоянно закрепленных источников финансирования. Качество муниципальных дорог значительно хуже, чем федеральных и республиканских дорог, что в совокупности с высокой загрузкой и сложностью регулирования транспортных потоков приводит к существенному снижению скоростей движения в пределах населенного пункта Торбеево. Железные дороги района в настоящее время теряют свою значимость в связи с тем, что потребность в грузоперевозках района снизилась (ранее основу грузооборота составлял уголь). Также отмечается недостаточно эффективная работа обслуживающих объектов транспортной инфраструктуры.
Об авторах
Петр Михайлович Крылов
Московский государственный областной университет; Российский институт градостроительства и инвестиционного развития "Гипрогор"
Email: pmkrylov@yandex.ru
Кандидат географических наук, доцент кафедры экономической и социальной географии, заместитель декана по научной работе Географо-экологического факультета; главный специалист по транспорту
Россия, 141014, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24; 119331, г. Москва, проспект Вернадского, д. 29Елизавета Эдуардовна Танаева
Частное образовательное учреждение «Школа Путь к успеху»
Email: eli.hohlowa@yandex.ru
Учитель географии
РоссияЛариса Николаевна Фоломейкина
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва
Автор, ответственный за переписку.
Email: Folomejkina@mail.ru
Кандидат географических наук, доцент кафедры экономической и социальной географии
Россия, 430005, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68Список литературы
- Всё о Мордовии: Энциклопедический справочник / Составители: Н. С. Крутов, Е. М. Голубчик, С. С. Маркова. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005. – 840 с.
- Расписание движения поездов и автобусов [Электронный ресурс] / Российский онлайн сервис для организации путешествий. – 2024. – Режим доступа: https://www.tutu.ru/poezda/ (дата обращения: 17.05.2024).
- Транспорт и связь в Мордовии / Статистический сборник. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по РМ. – Саранск, 2023. – 50 с.
- Торбеевский район: общая информация [Электронный ресурс] / Торбеевский район Республики Мордовия: официальный сайт. – 2024. – Режим доступа: https://torbeevo- rm.ru/ (дата обращения: 15.06.2024).
- Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2024 года [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт. – 2024. – Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 13.05.2024).
