Проектный подход в экологическом образовании
- Авторы: Кочкарева А.А.1
-
Учреждения:
- Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва
- Выпуск: Том 12, № 12 (2024)
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 29.12.2024
- Статья одобрена: 29.12.2024
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/274896
- DOI: https://doi.org/10.15507/огарёв-online.v12i12.274896
- ID: 274896
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Авторы рассматривают метод проектов как эффективный инструмент в экологическом обучении, включая его основные этапы и применение в современных цифровых условиях. В этой связи авторы анализируют различные виды экологических проектов, включая экологические исследования, акции и образовательные программы. В статье предложены новые подходы к организации экологического образования и подчеркивает его важность для будущих поколений.
Полный текст
Проблемные аспекты формирования экологических знаний стали серьёзной проблемой для образовательных учреждений, объединяющей в себе намерения мировой педагогической общественности. Осознание и признание во всём мире необходимости закладывания и взращивания экологической культуры у молодого поколения сегодня основывается на концепции устойчивого развития. Сущность этой концепции состоит в рациональном применении ограниченных ресурсов и определении глобальных целей, которые установлены документом ООН «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». Стоит отметить и тот факт, что 193 государства, которые признали и приняли указанные цели, воплощают данные намерения с помощью образовательной сферы [2]. Следовательно, у подрастающего поколения нужно сформировать и развивать достойное отношение к окружающей среде, а также заложить фундаментальную базу для последующего развития экологического понимания. Чтобы к этому прийти необходимо заложить достойный экологический багаж знаний. Причём, само формирование и развитие необходимо начинать с начальной школы.
Так, экологическое образование является важной составляющей современной образовательной системы, поскольку оно способствует формированию экологической культуры, осознанному отношению к окружающей среде и развитию экологической грамотности у обучающихся. Приобретение умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у человека глубокий интерес к ней, способствует формированию способов познавательной деятельности. Природа повседневно воздействует на человека. Учащиеся усваивают знания, прежде всего через непосредственное восприятие, накопление впечатлений, чувственного опыта.
А. А. Птиченко в своих исследованиях говорит о том, что человек в любом возрасте в состоянии осознавать свою взаимосвязь с окружающей природой. Это является основой гуманного отношения к живым существам [3].
А. М. Макарский в качестве результата воспитания экологической культуры относит сформированные знания человека о природе, умение их применять в реальной жизни – в поведении, труду, бытовой жизни [2].
Цель экологического образования – сделать заботу о природе частью жизни, а не просто её изучать. Существуют модели экологического образования, которые используют в школе [1]:
- однопредметная – реализуется в рамках специального курса;
- многопредметная – в рамках учебных дисциплин по ФГОС с заданиями экологического содержания (без специального курса);
- смешанная – в рамках учебных дисциплин и специального экологического курса.
Отметим, что одним из эффективных методов в экологическом обучении выступает проектный подход, который сегодня является широко распространенным и популярным инструментом в образовании. Метод проектов понимается как образовательная технология, которая позволяет учащимся приобретать новые знания путем самостоятельного, поэтапного планирования решения поставленной проблемы, развивая при этом познавательные навыки и умение ориентироваться в информационном пространстве [2]. Мы предлагаем далее использовать данное определение как основополагающее.
Метод проектов в образовании пришел из педагогической практики, в частности из деятельности самоуправляемых коллективов и детских садов-экспериментальных площадок. В экологическом образовании метод проектов начал применяться как способ организации систематической деятельности учащихся по изучению экологических проблем и поиску их решений.
С развитием цифровых технологий и интернета метод проектов приобрел новые возможности, такие как создание мультимедийных презентаций, использование онлайн- ресурсов для проведения исследований и обмена информацией между участниками проекта.
О. Г. Глухарева рекомендует организовывать проектную деятельность соответственно следующим этапам [1]:
- Необходимо определить проблему, которая актуальна, а главное интересна, ее изучение будет посильно ученикам, а также соответствует материально-технической базе учреждения. Ввести учеников в тему можно с помощью трех вопросов: Что знаю? Что хочу узнать? Как узнать? Данный диалог будет способствовать формированию саморефлексии, актуализации имеющихся знаний.
- Создать проблемную ситуацию, для мотивации и организации учеников. Вызвать интерес и потребность в участии в проектной деятельности. Помочь ученикам осознать суть проблемы, сформулировать цель и разработать план действий, распределить роли участников.
- Непосредственно практическая деятельность. Ученики собирают и накапливают материал, синтезируют его и представляют проект. Данный этап предполагает совместную деятельность учителя и учеников, которые не только теоретически изучают проблему, но и практически, выполняя различные макеты, опыты, составляя отчеты.
- Презентация проекта. Задача учителя на данном этапе состоит в том, чтобы создать все условия для того, чтобы ученик смог самостоятельно выбрать форму представления проекта, сам смог рассказать о своей работе, представить результаты собственной деятельности, осмыслить результат собственной работы. В процессе презентации у учеников формируются навыки владения эмоциональной сферой и невербальными средствами общения.
- Рефлексия. Учитель обобщает опыт работы, указывает на сильные стороны, поощряет учеников. Мотивирует на последующее изучение проблемы.
В экологическом образовании существует несколько видов проектов, в том числе:
Экологические исследования – проекты, направленные на изучение проблемы загрязнения окружающей среды, анализ ее причин и последствий, разработку мер по ее решению. Примером экологического исследования, проводимого в школах, может быть проект по анализу качества воды в близлежащих водоемах, определению уровня загрязнения и разработке рекомендаций по очистке воды.
Экологические акции и мероприятия – проекты, организуемые с целью привлечения общественного внимания к экологическим проблемам, поддержки инициатив по защите окружающей среды. Экологической акцией, которая часто проводится в школах, может быть, сбор мусора на территории школьного двора или в прилегающих территориях с целью очистки территории от отходов и привлечения внимания к проблеме мусора.
Экологические образовательные программы – проекты, направленные на повышение экологической грамотности обучающихся, формирование понимания значимости сохранения природы для будущих поколений. Примером экологической образовательной программы в школах может быть интеграция экологической тематики в различные предметы учебного плана, проведение лекций и мастер-классов по экологии, а также участие в экскурсиях в природные заповедники и парки для изучения биоразнообразия и ценности окружающей среды.
Далее в рамках исследования нами разработан свой собственный экологический проект на тему: «Изучение цитогенетического влияния солей тяжелых металлов на растения». Данный проект рекомендуется к применению в основной школе в рамках экологического образования. Его можно применять на уроках «Биологии» или в рамках внеурочной деятельности.
Этапы проекта:
- подготовительный (знакомство с основными понятиями по исследуемой проблеме, подбор солей тяжелых металлов и их концентраций для исследования, знакомство с методикой приготовления ацетокарминовых препаратов и определения митотической активности);
- основной (проведение исследования);
- заключительный (анализ полученных данных).
- Объект исследования – растительные клетки.
Предмет исследования – цитогенотоксичность солей тяжелых металлов на лук репчатый.
Гипотеза – тяжелые металлы могут оказывать цитогенотоксическое воздействие, поэтому возможно использование растительной тест-системы для определения цитогенетичности тяжелых металлов.
Цель проекта: изучить влияние тяжелых металлов на цитогенетические показатели проростков лука.
Для достижения поставленной цели обучающимися решаются следующие задачи:
- изучить влияние солей исследуемых тяжелых металлов на ростовые процессы корневой меристемы лука репчатого;
- определить генотоксичность ионов никеля, свинца и кобальта по показателю митотического индекса в проростках лука репчатого.
В целом, данный проект не только расширяет знания обучающихся в области цитогенетики и экологии, но и имеет практическую значимость для защиты окружающей среды. Выводы данного исследования могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях и стратегиях по охране окружающей среды. Полученные данные также могут послужить основой для разработки мер по снижению загрязнения почвы и воды тяжелыми металлами, а также для улучшения методов мониторинга экологической обстановки.
В заключение можно отметить, что проектный подход в экологическом образовании имеет большой потенциал для развития у обучающихся экологической грамотности, активного участия в решении экологических проблем и формирования экологической культуры в обществе.
Об авторах
Алина Александровна Кочкарева
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва
Автор, ответственный за переписку.
Email: ogarevonline@yandex.ru
Магистрант второго года обучения, направление подготовки «География», профиль «Пространственное развитие и комплексная диагностика территории»
Россия, 430005, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68Список литературы
- Глухарева О. Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2024. – № 1. – С. 17–24.
- Макарский А. М. Экологические проекты: метод. материалы. – М.: Учитель, 2022. – 232 с.
- Птиченко А. А. Трудовая деятельность в ДОУ с целью формирования экологических знаний: сущность, формы [Электронный ресурс] / Открытый урок: обучение, воспитание, развитие: сайт. – Режим доступа: https://open–lesson.net/4350/ (дата обращения: 04.07.2024).
Дополнительные файлы
