Самопрезентация московских студентов в социальных сетях «ВКонтакте» и «Facebook»: сравнительный анализ
- Авторы: Паротькина В.О.
- Выпуск: Том 8, № 9 (2020)
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 22.12.2024
- Статья одобрена: 22.12.2024
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/273921
- ID: 273921
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Самопрезентация в социальных сетях представляет собой достаточно молодое и динамично развивающееся явление, которое будет со временем иметь все большее распространение, примет определенные организационно-структурные формы и будет оказывать влияние на жизнь индивидуума. Данная статья содержит результаты проведенного социологического исследования, посвященного изучению самопрезентации московских студентов в социальных сетях «ВКонтакте» и «Facebook».
Ключевые слова
Полный текст
Проблема самопрезентации московских студентов в социальных сетях в социологии затронута недостаточно подробно. В основном данное явление изучается при помощи психологических подходов. Кроме того, само понятие «самопрезентация в социальных сетях» не имеет точного и четко сформулированного определения.
В Москве проживает довольно большое количество активных пользователей социальных сетей, особенно это касается такой социальной группы, как студенты. В настоящее время 62% россиян имеют аккаунты в социальных сетях, около половины (45%) граждан старше 18 лет пользуются ими почти каждый день [1]. Студенты являются наиболее изменчивой и перспективной частью населения, они – основа будущего страны. В настоящее время особый интерес проявляется к изучению их самопрезентации в новой виртуальной реальности, исследователи пытаются понять, кем видит себя будущее поколение, какие у него приоритеты и ценности.
Интерес к изучению самопрезентации московских студентов в социальных сетях «ВКонтакте» и «Facebook» обусловлен тем, что вышеупомянутые социальные сети изначально были созданы для данной социальной группы и сегодня являются популярными площадками в студенческой среде.
В данной статье феномен самопрезентации был изучен с помощью объяснительной теории социального пространства французского социолога П. Бурдье [2], а самопрезентация была определена как создание пользователем собственного образа в социальной сети при помощи различных средств, представленных в этой сети, направленное на формирование у пользователей определенного впечатления и отношения к обладателю социальной страницы.
Для получения количественных данных был проведен сравнительный контент-анализ личных страниц московских студентов в социальных сетях «ВКонтакте» и «Facebook» (N=800, Δ = 5%). Отбор страниц проводился на основе наиболее значимых для исследования социально-демографических признаков – пол (мужской и женский) и вуз (МГЛУ, Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, МГТУ им. Н.Э. Баумана и МПГУ).
Самопрезентация в социальной сети ограничивается определенным набором средств самопрезентации, доступных в определенной социальной сети. Было выделено 3 сферы самопрезентации студентов: учебно-профессиональная, культурно-досуговая и приватная, каждая из которых включает в себя определенные набор компонентов самопрезентации.
В социальной сети «ВКонтакте» был выявлен 60 программно-предусмотренных компонентов для самопрезентации. Однако из анализа были исключены 7 из них – ник, город, страна, вуз, девичья фамилия, войсковая часть, страна (службы). Ник является обязательным для регистрации в этой социальной сети, поэтому не имеет значимости для анализа в рамках данной работы; девичья фамилия, войсковая часть и страна (службы) не характеризуют всех студентов в совокупности; показатель «страна» не отображается на странице при указании города, а город и вуз выступают критериями отбора личных страниц, поэтому также не будут анализироваться нами в ходе данной работы.
Социальная сеть «Facebook» содержит 78 структурно-предусмотренных компонентов для самопрезентации. В ходе анализа нами были исключены 4 из них – ник, город, вуз и служба в армии. В результате была составлена концептуальная модель самопрезентации московских студентов в социальных сетях «ВКонтакте» и «Facebook» (см. рис. 1).
Рис. 1. Концептуальная модель самопрезентации московских студентов в социальных сетях «ВKонтакте» и «Facebook» по сферам
Стоит отметить, что не все компоненты социальных сетей полностью совпадают. В связи с этим компоненты, которые есть в двух социальных сетях, отмечены черным цветом, те, которые есть только в «ВКонтакте» – синим, только в «Facebook» – красным.
Несмотря на схожесть компонентов двух социальных сетей, сферы самопрезентации студентов в «ВКонтакте» и в «Facebook» значительно отличаются. В социальной сети «ВКонтакте» преобладающей сферой самопрезентации студентов является приватная сфера (47%), в то время как в социальной сети «Facebook» студенты в большей степени заполняют компоненты, относящиеся к культурно-досуговой сфере (52%) (см. табл. 1).
Таблица 1. Процентное отношение средних значений компонентов по сферам относительно среднего значения по всей выборке
Соц. сеть Сфера | ВКонтакте | |
Культурно-досуговая | 37 | 52 |
Приватная | 47 | 43 |
Учебно-профессиональная | 16 | 5 |
Парадоксальным является тот факт, что студенты, чья деятельность непосредственно связана с учебно-профессиональной сферой, практически не заполняют программно-предусмотренные компоненты, связанные с данной сферой, в социальных сетях. Такая же зависимость наблюдалась и при анализе вторичных данных, полученных в ходе исследования, проведенного коллегами НИУ ВШЭ на другой социальной группе – подростках [3]. Согласно результатам исследователей НИУ ВШЭ, подростки также практически не выставляют в социальные сети информацию, связанную со школой или учебой.
Самопрезентация в социальной сети характеризуется не только количеством заполненных программно-предусмотренных компонентов, но и степенью активность пользователя. В социальных сетях активность пользователя можно замерить через частоту публикации постов или по количеству пишущих авторов за определенный период времени.
Согласно исследованию, проведенному осенью 2019 года коллегами из Brand Analytics [4], социальная сеть «ВКонтакте» лидирует среди других анализируемых социальных сетей по количеству пишущих авторов в месяц (см. рис. 2).
Рис. 2. Количество авторов в месяц в социальных сетях (тыс. чел.)
Однако, согласно результатам, полученным в ходе изучения активности студентов в социальных сетях, было выявлено, что в социальной сети «ВКонтакте» преобладает пассивный тип студентов – публикует записи реже, чем 1 раз в месяц (см. рис. 3).
Рис. 3. Распределение пользователей социальных сетей «ВКонтакте» и «Facebook» по частоте публикации записей на стене, %
Таким образом, основной пишущей аудиторией социальной сети «ВКонтакте» являются другие социальные группы, студенты же в большей степени относятся к пассивным пользователям этой социальной сети. Возможно, они используют «ВКонтакте» для межличностного общения. В «Facebook» студенты, напротив, самопрезентуют себя как активных пользователей социальной сети – 48,5% студентов предпочитают общаться при помощи постов.
Выводы
- Самопрезентация в социальной сети может быть изучена посредством анализа заполнения пользователем программно-предусмотренных компонентов социальной сети и с помощью анализа активности пользователя.
- Самопрезентация студентов социальной сети «ВКонтакте» сосредоточена в большей степени в приватной сфере, для студентов социальной сети «Facebook» характерна самопрезентация в культурно-досуговой сфере. Самопрезентация в учебно- профессиональной сфере одинаково мало представлена в обеих анализируемых социальных сетях.
- При сравнении активности студентов в социальных сетях «ВКонтакте» и «Facebook» было выявлено, что активность студентов в «Facebook» выше, чем в «ВКонтакте».
- Несмотря на схожесть контента социальных сетей «ВКонтакте» и «Facebook», самопрезентация московских студентов в них имеет значительные различия.
Список литературы
- Онлайн-практики россиян: социальные сети [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fom.ru/SMI-i-internet/12495 (дата обращения 09.03.2020).
- Бурдье П. Социология социального пространства / пер. с франц.; отв. ред. перевода Н. А. Шматко. – М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007. – 288 с.
- Портрет в профиль: что рассказывают о подростках их подписки во «ВКонтакте» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://iq.hse.ru/news/208391981.html (дата обращения 09.03.2020).
- Социальные сети в России: цифры и тренды, осень 2019 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://br-analytics.ru/blog/social-media-russia-2019/ (дата обращения 09.03.2020).
Дополнительные файлы
