Инновации и желаемое будущее в представлениях российской молодёжи
- Авторы: Бабошкина Т.В., Долгаева Е.И.
- Выпуск: Том 8, № 9 (2020)
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 22.12.2024
- Статья одобрена: 22.12.2024
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/273920
- ID: 273920
Цитировать
Полный текст
Аннотация
На основе результатов социологического онлайн-опроса рассматривается мнение российской молодёжи о будущем в контексте технологического развития общества. Анализируются восприятие инноваций, представления о занятости и профессии, свободном времени и личностном развитии, месте и стране проживания через тридцать лет.
Ключевые слова
Полный текст
Научно-технический прогресс и внедрение инноваций оказывают существенное влияние на процесс общественного развития. В XXI веке скорость подобных перемен увеличивается, становясь все более важным фактором социального самочувствия индивидов, восприятия ими прошлого, настоящего и будущего. В связи с этим актуален анализ представлений о будущем, сложившихся в общественном сознании под влиянием нововведений.
Инновацией (новшеством, нововведением) обычно называют процесс изменения, связанный с созданием, признанием или внедрением новых элементов (или моделей) материальной и нематериальной культур в определённую социальную систему [6].
Проблема инновационного развития общества и его технологических преобразований остаётся актуальной для ученых уже нескольких поколений. Так, отечественный экономист Н. Д. Кондратьев связывал циклическое развитие новых технологий и изменение общества: этапы общественного развития циклично сменяют друг друга в среднем каждые 50 лет, что влечёт за собой реализацию и введение в оборот модернизирующих социально-экономических новшеств все более высокого порядка [5]. Одним из первых тему инновационного развития общества затронул Й. А. Шумпетер в своей работе «Теория экономического развития. Капитализм, социализм, демократия» [8]. Этот труд заложил фундамент классической теории инноваций, в соответствии с которой, именно благодаря инновациям возможно непрерывное изменение и развитие экономики. В концепции Д. Белла постиндустриальное общество предстает в качестве некоторого идеального типа, реализация которого на практике возможна, благодаря инновациям в общественной жизни [1]. Э. Тоффлер в своих работах обусловливает переход общества к более высоким этапам развития технологическими революциями; в своих трудах он наглядно продемонстрировал результаты технологических изменений и инновационных решений в различных областях жизни [7].
Несмотря на различия в понимании признаков, этапов и типологии инновационных процессов, общим для большинства исследователей является положение об органичной включенности инноваций в общественную жизнь. Нововведения, внедряемые сегодня, во многом определяют не только сугубо технологические, но и социальные характеристики будущего. На этом акцентируют внимание многие современные отечественные социологи. Так, Н. И. Лапин [4], Ю. А. Карпова [3] рассматривают инновационную деятельность социальных субъектов как фактор развития общества. Результаты социологических опросов фиксируют доминирование в российском социуме технооптимистов, поддерживающих внедрение инноваций [2]. В связи с этим особый интерес в качестве объекта исследования представляет молодёжь, как основной агент социальных изменений, воспринимающий перемены как естественное свойство окружающего мира.
В январе-марте 2020 г. для определения представлений современной российской молодёжи о будущем в контексте внедрения инновационных технологий проведён анкетный онлайн-опрос «Желаемое будущее и инновации в представлениях российской молодёжи». Опрошено 353 жителя России из 57 субъектов Российской Федерации. Выборка стихийная, не ограниченная, не претендующая на репрезентативность, однако позволяющая проверить гипотезу о преимущественно позитивном характере ожиданий респондентов по отношению к будущему.
В результате мы пришли к следующим выводам.
Восприятие инноваций. Около половины респондентов (47%) ощущают на себе только положительное влияние инноваций, столько же – поровну положительного и отрицательного. Позитивное воздействие новых технологий они связывают, в первую очередь, с повышением уровня бытового комфорта, сокращением разделяющих людей расстояний, с ростом разнообразия досуговых практик, а также с появлением неизвестных ранее благ (см. рис. 1).
Рис. 1. Положительное воздействие новых технологий, %
Вместе с тем, отношение респондентов к инновациям трудно назвать восторженным. Основные опасения молодых людей связаны с появлением наряду с позитивными переменами новых опасностей и преступлений, информационной изоляцией старшего поколения и постоянным стрессом, в котором пребывают люди (см. рис. 2).
Рис. 2. Отрицательное воздействие новых технологий, %
Глобализация воспринимается респондентами достаточно взвешенно. Например, стирание культурных и этнических границ между странами в качестве позитивного явления отмечалось почти в два раза чаще (21 %), чем в качестве негативного (12 %). Вместе с тем, почти 40% назвали среди отрицательных результатов внедрения новых технологий утрату традиций и обычаев, доставшихся от старших поколений (см. рис. 2). Этот факт позволяет предполагать достаточно широкое распространение в молодежной среде консервативных убеждений.
Важен еще один аспект, подчеркивающий особенности мировоззрения молодых людей. По отношению к новым медицинским технологиям наибольшее неодобрение (голосов «против» больше, чем «за») вызвали инновации, внедрение которых может привести к острым этическим и нравственным противоречиям в обществе (мужская беременность, планирование пола и других параметров будущего ребёнка). Вместе с тем самой одобряемой медицинской инновацией оказалось выращивание органов человека для операций по пересадке (96%) – наиболее нейтральная в этическом плане и полезная для многих пациентов медицинская инновация.
Занятость и профессия. Считается, что наибольшие изменения в сфере занятости в будущем вызовет повсеместная роботизация. Отношение респондентов к этому процессу скорее осторожное: около половины (48%) выбрали вариант «скорее положительно» и 15% - «скорее отрицательно». Чаще всего отмечались следующие опасения: вытеснение с рынка труда людей (72%), сомнения в способности роботов заменить человека везде (59%), страх перед возможностью использования роботов в преступных целях (40%).
Тема конкуренции людей и роботов на рынке труда особенно актуальна в связи со стремлением абсолютного большинства респондентов работать, даже если в будущем государство обеспечит каждого гражданина финансовыми средствами, достаточными для удовлетворения всех возможных потребностей. Две трети опрошенных (68%) все равно хотели бы трудиться не полный рабочий день, а примерно пятая часть (19%) предпочитают быть занятыми весь трудовой день.
Самыми востребованными в будущем профессиональными сферами молодые люди назвали медицину (60%), программирование (42%), образование (37%) и искусство (33%). Реже всего упоминались архитектура (6%), маркетинг (7%) и дизайн (9%). Типичными формами труда, по мнению респондентов, окажутся самозанятость на дому (45%) и наемная работа в офисе (38%), причем большинство трудящихся (60%) будут работать посредством Интернета.
Свободное время и личностное развитие. Участникам опроса задавались также проективные вопросы о том, как они поведут себя в будущем, например, через 30 лет, когда, скорее всего, у людей будет гораздо больше свободного времени и финансовых возможностей, чем сегодня. В частности, авторов интересовало, каким образом респонденты распорядятся свободным временем. Оказалось, что респонденты тратили бы его, в первую очередь, на семью (37%), на втором месте – получение новых знаний, умений и навыков (30%), на третьем – новые виды досуга (24%).
Мотив освоения окружающего мира, стремления к новым знаниям, и, в конечном итоге, к личностному развитию прослеживается в ответах на несколько вопросов. Так, самым популярным из видов досуга стали путешествия (87%). Достаточно часто отмечались такие виды проведения свободного времени как изучение иностранных языков (39%) и чтение (38%). Практически все желают продолжать обучение в будущем самыми разными способами: от тренингов в отдельных профессиональных сферах (30%) до самообразования (22%), обучения в вузах и колледжах (21%), профессиональной переподготовки (18%). Причем традиционную форму обучения предпочитают в два раза больше опрошенных (62%), чем онлайн-образование (29%). В ответах на открытый вопрос о содержании знаний, умений и навыков, которые хотели бы получить респонденты в будущем, чаще всего упоминались иностранные языки (22%), сфера программирования и IT-технологий (18%), а также разные виды творчества (12%).
Место жительства. Судя по ответам респондентов, господствующие на протяжении столетий процессы урбанизации в будущем должны, по меньшей мере, замедлиться. Всего 36% опрошенных сделали свой выбор в пользу проживания в крупных городах или мегаполисах, остальные (в сумме их большинство) предпочли небольшие уютные городки (30%), пригородную зону (18%) и сельскую местность (11%). Прежде всего, это объясняется распространением практик удаленной занятости и работы через Интернет, которые в будущем сделают место нахождения работника не принципиальным.
Вместе с тем, около половины респондентов (47%) затруднились ответить на вопрос о стране, в которой будут жить через тридцать лет (Россию выбрали 35%, другую страну – 18%). Основными причинами выбора не в пользу нашей страны являются два аргумента: представление о том, что в России в 2050 г. жизнь будет тяжелее, чем в других странах (39%) и желание пожить где-то еще (34%). Возможно, не последнюю роль в формировании таких планов сыграла также преимущественно скептическая оценка места России в мире по развитию и внедрению новых технологий, технологий будущего (см. рис. 3).
Рис. 3. Распределение ответов на вопрос «В целом, современная Россия в развитии и внедрении новых технологий (технологий будущего) опережает самые развитые страны мира или отстает от них?», %
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась частично. Респонденты действительно воспринимают будущее в целом оптимистично, однако осознают и негативные стороны инноваций. К последним относятся, в первую очередь, новые угрозы безопасности, «технологическая изоляция» старшего поколения, утрата обычаев и традиций прошлого и постоянный стресс, переживаемый индивидами. Отдельные наиболее революционные технологии, чреватые неоднозначными этическими последствиями или слишком резкими изменениями привычных практик обыденной жизни воспринимаются скорее негативно.
Основным трендом в представлениях респондентов об образе жизни в условиях высокотехнологичного будущего является направленность на личностное развитие. В условиях решения финансовых проблем и существенного увеличения свободного времени респонденты видят себя через тридцать лет работающими, получающими новые знания, умения и навыки, путешествующими, познающими мир новыми способами.
Вместе с тем, имея довольно детальные представления об отдельных элементах своего личного будущего (семья, работа, досуг, место жительства и др.), значительная часть молодых людей не смогла определить страну, в которой окажется через тридцать лет. На наш взгляд, это свидетельствует не столько об узком горизонте планирования, свойственном представителям молодого поколения, сколько о неопределенности, размытости образа будущего России в отечественном общественном сознании.
Об авторах
Т. В. Бабошкина
Автор, ответственный за переписку.
Email: ogarevonline@yandex.ru
Россия
Е. И. Долгаева
Email: ogarevonline@yandex.ru
Россия
Список литературы
- Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. – М.: Academia, 2004. – 944 с.
- Искусственный интеллект: угроза или возможность? [Электронный ресурс] // ВЦИОМ – 2020 – Аналитический обзор. – Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=10132 (дата обращения 24.05.2020).
- Карпова Ю. А. Введение в социологию инноватики: учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2004. – 192 с.
- Лапин Н. И. Теория и практика инноватики: учеб. пособие – М.: Университетская книга; Логос, 2008. – 328 с.
- Мешков А. А. Основные направления исследования инновации в американской социологии // Социологические исследования. – 1996. – № 5. – С. 117–128.
- Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках / ред.-координатор В. Осипов. – М.: ИНФРА-М – НОРМА, 1998. – 488 с.
- Тоффлер Э. Будущее труда. Интервью [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. – 09.11.2006. – Режим доступа: https://gtmarket.ru/library/articles/2502 (дата обращения 28.01.2020).
- Шумпетер Й. А. Капитализм, социализм и демократия. – М.: Экономика, 1995. – 540 с.
Дополнительные файлы
