Специфика подачи медиатекстов в условиях конвергенции
- Авторы: Аль-Руфайе А.
- Выпуск: Том 10, № 5 (2022)
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 06.12.2024
- Статья одобрена: 06.12.2024
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/272229
- ID: 272229
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается явление конвергенции в журналистике. Конвергенция средств массовой информации находит отражение в интеграции различных средств массовой информации, а также формировании существенно новых условий в связи с появлением современных платформ.
Полный текст
Достижения в области информационных технологий и гаджетов оказали влияние практически на все отрасли промышленности, включая печатную, электронную и телевизионную медиаиндустрию. Эти достижения требуют, чтобы медиасфера адаптировалась, чтобы поддерживать свою актуальность с учетом изменений в привычках пользователей и, в конечном счете, поддерживать непрерывность их бизнеса.
К традиционным медиаресурсам (радио, газеты и телевидение), которые привычны для аудитории, сегодня добавились новые медиа и новые средства коммуникации. В такой ситуации журналистика столкнулась с проблемой, связанной с привлечением аудитории. Традиционные медиа перестали конкурировать только между собой, к ним присоединились новые оппоненты: социальные сети, каналы в сети Интернет. Но при этом время, которое готов тратить потребитель на все СМИ не поменялось существенно. Это привело к тому, что аудитория перестала являться просто пассивным зрителем, а перешла в разряды активного: зритель стал пользователем, на которого стали ориентироваться журналисты. Находясь в такой ситуации, современные медиа должны привлекать все ресурсы, которые необходимы для привлечения внимания аудитории.
Потребность людей в информации в современном мире приводит к возникновению новой жизни из общих мыслей и потребностей, возникающих в результате поведения людей в реальных коммуникациях. Для удовлетворения своих информационных потребностей людям понадобятся сложные технологии, которые позволяют обмениваться информацией, обеспечивают онлайн-обучение и облегчают выполнение работы.
Интернет-СМИ сегодня выполняет функции информатизатора в обществе и коммуницируют с аудиторией посредством прямого общения. Интернет-сайты руководствуются такими же принципами, что и любой другой, но при этом имеют свои особенности.
В разгар вторжения быстро развивающихся средств коммуникации в сочетании с поддерживающими технологиями один за другим возникают захватывающие нюансы коммуникации. Интеграция вещательных, печатных и онлайн-СМИ в один канал цифровой презентации – это то, что мы называем конвергенцией СМИ.
Аудитория активно использует социальные сети, которые пользуются популярностью у аудитории по ряду причин: во-первых, новости в социальных сетях распространяются гораздо быстрее, чем из других источников; во-вторых, информация распространяется посредством комментариев [3].
Все популярные издания периодически занимаются обновлением информации в социальных сетях Telegram, TikTok. Конвергенция медиа предоставляет аудитории более широкий спектр медиа возможностей и контента. Это не только связано с производством и потреблением, конвергенция СМИ также служит показателем изменения различных элементов коммуникации, а именно средств массовой информации, культуры, аудитории, технологий и промышленности.
Конвергенция средств массовой информации становится широко обсуждаемым явлением среди многих. Существуют вопросы о содержании, достоверности и обработке актуальной информации. Возникновение этого явления конвергенции приводит к появлению новых проблем. В рамках конвергенции средств массовой информации ожидается, что члены сообщества будут выступать в качестве докладчиков, принимающих участие в развитии этой отрасли. Другими словами, в этой конвергенции средств массовой информации они также выступают в качестве продюсеров.
Это явление конвергенции средств массовой информации не имеет границ, предоставляя сообществу свободу доступа к тому, что они желают, в любое время и в любом месте. Сообщество может стать поставщиками информации (создателями новостей) или гражданскими журналистами, оживляющими область конвергенции СМИ. Открытое публичное пространство в конвергенции СМИ порождает усовершенствованные и творческие инновации в гражданской журналистике.
Это технологическое развитие, отмеченное оцифровкой всех форм аналоговых медиа, побуждает менеджеров медиаиндустрии внедрять технологические инновации, позволяющие бизнесу выжить. Различные новые средства массовой информации появляются в качестве альтернативных средств получения информации.
Сегодня человек проживает в условиях информатизации, где процессы цифровизации занимают ведущее место. Рассматривая коммуникационные каналы как средство распространения информации, можно определить тенденции последних лет.
Сегодня наблюдается большой массив информации, находящийся в свободном доступе для читателя. Исследователи современных средств коммуникации отмечают, что человек столкнулся с новым периодом формирования коммуникаций, которые представляют собой гибрид старых и новых средств. Активно развиваются информационные платформы и системы (социальные сети, чаты, блоги и пр.), которые применяются для распространения информации среди миллиона пользователей.
Аудитория новых средств коммуникации стремительно растет. Это свидетельствует о появлении новых средств общения в сети Интернет. Очевидно, что доступные коммуникации оказали существенное влияние на жизнь, в том числе и посредством воздействия общественно-политических партий [3].
Альтернативные способы получения информации активизируют влияние со стороны политических групп. Как считает, Д. Дайберт, глобальная сеть оказала влияние на общественные движения [4]. Именно такие форматы сформировали новый тип «глобального гражданского общества», среди которых особняком стоят движения «Гринпис», «Антиглобалисты» и пр., влияющие на политическую жизнь.
Анализ современных интернет-сообществ позволил сформировать вывод, что сегодня коммуникационные процессы невозможно определить как неорганизованные, даже несмотря на большой охват аудитории. Прежде всего, сообщество в сети Интернет имеет четко выраженную структуру на уровне горизонтальных отношений, таким образом, создана принципиально новая коммуникационная модель в интернет-сообществах.
Как отмечают исследователи в России и зарубежных странах, такая ситуация вызвала существенные изменения в политической сфере граждан. В процессе трансформации стали проходить изменения в медиасреде. С развитием коммуникаций произошла трансформация политического пространства в интернет-среде. В сети Интернет создается большое количество официальной информации, которые формируются властными структурами и политическими институтами. Но при этом стоит отметить, что с развитием коммуникаций наблюдается преобладанием горизонтальных коммуникаций над вертикальными. В связи с чем на протяжении последних лет серьезным фактором, оказывающим воздействие на практики коммуникационного влияния, является феномен широкого распространения анонимных Telegram-каналов, особенно это касается политической сферы. Из влияния в политических коммуникационные процессы стала происходить стремительно. В Государственной Думе в рамках ФЗ от 05.05.2014 № 94 «О внесении изменений в ФЗ «Об информации, информационных технологий и о защите информации» в отдельные нормативно-правовые акты по вопросам упорядочения информации с применением информационно- телекоммуникационных сетей, что стало стимулом для поиска площадок для размещения анонимной информации [1]. В 2015 году для реализации данной функции Telegram запускает функцию публичных каналов, позволяющую на принципах анонимности распространять информацию среди пользователей. Отсутствие такого механизма у других медиа привело к тому, что именно в Telegram стали появляться популярные анонимные новости на политически и другие темы, которые сегодня выступают как альтернатива традиционным СМИ.
Мессенджер – это программа, которая применяется для коммуникации посредством сообщений. Рассматривая мессенджер Telegram как платформу для распространения информации, стоит выделить несколько преимуществ перед социальными сетями. Так, новости, публикуемые в Telegram, попадают к читателю в качестве личного сообщения. Тем самым сокращается путь от материала к пользователю до одного шага [2].
Стилистический анализ новостей позволяет сделать вывод о том, что в Telegram часто применяется обсценная лексика, грубые формы слов и субъективные суждения автора. Для новостных СМИ такая форма подачи информации неприемлема. Но популярность канала и высокие рейтинги делают его одним из самых цитируемых источников, несмотря на нестандартную для журналистов форму подачи информации.
Telegram как площадка для публикаций новостей и взаимодействия с читателем показывает себя с положительных сторон в сравнении с другими СМИ, что отражается на росте аудитории платформы. Сегодня платформа Telegram, несмотря на противодействие со стороны государственных служб в некоторых ситуациях, является активно развивающейся площадкой. Основная аудитория сосредоточена в России и Иране, менее 30% пользователей сосредоточены в странах СНГ и других странах.
Все это позволяет утверждать, что журналистика является главным компонентом в решении современных глобальных проблем. Общество нуждается в формировании конструктивного диалога в медиапространстве между представителями государственных структур, политическими организациями.
Глобальные проблемы включают также классические противоречия в обществе, а также существенные новые, которым свойственно развитие производственной сферы.
В качестве критериев определения глобальных проблем стоит выделить:
- Проблемы распространяются среди всего человечества;
- Они относятся к объективному фактору развития человечества;
- Проблемы требуют срочного решения, в других случаях возможна гибель человечества;
- Они подлежат решению только при совместных усилиях человечества.
Таким образом, Интернет вошел во все сферы жизнедеятельности: от образования до производства, структура медиапотребления существенно поменялась, стали формироваться новые платформы для распространения информации, аудитория стала получать новый качественный контент. Происходит глубокая конвергенция всех коммуникативных технологий, трансформация стратегий и тактик создания и распространения контента. Возрастающие технические возможности приводят к синергетическому эффекту – появлению сложной системы взаимосвязанных коммуникативных форм, которые начинают функционировать самостоятельно, независимо от источников и адресантов.
Об авторах
А. В. А. Аль-Руфайе
Автор, ответственный за переписку.
Email: ogarevonline@yandex.ru
Россия
Список литературы
- Российская Федерация. Законы. Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно– телекоммуникационных сетей: Федеральный закон № 97–ФЗ: [принят Государственной думой 5 мая 2014 года: одобрен Советом Федерации 6 мая 2014 года]. – М.: Проспект; СПб.: Кодекс, 2017. – 158 с.
- Зелинский С. А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. – СПб.: Скифия, 2018. – 480 с.
- Касаткин С. С., Манжула В. Г. Прогноз основных трендов развития интернет-СМИ в 2019–2020 годах // Современные научные исследования и инновации. – 2019. – № 3 (95). – С. 38.
- Михайлов С. А. История зарубежных СМИ. – М.: Изд-во Михайлова В. А., 2019. – 256 c.
Дополнительные файлы
