Специфика подачи медиатекстов в условиях конвергенции

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается явление конвергенции в журналистике. Конвергенция средств массовой информации находит отражение в интеграции различных средств массовой информации, а также формировании существенно новых условий в связи с появлением современных платформ.

Полный текст

Достижения в области информационных технологий и гаджетов оказали влияние практически на все отрасли промышленности, включая печатную, электронную и телевизионную медиаиндустрию. Эти достижения требуют, чтобы медиасфера адаптировалась, чтобы поддерживать свою актуальность с учетом изменений в привычках пользователей и, в конечном счете, поддерживать непрерывность их бизнеса.

К традиционным медиаресурсам (радио, газеты и телевидение), которые привычны для аудитории, сегодня добавились новые медиа и новые средства коммуникации. В такой ситуации журналистика столкнулась с проблемой, связанной с привлечением аудитории. Традиционные медиа перестали конкурировать только между собой, к ним присоединились новые оппоненты: социальные сети, каналы в сети Интернет. Но при этом время, которое готов тратить потребитель на все СМИ не поменялось существенно. Это привело к тому, что аудитория перестала являться просто пассивным зрителем, а перешла в разряды активного: зритель стал пользователем, на которого стали ориентироваться журналисты. Находясь в такой ситуации, современные медиа должны привлекать все ресурсы, которые необходимы для привлечения внимания аудитории.

Потребность людей в информации в современном мире приводит к возникновению новой жизни из общих мыслей и потребностей, возникающих в результате поведения людей в реальных коммуникациях. Для удовлетворения своих информационных потребностей людям понадобятся сложные технологии, которые позволяют обмениваться информацией, обеспечивают онлайн-обучение и облегчают выполнение работы.

Интернет-СМИ сегодня выполняет функции информатизатора в обществе и коммуницируют с аудиторией посредством прямого общения. Интернет-сайты руководствуются такими же принципами, что и любой другой, но при этом имеют свои особенности.

В разгар вторжения быстро развивающихся средств коммуникации в сочетании с поддерживающими технологиями один за другим возникают захватывающие нюансы коммуникации. Интеграция вещательных, печатных и онлайн-СМИ в один канал цифровой презентации – это то, что мы называем конвергенцией СМИ.

Аудитория активно использует социальные сети, которые пользуются популярностью у аудитории по ряду причин: во-первых, новости в социальных сетях распространяются гораздо быстрее, чем из других источников; во-вторых, информация распространяется посредством комментариев [3].

Все популярные издания периодически занимаются обновлением информации в социальных сетях Telegram, TikTok. Конвергенция медиа предоставляет аудитории более широкий спектр медиа возможностей и контента. Это не только связано с производством и потреблением, конвергенция СМИ также служит показателем изменения различных элементов коммуникации, а именно средств массовой информации, культуры, аудитории, технологий и промышленности.

Конвергенция средств массовой информации становится широко обсуждаемым явлением среди многих. Существуют вопросы о содержании, достоверности и обработке актуальной информации. Возникновение этого явления конвергенции приводит к появлению новых проблем. В рамках конвергенции средств массовой информации ожидается, что члены сообщества будут выступать в качестве докладчиков, принимающих участие в развитии этой отрасли. Другими словами, в этой конвергенции средств массовой информации они также выступают в качестве продюсеров.

Это явление конвергенции средств массовой информации не имеет границ, предоставляя сообществу свободу доступа к тому, что они желают, в любое время и в любом месте. Сообщество может стать поставщиками информации (создателями новостей) или гражданскими журналистами, оживляющими область конвергенции СМИ. Открытое публичное пространство в конвергенции СМИ порождает усовершенствованные и творческие инновации в гражданской журналистике.

Это технологическое развитие, отмеченное оцифровкой всех форм аналоговых медиа, побуждает менеджеров медиаиндустрии внедрять технологические инновации, позволяющие бизнесу выжить. Различные новые средства массовой информации появляются в качестве альтернативных средств получения информации.

Сегодня человек проживает в условиях информатизации, где процессы цифровизации занимают ведущее место. Рассматривая коммуникационные каналы как средство распространения информации, можно определить тенденции последних лет.

Сегодня наблюдается большой массив информации, находящийся в свободном доступе для читателя. Исследователи современных средств коммуникации отмечают, что человек столкнулся с новым периодом формирования коммуникаций, которые представляют собой гибрид старых и новых средств. Активно развиваются информационные платформы и системы (социальные сети, чаты, блоги и пр.), которые применяются для распространения информации среди миллиона пользователей.

Аудитория новых средств коммуникации стремительно растет. Это свидетельствует о появлении новых средств общения в сети Интернет. Очевидно, что доступные коммуникации оказали существенное влияние на жизнь, в том числе и посредством воздействия общественно-политических партий [3].

Альтернативные способы получения информации активизируют влияние со стороны политических групп. Как считает, Д. Дайберт, глобальная сеть оказала влияние на общественные движения [4]. Именно такие форматы сформировали новый тип «глобального гражданского общества», среди которых особняком стоят движения «Гринпис», «Антиглобалисты» и пр., влияющие на политическую жизнь.

Анализ современных интернет-сообществ позволил сформировать вывод, что сегодня коммуникационные процессы невозможно определить как неорганизованные, даже несмотря на большой охват аудитории. Прежде всего, сообщество в сети Интернет имеет четко выраженную структуру на уровне горизонтальных отношений, таким образом, создана принципиально новая коммуникационная модель в интернет-сообществах.

Как отмечают исследователи в России и зарубежных странах, такая ситуация вызвала существенные изменения в политической сфере граждан. В процессе трансформации стали проходить изменения в медиасреде. С развитием коммуникаций произошла трансформация политического пространства в интернет-среде. В сети Интернет создается большое количество официальной информации, которые формируются властными структурами и политическими институтами.  Но при этом  стоит  отметить, что  с  развитием  коммуникаций  наблюдается преобладанием горизонтальных коммуникаций над вертикальными. В связи с чем на протяжении последних лет серьезным фактором, оказывающим воздействие на практики коммуникационного влияния, является феномен широкого распространения анонимных Telegram-каналов, особенно это касается политической сферы. Из влияния в политических коммуникационные процессы стала происходить стремительно. В Государственной Думе в рамках ФЗ от 05.05.2014 № 94 «О внесении изменений в ФЗ «Об информации, информационных технологий и о защите информации» в отдельные нормативно-правовые акты по вопросам упорядочения информации с применением информационно- телекоммуникационных сетей, что стало стимулом для поиска площадок для размещения анонимной информации [1]. В 2015 году для реализации данной функции Telegram запускает функцию публичных каналов, позволяющую на принципах анонимности распространять информацию среди пользователей. Отсутствие такого механизма у других медиа привело к тому, что именно в Telegram стали появляться популярные анонимные новости на политически и другие темы, которые сегодня выступают как альтернатива традиционным СМИ.

Мессенджер – это программа, которая применяется для коммуникации посредством сообщений. Рассматривая мессенджер Telegram как платформу для распространения информации, стоит выделить несколько преимуществ перед социальными сетями. Так, новости, публикуемые в Telegram, попадают к читателю в качестве личного сообщения. Тем самым сокращается путь от материала к пользователю до одного шага [2].

Стилистический анализ новостей позволяет сделать вывод о том, что в Telegram часто применяется обсценная лексика, грубые формы слов и субъективные суждения автора. Для новостных СМИ такая форма подачи информации неприемлема. Но популярность канала и высокие рейтинги делают его одним из самых цитируемых источников, несмотря на нестандартную для журналистов форму подачи информации.

Telegram как площадка для публикаций новостей и взаимодействия с читателем показывает себя с положительных сторон в сравнении с другими СМИ, что отражается на росте аудитории платформы. Сегодня платформа Telegram, несмотря на противодействие со стороны государственных служб в некоторых ситуациях, является активно развивающейся площадкой. Основная аудитория сосредоточена в России и Иране, менее 30% пользователей сосредоточены в странах СНГ и других странах.

Все это позволяет утверждать, что журналистика является главным компонентом в решении современных глобальных проблем. Общество нуждается в формировании конструктивного диалога в медиапространстве между представителями государственных структур, политическими организациями.

Глобальные проблемы включают также классические противоречия в обществе, а также существенные новые, которым свойственно развитие производственной сферы.

В качестве критериев определения глобальных проблем стоит выделить:

  1. Проблемы распространяются среди всего человечества;
  2. Они относятся к объективному фактору развития человечества;
  3. Проблемы требуют срочного решения, в других случаях возможна гибель человечества;
  4. Они подлежат решению только при совместных усилиях человечества.

Таким образом, Интернет вошел во все сферы жизнедеятельности: от образования до производства, структура медиапотребления существенно поменялась, стали формироваться новые платформы для распространения информации, аудитория стала получать новый качественный контент. Происходит глубокая конвергенция всех коммуникативных технологий, трансформация стратегий и тактик создания и распространения контента. Возрастающие технические возможности приводят к синергетическому эффекту – появлению сложной системы взаимосвязанных коммуникативных форм, которые начинают функционировать самостоятельно, независимо от источников и адресантов.

×

Об авторах

А. В. А. Аль-Руфайе

Автор, ответственный за переписку.
Email: ogarevonline@yandex.ru
Россия

Список литературы

  1. Российская Федерация. Законы. Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно– телекоммуникационных сетей: Федеральный закон № 97–ФЗ: [принят Государственной думой 5 мая 2014 года: одобрен Советом Федерации 6 мая 2014 года]. – М.: Проспект; СПб.: Кодекс, 2017. – 158 с.
  2. Зелинский С. А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. – СПб.: Скифия, 2018. – 480 с.
  3. Касаткин С. С., Манжула В. Г. Прогноз основных трендов развития интернет-СМИ в 2019–2020 годах // Современные научные исследования и инновации. – 2019. – № 3 (95). – С. 38.
  4. Михайлов С. А. История зарубежных СМИ. – М.: Изд-во Михайлова В. А., 2019. – 256 c.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Мы используем файлы cookies, сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика для улучшения работы сайта и удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были об этом проинформированы и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».