Оценка пищевого поведения сельских школьников
- Авторы: Балыкова О.П.1, Китаева Л.И.1, Литюшкина И.И.1, Чернова Н.Н.1, Ямашкина Е.И.1
-
Учреждения:
- Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва
- Выпуск: Том 12, № 7 (2024)
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 22.10.2024
- Статья одобрена: 22.10.2024
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/267091
- ID: 267091
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Дети испытывают повышенные потребности в энергии, нуждаются в продуктах, являющихся источниками макро- и микронутриентов. Несбалансированный, недостаточный рацион по пищевым веществам может стать причиной возникновения алиментарных заболеваний. В статье рассмотрены актуальные вопросы здорового питания школьников, проживающих в Ардатовском районе Республики Мордовия.
Ключевые слова
Полный текст
Введение. Питание является основным источником жизнедеятельности организма, обеспечивающим его здоровье и работоспособность. По той причине, что питание на 50% определяет уровень здоровья человека (от доли факторов, определяющих образ жизни) и при нарушении питания на 30–50 % увеличивает риск возникновения хронических неинфекционных заболеваний [4], проблема здорового питания на современном этапе выступает одной из самых актуальных проблем. В настоящее время здоровое питание принято определять как питание, «ежедневный рацион которого основывается на принципах, установленных Федеральным законом, отвечает требованиям безопасности и создает условия для физического и интеллектуального развития, жизнедеятельности человека и будущих поколений» [8], «обеспечивающее рост, оптимальное развитие, полноценную жизнедеятельность, способствует укреплению здоровья и профилактике неинфекционных заболеваний (НИЗ)» [5], таких как: сахарный диабет, болезни сердечно-сосудистой системы, инсульт и рак.
Здоровое питание школьников обеспечивает их нормальный рост и развитие, способствует эффективному обучению, нормальному половому созреванию и создает условия для адаптации к окружающей среде [3; 7].
Значительные изменения в структуре и качестве питания за счет уменьшения потребления продуктов животного происхождения (молока, мяса, рыбы), овощей, фруктов и увеличения потребления продуктов, являющихся источником быстрых углеводов (мучные, кондитерские изделия, сахар, газированные напитки), и продукции быстрого питания (фаст-фуд, снеки) могут отразиться на здоровье школьников [2; 9].
Материалы и методы исследования. Нами был проведен анкетный опрос учеников 5–8 классов сельских школ Ардатовского района Республики Мордовия. Опрос проводился с помощью электронной анкеты, созданной в Google Форме. В исследовании приняли участие
50 школьников (25 мальчиков и 25 девочек). При анализе полученных результатов использовался статистический пакет Google Формы.
Результаты исследования и их обсуждение. Режим питания школьников должен предусматривать не менее 5 приемов пищи с рекомендуемым интервалом в 3–4 часа. В ходе анкетирования выявлено, что рекомендованное пятиразовое питание наблюдается лишь у 30% школьников. Около 50% учащихся предпочитают питаться 3–4 раза в день (46,7%). К сожалению, имеются школьники, которые принимают пищу только 1–2 (10%) или 2–3 раза в день (13,3%). Также полученные данные свидетельствуют о том, что из опрошенных только 33,3% школьников придерживаются 3–4 часового интервала между основными приемами пищи (рис. 1).
Рис. 1. Интервалы между приемами пищи.
Важным моментом является и культура питания. Выявлено, что большинство опрошенных школьников (60%) принимают пищу в специально организованных местах, таких как кухня, столовая. Оставшаяся же часть питается в местах, неотведенных для употребления пищи (своя комната, гостиная). Но несмотря на то, что большинство принимают пищу в специально организованном для этого месте, 56,7% детей в это время отвлекаются на посторонние вещи, такие как просмотр телевизора, видеохостингов, чтение книг и другие факторы. Лишь 10% из опрошенных не отвлекаются во время приема пищи.
Большая часть детей (56,7%) регулярно завтракают дома перед уходом в школу, 30% завтракают не всегда и 13,3% не завтракают совсем. Из тех, кто завтрак старается не пропускать, завтракают чаще всего кашей, являющейся источником «медленных» углеводов (53,3%), 20% опрошенных предпочитают завтракать бутербродами, 6,7% – яичницей или омлетом. Имеется небольшой процент школьников, которые завтракают блинами, макаронами с сосисками, творогом и даже лапшой быстрого приготовления.
В ходе проведения опроса было установлено, что подавляющее большинство учащихся (80%) регулярно обедают в школе, но часть учеников (20%) посещают столовую не всегда. Радует, что нет тех, кто не обедает в школе совсем.
Рацион школьников должен включать все основные группы продуктов: овощи, фрукты, зерновые продукты, мясо и мясопродукты, рыбу и рыбопродукты, молоко и молочные продукты, яйца, пищевые жиры растительного и животного происхождения [6]. Особое место в питании детей занимают продукты, источники белков, особенно полноценных.
Следует помнить, что в рационе должны быть как белки животного (мясо, рыба, яйца, молочные продукты), так и растительного (орехи, зерновые и бобовые продукты) происхождения [1]. В результате проведенного исследования выявлено, что многие школьники достаточно регулярно употребляют данные продукты. Так, например, молоко и молочные продукты ежедневно присутствуют в рационе у 43,3% опрошенных, мясные блюда ежедневно употребляют 33,3% школьников. При этом 30% респондентов питаются мясом или мясными продуктами и 33,3% – молоком и молочнокислыми продуктами лишь 3–4 раза в неделю. К сожалению, имеются школьники, которые включают эти продукты в свой рацион не более 1 раза в 2–3 недели.
Рыба и рыбные продукты являются источниками полиненасыщенных жирных кислот (омега-3), йода (морская рыба), фосфора и других минеральных веществ. Около половины респондентов (46,7%) употребляют рыбу и рыбные продукты 1 раз в 2–3 недели. У 6,7% школьников рыба присутствует в рационе ежедневно.
Фрукты и овощи – это важный компонент в рационе питания, потому что их дефицит является фактором риска возникновения недостаточности витаминов, минералов и биологически активных веществ. Ежедневно употребляют фрукты и овощи 40% школьников. Незначительный процент респондентов включают овощи и фрукты в свой рацион 1 раз в 2–3 недели. Кратность употребления данной группы продуктов большей частью школьников не соответствуют рекомендуемым физиологическим нормам и составляет 1–2 и 3–4 раза в неделю.
Среди молодых людей в 21 веке все больше набирают свою популярность «фаст- фуды». Однако, в результате исследования было выявлено, что больше половины сельских школьников Ардатовского района употребляет продукты из разряда «фаст-фудов» не так часто – 1 раз в 2–3 недели, а 30% – не включают их в свой рацион совсем. Факт ежедневного употребления данной продукции не подтвердил ни один из опрошенных.
В структуре питания школьников должно быть не менее 2 перекусов между основными приемами пищи. Но перекусывать нужно «здоровой» едой – фруктами, молоком или кисломолочными напитками, творогом и др. Перекусы между основными приемами пищи присутствуют у 86,7% опрошенных, соответственно, не предпочитают этого делать 13,3% школьников. Наиболее часто в дополнительные приемы пищи употребляют фрукты, кондитерские изделия, а также различные снековые продукты (по 23,3%).
Организация правильного питания для школьников – залог здоровья в будущем. Но лишь 40% из опрошенных оценили питание в школе на 5 баллов. Остальных же 60% респондентов школьное питание устраивает не полностью.
Анализ собранных данных свидетельствуют о том, что о принципах рационального питания информированы 80% опрошенных. В большинстве случаев источником данной информации были учителя. К сожалению, 20% школьников с принципами рационального питания не знакомы (рис. 2).
Рис. 2. Информированность и источники информации о принципах рационального питания.
Выводы. В результате проведенного исследования было установлено, что у 70% школьников отмечается нарушение режима питания. Выявлено, что рацион питания учащихся содержит недостаточное количество незаменимых пищевых веществ, поступающих за счет продуктов животного происхождения.
В связи с этим необходимо активизировать гигиеническое воспитание и обучение школьников, а также их родителей и педагогов по вопросам здорового питания.
Об авторах
Оксана Павловна Балыкова
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва
Email: balykova.oxana@yandex.ru
Кандидат медицинских наук, доцент кафедры диетологии, эндокринологии, гигиены с курсом неонатологии
Россия, 430005, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68Людмила Ивановна Китаева
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва
Email: lyudmila.kitaeva.68@mail.ru
Старший преподаватель кафедры нормальной и патологической физиологии с курсом гигиены
Россия, 430005, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68Ирина Ивановна Литюшкина
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва
Email: iralityushkina@yandex.ru
Студентка 4 курса специальности «Лечебное дело» медицинского института
Россия, 430005, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68Наталья Николаевна Чернова
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва
Email: chernovanatascha@yandex.ru
Доцент кафедры нормальной и патологической физиологии с курсом гигиены
Россия, 430005, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68Екатерина Ивановна Ямашкина
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва
Автор, ответственный за переписку.
Email: maruskiny@mail.ru
Кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры поликлинической терапии и функциональной диагностики
Россия, 430005, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68Список литературы
- Бортновский В.Н., Козловский А.А. Гигиеническая оценка питания городских и сельских школьников, проживающих в Гомельской области // Проблемы здоровья и экологии. – 2016. – № 2 (48). – С. 82–85.
- Исламгалиева Л.А., Воскресенская Е.К., Поварго Е.А. Оценка фактического питания сельских школьников // Вестник Башкирского государственного медицинского университета. – 2022. – № S5. – С. 281–285.
- Козловский А.А. Гигиеническая оценка питания современных школьников, проживающих в сельской местности // Смоленский медицинский альманах. – 2016. –
- № 1. – С. 131–133.
- МР 2.3.1.0253-21. 2.3.1. Гигиена питания. Рациональное питание. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации. Методические рекомендации (утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 22 июля 2021 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402716140/ (дата обращения: 03.02.2024).
- Рекомендации Роспотребнадзора гражданам: здоровое питание [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rospotrebnadzor.ru/activities/recommendations
- /details.php?ELEMENT_ID=11950 (дата обращения: 07.02.2024).
- Конь И.Я., Тутельян В.А., Ширина Л.И., Шилина Н.М. Детское питание: руководство для врачей. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2009. – 952 с.
- Мясникова О.А. Отношение студентов г. Рязани к здоровому питанию (на примере студентов факультета социологии и управления РГУ имени С.А. Есенина) // XII Рязанские социологические чтения. Динамика социокультурной среды: Материалы Национальной научно-практической конференции, Рязань, 20–21 октября 2022 года. – Рязань: ООО «Издательство Ипполитова», 2022. – С. 389–396.
- Федеральный закон от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов». Одобрен Советом Федерации 23 декабря 1999 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/12117866/ (дата обращения: 07.02.2024).
- Чистякова Е.С. Рацион питания сельских школьников как фактор формирования адаптационных резервов организма // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2011. – № 16 (135). – С. 367–369.
