Статистическая оценка состояния рынка легковых автомобилей в России в условиях дестабилизации экономики
- Авторы: Сорокин Р.С.1
-
Учреждения:
- Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва
- Выпуск: Том 12, № 6 (2024)
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 17.10.2024
- Статья одобрена: 17.10.2024
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/266599
- ID: 266599
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проведен анализ динамики обеспеченности легковыми автомобилями населения Российской Федерации. Представлена сравнительная характеристика обеспеченности легковыми автомобилями населения в разрезе федеральных округов. Также представлены результаты анализа объемов реализации новых легковых автомобилей на территории Российской Федерации, в том числе импортных легковых автомобилей. С учетом современных изменений на рынке легковых автомобилей проанализирована ценовая политика на автомобили и запчасти.
Полный текст
Проблема развития отечественного автомобильного рынка имеет особенный интерес специалистов различных областей, ввиду того что показатели его развития отражают состояние экономики страны и то, как она развивается. Ввиду этого возникает зависимость в динамично развивающемся рынке на фоне тенденций роста экономики и наоборот. Современное состояние проблемы заключается в том, что дестабилизация экономики имеет ощутимое влияние на отечественный автомобильный рынок. Представим несколько основных причин, оказывающих влияние на колебания автомобильного рынка: экономические кризисы, санкции; нестабильность курса валюты; недостаток инвестиций и финансирования со стороны государства.
Целью исследования является статистический анализ рынка легковых автомобилей в Российской Федерации в условиях дестабилизации экономики. Задачи исследования:
- оценка обеспеченности легковыми автомобилями населения Российской Федерации в целом и в разрезе федеральных округов;
- анализ динамики реализации новых легковых автомобилей на территории Российской Федерации, в том числе импортных;
- сравнительная характеристика изменения цен на популярные иностранные и отечественные марки автомобилей.
Методологическая база исследования основана на официальных статистических данных, а также аналитических данных, представленных в открытом доступе сети Интернет.
Автомобильный рынок является одним из ключевых секторов экономики, его развитие, в том числе, определяет динамику ВВП и, как следствие, – уровень экономического развития страны в целом. Он является индикатором общего экономического состояния страны и отражает изменения в покупательской способности населения, инвестиционной активности и доверии потребителей.
Исследуя автомобильный рынок, в первую очередь, нужно изучить обеспеченность легковыми автомобилями населения страны (рис. 1).
Рис. 1. Обеспеченность легковыми автомобилями населения в РФ по федеральным округам в расчете на 1 000. человек населения по состоянию на 1 января 2023, авто.
Определено, что в России на 1000 человек населения приходится в среднем 327 легковых автомобилей. Если мы рассмотрим данный показатель в разрезе федеральных округов, то обеспеченность легковыми автомобилями имеет определенную дифференциацию. Наибольший уровень обеспеченности приходится в УФО и составляет 397 автомобиля, другими словами, каждый третий житель данного округа имеет свой легковой автомобиль. Второе место по обеспеченности автомобилями соответствует ДФО (350 автомобилей), третье – ПФО (343 автомобиля). В Сибирском, Северо-Кавказском, Южном и Центральном федеральных округах обеспеченность легковым автомобилем ниже среднего уровня по России.
Из рисунка 2 видно, что наблюдается тенденция к росту данного показателя. За исследуемый период увеличение составило 5,8% или 17,8 автомобилей [5; 6]. Ежегодный темп прироста составил 1,4%.
Рис. 2. Динамика обеспеченности легковыми автомобилями населения в РФ в расчете на 1 тыс. человек за 2018–2022 гг., авто.
Согласно статистике «АВТОСТАТА», ситуация на рынке легковых автомобилей с 2020 года характеризуется нестабильной динамикой [2]. В 2020 году на рынке автомобилей отмечается снижение реализации на 4,5% ввиду последствий, вызванных COVID-19. В 2021 году на фоне эффекта отложенного спроса рынок продемонстрировал рост на 22,94% до 1 667 млн. шт. автомобилей, что также было простимулировано государственной поддержкой сектора. В связи с введением санкционных ограничений по итогам 2022 года. было реализовано 945 тыс. автомобилей, что ниже предыдущего года на 70%. Данному факту способствовал, в том числе, уход с рынка иностранных производителей, а также снижение спроса на фоне резкого повышения цен.
На рисунке 3 представлены показатели количества проданных автомобилей в России в период 2018-2022 гг. [2].
Рис. 3. Динамика реализации новых легковых автомобилей на территории Российской Федерации за 2018 – 2022 гг., млн. шт.
Причинами такой динамики стало не снижение платежеспособности населения, а дефицит самих авто [4]. На автодилеров в стране в 2022 году значительное влияние оказали новые санкции, запреты и уход из страны большинства крупных игроков во всех отраслях промышленности. Большинство производителей прекратили поставки автомобилей на рынок РФ, в том числе запасных частей и автомобильных аксессуаров. Динамика импорта новых легковых автомобилей представлена на рисунке 4. В 2020 году наблюдалось снижение данного показателя почти в 2 раза.
Рис. 4. Динамика импорта новых легковых автомобилей на территории Российской Федерации за 2018 – 2022 гг., млн. шт.
Представим количественное изменение предложений на автомобильном рынке в разрезе производителей за 2021–2022 гг. для сравнения (табл. 1) [3].
Таблица 1
Количественные изменение предложения на автомобильном рынке за 2021-2022 гг., шт.
Бренд | 2021 | 2022 | Структурное изменение в объёме предложений, % |
Lada | 400438 | 149428 | - 63 |
Kia | 216688 | 91142 | - 58 |
Hyundai | 182140 | 79554 | - 56 |
Renault | 140136 | 56492 | - 60 |
Toyota | 93330 | 37108 | - 60 |
Skoda | 105438 | 29298 | - 33 |
Volkswagen | 101522 | 29146 | - 72 |
Nissan | 50664 | 25276 | - 50 |
В марте 2022 года спрос на автомобили и комплектующие существенно вырос, и это привело к росту цен. Автодилеры увеличили свои цены на более чем 50%. Согласно исследованию Russian Automotive Market Research, стоимость оригинальных запчастей для легковых автомобилей сегмента SUV значительно выросла с января 2022 года. Цены у агрегаторов также увеличились почти вдвое (рис. 5) [1].
Рис. 5. Средняя стоимость запчастей по страховой корзине для легковых автомобилей сегмента SUV 2022.
Повышение цен автозапчастей на отечественном рынке было не единственным отражением экономической дестабилизации в стране. Так, ко всему прочему, недостаток новых автомобилей, которые наблюдается на рынке, привел к резкому росту цен на популярные иностранные марки. В среднем, стоимость этих автомобилей выросла на 60%, что оказало влияние и на отечественные марки, цены на которые выросли в несколько раз по сравнению с периодом до введения санкций.
На рисунке 6 представлена сравнительная динамика цен на наиболее популярные иностранные и отечественные марки автомобилей в первом полугодии 2022 года по сравнению с 2021 годом.
Рис. 6. Сравнительная динамика роста цен на автомобили, 2022 год (первое полугодие), %.
Структура поставщиков транспортных средств на российский рынок также претерпела изменения. До февраля 2022 года около 57% автомобилей импортировалось из Европы. Однако, после февраля 2022 года, доля автомобилей, поставляемых из Китая, составила 80,8%, Южной Кореи – 7%, Японии – 2,8%, а Европы – менее 2%. Важно отметить, что также увеличились поставки автомобилей из ОАЭ и Казахстана [3]. Анализ прогнозов развития автомобильного рынка указывает на то, что следующий год может принести оживление. Стимулирование спроса и укрепление национальной валюты могут способствовать положительной динамике на рынке новых и подержанных автомобилей.
По прогнозам экспертов, автомобильный рынок может столкнуться с негативным сценарием, в результате чего цены на автомобили будут расти. Некоторые модели новых автомобилей могут подорожать на 40%, а цены на подержанные автомобили также возрастут на 15-20% по сравнению с 2022 годом [2].
Таким образом, дестабилизация отечественного автомобильного рынка оказывает значительное влияние на экономику страны в целом, ведь автомобильная отрасль является одной из ключевых промышленных отраслей. Поэтому необходимо разработать комплексные стратегии и меры поддержки, чтобы стабилизировать автомобильный рынок, включающие в себя финансовую поддержку отечественных автопроизводителей, содействие экспорту автомобилей, стимулирование спроса на отечественные автомобили и поддержку инноваций в автомобильной отрасли.
Об авторах
Роман Сергеевич Сорокин
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва
Автор, ответственный за переписку.
Email: sorokin.roman-y2016@yandex.ru
Студент третьего курса направления подготовки «Статистика»
Россия, 430005, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68Список литературы
- Аналитическое агентство Автостат [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.autostat.ru/ (дата обращения: 12.01.2024).
- Импорт автомобилей в Россию: статистика последних месяцев [Электронный ресурс] // Авторевю. – Режим доступа: https://autoreview.ru/news/import-avtomobiley-v- rossiyustatistika-poslednih-mesyacev (дата обращения: 10.01.2024).
- Параллельным импортом автомобилей занялись крупные автохолдинги России: сколько стоят VW, Toyota, Mazda, Chevrolet [Электронный ресурс] // Новости Новосибирска. – Режим доступа: https://ngs.ru/text/auto/2022/11/06/71788964/ (дата обращения: 10.01.2024).
- Рынок подержанных авто может установить антирекорд [Электронный ресурс] // Российская газета. – Режим доступа: https://rg.ru/2022/08/07/krizis-vozrasta.html (дата обращения: 07.01.2024).
- Регионы России. Социально-экономические показатели. 2022: Стат. сб. / Росстат. – М., 2022. – 1122 с.
- Транспорт в России. 2022: Стат.сб./Росстат. – М., 2022 – 101 с.
Дополнительные файлы
