Statistical assessment of passenger car market in Russia under economic destabilization
- Authors: Sorokin R.S.1
-
Affiliations:
- National Research Mordovia State University
- Issue: Vol 12, No 6 (2024)
- Section: Статьи
- Submitted: 17.10.2024
- Accepted: 17.10.2024
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/266599
- ID: 266599
Cite item
Full Text
Abstract
The article provides an analysis of the dynamics of the provision of passenger cars to the population of the Russian Federation. A comparative description of the provision of passenger cars to the population of the federal districts is carried out. The study presents the results of an analysis of sales volumes of new passenger cars in the Russian Federation, including imported passenger cars. Taking into account modern changes in the passenger car market, the pricing policy for cars and spare parts has been analyzed.
Full Text
Проблема развития отечественного автомобильного рынка имеет особенный интерес специалистов различных областей, ввиду того что показатели его развития отражают состояние экономики страны и то, как она развивается. Ввиду этого возникает зависимость в динамично развивающемся рынке на фоне тенденций роста экономики и наоборот. Современное состояние проблемы заключается в том, что дестабилизация экономики имеет ощутимое влияние на отечественный автомобильный рынок. Представим несколько основных причин, оказывающих влияние на колебания автомобильного рынка: экономические кризисы, санкции; нестабильность курса валюты; недостаток инвестиций и финансирования со стороны государства.
Целью исследования является статистический анализ рынка легковых автомобилей в Российской Федерации в условиях дестабилизации экономики. Задачи исследования:
- оценка обеспеченности легковыми автомобилями населения Российской Федерации в целом и в разрезе федеральных округов;
- анализ динамики реализации новых легковых автомобилей на территории Российской Федерации, в том числе импортных;
- сравнительная характеристика изменения цен на популярные иностранные и отечественные марки автомобилей.
Методологическая база исследования основана на официальных статистических данных, а также аналитических данных, представленных в открытом доступе сети Интернет.
Автомобильный рынок является одним из ключевых секторов экономики, его развитие, в том числе, определяет динамику ВВП и, как следствие, – уровень экономического развития страны в целом. Он является индикатором общего экономического состояния страны и отражает изменения в покупательской способности населения, инвестиционной активности и доверии потребителей.
Исследуя автомобильный рынок, в первую очередь, нужно изучить обеспеченность легковыми автомобилями населения страны (рис. 1).
Рис. 1. Обеспеченность легковыми автомобилями населения в РФ по федеральным округам в расчете на 1 000. человек населения по состоянию на 1 января 2023, авто.
Определено, что в России на 1000 человек населения приходится в среднем 327 легковых автомобилей. Если мы рассмотрим данный показатель в разрезе федеральных округов, то обеспеченность легковыми автомобилями имеет определенную дифференциацию. Наибольший уровень обеспеченности приходится в УФО и составляет 397 автомобиля, другими словами, каждый третий житель данного округа имеет свой легковой автомобиль. Второе место по обеспеченности автомобилями соответствует ДФО (350 автомобилей), третье – ПФО (343 автомобиля). В Сибирском, Северо-Кавказском, Южном и Центральном федеральных округах обеспеченность легковым автомобилем ниже среднего уровня по России.
Из рисунка 2 видно, что наблюдается тенденция к росту данного показателя. За исследуемый период увеличение составило 5,8% или 17,8 автомобилей [5; 6]. Ежегодный темп прироста составил 1,4%.
Рис. 2. Динамика обеспеченности легковыми автомобилями населения в РФ в расчете на 1 тыс. человек за 2018–2022 гг., авто.
Согласно статистике «АВТОСТАТА», ситуация на рынке легковых автомобилей с 2020 года характеризуется нестабильной динамикой [2]. В 2020 году на рынке автомобилей отмечается снижение реализации на 4,5% ввиду последствий, вызванных COVID-19. В 2021 году на фоне эффекта отложенного спроса рынок продемонстрировал рост на 22,94% до 1 667 млн. шт. автомобилей, что также было простимулировано государственной поддержкой сектора. В связи с введением санкционных ограничений по итогам 2022 года. было реализовано 945 тыс. автомобилей, что ниже предыдущего года на 70%. Данному факту способствовал, в том числе, уход с рынка иностранных производителей, а также снижение спроса на фоне резкого повышения цен.
На рисунке 3 представлены показатели количества проданных автомобилей в России в период 2018-2022 гг. [2].
Рис. 3. Динамика реализации новых легковых автомобилей на территории Российской Федерации за 2018 – 2022 гг., млн. шт.
Причинами такой динамики стало не снижение платежеспособности населения, а дефицит самих авто [4]. На автодилеров в стране в 2022 году значительное влияние оказали новые санкции, запреты и уход из страны большинства крупных игроков во всех отраслях промышленности. Большинство производителей прекратили поставки автомобилей на рынок РФ, в том числе запасных частей и автомобильных аксессуаров. Динамика импорта новых легковых автомобилей представлена на рисунке 4. В 2020 году наблюдалось снижение данного показателя почти в 2 раза.
Рис. 4. Динамика импорта новых легковых автомобилей на территории Российской Федерации за 2018 – 2022 гг., млн. шт.
Представим количественное изменение предложений на автомобильном рынке в разрезе производителей за 2021–2022 гг. для сравнения (табл. 1) [3].
Таблица 1
Количественные изменение предложения на автомобильном рынке за 2021-2022 гг., шт.
Бренд | 2021 | 2022 | Структурное изменение в объёме предложений, % |
Lada | 400438 | 149428 | - 63 |
Kia | 216688 | 91142 | - 58 |
Hyundai | 182140 | 79554 | - 56 |
Renault | 140136 | 56492 | - 60 |
Toyota | 93330 | 37108 | - 60 |
Skoda | 105438 | 29298 | - 33 |
Volkswagen | 101522 | 29146 | - 72 |
Nissan | 50664 | 25276 | - 50 |
В марте 2022 года спрос на автомобили и комплектующие существенно вырос, и это привело к росту цен. Автодилеры увеличили свои цены на более чем 50%. Согласно исследованию Russian Automotive Market Research, стоимость оригинальных запчастей для легковых автомобилей сегмента SUV значительно выросла с января 2022 года. Цены у агрегаторов также увеличились почти вдвое (рис. 5) [1].
Рис. 5. Средняя стоимость запчастей по страховой корзине для легковых автомобилей сегмента SUV 2022.
Повышение цен автозапчастей на отечественном рынке было не единственным отражением экономической дестабилизации в стране. Так, ко всему прочему, недостаток новых автомобилей, которые наблюдается на рынке, привел к резкому росту цен на популярные иностранные марки. В среднем, стоимость этих автомобилей выросла на 60%, что оказало влияние и на отечественные марки, цены на которые выросли в несколько раз по сравнению с периодом до введения санкций.
На рисунке 6 представлена сравнительная динамика цен на наиболее популярные иностранные и отечественные марки автомобилей в первом полугодии 2022 года по сравнению с 2021 годом.
Рис. 6. Сравнительная динамика роста цен на автомобили, 2022 год (первое полугодие), %.
Структура поставщиков транспортных средств на российский рынок также претерпела изменения. До февраля 2022 года около 57% автомобилей импортировалось из Европы. Однако, после февраля 2022 года, доля автомобилей, поставляемых из Китая, составила 80,8%, Южной Кореи – 7%, Японии – 2,8%, а Европы – менее 2%. Важно отметить, что также увеличились поставки автомобилей из ОАЭ и Казахстана [3]. Анализ прогнозов развития автомобильного рынка указывает на то, что следующий год может принести оживление. Стимулирование спроса и укрепление национальной валюты могут способствовать положительной динамике на рынке новых и подержанных автомобилей.
По прогнозам экспертов, автомобильный рынок может столкнуться с негативным сценарием, в результате чего цены на автомобили будут расти. Некоторые модели новых автомобилей могут подорожать на 40%, а цены на подержанные автомобили также возрастут на 15-20% по сравнению с 2022 годом [2].
Таким образом, дестабилизация отечественного автомобильного рынка оказывает значительное влияние на экономику страны в целом, ведь автомобильная отрасль является одной из ключевых промышленных отраслей. Поэтому необходимо разработать комплексные стратегии и меры поддержки, чтобы стабилизировать автомобильный рынок, включающие в себя финансовую поддержку отечественных автопроизводителей, содействие экспорту автомобилей, стимулирование спроса на отечественные автомобили и поддержку инноваций в автомобильной отрасли.
About the authors
Roman S. Sorokin
National Research Mordovia State University
Author for correspondence.
Email: sorokin.roman-y2016@yandex.ru
Студент третьего курса направления подготовки «Статистика»
Russian Federation, 68 Bolshevistskaya St., Saransk 430005References
- Аналитическое агентство Автостат [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.autostat.ru/ (дата обращения: 12.01.2024).
- Импорт автомобилей в Россию: статистика последних месяцев [Электронный ресурс] // Авторевю. – Режим доступа: https://autoreview.ru/news/import-avtomobiley-v- rossiyustatistika-poslednih-mesyacev (дата обращения: 10.01.2024).
- Параллельным импортом автомобилей занялись крупные автохолдинги России: сколько стоят VW, Toyota, Mazda, Chevrolet [Электронный ресурс] // Новости Новосибирска. – Режим доступа: https://ngs.ru/text/auto/2022/11/06/71788964/ (дата обращения: 10.01.2024).
- Рынок подержанных авто может установить антирекорд [Электронный ресурс] // Российская газета. – Режим доступа: https://rg.ru/2022/08/07/krizis-vozrasta.html (дата обращения: 07.01.2024).
- Регионы России. Социально-экономические показатели. 2022: Стат. сб. / Росстат. – М., 2022. – 1122 с.
- Транспорт в России. 2022: Стат.сб./Росстат. – М., 2022 – 101 с.
Supplementary files
