Современные тенденции графической модели сми в интернет-среде (на материале журналов «Пять углов» и «Правила жизни»)
- Авторы: Шарашидзе М.В.1, Шарашидзе С.В.1
-
Учреждения:
- Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва
- Выпуск: Том 12, № 2 (2024)
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 15.07.2024
- Статья одобрена: 15.07.2024
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/259564
- ID: 259564
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Дизайн интернет-версий периодических изданий дает больше возможностей для создания контента по сравнению с их офлайн-версиями. В частности, интернет-СМИ могут использовать элементы интерактивности, мультимедийный контент, гибкость макета, легкий доступ к дополнительной информации и быструю обратную связь с аудиторией. Журналы «Пять углов» и «Правила жизни» являются примерами периодических изданий, которые перешли в экранную среду и активно развивают свои интернет-версии. В ходе исследования доказывается, что дизайн СМИ становится одним из главных типологических признаков успешности периодического издания в эпоху цифровизации. Также выявляется роль композиционно-графической модели в типологической системе СМИ.
Ключевые слова
Полный текст
С момента интеграции печатных изданий в интернет-среду графическая модель СМИ стала играть ключевую роль в медиасфере: в газетах и журналах наблюдается значительное развитие визуализации, благодаря активному применению цвета и инфографики, которые порой «показывают» новости, оказывая на читателей дополнительное эмоциональное воздействие. Об этом же говорит профессор Д. А. Носаев: «Дизайн становится важной площадкой для экспериментов и формирования новой модели взаимодействия между газетой и читателем» [5, с. 56].
В эпоху цифровизации дизайн является важным типологическим признаком современных медиа, в том числе и социальных [4]. Композиционно-графическая модель отражает структуру и визуальное оформление издания, а также взаимодействие его элементов на восприятие читателя. Кроме того, дизайн СМИ в интернет-среде играет важную роль в удовлетворении потребностей пользователей, повышая функциональность и эффективность передачи информации. Он помогает организовать контент и выделить ключевую информацию. Не стоит забывать, что бурный рост технологических возможностей Интернета в совокупности с небольшим возрастом самих интернет-версий, продолжающиеся процессы конвергенции становятся факторами постоянного развития интернет-версий газет и журналов и интернет-СМИ в целом. По мнению А. А. Беляева, «выразительные средства, задействованные в фирменном стиле издания, трансформируясь, становятся частью фирменного стиля его сайта. Они могут включать в себя: некоторые характеристики, связанные с размерными стереотипами, форматом полосы, количеством колонок и т. д.; фирменные цвета; пробельные элементы; шрифтовые элементы; изобразительные элементы; декоративные элементы и др.» [2, с. 53].
Журналы «Пять углов» и «Правила жизни» – представители тексто-графического дизайна. Их печатные версии обогащены разнообразными изобразительными элементами, разномасштабными текстами, которые создают контраст большого и малого, различными вариантами шрифтового оформления и краевых блоков. Более того, тенденция к визуализации печатных СМИ затронула и эти журналы. В макеты изданий «Пять углов» и «Правила жизни» включены иллюстративные материалы, такие как фотографии, коллажи и цитаты. Например, использование журналом «Правила жизни» в качестве обложек и фотографий к материалам коллажные иллюстрации и рисованные изображения говорит о том, что визуальный язык издания чуть сместился в сторону искусства. Таким образом, информация обогащается дополнительными деталями, становясь более наглядной и понятной для читателя.
Издания одни из первых перешли в экранную среду. Их сайты являются своего рода дополнениями к их печатным версиям, так как на них размещаются материалы, которые вышли или должны выйти в дальнейшем на страницах журналов. Еще одна тенденция, к которой прибегают издания – «мобильно-дружественный» подход. С увеличением числа пользователей, предпочитающих мобильные устройства, графическая модель у журналов была адаптирована к различным экранам и разрешениям, обеспечивая комфортное использование на различных устройствах. Так у журнала «Пять углов» в переходе с версии ПК на мобильную меняется разрешение с высокого на более низкое, а также происходит изменение дизайна и формата отображения контента.
Помимо сайта, как традиционного канала для продвижения СМИ, журналы «Пять углов» и «Правила жизни» продвигают себя через социальные сети. Но контент, размещенный на сайте и в социальных сетях, значительно различается. Если на сайте материалы издания публикуются в целом виде, таком, в каком они вышли в печати, то в социальных сетях – изображение с заголовком и «лидом» материала и ссылкой на полную версию на сайте. Вместе с тем, социальные сети также могут быть использованы для создания уникальных материалов, которые не содержат ссылок на главную сетевую версию. Подобные посты сопровождаются интерактивными элементами, такими как карточки. Графические элементы и анимация помогают визуализировать статистику и сложные данные, делая их более понятными и интересными для аудитории. По мнению В. А. Бейненсон, целью работы аккаунта СМИ в социальных сетях являются две важные задачи: во-первых, необходимо наращивать трафик на сайт издания, привлекая пользователей со страниц социальных сетей; во-вторых, аккаунт должен активно продвигать само СМИ среди пользователей, используя все интерактивные возможности данной платформы [1, с. 239].
Третья тенденция, которую можно выделить у обоих изданий – элементы интерактивности и анимации. Журналы «Пять углов» и «Правила жизни» активно используют технические возможности современных медиа для создания более увлекательного и приятного визуального опыта для своих читателей. Один из примеров интерактивности, который можно наблюдать в журналах, это использование кликабельных ссылок, которые позволяют читателям взаимодействовать с контентом. Например, журнал «Пять углов» часто использует диаграммы или графики, которые читатели могут просматривать и изменять, чтобы получить более детальную информацию или проанализировать данные самостоятельно. Анимация также является важным элементом, который придает изданиям динамичность. Например, у журнала «Правила жизни» на сайте активно используется различная анимация – от простых переходов между страницами до более сложных анимированных элементов, таких как движущиеся картинки или минималистичная графика.
И четвертая тенденция – разработка минималистичного подхода в создании логотипов. Будучи опознавательным знаком издания, логотип является своеобразным «лицом», размещаемым вверху первой полосы газеты. Согласно В. Э. Шевченко, логотип журнала – это не просто название, а символ, подчиняющийся законам семиотики, язык эмоциональной реакции [6, с. 57]. В настоящее время наблюдается тенденция использования «чистого» дизайна, в который входят нейтральные и пастельные оттенки. Они создают спокойную и гармоничную атмосферу, что приятно для пользователя. Однако, также можно использовать разнообразные яркие и насыщенные цвета, чтобы выделиться среди конкуренции и привлечь внимание. В каждом виде СМИ цвет выполняет разные функции. В печатной периодике цвет «выполняет коммуникативную, символическую и выразительную функции» [3, с. 8]. В журнале «Правила жизни» используются яркие оттенки: белый, бирюзовый и черный. Буквы логотипа обрезаны по левому краю, а в словах «Правила жизни» присутствует разное межбуквенное расстояние, что создает ощущение движения. В случае журнала «Пять углов» используются пастельные цвета, основными из которых являются коричневый и бежевый оттенки. Логотип является названием самого журнала, которое объединено с графическим элементом в виде сообщения. Стоит отметить, что логотип журнала был подвергнут нескольким модификациям, но при этом сохранил свою основу: «Пять углов. Журнал старшеклассников».
В заключение, следует отметить, что графическая модель СМИ играет важную роль в эпоху цифровизации. Она является мощным инструментом привлечения и удержания внимания аудитории, а также воплощением потребностей пользователей. Печатные издания в интернет-среде становятся более интерактивными, динамичными и привлекательными благодаря применению цвета, инфографики и оригинальных шрифтовых решений. Эти элементы не только организуют и выделяют ключевую информацию, делая ее более понятной и наглядной, но и отражают стиль и характер издания, делая его уникальным и запоминающимся. Благодаря интернет-версиям печатных изданий можно удерживать существующих читателей, привлекать новых пользователей и активно продвигать свой бренд в онлайн-среде. Это позволяет изданиям эффективно адаптироваться к изменяющимся условиям и требованиям современных читателей.
Об авторах
Маргарита Владимировна Шарашидзе
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва
Email: ritasarasidze@gmail.com
Студентка второго года обучения направления подготовки «Журналистика» филологического факультета
Россия, 430005, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68Софья Владимировна Шарашидзе
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва
Автор, ответственный за переписку.
Email: sofasarasidze@gmail.com
Студентка второго года обучения направления подготовки «Журналистика» филологического факультета
Россия, 430005, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68Список литературы
- Бейненсон В. А. Продвижение СМИ в социальных сетях: возможности и проблемы // Вестник ННГУ. – 2016. – № 5. – С. 239–243.
- Беляев А. А. Дизайн-модель интернет-версий как результат трансформации модели печатного издания // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. – 2008. – № 2. – С. 52−62.
- Волкова К. Э., Бартенева Ю. В. Особенности использования цветовой гаммы в средствах массовой информации // Коллекция гуманитарных исследований. – 2019. – № 3. – С. 6–9.
- Дементьева К. В. Особенности креолизации медиатекстов о Республике Мордовия в новостных пабликах социальной сети «ВКонтакте» // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. – 2020. – № 4. – С. 170–196.
- Носаев Д. А. Современные тенденции развития графической модели газеты // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. – 2012. – № 3. – С. 54–58.
- Шевченко В. Э. Визуальная идентификация современного журнала // Знак: проблемное поле медиаобразования. – 2013. – № 1. – С. 56–63.
Дополнительные файлы
