Trends in the graphic design of the media in the internet environment: a study of the magazines "Five corners" and "Rules of life"

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The design of the online versions of periodicals gives more opportunities for creating content than the offline versions. It provides online media with the use of various elements of interactivity, multimedia content, layout flexibility, easy access to additional information and quick feedback from the audience. The Russian magazines "Five Corners" and "Rules of Life" are examples of periodicals that have moved to the screen environment and are actively developing their online versions. In the course of the study, it is proved that media design is becoming one of the main typological signs of the success of a periodical in the era of digitalization. The role of the compositional and graphic model in the typological system of the media is also defined.

Full Text

С момента интеграции печатных изданий в интернет-среду графическая модель СМИ стала играть ключевую роль в медиасфере: в газетах и журналах наблюдается значительное развитие визуализации, благодаря активному применению цвета и инфографики, которые порой «показывают» новости, оказывая на читателей дополнительное эмоциональное воздействие. Об этом же говорит профессор Д. А. Носаев: «Дизайн становится важной площадкой для экспериментов и формирования новой модели взаимодействия между газетой и читателем» [5, с. 56].

В эпоху цифровизации дизайн является важным типологическим признаком современных медиа, в том числе и социальных [4]. Композиционно-графическая модель отражает структуру и визуальное оформление издания, а также взаимодействие его элементов на восприятие читателя. Кроме того, дизайн СМИ в интернет-среде играет важную роль в удовлетворении потребностей пользователей, повышая функциональность и эффективность передачи информации. Он помогает организовать контент и выделить ключевую информацию. Не стоит забывать, что бурный рост технологических возможностей Интернета в совокупности с небольшим возрастом самих интернет-версий, продолжающиеся процессы конвергенции становятся факторами постоянного развития интернет-версий газет и журналов и интернет-СМИ в целом. По мнению А. А. Беляева, «выразительные средства, задействованные в фирменном стиле издания, трансформируясь, становятся частью фирменного стиля его сайта. Они могут включать в себя: некоторые характеристики, связанные с размерными стереотипами, форматом полосы, количеством колонок и т. д.; фирменные цвета; пробельные элементы; шрифтовые элементы; изобразительные элементы; декоративные элементы и др.» [2, с. 53].

Журналы «Пять углов» и «Правила жизни» – представители тексто-графического дизайна. Их печатные версии обогащены разнообразными изобразительными элементами, разномасштабными текстами, которые создают контраст большого и малого, различными вариантами шрифтового оформления и краевых блоков. Более того, тенденция к визуализации печатных СМИ затронула и эти журналы. В макеты изданий «Пять углов» и «Правила жизни» включены иллюстративные материалы, такие как фотографии, коллажи и цитаты. Например, использование журналом «Правила жизни» в качестве обложек и фотографий к материалам коллажные иллюстрации и рисованные изображения говорит о том, что визуальный язык издания чуть сместился в сторону искусства. Таким образом, информация обогащается дополнительными деталями, становясь более наглядной и понятной для читателя.

Издания одни из первых перешли в экранную среду. Их сайты являются своего рода дополнениями к их печатным версиям, так как на них размещаются материалы, которые вышли или должны выйти в дальнейшем на страницах журналов. Еще одна тенденция, к которой прибегают издания – «мобильно-дружественный» подход. С увеличением числа пользователей, предпочитающих мобильные устройства, графическая модель у журналов была адаптирована к различным экранам и разрешениям, обеспечивая комфортное использование на различных устройствах. Так у журнала «Пять углов» в переходе с версии ПК на мобильную меняется разрешение с высокого на более низкое, а также происходит изменение дизайна и формата отображения контента.

Помимо сайта, как традиционного канала для продвижения СМИ, журналы «Пять углов» и «Правила жизни» продвигают себя через социальные сети. Но контент, размещенный на сайте и в социальных сетях, значительно различается. Если на сайте материалы издания публикуются в целом виде, таком, в каком они вышли в печати, то в социальных сетях – изображение с заголовком и «лидом» материала и ссылкой на полную версию на сайте. Вместе с тем, социальные сети также могут быть использованы для создания уникальных материалов, которые не содержат ссылок на главную сетевую версию. Подобные посты сопровождаются интерактивными элементами, такими как карточки. Графические элементы и анимация помогают визуализировать статистику и сложные данные, делая их более понятными и интересными для аудитории. По мнению В. А. Бейненсон, целью работы аккаунта СМИ в социальных сетях являются две важные задачи: во-первых, необходимо наращивать трафик на сайт издания, привлекая пользователей со страниц социальных сетей; во-вторых, аккаунт должен активно продвигать само СМИ среди пользователей, используя все интерактивные возможности данной платформы [1, с. 239].

Третья тенденция, которую можно выделить у обоих изданий – элементы интерактивности и анимации. Журналы «Пять углов» и «Правила жизни» активно используют технические возможности современных медиа для создания более увлекательного и приятного визуального опыта для своих читателей. Один из примеров интерактивности, который можно наблюдать в журналах, это использование кликабельных ссылок, которые позволяют читателям взаимодействовать с контентом. Например, журнал «Пять углов» часто использует диаграммы или графики, которые читатели могут просматривать и изменять, чтобы получить более детальную информацию или проанализировать данные самостоятельно. Анимация также является важным элементом, который придает изданиям динамичность. Например, у журнала «Правила жизни» на сайте активно используется различная анимация – от простых переходов между страницами до более сложных анимированных элементов, таких как движущиеся картинки или минималистичная графика.

И четвертая тенденция – разработка минималистичного подхода в создании логотипов. Будучи опознавательным знаком издания, логотип является своеобразным «лицом», размещаемым вверху первой полосы газеты. Согласно В. Э. Шевченко, логотип журнала – это не просто название, а символ, подчиняющийся законам семиотики, язык эмоциональной реакции [6, с. 57]. В настоящее время наблюдается тенденция использования «чистого» дизайна, в который входят нейтральные и пастельные оттенки. Они создают спокойную и гармоничную атмосферу, что приятно для пользователя. Однако, также можно использовать разнообразные яркие и насыщенные цвета, чтобы выделиться среди конкуренции и привлечь внимание. В каждом виде СМИ цвет выполняет разные функции. В печатной периодике цвет «выполняет коммуникативную, символическую и выразительную функции» [3, с. 8]. В журнале «Правила жизни» используются яркие оттенки: белый, бирюзовый и черный. Буквы логотипа обрезаны по левому краю, а в словах «Правила жизни» присутствует разное межбуквенное расстояние, что создает ощущение движения. В случае журнала «Пять углов» используются пастельные цвета, основными из которых являются коричневый и бежевый оттенки. Логотип является названием самого журнала, которое объединено с графическим элементом в виде сообщения. Стоит отметить, что логотип журнала был подвергнут нескольким модификациям, но при этом сохранил свою основу: «Пять углов. Журнал старшеклассников».

В заключение, следует отметить, что графическая модель СМИ играет важную роль в эпоху цифровизации. Она является мощным инструментом привлечения и удержания внимания аудитории, а также воплощением потребностей пользователей. Печатные издания в интернет-среде становятся более интерактивными, динамичными и привлекательными благодаря применению цвета, инфографики и оригинальных шрифтовых решений. Эти элементы не только организуют и выделяют ключевую информацию, делая ее более понятной и наглядной, но и отражают стиль и характер издания, делая его уникальным и запоминающимся. Благодаря интернет-версиям печатных изданий можно удерживать существующих читателей, привлекать новых пользователей и активно продвигать свой бренд в онлайн-среде. Это позволяет изданиям эффективно адаптироваться к изменяющимся условиям и требованиям современных читателей.

×

About the authors

Margarita V. Sharashidze

National Research Mordovia State University

Email: ritasarasidze@gmail.com

Студентка второго года обучения направления подготовки «Журналистика» филологического факультета

Russian Federation, 68 Bolshevistskaya St., Saransk 430005

Sofia V. Sharashidze

National Research Mordovia State University

Author for correspondence.
Email: sofasarasidze@gmail.com

Студентка второго года обучения направления подготовки «Журналистика» филологического факультета

Russian Federation, 68 Bolshevistskaya St., Saransk 430005

References

  1. Бейненсон В. А. Продвижение СМИ в социальных сетях: возможности и проблемы // Вестник ННГУ. – 2016. – № 5. – С. 239–243.
  2. Беляев А. А. Дизайн-модель интернет-версий как результат трансформации модели печатного издания // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. – 2008. – № 2. – С. 52−62.
  3. Волкова К. Э., Бартенева Ю. В. Особенности использования цветовой гаммы в средствах массовой информации // Коллекция гуманитарных исследований. – 2019. – № 3. – С. 6–9.
  4. Дементьева К. В. Особенности креолизации медиатекстов о Республике Мордовия в новостных пабликах социальной сети «ВКонтакте» // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. – 2020. – № 4. – С. 170–196.
  5. Носаев Д. А. Современные тенденции развития графической модели газеты // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. – 2012. – № 3. – С. 54–58.
  6. Шевченко В. Э. Визуальная идентификация современного журнала // Знак: проблемное поле медиаобразования. – 2013. – № 1. – С. 56–63.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Мы используем файлы cookies, сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика для улучшения работы сайта и удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были об этом проинформированы и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».