Innovation Activity in the Regions of the Volga Federal District: A Statistical Analysis
- Autores: Shavnina D.E.1, Isaeva O.O.1
-
Afiliações:
- National Research Mordovia State University
- Edição: Volume 13, Nº 3 (2025)
- Páginas: 221-235
- Seção: Social Sciences and Humanities
- ##submission.dateSubmitted##: 26.08.2025
- ##submission.dateAccepted##: 09.09.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/306476
- DOI: https://doi.org/10.15507/2311-2468.013.202503.221-235
- EDN: https://elibrary.ru/cfdwev
- ID: 306476
Citar
Texto integral
Resumo
Introduction. Innovation activity is a key driver of economic growth and regional competitiveness. The relevance of this study is determined by the significant disparity in technological development levels across the subjects of the Russian Federation, necessitating a detailed analysis to formulate effective state support measures. The aim of the study is to conduct a comparative statistical analysis and rank the regions of the Volga Federal District in order of their level of innovation activity.
Materials and Methods. The study is based on the analysis of official statistical data from the Federal State Statistics Service for 2019–2023. Five key indicators were used for a comprehensive assessment: the number of research organizations, internal expenditure on R&D, the quantity of developed and implemented advanced production technologies, and the output of innovative goods. An integrated index was calculated based on these metrics, enabling a comparative analysis and ranking of the regions.
Results. The calculation of the integrated index revealed significant differentiation in the innovation development levels of the Volga Federal District regions. The leaders were identified as the Republic of Tatarstan, Nizhny Novgorod Region, and the Perm Territory. The lowest scores were recorded in the Republic of Mari El, Penza Region, and the Chuvash Republic. The main challenges hindering innovation in the lagging regions were identified as insufficient funding, a shortage of qualified personnel, and an underdeveloped regulatory framework.
Discussion and Conclusion. The study confirms a substantial innovation gap between the regions of the Volga Federal District. To ensure balanced technological development across the district, it is crucial to develop and implement targeted state support measures for the lagging regions. These measures should include increased funding, business incentives, and improvements to the regulatory framework.
Texto integral
Введение
В современном мире инновации стали ключевым двигателем экономического роста, развития производительности и усиления конкурентоспособности. Экономика все чаще сталкивается с необходимостью трансформации традиционных моделей роста, что подтверждает актуальность исследования инноваций как ключевого фактора обеспечения экономического развития.
Обеспечение технологического суверенитета входит в число ключевых приоритетов государственной политики, реализация которого достигается посредством развития инновационных технологий. Внедрение новшеств во многие отрасли позволяет регионам не только снижать зависимость от импорта, но и наращивать экспортный потенциал.
Цель исследования – проведение комплексного сравнительного анализа инновационной активности субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского федерального округа (далее – ПФО).
В рамках данного анализа предполагается детальное изучение и сопоставление ключевых показателей, характеризующих уровень инновационной деятельности в каждом из регионов округа с последующим выявлением региональных особенностей и тенденций.
Обзор литературы
Термин «инновация» впервые введен Й. А. Шумпетером. Согласно его определению, инновация представляет собой процесс внедрения и использования новых видов потребительских товаров, а также новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленном секторе[1].
П. Друкер рассматривал инновационную деятельность как инструмент для инициирования перемен и преобразования их в новые возможности для развития[2].
В результате дальнейших исследований разработаны альтернативные интерпретации и уточнения. Например, по мнению В. К. Проскурина, данное понятие обозначает результат научно-технологического прогресса, проявляющийся в появлении на рынке принципиально новых видов товаров и услуг, основанных на передовых технологиях, которые коренным образом меняют уровень конкурентоспособности на мировой арене[3]. И. М. Голова считает, что инновация как процесс представляет собой деятельность, направленную на формирование рынка, где внедрение новой идеи удовлетворяет общественные потребности [1]. Автор также отметил, что инновационную активность принято рассматривать как показатель благополучия и здоровья общества отдельного региона и страны в целом. И. А. Наугольнова указала, что передача знаний позволяет создавать инновационные продукты и услуги, а также играет ключевую роль в развитии экономики любого государства [2]. И. Н. Макаров также считает синтез знаний стимулом социально-экономического развития страны, который дает преимущество в глобальной конкуренции [3].
Современное определение термина «инновация» включает в себя внедрение новых или существенно усовершенствованных продуктов, процессов, а также методов в маркетинге, деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях[4].
Для оценки инновационной деятельности Л. С. Максименко применены следующие методы анализа: абсолютные, относительные и временные, которые необходимы для определения экономической эффективности [4]. А. Ю. Пронин указывает на отсутствие универсальной модели для оценки уровня инновационной деятельности, что приводит к применению комбинированных методик в данной сфере [5].
Стоит отметить, что сформирован ряд методических подходов к построению комплексных оценок и рейтингов. Л. В. Васильева проводит системный анализ методов построения интегральных показателей, выделяя методы суммирования, расстояний, таксономический анализ и др., отмечая, что выбор метода напрямую влияет на результаты ранжирования [6]. Ряд авторов применяет метод рейтингования для оценки инновационного развития регионов России, подчеркивая его эффективность для выявления межрегиональной дифференциации [7].
На федеральном уровне ключевым инструментом мониторинга выступает рейтинг[5], который использует широкий набор индикаторов, сгруппированных в несколько блоков: социально-экономические условия, научно-технологический потенциал, инновационная деятельность и ее результаты.
Таким образом, в отечественной науке признано, что для оценки инновационной активности необходим комплексный, многокритериальный подход, учитывающий широкий спектр факторов, влияющих на данный процесс.
Материалы и методы
Для проведения статистического анализа инновационного развития регионов ПФО использована официальная информация Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстат) за 2019–2023 гг., в результате чего отобраны следующие показатели: количество научно-исследовательских организаций, объем разработанных и использованных технологий, уровень инновационной активности, объем выпуска инновационных продуктов, внутренние затраты на исследовательскую работу.
По завершении процедуры сбора и обработки данных рассчитан интегральный показатель, который позволил определить причинно-следственные связи экономических процессов. Сравнительный анализ включал ранжирование регионов округа по рассчитанному показателю за исследуемый период. На основе полученных результатов идентифицированы лидеры и аутсайдеры рейтинга.
Метод суммирования нормализованных показателей, примененный в данной работе, широко используется и признан корректным для проведения сравнительного анализа и формирования ранжированных списков.
Результаты исследования
Для проведения статистического анализа инновационного развития была рассмотрена динамика изменения числа организаций, осуществляющих научные исследования и разработки в ПФО. В период с 2019 по 2023 г. наблюдается отрицательная динамика по данному показателю. Такая тенденция обусловлена рядом факторов: сокращением финансирования научной сферы, неравномерностью темпов экономического роста регионов, дефицитом бюджета и т. д. Однако для более детального анализа и выяснения причин сложившей ситуации стоит проанализировать динамику показателя в разрезе отдельных субъектов ПФО (табл. 1).
Таблица 1. Количество организаций в субъектах ПФО, занимавшихся научными исследованиями и разработками в 2019 и 2023 гг.
Table 1. Number of organizations conducting research and development activities in the Volga Federal District in 2019 and 2023
Субъекты ПФО / Region of VFD | 2019 | 2023 | Динамика показателей / Dynamics of indicators |
Республика Татарстан / Republic of Tatarstan | 129 | 120 | –9 |
Нижегородская область / Nizhny Novgorod Region | 96 | 90 | –6 |
Республика Башкортостан / Republic of Bashkortostan | 73 | 76 | +3 |
Пермский край / Perm Territory | 67 | 66 | –1 |
Самарская область / Samara Region | 62 | 55 | –7 |
Саратовская область / Saratov Region | 62 | 60 | –2 |
Удмуртская Республика / Udmurtian Republic | 30 | 31 | +1 |
Чувашская Республика / Chuvash Republic | 30 | 31 | +1 |
Пензенская область / Penza Region | 30 | 26 | –4 |
Ульяновская область / Ulyanovsk Region | 29 | 25 | –4 |
Оренбургская область / Orenburg Region | 27 | 27 | 0 |
Кировская область / Kirov Region | 25 | 23 | –2 |
Республика Мордовия / Republic of Mordovia | 22 | 25 | +3 |
Республика Марий Эл / Republic of Mari El | 8 | 6 | –2 |
Итого / Total | 690 | 661 | –29 |
Источник: здесь и далее таблицы составлены авторами на основе статистических сборников[6].
Source: hereafter, the tables are compiled by the authors on the basis of statistical collections.
В 2023 г. произошло сокращение числа организаций, осуществляющих научно- исследовательскую и опытно-конструкторскую деятельность (далее – НИОКР) в ряде субъектов Российской Федерации, включая Республику Марий Эл, Республику Татарстан, Пермский край, Кировскую, Нижегородскую, Пензенскую, Самарскую, Саратовскую и Ульяновскую области. Данный процесс обусловлен рядом факторов:
– смещение приоритетов в расходовании федеральных средств в пользу других секторов экономики;
– ограничение международного научного сотрудничества;
– затруднение с поставками оборудования и материалов для исследований;
– отсутствие квалифицированных кадров;
– санкционное давление.
В Оренбургской области показатель остался на прежнем уровне. В 2023 г. в Республиках Башкортостан, Мордовия, Удмуртской и Чувашской Республиках количество подобных организаций увеличилось. Данная тенденция свидетельствует о повышении инвестиционной привлекательности регионов, росте уровня наукоемкого производства и повышении эффективности человеческого капитала.
Далее рассмотрим показатель внутренних затрат на научные исследования и разработки, которые осуществляются собственными силами организаций и включают в себя текущие и капитальные расходы в течение отчетного периода независимо от источника финансирования (табл. 2).
Таблица 2. Внутренние затраты на научные исследования и разработки в 2019–2023 гг., млн руб.
Table 2. Internal expenditure on research and development from 2019 to 2023, million rubles
Субъекты ПФО / Region of VFD | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 |
Кировская область / Kirov Region | 3 283,5 | 85 239,2 | 90 491,4 | 100 649,4 | 130 591,8 |
Нижегородская область / Nizhny Novgorod Region | 88 551,0 | 10 830,8 | 13 250,1 | 12 324,5 | 15 569,2 |
Оренбургская область / Orenburg Region | 965,5 | 6 809,4 | 7 995,5 | 6 217,6 | 6 051,9 |
Пензенская область / Penza Region | 4 364,8 | 4 267,7 | 3 120,2 | 3 805,4 | 4 607,9 |
Пермский край / Perm Territory | 18 105,9 | 1 088,6 | 1 131,9 | 1212,4 | 1297,3 |
Республика Башкортостан / Republic of Bashkortostan | 10 299,9 | 2 010,1 | 2 004,4 | 1 733,7 | 1 298,7 |
Республика Марий Эл / Republic of Mari El | 242,2 | 11 049,8 | 18 547,4 | 21 425,8 | 25 274,3 |
Республика Мордовия / Republic of Mordovia | 970,1 | 16 723,8 | 26 008,6 | 22 174,7 | 24 726,8 |
Республика Татарстан / Republic of Tatarstan | 17 997,4 | 19 215,00 | 22 452,5 | 27 806,8 | 32 348,5 |
Самарская область / Samara Region | 19 474,6 | 178,8 | 219,1 | 193,0 | 327,6 |
Саратовская область / Saratov Region | 6 209,6 | 16 902,4 | 21 689,3 | 22 751,0 | 27 309,7 |
Удмуртская Республика / Udmurtian Republic | 2 258,2 | 929,5 | 1 072,3 | 1 274,6 | 1 713,6 |
Ульяновская область / Ulyanovsk Region | 11 510,6 | 1 947,8 | 2 432,9 | 1 939,5 | 2 399,0 |
Чувашская Республика / Chuvash Republic | 2 019,6 | 3 729,1 | 4 795,8 | 4 738,0 | 5 134,5 |
Итого / Total | 186 252,9 | 180 922,0 | 215 211,4 | 228 246,4 | 278 650,8 |
Отметим, что Республика Татарстан лидирует по количеству внутренних затрат на НИОКР. Темп роста в данном регионе составил 47,48 %. По данным Росстата, она занимает четвертое место среди регионов Российской Федерации по численности персонала, занятого НИОКР. Помимо этого область располагается на пятом месте в стране по затратам организаций на инновационную деятельность.
Аутсайдером по данному показателю в 2023 г. стала Самарская область, где внутренние затраты на НИОКР составили 327,6 млн руб., однако в 2019 г. данный регион занимал второе место, уступая только Республике Татарстан.
Затраты на НИОКР определяют инновационное развитие регионов: чем больше инвестиций направляется в исследования и разработки, тем значительнее становится научный задел – объем накопленных знаний, который определяет инновационные возможности. Динамика объема разработанных передовых производственных технологий в ПФО показана на рисунке.
Рисунок. Динамика объема разработанных передовых производственных технологий в ПФО в период с 2019 по 2023 г., ед.
Figure. Dynamics of the volume of advanced production technologies developed in the Volga Federal District from 2019 to 2023, units
Источник: составлено авторами на основе статистических сборников[7].
Source: compiled by the authors on the basis of statistical collections.
В 2022 г. наблюдался пик по данному показателю. Это свидетельствует об активной реализации мер, направленных на достижение цели технологического лидерства. Особое внимание уделяется инфраструктурным проектам: в ближайшие годы планируется строительство четырех современных университетских кампусов. Регионы ПФО запускают национальные проекты в области технологий, науки и образования, реализуют пилотные проекты по разработке регио нальных государственных программ в сфере научно-технического развития (далее – НТР).
Динамика объема разработанных передовых технологий субъектов ПФО отражена в таблице 3.
Таблица 3. Объем разработанных передовых производственных технологий в субъектах ПФО разработки в 2019 и 2023 гг.
Table 3. Quantity of developed advanced manufacturing technologies in the regions of the Volga Federal District in 2019 and 2023
Субъекты ПФО / Region of VFD | 2019 | 2023 |
Кировская область / Kirov Region | – | 9 |
Нижегородская область / Nizhny Novgorod Region | 21 | 30 |
Оренбургская область / Orenburg Region | 1 | 6 |
Пензенская область / Penza Region | 5 | 7 |
Пермский край / Perm Territory | 45 | 65 |
Республика Башкортостан / Republic of Bashkortostan | 13 | 50 |
Республика Марий Эл / Republic of Mari El | 7 | – |
Республика Мордовия / Republic of Mordovia | 5 | 20 |
Республика Татарстан / Republic of Tatarstan | 54 | 169 |
Самарская область / Samara Region | 29 | 25 |
Саратовская область / Saratov Region | 13 | 28 |
Удмуртская Республика / Udmurtian Republic | 3 | 6 |
Ульяновская область / Ulyanovsk Region | 11 | 6 |
Чувашская Республика / Chuvash Republic | 12 | – |
Итого / Total | 219 | 421 |
Республика Татарстан демонстрирует лидирующие позиции в сфере научно-технического развития. В 2023 г. темп роста ключевых показателей по сравнению с 2019 г. составил 212,96 %. В регионе функционируют более 120 организаций, осуществляющих НИОКР. Отметим, что Татарстан занял пятое место в национальном рейтинге НТР регионов.
Внедрение инноваций в процесс производства способно увеличить производительность труда и его эффективность, создать новые рабочие места. Объем используемых передовых производственных технологий в субъектах ПФО представлен в таблице 4.
Таблица 4. Объем используемых передовых производственных технологий в субъектах ПФО в период с 2019 по 2023 г.
Table 4. Quantity of implemented advanced manufacturing technologies in the regions of the Volga Federal District from 2019 to 2023
Субъекты ПФО / Region of VFD | 2019 | 2023 |
Кировская область / Kirov Region | 2 835 | 4 333 |
Нижегородская область / Nizhny Novgorod Region | 8 639 | 9 030 |
Оренбургская область / Orenburg Region | 1 265 | 1 806 |
Пензенская область / Penza Region | 2 002 | 2 036 |
Пермский край / Perm Territory | 13 690 | 16 504 |
Республика Башкортостан / Republic of Bashkortostan | 8 614 | 8 352 |
Республика Марий Эл / Republic of Mari El | 971 | 1 351 |
Республика Мордовия / Republic of Mordovia | 2 595 | 2 544 |
Республика Татарстан / Republic of Tatarstan | 8 304 | 7 668 |
Самарская область / Samara Region | 8 037 | 7 563 |
Саратовская область / Saratov Region | 7 734 | 7 814 |
Удмуртская Республика / Udmurtian Republic | 6 642 | 7 021 |
Ульяновская область / Ulyanovsk Region | 2 081 | 1 996 |
Чувашская Республика / Chuvash Republic | 3 527 | 2 578 |
Итого / Total | 76 936 | 80 596 |
Следует, что данный показатель имеет положительную динамику. Уровень инновационной активности организаций в субъектах ПФО в 2023 г. показан в таблице 5, где отчетливо видно преимущество Республики Татарстан (33,6 %).
Таблица 5. Уровень инновационной активности организаций в субъектах ПФО в 2023 г., %
Table 5. Innovation activity level of organizations in the regions of the Volga Federal District in 2023, %
Субъекты ПФО / Region of VFD | Уровень / Level |
Республика Татарстан / Republic of Tatarstan | 33,6 |
Самарская область / Samara Region | 18,8 |
Республика Мордовия / Republic of Mordovia | 18,1 |
Республика Башкортостан / Republic of Bashkortosta | 16,4 |
Республика Марий Эл / Republic of Mari El | 16,3 |
Нижегородская область / Nizhny Novgorod Region | 15,1 |
Чувашская Республика / Chuvash Republic | 14,6 |
Пермский край / Perm Territory | 13,5 |
Ульяновская область / Ulyanovsk Region | 13,5 |
Пензенская область / Penza Region | 13,4 |
Кировская область / Kirov Region | 12,8 |
Удмуртская Республика / Udmurtian Republic | 11,2 |
Саратовская область / Saratov Region | 9,3 |
Оренбургская область Orenburg Region | 7,1 |
Итого / Total | 213,7 |
Одним из важнейших показателей инновационной активности является объем выпуска инновационных товаров, работ и услуг (табл. 6).
Таблица 6. Объем выпуска инновационный товаров, работ и услуг в субъектах ПФО в 2023 г., млн руб.
Table 6. Output of innovative goods, works, and services in the regions of the Volga Federal District in 2023, million rubles
Субъекты ПФО / Region of VFD | Объем / Volum |
Республика Татарстан / Republic of Tatarstan | 1 126 201,70 |
Нижегородская область / Nizhny Novgorod Region | 406 091,90 |
Самарская область / Samara Region | 335 142,80 |
Республика Башкортостан / Republic of Bashkortosta | 215 342,00 |
Пермский край / Perm Territory | 186 460,60 |
Оренбургская область / Orenburg Region | 147 043,50 |
Республика Мордовия / Republic of Mordovia | 110 837,00 |
Удмуртская Республика / Udmurtian Republic | 110 808,00 |
Ульяновская область / Ulyanovsk Region | 62 986,30 |
Чувашская Республика / Chuvash Republic | 44 641,80 |
Пензенская область / Penza Region | 29 470,60 |
Кировская область / Kirov Region | 23 752,80 |
Саратовская область / Saratov Region | 20 722,10 |
Республика Марий Эл / Republic of Mari El | 20 537,10 |
Итого / Total | 2 840 038,2 |
Для комплексной оценки инновационной активности требуется рассмотреть несколько ключевых показателей. В связи с этим предлагается разработать интегральный показатель инновационной активности регионов ПФО. В процессе агрегирования будем использовать метод суммирования показателя по определенным признакам, которые отражают стадии инновационного цикла.
Использование интегральных оценок позволяет определить причинно-следственные связи экономических процессов. Основу показателя составляют группы частных показателей, отражающие наиболее значимые в рамках исследования стороны объекта. Рассчитанные интегральные оценки помогут провести ранжирование объектов исследования. Построение интегральных показателей включает в себя следующие этапы:
- Выбор исходных частных показателей. Выбраны пять основных показателей: количество научно-исследовательских организаций, внутренние затраты на НИОКР, объем разработанных передовых производственных технологий, объем используемых передовых производственных технологий и объем выпуска инновационных товаров, работ и услуг.
- Трансформация частных показателей. Данный этап является важнейшим и включает в себя обработку исходных данных для проведения сравнения показателей друг с другом. Использован способ нормирования. Все показатели являются позитивными (рост значения свидетельствует об улучшении результата), поэтому нормализация проводилась по формуле:
где Xi – значение показателя для региона, Xmin и Xmax – минимальное и максимальное значение показателя по всем регионам ПФО соответственно.
В результате каждый нормализованный показатель принимал значения в интервале [0; 1].
- Подсчет обобщающего показателя. Для формирования интегрального показателя инновационной активности (ИП) нормализованные значения по всем пяти показателям для каждого региона были суммированы:
ИП = Xnorm1 + Xnorm2 + Xnorm3 + Xnorm4 + Xnorm5.
- Ранжирование объектов по обобщенному показателю. На данном этапе происходит выявление регионов-лидеров и регионов-аутсайдеров. Значение первого в рейтинге принимается за 1, а следующие за ним оцениваются в 2 единицы и т. д.
В аналитической практике широко используется метод интегральных оценок, который позволяет избежать субъективизма.
В современное время применяются различные подходы к построению рейтингов регионов. Например: объединение показателей в единый индекс, разделение регионов по схожим характеристикам или оценка специалистами по заданным критериям.
Выбранные показатели агрегированы в единый интегральный показатель методом суммирования, что обеспечило возможность проведения сравнительного анализа регионов ПФО с целью выявления лидеров среди них. Данный методологический подход полностью соответствует актуальным требованиям современной аналитической практики.
Ранжирование субъектов РФ, входящих в ПФО, по уровню инновационной активности представлено в таблице 7.
Таблица 7. Ранжирование субъектов ПФО по обобщенному показателю
Table 7. Ranking of the regions of the Volga Federal District by the integrated index
Субъекты ПФО / Regions of VFD | Интегральный показатель инновационной активности региона / Integrated index of regional innovation activity | Рейтинг региона по инновационной активности / Regional ranking by innovation activity |
Республика Татарстан / Republic of Tatarstan | 3,712 | 1 |
Нижегородская область/ Nizhny Novgorod Region | 2,835 | 2 |
Пермский край / Perm Territory | 2,309 | 3 |
Республика Башкортостан / Republic of Bashkortostan | 1,746 | 4 |
Самарская область / Samara Region | 1,551 | 5 |
Саратовская область / Saratov Region | 1,204 | 6 |
Удмуртская Республика / Udmurtian Republic | 0,836 | 7 |
Ульяновская область / Ulyanovsk Region | 0,614 | 8 |
Республика Мордовия / Republic of Mordovia | 0,589 | 9 |
Кировская область / Kirov Region | 0,564 | 10 |
Оренбургская область / Orenburg Region | 0,514 | 11 |
Чувашская Республика / Chuvash Republic | 0,464 | 12 |
Пензенская область / Penza Region | 0,447 | 13 |
Республика Марий Эл / Republic of Mari El | 0,153 | 14 |
Расчет интегрального показателя выявил значительную дифференциацию по уровням инновационного развития регионов ПФО. Данная поляризация указывает на наличие серьезных дисбалансов в инновационном пространстве федерального округа.
Важно отметить, что динамика некоторых показателей за 2019–2023 гг. демонстрирует разнонаправленные тенденции. Это свидетельствует о неоднородности воздействия внешних и внутренних факторов и подчеркивает необходимость адресного подхода к поддержке инноваций в каждом конкретном субъекте.
ОБСУЖДЕНИЕ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование показало, что в ПФО активно происходит внедрение и развитие инноваций. Округ является лидером в России по доле инновационной продукции. Стоит выделить регионы c положительной динамикой, среди них Республика Татарстан, Нижегородская область и Пермский край. Данные субъекты демонстрируют значительные успехи в создании инновационных производств, обладают мощной научно-образовательной базой. Однако важно выделить регионы-аутсайдеры, где существуют проблемы, тормозящие инновационное развитие. Среди них Кировская, Оренбургская, Пензенская области, Чувашская Республика и Республика Марий Эл.
Основные ограничения связаны с рядом факторов. В Оренбургской области и Республике Башкортостан экономика зависит от добывающих отраслей, что сдерживает инвестиции в высокотехнологичные секторы. Помимо этого, не во всех регионах налажено эффективное взаимодействие между университетами и промышленными предприятиями. Следовательно, при проведении ранжирования и анализа важно учитывать данные факторы, так как они значительно влияют на итоговые результаты оценки инновационного потенциала.
Следует отметить, что проведенный анализ основан на данных официальной статистики, которая может не в полной мере отражать латентные и качественные аспекты инновационной деятельности. Кроме того, выбранный метод нормализации и суммирования показателей, несмотря на его широкую распространенность в практике, вносит определенную степень условности в расчет интегрального индекса.
Полученные результаты в целом согласуются с выводами других исследователей и официальными рейтингами[8] [7], подтверждая значительный разрыв в инновационном развитии между регионами-лидерами (Республика Татарстан, Нижегородская область) и аутсайдерами (Республика Марий Эл, Пензенская область) в пределах ПФО. Выявленная проблематика отстающих регионов (зависимость от добывающих отраслей и слабое взаимодействие науки и бизнеса) также находит отражение в работах исследователей [8; 9].
Перспективы дальнейших исследований видятся в более углубленном изучении причин низкой инновационной активности в конкретных регионах-аутсайдерах с применением качественных методов, а также в проведении сравнительного анализа с другими федеральными округами для выявления общероссийских тенденций и трансфера наилучших практик.
Дополнительная информация
- Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Вклад авторов. Д. Э. Шавнина – сбор и обработка материалов; анализ и подготовка первоначального варианта статьи. О. О. Исаева – руководство проектом; анализ и дополнение текста статьи.
[1] Шумпетер Й. Теория экономического развития: Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры. М. : Прогресс, 1982. 455 с.
[2] Друкер П. Ф. Бизнес и инновации. М. : Вильямс, 2007. 423 с.
[3] Проскурин В. К. Анализ, оценка и финансирование инновационных проектов : учеб. пособ. М. : ИНФРА-М, 2024. 136 с.
[4] Руководство Осло: рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям / ГУ «Центр исследований и статистики науки». М. : ЦИСН, 2006. 192 с.
[5] Рейтинг инновационного развития субъектов РФ [Электронный ресурс] // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» : сайт. URL: https://www.hse.ru/primarydata/rir (дата обращения: 01.06.2025).
[6] Регионы России. Социально-экономические показатели 2020 [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики : официальный сайт. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13204 (дата обращения: 08.07.2025); Регионы России. Социально-экономические показатели 2024 [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики : официальный сайт. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13204 (дата обращения: 08.07.2025).
[7] Регионы России. Социально-экономические показатели 2020 [Электронный ресурс]; Регионы России. Социально-экономические показатели 2024 [Электронный ресурс].
[8] Регионы России. Социально-экономические показатели 2020 [Электронный ресурс]; Регионы России. Социально-экономические показатели 2024 [Электронный ресурс].
Sobre autores
Darya Shavnina
National Research Mordovia State University
Email: Dshavnina@mail.ru
ORCID ID: 0009-0005-0475-5499
Student of the Economic Institute
Rússia, 68 Bolshevistskaya St., Saransk 430005, Russian FederationOlga Isaeva
National Research Mordovia State University
Autor responsável pela correspondência
Email: z-olechka-o@mail.ru
ORCID ID: 0009-0001-9212-3686
Código SPIN: 1309-1920
Scopus Author ID: 57191528557
Cand.Sci. (Econ.) Senior Lecturer of the Department of Statistics and Information Technologies in Economics and Management
Rússia, 68 Bolshevistskaya St., Saransk 430005, Russian FederationBibliografia
- Golova I.M., Sukhovey A.F. Innovative Resources of Social and Economic Security of Region. Journal of Economic Theory. 2019;16(4):716–729. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.31063/2073-6517/2019.16-4.9
- Naugolnova I.A. Management 4.0: Evolution and Innovation in Managing Organization in the Digital Era. Theory and Practice of Social Development. 2023;(6):220–226. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.24158/tipor.2023.6.28
- Makarov I.N., Drobot E.V., Grafov A.V., Evsin M.YU., Pivovarova O.V. Transformation of Institutional Frameworks and Economic Policy Mechanisms as a Factor of Import Substitution in Russia under Sanctions and External Economic Threats. Journal of International Economic Affairs. 2022;12(4):651–670. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.18334/eo.12.4.116909
- Maksimenko L.S., Popovichenko M.A., Godina O.V. On the Development of Tools for Analysis and Evaluation of Innovation Projects. Industrial Economy. 2023;(1):21–26. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.47576/2712-7559_2023_1_21
- Pronin A.Yu. Assessment of the Commercial Potential of the Result of Innovative Activity in Modern Economic Conditions. Business Strategies. 2023;11(2):52–56(In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.17747/2311-7184-2023-2-52-56
- Vasilieva L. Analysis of Methodical Approaches to the Development of Integral Economic Indicators. Economic Development Research Journal. 2017;(12):182–194. (In Russ., abstract in Eng.) https://elibrary.ru/ymwxtc
- Glezman L.V., Isaev S.Yu., Fedoseeva S.S. Rating as a Method of Assessing Innovative and Scientific and Technological Development of Russian Regions. Russian Journal of Innovation Economics. 2023;13(2):927–940. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.18334/vinec.13.2.117950
- Didenko D. [Innovative and Catching-up Development: Two Strategies for Modernizing the Russian Knowledge-Intensive Economy. Economic Policy. 2011;(1):158–169. (In Russ.) https://elibrary.ru/ncvqcf
- Prokhorov Yu.N., Korchagin E.R., Filin S.A. Structural Development of Innovation: Composition and Relationships of the State System of Management and Monitoring of Innovation in the Economy. Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya. 2022;2(3):92–102. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.36871/ek.up.p.r.2022.03.02.010
Arquivos suplementares
