On the development of cartographic support for tour route

Capa

Citar

Texto integral

Resumo

The experience of developing information and cartographic support for tours along the route “Saransk – Kovylkino” is described. Special attention is paid to the study of historical and natural features of the territory as well as mapping of places of interest on the route.

Texto integral

Современный этап развития туристской деятельности как одной из важных областей современной экономики требует расширения ассортимента туристских карт. Это приводит к включению новых элементов содержания туристских карт, повышению детальности характеристик картографируемых объектов и наглядности их изображения [8; 11]. Современное оформление карт включает сочетание традиционных принципов картографии с возможностями компьютерных технологий, что позволяет конструировать художественное оформление картографических произведений на более высоком уровне [9]. В процессе разработки и реализации туристского продукта применяются различные информационные технологии [3-4].

В данной статье описаны результаты исследования по одному из интересных направлений тематического картографирования – разработке содержания, методике и технологии создания картографо-информационного обеспечения экскурсии по маршруту, пролегающему вдоль автодороги. Среди дорожно-туристских карт выделяют автодорожные карты с подробным изображением автомобильных дорог с частичной информацией для туристов и, наоборот, карты туризма с акцентом на показ объектов туризма и отдыха с неполным изображением дорог для общего ориентирования по территории [2]. В нашей работе основное внимание уделялось второму типу дорожно-туристских карт.

Исследование строилось на системном картографическом подходе и опиралось на современные достижения в области цифровых компьютерных технологий. Были выполнены следующие задачи: 1) изучены исторические и природные особенности территории туристского маршрута; 2) изучена методика и компьютерная технология создания карт в ГИС-среде; 3) разработано оригинальное содержание и легенда карт.

При решении поставленных задач широко применялись методы геоинформационного моделирования. Источником пространственных данных служили векторные слои на территорию Республики Мордовия, оцифрованные с топографических карт разных масштабов. Использовались следующие слои: гидрография, населенные пункты, растительность и пути сообщения. Автоматически были выделены два маршрута следования от Саранска до Ковылкино. На значительном участке пути до Ковылкино они совпадают, но из Саранска один маршрут проходит через Рузаевку, другой следует по автодороге федерального значения Р158 «Нижний Новгород – Саратов» и минует ее. Можно рассмотреть оба варианта экскурсии. Остановимся на наиболее коротком маршруте – через Рузаевку.

Разрабатываемый экскурсионный маршрут имеет протяженность около 100 км, пролегает по автодорогам «Саранск – Рузаевка» и «Рузаевка – Ковылкино». Особый интерес при проведении трассовой экскурсии представляют населенные пункты, расположенные вдоль пути. Предполагается, что экскурсионный тур по выбранному маршруту будет носить как краеведческий, так природоведческий характер.

Большая часть территории Республики Мордовия находится на северо-западных склонах Приволжской возвышенности, которая на западе переходит в Окско-Донскую низменность. Маршрут экскурсии можно разделить на два участка. Восточный участок трассы относится к бассейну реки Инсар, западный – к бассейну реки Мокша. Саранск (начальный пункт маршрута) расположен на реке Инсар. Дорога сначала идет вдоль левого берега реки, местами сильно удаляясь от нее, а затем при выезде из Рузаевки переходит на правый берег Инсара и пролегает вдоль реки на всем ее протяжении практически до истока (у Александровки Инсарского района). Из-за пересеченной местности при строительстве автодороги образовался целый ряд прудов с живописными берегами. Город Ковылкино (конечный пункт экскурсии) расположен на Мокше - самой протяженной в пределах Мордовии реке. Трасса маршрута проходит по мосту через нее у села Кочелаево. Автодорога пересекает также реку Иссу (один из притоков Мокши) и ее притоки: Потиж, Тарсу, Сеитьму. Самая высокая точка по маршруту – около 260 м, находится на водоразделе рек Мокша и Сура (рис. 1). По характеру рельефа восточный участок исследуемой территории является холмистой и возвышенной равниной, представляющей собой отроги Приволжской возвышенности.

 

Рис. 1. Местоположение маршрута экскурсии на карте.

 

В трассовых экскурсиях объектами показа и рассказа выступают загородные зоны, межгородские пространства и соединяющая их дорога. Раскрывая тему дороги, экскурсовод должен включить характерную для каждой трассовой экскурсии подтему «История дороги» [1]. Нами было проведено специальное историко-картографическое исследование путей сообщения на изучаемой территории. Оказалось, что прямое сообщение по современной трассе между Саранском и Ковылкино появилось сравнительно недавно, в конце прошлого века, что наглядно демонстрирует картографическое изображение (рис. 2).

 

Рис. 2. Фрагмент карты масштаба 1 : 1 000 000 издания 1986 г.

 

Тем не менее отдельные отрезки предлагаемого маршрута повторяют направления старых хорошо известных путей сообщения. Наибольший интерес представляет участок от Ямщины до Кочелаева, который практически совпадает со старинной Большой Посольской дорогой.

Видный голландский путешественник Корнелий де Бруин, возвращаясь из своего путешествия на Восток, в 1707 г. проехал на повозках из Астрахани в Москву по большой дороге через Инсар и Троицк. Вот так он описывал свою поездку: «…проехавши два часа, прибыли по полудни в селение Ямской (Jems-koy), довольно большое и с одной деревянной церковью, в 8-ми верстах от города, в которое въехали по деревянному мосту. К вечеру приехали в село Кочелаево (Katsjalava), отстоящее на 8 верст от предыдущего. 16-го числа, с рассветом дня, мы переехали по длинному каменному мосту, реку Мокшу (Moksa), впадающую в Оку. Затем мы проехали лес, простирающийся на восемь верст, одну деревню, состоящую из двух улиц, и … прибыли в Троицк (Troyetskie)» [10, с. 238]. В Кочелаеве располагалась почтовая станция, на которой сменялись лошади и подводы, отдыхали проезжающие, производился обмен почтой. В более ранние времена, почтовая служба в России называлась ямской гоньбой, отсюда и топоним Ямщина (Ямская Слобода). Это наименование поселения ямщиков. Такие сведения могут быть интересны экскурсантам.

Что касается транспортного сообщения между Ковылкино и Саранском, то еще в конце XIX века их связала железная дорога. Именно при строительстве Московско-Казанской железной дороги был основан поселок при станции Арапово (с 1919 г. Ковылкино), который в 1928 г. стал центром одноименного района. В 1940 г. он получил статус рабочего поселка, а в ноябре 1960 г., после того как в мае того же года село Воскресенская Лашма и деревня Червленная были включены в его черту, – статус города. Тем самым город Ковылкино унаследовал богатую историю старинного села Воскресенская Лашма, неразрывно связанную с видным российским деятелем И. А. Араповым. Московско-Казанская железная дорога положительно повлияла также и на развитие Саранска, с ней же связана история формирования Рузаевки, расположенного по маршруту экскурсии второго по величине города Мордовии. Поэтому соответствующая информация будет полезна для рассказа в пути по маршруту следования.

Далее собиралась информация о расположенных вдоль трассы населенных пунктах, туристских объектах, об истории поселений, топонимике, этнографических особенностях, современном социально-экономическом состоянии и др. Отбирались основные достопримечательности, находящиеся в шаговой доступности от трассы, а также интересная информация для рассказа в пути о территории по маршруту следования. Ценными оказались сведения, представленные на ранее созданной серии электронных топонимических карт населенных пунктов Мордовии на основе топонимического словаря Мордовской АССР [5].

Технологическая схема создания карт включает два программных продукта: ГИС-пакетArcGIS и графический редактор CorelDRAWX5. Процесс построения карт охватывал: подготовительные работы, составление географической основы, оформление графических слоев географической основы карт, разработка легенд карт тематического содержания; оформление карт в разработанной компоновке. Источником картографирования служила цифровая картографическая основа масштаба 1 : 200 000 на территорию Республики Мордовия. Данные представлены в векторном формате shapefile. Также был использован сервис SASPlanet для подбора материала, необходимого для картографирования территории города Ковылкино. В результате проведенного исследования в целях информационно-картографического обеспечения предлагаемого экскурсионного маршрута было составлено три карты.

Карта экскурсионного маршрута «Саранск – Ковылкино» дает наглядную информацию о местоположении населенных пунктов, дорогах, в том числе пересекающих трассу или примыкающих к ней, удаленности территории от нее (рис. 3). С использованием ГИС-инструментария были построены так называемые буферные зоны, показывающие удаленность территории от выбранного маршрута. Выделенная узкая полоса определяет населенные пункты, расположенные непосредственно на трассе, широкая полоса включает те поселения, которые дополнительно можно внести в план экскурсии, но добираться до них следует на транспорте. Дополнительно на карту были добавлены карты-врезки и справочная информация. Вспомогательные карты обогащают содержание основной карты, дают обзорную информацию о территории. Пояснительная информация включает текст масштаба, название карты, легенду и справочные данные. Располагаются они в зависимости от их значения и наличия для них свободного места в пределах листа А3. Карта составлена в масштабе 1 : 275 000. Справочная таблица содержит в себе список населенных пунктов, расположенных вдоль автодороги, а также информацию об их удаленности от Саранска. Созданную карту можно использовать для первоначального ознакомления с маршрутом трассовой экскурсии.

 

Рис. 3. Фрагмент карты экскурсионного маршрута Саранск – Ковылкино.

 

В географическую основу второй карты «Историко-культурное и природное наследие» вошли следующие слои: гидрография, населенные пункты, растительность и пути сообщения (рис. 4). Населенные пункты показаны двумя способами – пунсонами и площадными знаками (административные центры и населенные пункты, расположенные вдоль дороги). Пути сообщения на карте представлены автомобильными и железными дорогами, которые отображаются линейными условными знаками. Гидрография на карте представлена реками и озерами. Генерализация проводилась по назначению карты.

 

Рис. 4. Фрагмент карты «Историко-культурное и природное наследие».

 

В качестве источников тематического содержания служили справочник [7], а также открытые интернет-данные. Локализация объектов проводилась по описаниям их местоположения. Разработанная легенда карты включает в себя объекты историко- культурного и природного наследия и объекты инфраструктуры. Тематическая легенда карты была построена на основании типовой классификации памятников историко-культурного и природного наследия. В качестве дополнительной информации на карте представлены фотографии отдельных достопримечательностей. Специально была составлена туристская карта Ковылкино в масштабе 1 : 25 000. Автором была создана географическая основа, в которую вошли следующие элементы: гидрография, пути сообщения, растительность и городские кварталы. Разработанная легенда карты включает в себя объекты историко-культурного и природного наследия. Также на карту нанесены гостиницы, аптеки, банкоматы, кафе, спорткомплексы, заправки, а также автостанция и железнодорожный вокзал. Также в легенде даны условные знаки основных элементов географической основы.

На карту была добавлена дополнительная информация: фотографии Араповых, внесших огромный вклад в развитии города, и их усадьбы по состоянию на 1975 г. и 2015 г., изображение герба Ковылкино, даны справочные сведения и историческая справка. В совокупности все элементы карты составляют единое произведение.

Практическая значимость работы определяется немаловажной ролью туристских карт в функционировании и развитии туризма. Именно они могут привлечь внимание к пока еще не очень востребованному туристcкому потенциалу сельских поселений Республики Мордовия.

Наш регион, обладающий богатым природным, культурно-историческим и этнографическим потенциалом, имеет много возможностей для развития туризма. Карты могут быть полезны при проведении комплексной оценки природного и историко-культурного потенциала территории для формирования ее благоприятного туристского образа. Кроме материального историко-культурного и природного наследия в интегральную оценку следует включать и нематериальное культурное наследие, эстетическую привлекательность территории, а также обеспеченность учреждениями культуры и состояние туристской инфраструктуры территории [6]. К объектам экскурсионного показа туристского маршрута можно включить памятники архитектуры, истории и культуры, памятные места, селитебные и рекреационные территории, живописные естественные ландшафты, а также этнографические праздники и т.п.

Картографо-информационные материалы всегда востребованы как путешественниками, так и работниками учреждений, занимающихся туристской деятельностью, а также сотрудниками организаций, занимающихся подготовкой и проведением какого-либо мероприятия в регионе, привлекающего туристов.

Выполненное исследование может представлять особый интерес для специалистов для разработки туристско-экскурсионного маршрута «Саранск – Ковылкино» в связи с предстоящими в 2020 г. празднованиями 150-летия со дня рождения художника Федота Васильевича Сычкова – уроженца села Кочелаево, и 60-летия города Ковылкино. Представленные наработки могут быть полезны краеведам и всем тем, кто занимается изучением истории родного края.

×

Sobre autores

M. Nazvanova

Autor responsável pela correspondência
Email: ogarevonline@yandex.ru

N. Ivlieva

Email: ogarevonline@yandex.ru

Bibliografia

  1. Барабанова Н. А. Практика взаимодействия экскурсоводов при проведении комплексной экскурсии с трассовой составляющей [Электронный ресурс] // Научно- методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № S6. – С. 1-5. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/470073.htm (дата обращения 17.09.2019).
  2. Верещака Т. В., Ларичкина Н. А. Научные основы создания дорожных карт туристского назначения // Изв. вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. – 2006.– № 2. – С. 119-127.
  3. Жулина М. А., Карасев А. С., Манухов В. Ф. Использование информационных технологий в процессе разработки и реализации туристского продукта // Геодезия и картография. – 2013. – № 2. – С. 32-36.
  4. Ивлиева Н. Г., Манухов В. Ф. О картографировании маршрутов путешествий П. С. Палласа и И. И. Лепёхина по Среднему Поволжью // Геодезия и картография. – 2016. – № 4. – С. 51-57.
  5. Калашникова Л. Г., Козлова О. О. Создание электронных топонимических карт территории Мордовии [Электронный ресурс] // Огарев-online. – 2016. – №16. – Режим доступа: http://journal.mrsu.ru/arts/sozdanie-elektronnyx-toponimicheskix-kart-territorii-mordovii (дата обращения 17.09.2019).
  6. Климанова О. А., Тельнова Н. О. Природный и историко-культурный потенциал региона как основа формирования туристского образа территории // Современные проблемы сервиса и туризма. – 2008. – №4. – С. 49-55.
  7. Памятники истории и культуры Республики Мордовия / Мин-во культуры РМ, МРОКМ им. И. Д. Воронина; редкол.: П. Н. Тултаев (пред.) и др.; сост.: П. Н. Калигин, С. А. Телина. – Саранск, 2007. – 111 с.
  8. Примаченко Е. И. Использование современных методов картографического дизайна при разработке туристских карт // Вестник Мордов. ун-та. – 2008. – № 1. – С. 108-111.
  9. Примаченко Е. И., Ивлиева Н. Г., Калашникова Л. Г., Манухов В. Ф. Разработка содержания и оформления «Карты достопримечательных мест Республики Мордовия» // Картография – туризму: материалы науч.-практ. конф. / отв. ред. Ю. М. Артемьев. – Санкт-Петербург, 2008. – С. 128-132.
  10. Путешествие через Московию Корнилия де Бруина: пер. с фр. / [соч.] Корнилия де Бруина; пер. [и предисл]. П. П. Барсова, провер. по гол. подлиннику О. М. Бодянским. – М., 1873. – 293, XIX с.
  11. Терешкин И. П., Тесленок С. А. Отбор и характеристика объектов для разработки и картографирования туристического велосипедного маршрута по монастырям Мордовии [Электронный ресурс] // Огарев-online. – 2016. – №16. – Режим доступа: http://journal.mrsu.ru/arts/otbor-i-xarakteristika-obektov-dlya-razrabotki-i-kartografirovaniya-turisticheskogo-velosipednogo-marshruta-po-monastyryam-mordovii (дата обращения 17.09.2019).

Arquivos suplementares

Arquivos suplementares
Ação
1. JATS XML
2. Fig. 1. Location of the excursion route on the map.

Baixar (86KB)
3. Fig. 2. Fragment of a map at a scale of 1:1,000,000, published in 1986.

Baixar (293KB)
4. Fig. 3. Fragment of the map of the excursion route Saransk – Kovylkino.

Baixar (728KB)
5. Fig. 4. Fragment of the map “Historical, cultural and natural heritage”.

Baixar (333KB)

Мы используем файлы cookies, сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика для улучшения работы сайта и удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были об этом проинформированы и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».