Statistical analysis of students' free time
- Авторлар: Kabaeva T.V.1, Shamaev B.D.1
-
Мекемелер:
- National Research Mordovia State University
- Шығарылым: Том 12, № 6 (2024)
- Бөлім: Статьи
- ##submission.dateSubmitted##: 17.10.2024
- ##submission.dateAccepted##: 17.10.2024
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/266594
- ID: 266594
Дәйексөз келтіру
Толық мәтін
Аннотация
The article presents the results of a study of the free time of students majoring in statistics. To conduct the survey, a questionnaire was developed that included a number of relevant questions. Based on the research, a portrait of the student of statistics is provided.
Негізгі сөздер
Толық мәтін
Любой процесс, включая повседневную деятельность человека, отражается во времени и зависит от плотности и насыщенности жизни иными процессами. Наличие и доля располагаемого свободного времени в условиях жизни современного человека и его характер оказывают весомое влияние на деятельность людей, на их образ и стиль жизни. В настоящее время наиболее актуальным становится вопрос о наличии и количестве свободного времени молодёжи и способах его проведения.
Для изучения заданной проблематики было проанализировано множество определений, касающихся свободного времени, но одним из наиболее интересных и неоднозначных, на наш взгляд, является следующее. Свободное время – это богатство, которым можно свободно располагать [1].
Однако для проведения исследования целесообразно придерживаться классического определения исследуемого понятия. Свободное время представляет собой совокупность времени, которое остаётся после выполнения обязательных дел без учета времени на физические и биологические потребности человека [2].
Стоит отметить, что свободное время носит остаточный характер. Иными словами, это время, оставшееся у человека после трудовых будней, посещения магазинов, домашних хлопот, воспитания детей и т.д. В свободное время не входит время на домашнюю работу, еду, сон, покупки, передвижение в транспорте, дополнительные заработки.
Изучением подобных вопросов занимались многие учёные, например, такие как Кораблёва Е. Н в работе «Свободное время и образ жизни студентов вузов», Гребёнкин Н. Н. в исследовании «Педагогическое мышление как средство формирования антикоррупционной культуры современного студента в условиях свободного времени».
Американский социолог Джон Робинсон провёл исследование времени и его использование в повседневной жизни людей. Британский социолог Джулия Брэкетт занималась изучением свободного времени и его влияния на благополучие и качество жизни. Другой американский социолог Джон Плейберн изучал свободное время и его связь с социальными неравенствами и общественными проблемами [3].
Свободное время как социальный процесс изучается исследователями из разных областей научных знаний, включая социологию, психологию, экономику и другие. Учёные анализируют то, как люди распределяют своё свободное время, какие активности они предпочитают, какие факторы влияют на их выбор и как это влияет на их благополучие и качество жизни.
Исследования в этой области позволяют лучше понять, как люди используют своё свободное время и как это влияет на их физическое и психическое здоровье, социальные отношения, образование и трудовую деятельность. Кроме того, изучение свободного времени может помочь выявить факты социального неравенства и проблемы, связанные с доступностью и использованием свободного времени.
Одним из основных изучаемых вопросов является баланс между работой и свободным временем. Исследователи проводят анализ того, как изменения в рабочих условиях, такие как увеличение рабочего времени или изменение графика работы, могут влиять на свободное время и благополучие людей. Также изучается влияние технологических изменений на использование свободного времени, поскольку с развитием информационно- коммуникационных технологий возникают новые возможности для проведения свободного времени.
Исследования вопросов организации свободного времени у молодёжи, проведенные Московским институтом социально-культурных программ, позволили установить наиболее популярные варианты ответа. Возможность знакомства и общения с новыми людьми принципиально важна для подростков при выборе досуга. В то же время 77% подростков предпочитают оставаться дома и проводить свое время в социальных сетях [2].
Типы городского досуга, созданные с ориентацией на подростковую аудиторию, оказались непопулярными среди этой группы населения. Антикафе, флешмобы и фестивали показали самые низкие результаты, так как подростки мало знакомы с такими форматами организации свободного времени. Учёные отмечают, что заимствование практик из онлайн-коммуникации и компьютерных игр может быть успешной стратегией для организации дополнительных занятий в учреждениях культуры.
В результате можно констатировать, что в настоящее время молодое поколение предпочитает жизнь «онлайн», в то время как «офлайн» практически не привлекает молодёжь, что негативно складывается на физическом состоянии человека: социализация индивида начинает приобретать более узкие рамки, в результате чего в психике человека происходят значительные изменения.
Отсутствие свободного времени может привести к перегрузке и стрессу, а также ухудшению физического и психического здоровья. Без возможности отдыха и занятий любимыми делами, люди быстро устают, становятся раздражительными и неэффективными в своей работе или учёбе. Кроме того, отсутствие свободного времени может привести к социальной изоляции и ухудшению отношений с другими людьми.
Данная проблема была положена в основу исследования структуры свободного времени студентов. В качестве исходной базы изучения был выбран экономический институт ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва». Основу генеральной совокупности составили студенты первого и второго курсов направления подготовки «Статистика». Для проведения анализа был выбран метод выборочного обследования в виде пропорционального отбора. Сбор информации осуществлялся на основе разработанной анкеты.
По данным исследования было получено, что у 76% опрашиваемых респондентов недостаточно свободного времени. Чаще всего данный вариант ответа встречается среди девушек и составляет 67% в относительном выражении. Если рассматривать категорию девушек, входящих в данный диапазон, то можно видеть, что указанный вариант ответа чаще встречается среди студенток первого курса. Так, вариант ответа в данном случае звучал «критически не хватает», однако такой ответ не характерен для студентов второго курса.
Полученные данные позволяют сделать вывод, что девушки более тщательно относятся к учёбе и им необходимо больше времени для выполнения заданий. Также по результатам исследования стоит отметить, что студенты второго курса лучше справляются с планированием своего времени.
Затем участникам исследования был задан вопрос о количестве свободного времени, которым респонденты ежедневно располагают. Самым популярным ответом является «2–3 часа» (ответили 64% респондентов). Ответ «3–4 часа» встречается только среди респондентов первого курса и в основном среди студентов мужского пола. Ответы респондентов второго курса разделились практически в равном соотношении между «2–3 часа» и «1–2 часа», причем ответ «2–3 часа» в основном встречается среди парней.
Следовательно, можно констатировать, что у юношей больше свободного времени, чем у девушек.
Одной из причин неравенства в доступности свободного времени у парней и девушек, вероятнее всего, является социальная роль. Девушки часто в большей степени занимаются домашними обязанностями, помогая родителям, в то время как парням предоставляется больше возможности для занятий различными активностями.
Далее респондентам был задан вопрос о характере проведения свободного времени. Самыми популярными ответами на данный вопрос стали общение в сети Интернет, занятия домашними делами, просмотр фильмов и прогулки (рис. 1).
Рис. 1. Результаты опроса студентов о видах проведения свободного времени, чел.
Реже отвечающие выбирали варианты ответа, связанные с занятием спортом и чтением книг. Меньше всего респондентов в свободное время посещает культурные заведения (театры, музеи, кинотеатры). Несмотря на активную реализацию государством различных мероприятий по культурному развитию молодого поколения, данное направление в настоящее время не является популярным среди молодёжи.
Кроме того, следует отметить, что 44% опрашиваемых предпочитают проводить своё свободное время с друзьями, 32% желают проводить свободное время с семьёй, меньшая часть респондентов хотела бы провести время в одиночестве. Следовательно, можно констатировать, что большая часть студентов проводит своё свободное время с близкими людьми. Время, проведенное вместе с семьей, друзьями или в обществе, является важным для поддержания здоровых и счастливых отношений.Следующий вопрос анкеты касался установления того, планируют ли студенты своё свободное время (рис. 2).
Рис. 2. Структура ответов респондентов на вопрос о планировании свободного времени.
В результате проведённого анализа ответов на данный вопрос было получено, что большая часть студентов (60%) планирует своё время лишь при необходимости, т.е. тогда, когда нужно сделать много дел. 36% ответивших всегда планирует своё время, и лишь малая часть, а именно 4% (1 студент) не планирует своё время.
В результате проведённого исследования был составлен портрет студента направления подготовки «Статистика». В среднем у обучающихся парней и девушек в день остаётся 2–3 часа свободного времени, что является недостаточным для них. Чаще всего свой досуг студент проводит в сети Интернет, занимается домашними делами или смотрит фильмы. Свободное время студент предпочитает проводить в компании друзей, планированием времени занимается только при работе в режиме многозадачности.
Изучение свободного времени как социального процесса помогает лучше понять, как общество организовывает и структурирует время своих индивидуумов, а также выявить потенциальные проблемы и неравенства в использовании свободного времени [4]. Эти исследования могут быть полезными для разработки программ, направленных на улучшение качества жизни и благополучия людей.
Авторлар туралы
Tatyana Kabaeva
National Research Mordovia State University
Email: tatakabaeva898@gmail.com
Студентка второго курса направления подготовки «Статистика»
Ресей, 68 Bolshevistskaya St., Saransk 430005Boris Shamaev
National Research Mordovia State University
Хат алмасуға жауапты Автор.
Email: b.schamaev@yandex.ru
Студент второго курса направления подготовки «Статистика»
Ресей, 68 Bolshevistskaya St., Saransk 430005Әдебиет тізімі
- Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – М.: Издательство политической литературы, 1969. – 2-е изд. – Т. 46. – Ч. 2. – 217 с.
- Игейсинова Г. М., Ерёмина Н. А. Свободное время подростков. Участие в кружковой деятельности [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – 2015. – № 9
- (89). – С. 1062–1064. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/89/17124/ (дата обращения: 24.02.2024).
- Нурматова Ю. А. Свободное время в жизни студента [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – 2012. – № 2 (37). – С. 227–231. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/37/4249/ (дата обращения: 24.02.2024).
- Андреева А. А. Особенности организации досуговой деятельности подростков [Электронный ресурс] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Международной научной конференции. – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 1–3. – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7546/ (дата обращения: 24.02.2024).
