Статистический анализ свободного времени студентов
- Авторы: Кабаева Т.В.1, Шамаев Б.Д.1
-
Учреждения:
- Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва
- Выпуск: Том 12, № 6 (2024)
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 17.10.2024
- Статья одобрена: 17.10.2024
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/266594
- ID: 266594
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье представлены результаты исследования свободного времени студентов направления подготовки «Статистика». Для проведения анализа была разработана анкета, включающая ряд соответствующих вопросов. На основании исследования был составлен портрет студента.
Ключевые слова
Полный текст
Любой процесс, включая повседневную деятельность человека, отражается во времени и зависит от плотности и насыщенности жизни иными процессами. Наличие и доля располагаемого свободного времени в условиях жизни современного человека и его характер оказывают весомое влияние на деятельность людей, на их образ и стиль жизни. В настоящее время наиболее актуальным становится вопрос о наличии и количестве свободного времени молодёжи и способах его проведения.
Для изучения заданной проблематики было проанализировано множество определений, касающихся свободного времени, но одним из наиболее интересных и неоднозначных, на наш взгляд, является следующее. Свободное время – это богатство, которым можно свободно располагать [1].
Однако для проведения исследования целесообразно придерживаться классического определения исследуемого понятия. Свободное время представляет собой совокупность времени, которое остаётся после выполнения обязательных дел без учета времени на физические и биологические потребности человека [2].
Стоит отметить, что свободное время носит остаточный характер. Иными словами, это время, оставшееся у человека после трудовых будней, посещения магазинов, домашних хлопот, воспитания детей и т.д. В свободное время не входит время на домашнюю работу, еду, сон, покупки, передвижение в транспорте, дополнительные заработки.
Изучением подобных вопросов занимались многие учёные, например, такие как Кораблёва Е. Н в работе «Свободное время и образ жизни студентов вузов», Гребёнкин Н. Н. в исследовании «Педагогическое мышление как средство формирования антикоррупционной культуры современного студента в условиях свободного времени».
Американский социолог Джон Робинсон провёл исследование времени и его использование в повседневной жизни людей. Британский социолог Джулия Брэкетт занималась изучением свободного времени и его влияния на благополучие и качество жизни. Другой американский социолог Джон Плейберн изучал свободное время и его связь с социальными неравенствами и общественными проблемами [3].
Свободное время как социальный процесс изучается исследователями из разных областей научных знаний, включая социологию, психологию, экономику и другие. Учёные анализируют то, как люди распределяют своё свободное время, какие активности они предпочитают, какие факторы влияют на их выбор и как это влияет на их благополучие и качество жизни.
Исследования в этой области позволяют лучше понять, как люди используют своё свободное время и как это влияет на их физическое и психическое здоровье, социальные отношения, образование и трудовую деятельность. Кроме того, изучение свободного времени может помочь выявить факты социального неравенства и проблемы, связанные с доступностью и использованием свободного времени.
Одним из основных изучаемых вопросов является баланс между работой и свободным временем. Исследователи проводят анализ того, как изменения в рабочих условиях, такие как увеличение рабочего времени или изменение графика работы, могут влиять на свободное время и благополучие людей. Также изучается влияние технологических изменений на использование свободного времени, поскольку с развитием информационно- коммуникационных технологий возникают новые возможности для проведения свободного времени.
Исследования вопросов организации свободного времени у молодёжи, проведенные Московским институтом социально-культурных программ, позволили установить наиболее популярные варианты ответа. Возможность знакомства и общения с новыми людьми принципиально важна для подростков при выборе досуга. В то же время 77% подростков предпочитают оставаться дома и проводить свое время в социальных сетях [2].
Типы городского досуга, созданные с ориентацией на подростковую аудиторию, оказались непопулярными среди этой группы населения. Антикафе, флешмобы и фестивали показали самые низкие результаты, так как подростки мало знакомы с такими форматами организации свободного времени. Учёные отмечают, что заимствование практик из онлайн-коммуникации и компьютерных игр может быть успешной стратегией для организации дополнительных занятий в учреждениях культуры.
В результате можно констатировать, что в настоящее время молодое поколение предпочитает жизнь «онлайн», в то время как «офлайн» практически не привлекает молодёжь, что негативно складывается на физическом состоянии человека: социализация индивида начинает приобретать более узкие рамки, в результате чего в психике человека происходят значительные изменения.
Отсутствие свободного времени может привести к перегрузке и стрессу, а также ухудшению физического и психического здоровья. Без возможности отдыха и занятий любимыми делами, люди быстро устают, становятся раздражительными и неэффективными в своей работе или учёбе. Кроме того, отсутствие свободного времени может привести к социальной изоляции и ухудшению отношений с другими людьми.
Данная проблема была положена в основу исследования структуры свободного времени студентов. В качестве исходной базы изучения был выбран экономический институт ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва». Основу генеральной совокупности составили студенты первого и второго курсов направления подготовки «Статистика». Для проведения анализа был выбран метод выборочного обследования в виде пропорционального отбора. Сбор информации осуществлялся на основе разработанной анкеты.
По данным исследования было получено, что у 76% опрашиваемых респондентов недостаточно свободного времени. Чаще всего данный вариант ответа встречается среди девушек и составляет 67% в относительном выражении. Если рассматривать категорию девушек, входящих в данный диапазон, то можно видеть, что указанный вариант ответа чаще встречается среди студенток первого курса. Так, вариант ответа в данном случае звучал «критически не хватает», однако такой ответ не характерен для студентов второго курса.
Полученные данные позволяют сделать вывод, что девушки более тщательно относятся к учёбе и им необходимо больше времени для выполнения заданий. Также по результатам исследования стоит отметить, что студенты второго курса лучше справляются с планированием своего времени.
Затем участникам исследования был задан вопрос о количестве свободного времени, которым респонденты ежедневно располагают. Самым популярным ответом является «2–3 часа» (ответили 64% респондентов). Ответ «3–4 часа» встречается только среди респондентов первого курса и в основном среди студентов мужского пола. Ответы респондентов второго курса разделились практически в равном соотношении между «2–3 часа» и «1–2 часа», причем ответ «2–3 часа» в основном встречается среди парней.
Следовательно, можно констатировать, что у юношей больше свободного времени, чем у девушек.
Одной из причин неравенства в доступности свободного времени у парней и девушек, вероятнее всего, является социальная роль. Девушки часто в большей степени занимаются домашними обязанностями, помогая родителям, в то время как парням предоставляется больше возможности для занятий различными активностями.
Далее респондентам был задан вопрос о характере проведения свободного времени. Самыми популярными ответами на данный вопрос стали общение в сети Интернет, занятия домашними делами, просмотр фильмов и прогулки (рис. 1).
Рис. 1. Результаты опроса студентов о видах проведения свободного времени, чел.
Реже отвечающие выбирали варианты ответа, связанные с занятием спортом и чтением книг. Меньше всего респондентов в свободное время посещает культурные заведения (театры, музеи, кинотеатры). Несмотря на активную реализацию государством различных мероприятий по культурному развитию молодого поколения, данное направление в настоящее время не является популярным среди молодёжи.
Кроме того, следует отметить, что 44% опрашиваемых предпочитают проводить своё свободное время с друзьями, 32% желают проводить свободное время с семьёй, меньшая часть респондентов хотела бы провести время в одиночестве. Следовательно, можно констатировать, что большая часть студентов проводит своё свободное время с близкими людьми. Время, проведенное вместе с семьей, друзьями или в обществе, является важным для поддержания здоровых и счастливых отношений.Следующий вопрос анкеты касался установления того, планируют ли студенты своё свободное время (рис. 2).
Рис. 2. Структура ответов респондентов на вопрос о планировании свободного времени.
В результате проведённого анализа ответов на данный вопрос было получено, что большая часть студентов (60%) планирует своё время лишь при необходимости, т.е. тогда, когда нужно сделать много дел. 36% ответивших всегда планирует своё время, и лишь малая часть, а именно 4% (1 студент) не планирует своё время.
В результате проведённого исследования был составлен портрет студента направления подготовки «Статистика». В среднем у обучающихся парней и девушек в день остаётся 2–3 часа свободного времени, что является недостаточным для них. Чаще всего свой досуг студент проводит в сети Интернет, занимается домашними делами или смотрит фильмы. Свободное время студент предпочитает проводить в компании друзей, планированием времени занимается только при работе в режиме многозадачности.
Изучение свободного времени как социального процесса помогает лучше понять, как общество организовывает и структурирует время своих индивидуумов, а также выявить потенциальные проблемы и неравенства в использовании свободного времени [4]. Эти исследования могут быть полезными для разработки программ, направленных на улучшение качества жизни и благополучия людей.
Об авторах
Татьяна Вячеславовна Кабаева
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва
Email: tatakabaeva898@gmail.com
Студентка второго курса направления подготовки «Статистика»
Россия, 430005, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68Борис Денисович Шамаев
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва
Автор, ответственный за переписку.
Email: b.schamaev@yandex.ru
Студент второго курса направления подготовки «Статистика»
Россия, 430005, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68Список литературы
- Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – М.: Издательство политической литературы, 1969. – 2-е изд. – Т. 46. – Ч. 2. – 217 с.
- Игейсинова Г. М., Ерёмина Н. А. Свободное время подростков. Участие в кружковой деятельности [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – 2015. – № 9
- (89). – С. 1062–1064. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/89/17124/ (дата обращения: 24.02.2024).
- Нурматова Ю. А. Свободное время в жизни студента [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – 2012. – № 2 (37). – С. 227–231. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/37/4249/ (дата обращения: 24.02.2024).
- Андреева А. А. Особенности организации досуговой деятельности подростков [Электронный ресурс] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Международной научной конференции. – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 1–3. – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7546/ (дата обращения: 24.02.2024).
