Association between students self-esteem and their level of exposure to external manipulative infliuemce

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article considers the association of self-esteem of students with different levels of their susceptibility to external manipulative influences. The results of an empirical study show a connection between the types of self-esteem and the levels of exposure to external influences and attitudes towards advertising.

Full Text

Российское общество на данный момент характеризуется рядом серьезных изменений, которые связаны с духовными, национальными, экономическими, политическими, нравственными проблемами. Это влечет за собой изменения во всех сферах жизни, влияет на все слои населения, на все социальные группы, в особенности на молодежь. Молодые люди, в силу своих возрастных особенностей, а также материальной и эмоциональной зависимости больше всех остальных подвержены влиянию со стороны внешних факторов, и, следовательно, наиболее уязвимы [5].

Для лиц студенческого возраста характерны следующие особенности: становление самосознания, социального статуса, формирование устойчивой системы ценностей – с одной стороны. А с другой – сознание молодого человека обладает восприимчивостью, способностью усваивать значительный поток различной информации, что лежит в основе формирования различного уровня подверженности манипулятивным воздействиям [2].

Исследованием выше названной проблемы занимались многие отечественные и зарубежные психологи. Среди них, особо следует отметить труды Е. В. Змановской, Л. С. Бочкаревой, Л. Ш. Санфорда, М. Э. Донована и др.

Так, например, Л. С. Бочкарева считает, что самооценка у лиц студенческого возраста связана с необходимостью самоутверждения, с желанием найти свое место в жизни, что является одной из центральных потребностей человека и формируется под влиянием многих факторов. Сюда можно отнести: положение среди сверстников, отношение педагогов, подверженность манипуляциям в обществе и т. д. В течение жизни человек сопоставляет мнения о себе окружающих людей, после чего формирует самооценку, причем изначально он учится оценивать других, а потом себя. И лишь в студенческом возрасте формируется умение самоанализа, самонаблюдения и рефлексии, способность анализировать собственные результаты и оценивать себя [1].

По мнению Л. Ш. Санфорда и М. Э. Донована, самооценка студента формируется путем сравнивания идеального «Я» с реальным, но в этом возрасте еще невозможно всесторонне оценить идеальное «Я», поэтому зачастую это объективное противоречие в развитии личности студента вызывает у него внутреннюю неуверенность в себе [4].

Н. А. Барская выявила зависимость самооценки студентов от внешних факторов, таких как: активность студента, преподавателей, стиля общения преподавателя со студентами, опыта практической деятельности, а также от внешних манипулятивных воздействий, среди которых выделяется реклама. По ее мнению, она, воздействуя на социальный портрет молодого поколения, становится неотъемлемой частью их повседневной жизни, выступая в роли проводника в мире товаров, норм и моделей поведения [3].

Для выявления взаимосвязи типа самооценки студентов с различным уровнем подверженности манипулятивным воздействиям нами было проведено эмпирическое исследование, в котором принимали участие 48 юношей и девушек в возрасте 19-25 лет. Испытуемые, участвовавшие в эксперименте, выбирались нами методами случайной выборки и участвовали в эксперименте в свободное время.

Для решения поставленных нами задач нами были использованы следующие методы психологического исследования: анкета «Подверженность внешнему влиянию» (С. В. Хусаинова), тест-опросник «Определение уровня самооценки» (С. В. Ковалев) и опросник по рекламе [6].

Наше исследование проводилось в 3 этапа.

Цель первого этапа – определить уровень самооценки с помощью тест-опросника С. В. Ковалева. Результаты представлены в таблице 1.

 

Таблица 1

Уровень самооценки студентов

Уровень самооценки

Высокая

Объективная (адекватная)

Низкая

2,4%

42,8%

54,8%

 

Представленные в таблице 1 результаты, показывают, что среди опрошенных студентов преобладает низкий уровень самооценки. Он выявлен у 28 испытуемых, что составляет 54,8% от общего числа. Это, нами, объясняется особенностями развития самооценки в период студенчества. Так, например, у 24% (из 54,8%) опрошенных нами студентов нет четких убеждений о самом себе, о своей личности, на вопросы анкеты они дают неопределенные ответы (чаще всего «не знаю», возможно). Именно поэтому, эта часть испытуемых, в ситуации выбора колеблется, ведут себя неуверенно в каких-либо ситуациях, сильно зависимы от мнения окружающих.

17,8% (из 54,8%) студентов демонстрируют досрочную временную идентификацию, которая лежит в основе низкой самооценки. Поэтому, чаще некоторые действия ими совершаются так, как хотят окружающие. Поэтому эти студенты в поведении робкие, стеснительные, но, подвергают сомнению содержание рекламных роликов.

42,8% опрошенных (18 студентов) обладают объективным (адекватным) уровнем самооценки. Такие студенты адекватно оценивают себя и свои возможности, ставят перед собой реально выполнимые цели, чувствуют себя уверенно, охотно идут на контакт. Студенты с адекватной самооценкой активно самовыражаются, развивают и раскрывают свои способности, познавательную мотивацию. Из них большинство (21,5%) относятся к рекламе отрицательно, остальная часть (21,3%) – положительно.

Завышенная самооценка выявлена у 2 студентов, что составляет 2,4% опрошенных. Студенты с завышенной самооценкой к рекламным воздействиям чаще относятся негативно (1,25%).

Цель второго этапа – определить уровень подверженности внешнему влиянию с помощью анкеты «Подверженность внешнему влиянию» (С. В. Хусаинова). В нем приняли участие те же испытуемые, что были протестированы по тесту-опроснику С. В. Ковалева. Результаты представлены в таблице 2.

 

Таблица 2

Интерпретация анкеты «Подверженность внешнему влиянию»

 

Высокие показатели

Низкие показатели

Агрессивность

69,2%

30,8%

Ригидность

38,5%

61,5%

Экстраверсия- интроверсия

77%

23%

Конформность

23%

77%

Деятельностная тревожность

38,5%

61,5%

Самооценка

69,2%

30,8%

 

Как видно из таблицы 2, большинство опрошенных (69,2%) показали высокие результаты по шкале агрессивности, что говорит об избыточной активности, склонности к агрессивному поведению, отказе от выполнения заданий, о склонности к прогулам. Поэтому студенты, проявляющие агрессивность, в большей степени подвержены внешним воздействиям в целом и рекламе в частности.

Шкала ригидности характеризуется низкими показателями (38,5%), что указывает на склонность субъекта к обучению, мотивационную устойчивость, подверженность изменению в настроении. Такие студенты хуже противостоят внешним манипуляциям со стороны.

Высокие оценки (77%) по шкале экстраверсии-интроверсии говорят о склонности субъекта к поверхностным контактам и большом количестве друзей. Они склонны делать то, в чем в данный момент нуждается окружающая среда и чего она ждет от него. Они внушаемы, доступны влиянию других лиц, часто жертвуют собой ради других.

Низкие показатели (23%) по шкале конформности показывают, что субъект самостоятельно может принять решение в трудной ситуации, обладает способностью видеть свои ошибки и критику принимает как конструктивный способ решения проблем.

38,5% показатели по шкале деятельностной тревожности. Они свидетельствуют о том, что субъект достаточно самостоятельно способен решить все вопросы в предстоящей новой деятельности, имеет определенный план реализации задания и самостоятельного его решения, а, следовательно, менее подвержен внешним воздействиям.

Высокие показатели по шкале самооценки (69,2%) (подтверждающие, доминирование низкой самооценки по тесту-опроснику С. В. Ковалева) показывают, насколько субъект оказывается конформным.

Студенты с пониженной самооценкой ригидны, конформны и обладают высокой агрессивностью. Молодые люди с адекватной самооценкой экстравертированны, конформны и агрессивны. Завышенная самооценка студентов характеризуется агрессивностью и деятельностной тревожностью.

Опираясь на полученные данные, мы всех респондентов разделили на 3 группы: 1 – колеблющиеся (2,4%), 2 – агрессивные (54,8%), 3 – стабильные (42,8%). У большей части опрошенных преобладают высокие баллы по таким шкалам, как конформность (20,4%), ригидность (11,2%), агрессивность (13,7%), самооценка (9,5%). У стабильных (42,8%) по всем шкалам оценки распределяются в пределах нормы, примерно одинаково. У студентов, относящихся к колеблющимся (2,4%), выявлены высокие баллы по шкале агрессивность (0,9%), конформность (0,7%), деятельностная тревожность (0,8%).

Было выявлено, что студенты, обладающие повышенной агрессивностью, больше подвержены внешнему влиянию, нежели студенты с низким уровнем по данной шкале. Большинство респондентов с высокими показателями по этой шкале имели высокую конформность, что доказывает высокую подверженность внешнему воздействию.

Наиболее подвержены внешнему влиянию агрессивные и колеблющиеся студенты, обладающие низкой самооценкой. Наименее – стабильные, независимо от уровня самооценки.

Цель третьего этапа – определить отношение студентов к рекламе как одному из видов манипулятивного воздействия. Для этого был использован опросник по рекламе. Результаты представлены в таблице 3.

 

Таблица 3

Отношение студентов к рекламе

Нравится

Не нравится

51,05%

49,95%

 

Представленные результаты в таблице 3 позволяют нам разделить студентов на 2 группы. К первой относятся респонденты, которые подвержены внешнему влиянию (51,05%), положительно относящиеся к рекламе. Ко второй – респонденты, которые не подвержены внешнему влиянию (49,95%), которые относятся к рекламе либо отрицательно, либо нейтрально.

При анализе полученных результатов опроса было выявлено, что среди опрошенных, которые положительно относятся к рекламе, есть люди с разными видами самооценки, но преобладает низкий уровень (67%).

У негативно настроенных студентов также наблюдается разный уровень самооценки, но у большинства (52%) респондентов сформирован нормальный тип самооценки; они адекватно воспринимают себя и окружающих людей.

Взаимосвязь самооценки студентов с различным уровнем подверженности манипулятивным воздействиям выделялась нами с помощью сравнительно- сопоставительного анализа и представлена в таблице 4.

 

Таблица 4

Взаимосвязь индивидуально психологических особенностей студентов с уровнем подверженности внешнему влиянию и отношением к рекламе

Уровень самооценки

Уровень подверженности внешнему влиянию (шкалы)

Отношение к рекламе

Студенты с низкой самооценкой (54,8%)

Агрессивность (13,7%)

Конформность (20,4%)

Ригидность (11,2%)

Самооценка (9,5%)

Положительное (27,6%)

Отрицательное (27,2%)

Студенты с объективной (адекватной) самооценкой (42,8%)

Экстраверсия (13,9%)

Конформность (16,2%)

Агрессивность (12,7%)

Положительное (21,3%)

Отрицательное (21,5%)

Студенты с высокой самооценкой (2,4%)

Агрессивность (0,9%)

Конформность (0,7%)

Деятельностная тревожность (0,8%)

Положительное (1,15%)

Отрицательное (1,25%)

 

Из таблицы 4 видно, что студенты с низким уровнем самооценки (54,8%) демонстрируют следующие уровни подверженности внешнему влиянию: агрессивность (13,7%), конформность (20,4%), ригидность (11,2%), самооценка (9,5%), и у них преобладает положительное (27,6%) отношение к рекламе (чаще на уровне, дополнительной информации, которую можно принять к сведению), но не влияющей на их поведение.

Студенты с адекватной самооценкой (42,8%) показывают следующие уровни подверженности внешнему влиянию: экстраверсия (13,9%), конформность (16,2%), агрессивность (12,7%) у них преобладает отрицательное (21,5%) отношение к рекламе.

Высокая самооценка (2,4%) у студентов характеризуется следующими шкалами: агрессивность (0,9%), конформность (0,7%) и деятельностная тревожность (0,8%), у них преобладает отрицательное отношение к рекламе.

С помощью t-критерия Стьюдента были статистически подтверждены различия по исследуемым показателям у студентов. По показателю «отношение к рекламе у студентов с адекватной самооценкой-уровень подверженности внешнему влиянию» tэ=5,4 (p≤0,01). Полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости. По показателям «отношение к рекламе у студентов с низкой самооценкой-уровень подверженности внешнему влиянию» tэ=3,8 (p≤0,05), «отношение к рекламе у студентов с высокой самооценкой-уровень подверженности внешнему влиянию» tэ=4,8 (p≤0,05). Полученные эмпирические значения находятся в зоне неопределенности, но также являются достоверными.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что больше половины испытуемых подвержены манипулятивному воздействию, и студенты, ориентируясь на рекламу, покупают рекламируемый продукт, пользуются представленными услугами не зависимо от уровня самооценки. Третья часть учавствующих в нашем эмпирическом исследовании, не подвержены манипулятивному воздействию в целом и рекламе в частности, несмотря на низкую самооценку. В меньшей степени подверженность манипулятивным воздействиям демонстрируют студенты с адекватной самооценкой, но среди них есть часть молодых людей, относящихся к рекламе положительно.

×

About the authors

O. V. Marinina

Author for correspondence.
Email: ogarevonline@yandex.ru
Russian Federation

L. I. Lashmaikina

Email: ogarevonline@yandex.ru
Russian Federation

References

  1. Бочкарева Л. С. Как стать уверенным: методическое пособие. – СПб.: Издательство Политехнического университета, 2020. – 138 с.
  2. Елишев С. О. Молодежь как объект социализации и манипуляций. – М.: Канон, 2015. – 319 с.
  3. Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики. – М.: Академия, 2017. – 272 с.
  4. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. – М.: Академия, 2017 . – 503 с.
  5. Станкин М. И. Психология самооценки. – М.: АРКТИ, 2020. – 318 с.
  6. Хусаинова С. В. Комплекс диагностического материала: анкеты, опросники, тесты для оценки психолого-педагогического состояния безопасности среды. – Казань: Данис, 2016. – 74 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Мы используем файлы cookies, сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика для улучшения работы сайта и удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были об этом проинформированы и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».