Cognitive culture of Hungarian people: a pilot study

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The results of a pilot study of the psychological culture of cognitive functions are presented. Language as a repository of cognitive culture is chosen as the research subject. The study methodology includes content analysis of the Hungarian-Russian dictionary. The study unit under consideration is a cognitive category. The analysis has revealed 447 cognitive categories being the repositories of cognitive experience of the Hungarian people.

Full Text

Познавательные процессы являются традиционным предметом психологии. Однако в большинстве случаев они рассматривались в отрыве от субъекта, т. е. как абстрактные психические явления, а не инструменты человеческого бытия. В действительности же они принадлежат человеку как субъекту жизни [4; 7; 9]. Он должен эффективно распоряжаться имеющимися у него когнитивными ресурсами, т. е. иметь когнитивную культуру. Последняя, в свою очередь, является одним из видов психологической культуры. Поэтому, прежде чем говорить о психологической культуре когнитивных функций (когнитивной культуре) раскроем сам феномен психологической культуры. В самом общем виде психологическую культуру можно определить как систему психических процессов и свойств человека, благодаря которым осуществляется понимание себя и других людей как субъектов и личностей, эффективное воздействие на других людей и на самого себя, адекватное отношение к людям (включая самого себя) как к личностям [5; 6]. Можно сказать, что в ней сконцентрирован исторически наработанный психологический опыт народа. Психологическая культура существует и функционирует в пространстве межличностных и внутриличностных отношений. Она определяет способы обращения человека с другими людьми и с самим собой. Высокий уровень ее развития позволяет человеку в полной мере реализовать потенциал своих личностных ресурсов [4]. Психологическая культура как сложное системное образование личности состоит из трех взаимозависимых элементов: когнитивного, регулятивно-практического и духовно-нравственного.

Понятие когнитивной культуры родилось на стыке психологии личности и психологии познания. Чаще всего под когнитивной культурой понимается некое системное образование, соединяющее в себе различные стороны и особенности мышления, ощущения, восприятия, памяти, воображения. Она включает в себя три структурных компонента: когнитивный, регулятивно-практический и духовно-нравственный. В соответствии с существующей классификацией познавательных процессов можно выделить следующие ее виды: сенсорно-перцептивную культуру, психологическую культуру воображения, психологическую культуру мышления, мнемическую культуру. Рассмотрим их более детально.

Сенсорно-перцептивная культура – это способность субъекта воспринимать окружающий мир социально принятым способом. Высокий уровень ее развития предполагает осознание своего восприятия, владение жизненно необходимыми знаниями о нем, владение основными сенсорно-перцептивными категориями, умение эффективно пользоваться возможностями своего восприятия и ощущения. Сенсорно-перцептивная культура не дается ребенку в готовом виде. Она задана в сенсорно-перцептивной культуре общества. Он усваивает ее в процессе социализации. В большинстве случает этот процесс проходит стихийно в дошкольном возрасте. Однако в некоторых случаях ее приходится специально воспитывать и формировать, например, у детей с задержками психического развития, у слепорожденных детей, у умственно неполноценных детей. Этому уделяется большое внимание в процессе профессионального обучения [1].

Психологическая культура воображения – это общественно детерминированная способность человека максимально использовать возможности своего воображения для реализации жизненных целей и задач. Высокий уровень развития психологической культуры воображения предполагает осознание своего воображения как способности или функции, владение необходимым объемом соответствующих психологических знаний, владение приемами управления воображением, владение техникой конструирования новых образов, отношение к своему воображению как к психологическому инструменту достижения социально приемлемых целей. Развитие у ребенка психологической культуры воображения происходит в процессе обучения и воспитания. В результате он усваивает имеющийся в культуре психологический опыт обращения с воображением [7; 8].

Психологическая культура мышления позволяет человеку эффективно обращаться со своими интеллектуальными ресурсами. Она включает в себя следующие элементы:

  1. Осознание факта существования у себя мышления как психологического инструмента постановки и решения социально одобряемых жизненных задач.
  2. Владение необходимым и достаточным уровнем психологических знаний о мышлении: закономерностях его развития и функционирования.
  3. Владение основными умственными действиями и операциями.
  4. Владение логическими формами и видами мышления.
  5. Владение практическими умениями и навыками постановки и решения разнообразных жизненных задач, не противоречащих нравственным нормам.

Высокий уровень психологической культуры мышления исключает любую возможность использования своего мышления во вред себе или другим людям, т. е. включает духовно-нравственные основания умственной деятельности [4; 7].

Мнемическая культура позволяет человеку эффективно распоряжаться возможностями своей памяти. Она включает в себя следующие элементы:

  1. Понимание факта существования у себя памяти как важнейшего психологического инструмента решения разнообразных задач.
  2. Владение минимально необходимыми психологическими знаниями о памяти и законах ее работы.
  3. Владение техникой управления памятью.
  4. Отношение к памяти как к психологическому инструменту, который нельзя использовать против интересов других людей.

Развитие мнемической культуры в большинстве случаев идет стихийно. Современная система образования и воспитания не занимается вопросами ее целенаправленного формирования у детей. Например, когда учитель дает задание выучить какой-либо материал (правила, стихи, учебные тексты и т. д.) он не вооружает детей техникой его выполнения. Это является главной причиной низкого уровня развития у людей мнемической культуры. Не случайно возможности памяти используются не более чем на 15-20%. Именно здесь скрываются огромные резервы для повышения когнитивного потенциала человека. Повышение уровня мнемической культуры людей невозможно без разработки соответствующих психотехнологий [2; 4].

Важнейшим носителем психологической культуры познавательных функций является язык. В нем зафиксирован общественно выработанный опыт обращения людей с когнитивными процессами (ресурсами). У каждого народа он свой, что находит отражение в национальном языке. Поэтому психологический анализ языка позволяет выявить этнические особенности психологической культуры когнитивных функций. В рамках данной статьи мы рассмотрим эту проблему на примере венгерского языка [5].

Объектом анализа стал «Венгерско-русский словарь» под общей редакцией Л. Гальди [3]. Данный словарь содержит 40 000 слов, что, на наш взгляд, позволило сделать достоверные выводы об особенностях когнитивных функций венгерского народа. В качестве единицы анализа использовались когнитивные категории, например: ощущать, чувствовать, восприятие, видеть, слышать, мышление, соображать, воображение, память, запоминать и др.

По результатам анализа нами был составлен словарь когнитивных категорий венгерского языка. Исследование показало, что в словаре насчитывается 447 когнитивных категорий. Это оставляет 1,12% от общего количества слов. Мы не можем оценить этот показатель с точки зрения качества. Скорее всего, его следует рассматривать и оценивать в контексте человеческого бытия. Когнитивные категории возникают в условиях реального бытия. Их ровно столько, сколько необходимо для полноценной жизни людей (в данном случае венгров). Вероятно, в языке других народов этот показатель будет другим. Для того чтобы доказать это, необходимо провести соответствующее исследование.

В ходе исследования и составления словаря когнитивных категорий венгерского языка было замечено, что одно понятие русского языка может обозначаться несколькими венгерскими понятиями. Это демонстрирует своеобразие когнитивной культуры венгерского народа.

Следующим шагом нашего исследования стало распределение выделенных когнитивных категорий венгерского языка по видам когнитивной культуры (см. табл. 1).

 

Таблица 1. Распределение когнитивных категорий по видам когнитивной культуры

Когнитивные категории

Примеры

Кол-во

% по отн. к количеству когнит. категорий.

% по отн. к общему количеству слов

Мышление

анализировать – analizálni,

глубокий (о мысли) – mélyenszántó,

мысль – gondola

118

26,4

0,3

Память

воспоминание – emlékezés,

забывать/забыть – felejteni,

помнить – emlékezni

26

5,8

0,07

Воображение

воображать/вообразить – beképzelni,

выдумка, вымысел –kitalálás,

мечтать, грезить – ábrándozni

20

4,5

0,05

Восприятие и ощущение

слух – hallás,

высмотреть – kipécézni,

зелёный – zöld

283

63,3

0,7

 

Результаты исследования показывают, что большая часть когнитивных категорий относится к сенсорно-перцептивной культуре – 283 (63,3%). На втором месте находятся когнитивные категории, относящиеся к психологической культуре мышления – 118 (26,4%). Две последние позиции занимают категории, отражающие мнемическую культуру – 26 (5,8%) и психологическую культуру воображения – 20 (4,5%). В данный момент мы не можем дать теоретическое объяснение полученным фактам.

На следующем этапе исследования мы распределили сенсорно-перцептивные категории в соответствие с модальностью на пять групп (по убывающей): зрительные – 148 (50,2%), слуховые – 41 (14,5%), осязательные – 39 (13,9%), обонятельные – 32 (11,3%), вкусовые – 23 (8,1%). Аналогичное распределение сенсорно-перцептивных категорий наблюдается и у других народов. Оно определяется фактором значимости для людей имеющихся органов чувств.

Последним этапом нашей работы стало распределение всех когнитивных категорий в зависимости от того, какие психические явления в них представлены: когнитивные феномены (анализ – analízis, мнение – vélemény, воображение, фантазия – képzelet и др.), когнитивные действия (сенсорно-перцептивные, умственные, имажитивные, мнемические) (услышать – meghallani, смотреть, взглядывать – odatekinteni, анализировать – analizálni, мечтать, грезить – álmodozni, забывать/забыть – felejteni и др.), когнитивные свойства (коричневый – barna, громкий, звучный – hangos, csengő, кислый – savanyú и др.). Результаты анализа представлены в таблице 2.

 

Таблица 2. Распределение когнитивных категорий в зависимости от характера психических явлений (феномены, действия, свойства)

Психические явления

Количество когнитивных

категорий

% по отн. количеству

когнитивных категорий

феномены

41

9,2

действия

201

44,9

свойства

205

45,9

 

Как следует из таблицы, наиболее представленными являются свойства – 205 (45,9%) и действия – 201 (44,9%). Когнитивные феномены выражены значительно ниже – 41 (9,2%). Пока мы не можем дать теоретическое обоснование полученным фактам.

В заключение следует отметить, что полученные результаты являются только предварительными. Для их уточнения и выявления этнических особенностей когнитивной культуры требуются дополнительные исследования на материале других языков.

×

About the authors

K. M. Romanov

Author for correspondence.
Email: ogarevonline@yandex.ru

K. V. Lukoyanova

Email: ogarevonline@yandex.ru

References

  1. Ананьев Б. Г. Сенсорно-перцептивная организация человека // Познавательные процессы: ощущения, восприятие / под ред. А. В. Запорожца и др. – М., 2002. – С. 7–31.
  2. Бартлетт Ф. Человек запоминает // Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М.: ЧеРо, 1998. – С. 292–304.
  3. Венгерско-русский словарь: 40 000 слов / под общей ред. Л. Гальди. – 2-е изд., стереотип. – М., Будапешт: Русский язык, Издательство Академии наук Венгрии, 1987.– 872 с.
  4. Романов К. М. Психология человека. – Саранск: Изд-во Мордовского университета, 2011. – 475 с.
  5. Романов К. М. Психологическая культура личности. Учебное пособие. – М.: Когито-Центр, 2015. – 314 с.
  6. Романов К. М., Романова О. Н. Психологическая культура человека: теория, методология, закономерности формирования. – Саранск, 2010. – 180 с.
  7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М.: Педагогика, 1989. – С. 208–299.
  8. Страхов И. В. Психология воображения: Пособие для студентов педагогических институтов. – Саратов, 2011 – 78 с.
  9. Субъектный подход в психологии / под ред. А. Л. Журавлева, В. В. Знакова, З. И. Рябикиной, Е. А. Сергиенко. – М.: Институт психологии РАН, 2009. – 619 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Мы используем файлы cookies, сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика для улучшения работы сайта и удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были об этом проинформированы и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».