The nature of state regional policy, its tasks and methods of implementation

Capa

Citar

Texto integral

Resumo

The author makes an attempt at studying the problem of making the right decision about the directions of regional policies pursued in the Russian regions. It is concluded that the problems of depressed regions in recent time are being solved quite effectively with the proper choice of regional policy priorities.

Texto integral

В настоящее время развитие общества во многом характеризуется становлением систематизированной государственной региональной политикой и наличием хорошо развитой управленческой системы. Базисом политики государства является региональная политика: она позволяет определить основные приоритеты долгосрочной стратегии развития страны.

В Российской Федерации под термином «региональная политика» подразумевается определенная система задач и целей органов государственной власти по управлению экономическим, политическим, социальным развитием регионов и по механизму их реализации. В государственной политике практически нет ни одной сферы и направления, в которых бы не учитывался региональный фактор, поэтому неверно мнение о том, что под определением «региональный» имеется в виду что-то незначительное. Когда речь идет о региональной политике, имеется в виду не просто местная политика, а политика государства с учетом интересов развития регионов [2, с. 31]. Иными словами, под региональной политикой государства понимается осуществление задач в экономической, политической, социальной, демографической, национальной, гуманитарной областях, в которых конкретно учитываются особенности определенных регионов. Также необходимо отметить, что политика регионов и государственная региональная политика – это не разъединенные части, а наоборот дополняющие друг друга элементы.

Согласно Федеральному Закону «Об основах государственной региональной политики, порядке ее разработки и реализации», государственная региональная политика – это самостоятельное направление государственной политики по регулированию регионального развития в соответствии с федеральными приоритетами [4]. Определяющей нормативно-правовой основой развития и формирования государственной региональной политики Российской Федерации являются Конституция РФ, федеральные законы и федеральные конституционные законы.

Государственная региональная политика направлена на сглаживание кризисов и диспропорций в экономическом и социальном развитии регионов. В свою очередь, при ее реализации необходимо уделить большое внимание особенностям административно- территориального деления страны. Решение основных задач по снижению бедности, повышению благосостояния населения с условием экономического роста должно проходить не только с помощью использования преимуществ децентрализованной структуры федеративного устройства государства, но и с учетом определенных ограничений, которые накладываются особенностями территориального устройства РФ на экономику.

Повышение качества жизни населения – одна из самых важных проблем во многие времена. Многие федеральные целевые программы, крупные проекты и другие средства структурной политики сосредоточены именно на этой проблеме. Можно сказать, что почти каждый регион имеет свои территориальные преимущества, которые связаны либо с факторами производства, либо с сырьевыми источниками: именно это в значительной мере объясняет региональные различия размещения производительных сил. Также для эффективного использования потенциала регионов создаются специальные целевые программы. Последние являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти [3].

Региональная политика имеет ряд целенаправленных установок. Среди них следует выделить: развитие и усиление единого экономического пространства, хозяйственных отношений; повышение прожиточного минимума, жизненного уровня населения; развитие федеративных связей; обеспечение выполнения социальных стандартов для граждан; выравнивание возможностей в экономическом и социальном развитии регионов (без акцентирования внимания на их государственно-правовом статусе).

При этом необходимо сказать о методах осуществления государственной региональной политики. Существуют две группы методов: прямые и косвенные. Прямыми методами государственной региональной политики называют методы, при которых государство финансирует регионы напрямую. Например, Правительство выделяет средства для целевого финансирования бюджетов – это так называемые субвенции, которые бывают инвестиционными и косвенными. В России этот метод применяется значительно чаще, чем на Западе.

Косвенными методами государственной региональной политики называют методы, при которых государством создаются благоприятные условия для развития регионов. Этот метод наиболее часто применяется на Западе, хотя применим и в России. В основном, он реализуется через определение основных приоритетов и развитие этих направлений в регионе, нормативное регулирование, а также путем его оперативной корректировки в соответствии с существующими задачами.

В основном, развитие регионов зависит от региональной политики центра, трансфертов и дотаций, но иногда при кризисе в экономике финансирование может осуществляться не всегда рационально и неравномерно.

В Конституции Российской Федерации прописан принцип равноправия всех субъектов РФ, хотя в реальности он не соблюдается. Поэтому важной задачей государственной региональной политики является установление этого равноправия. Абсолютно невозможно создать благоприятные условия во всех регионах сразу, но необходимо их выравнивание. Для этого выделяют три принципа выравнивания регионов:

  • улучшение качества жизни людей;
  • принцип компенсирования, при котором непреодолимые различия должны быть компенсированы;
  • самые отсталые регионы должны приблизительно достичь уровня самых высокоразвитых регионов.

Содержание государственной региональной политики определяется в соответствии с ее целью и задачами, установленными в статье 4 Федерального Закона «Об основах государственной региональной политики, порядке ее разработки и реализации», а также предметом ведения Российской Федерации и предметами совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, закрепленными в статье 71 и 72 Конституции Российской Федерации [4].

Как известно, существует два аспекта региональной политики: экономический и политический. Говоря об экономическом аспекте, важно отметить, что он предполагает регулирование государством финансовых потоков между центром и регионами, стабилизированное развитие регионов и повышение результативности региональных экономик. Если же выделять политическое содержание региональной политики, то можно сказать, что к нему относится создание систематизированного распределения полномочных обязанностей между регионами и центром, а также появление властной вертикали.

Существует множество направлений региональной политики, которые нужны для обеспечения эффективного и сбалансированного социально-экономического развития регионов, среди которых мы выделяем следующие:

  • создание эффективных механизмов, с помощью которых сокращается разнородность в качестве и уровне жизни населения в регионах (благодаря бюджетной и социальной политике);
  • создание центров экономического роста в регионах, которые действуют на принципах конкурентных преимуществ: для того, чтобы простимулировать экономическое развитие;
  • периодическое составление прогнозов федеральных целевых программ и социально-экономического развития Российской Федерации;
  • обеспечение конституционного принципа взаимного равноправия субъектов РФ на практике, а также соответственное распределение полномочий между субъектами Федерации, федеральными органами и органами местного самоуправления в связи с их реальными функциями;
  • нормативное обеспечение деятельности органов местного самоуправления, субъектов Федерации и органов государственной власти РФ.

Государственная региональная политика состоит из определенных структурных компонентов, призванных охватить все сферы деятельности регионов в отдельности: экономических (поддержка и развитие среднего и малого бизнеса, экспорта, а также повышение производственной эффективности в регионе с учетом материальных и финансовых ресурсов) и социальных (развитие объектов социальной инфраструктуры, поддержка населения). При этом важно подчеркнуть, что важными существенными условиями для реализации региональной политики государства являются:

  • повышение уровня жизни всех слоев населения в каждом регионе России (за счет стабилизации экономического роста);
  • единое экономическое пространство РФ;
  • концентрация усилий на повышении профессионального уровня государственных служащих, которые занимают высшие государственные должности.

Основными участниками реализации и разработки государственной региональной политики являются: Президент РФ и его полномочные представители в федеральных округах; органы законодательной и исполнительной власти РФ и субъектов РФ, местное самоуправление, федеральные фонды регионального развития, а также ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ.

Необходимо отметить, что при разработке и реализации государственной региональной политики учитывают соответствующие интересы органов местного самоуправления, и, соответственно, обеспечивается их участие в осуществлении региональной политики. С помощью федеральных законов и законов субъектов РФ определяются формы и порядок участия органов местного самоуправления в реализации государственной региональной политики.

Правительство РФ осуществляет организацию разработки государственной региональной политики и каждый год рассматривает доклад о реализации данных обещаний. Именно в этом докладе указывается прогнозная, аналитическая и фактическая информация.

Согласно Концепции совершенствования региональной политики в РФ на период до 2020 года, государственная политика регионального развития в долгосрочной перспективе будет формироваться исходя из следующих основных задач:

  • обеспечение равных возможностей для жителей всех частей страны в реализации своих социальных и экономических прав вне зависимости от места проживания;
  • снижение территориальных диспропорций в уровне и качестве жизни, в том числе поддержка кризисных регионов;
  • стимулирование улучшения инвестиционного климата и инвестиционной активности на региональном уровне;
  • диверсификация структуры экономики и занятости регионов и городов;
  • преодоление инфраструктурных и институциональных ограничений в социально– экономическом развитии территорий;
  • максимально возможное использование преимуществ территориального разделения труда и совершенствования хозяйственной специализации регионов на базе их конкурентных преимуществ;
  • совершенствование систем государственного управления и местного самоуправления для осуществления целей региональной политики;
  • обеспечение свободного перемещения по территории страны людей, товаров, финансов и информации;
  • поддержка развития территорий с особыми условиями хозяйствования, включая территории, обеспечивающие обороноспособность страны и защиту ее геополитических интересов;
  • стимулирование межрегионального и межмуниципального сотрудничества, а также создание механизма разрешения споров и конфликтов, возникающих между регионами;
  • укрепление общегражданской идентичности, гармонизация межнациональных отношений и содействие этнокультурному развитию народов Российской Федерации, в том числе обеспечение прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока [1].

В свою очередь Я. Ю. Старцев в своей работе «Система государственного управления» также указывает три основные задачи государственной региональной политики:

  1. создание условий для обеспечения равного благосостояния, качества жизни населения в регионах РФ;
  2. формирование единого социального, экономического и правового пространства на всей территории РФ с учетом приоритетов развития регионов;
  3. создание условий для обеспечения достойного развития каждого региона [2, с. 56].

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод о том, что региональная политика государства представляет собой сферу деятельности по управлению социальным, политическим, экономическим развитием страны в региональном аспекте. Она осуществляется через разнообразные специальные программы, а также через распределение ресурсов. Собственно региональной политикой может считаться только такой комплекс государственных мер, цели которого продуманы и поставлены именно как региональные, направленные на оптимизацию территориальной структуры российского общества.

×

Sobre autores

N. Salmina

Autor responsável pela correspondência
Email: ogarevonline@yandex.ru
Rússia

Bibliografia

  1. Концепция совершенствования региональной политики в РФ на период до 2020 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf.
  2. Старцев Я. Ю. Система государственного управления: политический анализ. – Екатеринбург: УраГС, 2001. – 288 с.
  3. Федеральные целевые программы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://programs-gov.ru.
  4. Федеральный Закон «Об основах организации разработки и реализации государственной региональной политики Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rucont.ru/file.ashx?oid=337826.

Arquivos suplementares

Arquivos suplementares
Ação
1. JATS XML

Мы используем файлы cookies, сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика для улучшения работы сайта и удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были об этом проинформированы и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».