Использование структурных единиц в нормативно-правовых актах высшей юридической силы с позиции юридического подхода понимания их структурности
- Авторы: Уздимаева Н.И., Лаврушкина А.А.
- Выпуск: Том 5, № 3 (2017)
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 22.02.2025
- Статья одобрена: 22.02.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/281011
- ID: 281011
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье представлен анализ структуры нормативно-правовых актов высшей юридической силы на федеральном и региональном уровнях. Предложены две модели, характерные для структуры законов Российской Федерации и ее субъектов. Выделены структурные единицы каждой модели. Обоснована необходимость соблюдения данной структуры нормативно-правовых актов, так как это существенно повысит их регулятивные свойства и эффективность реализации.
Полный текст
Для правильного понимания государственно-властного веления, которое выражено в нормативно-правовых актах, необходимо соблюдать точность, логичность, юридическую грамотность их содержания. Это возможно благодаря правильному построению и соблюдению структуры нормативно-правовых актов, которая выражается не только в их смысловой цельности, но и грамотном использовании структурных единиц, что помогает правильно сгруппировать те или иные нормативные положения, регулирующие тот или иной вид правового отношения, помогает выявить правовые пробелы и коллизии. Прежде, чем определить структурные ключевые структурообразующие единицы необходимо выяснить особенности внутреннего строения самих нормативно-правовых актов в рамках юридического подхода понимания их структурности.
Изначально в юридической науке сложилось два основных подхода к пониманию структуры нормативного акта – это документоведческий и юридический. Первый из них – документоведческий подход – предполагает, что структура любого документа состоит из реквизитов, основным из которых является текст.
Второй подход к пониманию структуры нормативного акта называется юридическим, которые подразумевает разделение внутреннего строения документов на содержательную и внешнюю части, то есть на текст и реквизиты, при этом обращается внимание, что реквизиты имеют лишь вспомогательное значение для идентификации соответствующего документа [1, с. 17]. Полагаем, что данный подход в большой мере соответствует объективной юридической реальности, поскольку только так можно наиболее полно и точно акцентировать внимание на внутренней организации документа с тем, чтобы это позволило в максимальной степени выразить его содержание, выявить взаимосвязи между составляющими частями и элементами, определить степень влияния на него различных факторов, поэтому юридический подход мы и будем использовать при выявлении структурных особенностей нормативно-правовых актов. Сразу отметим, что, исходя из юридического подхода понимания структурности нормативно-правовых актов, основное внимание мы остановим на содержательной их части, так как именно она обладает идентифицирующими признаками для группировки структурных единиц нормативных актов различной структуры.
Анализ федерального и регионального законодательства показывает, что его структура предполагает наличие вводной части и текстовой. Под вводной частью мы понимаем преамбулу, которая не имеет нормативного характера, а обладает лишь нормами декларативного и вводно-общего характера и выступает в качестве вступительной части перед сущностью самого документа. Основное же нормативное содержание находится в тексте документа, который выражает ключевые положения той или иной отрасли права.
В текстовой части нормативно-правового акта выражено его основное предназначение, реализуются функции, закрепляются права, свободы обязанности человека и гражданина, меры ответственности, образцы должного поведения, запреты и иные элементы, выражающие функциональную принадлежность нормативно-правового акта. Текстовая часть нормативно-правового акта является основной, без нее он существовать не может, так как потеряется свою смысловую принадлежность и функционально-сущностные характеристики. Отдельно отметим, что мы рассматриваем именно акты нормативного содержания, а не акты правоприменения, которые адресованы конкретным лицам и направлены на реализацию отдельных правовых предписаний. Вышеизложенный материал позволяет именовать структурность законов преамбульно-содержательной, так как для данного вида нормативно-правовых актов характерно наличие вводной части (преамбулы) и основной содержательной, то есть текста.
В рамках данного подхода к структурности законов, можно выделить две большие группы, а именно законы, которые имеют преамбулу и законы не имеющие таковой. К первой группе законов, которые имеют структурность в виде преамбулы и содержательной части относятся Конституция Российской Федерации, а также конституции (Конституция Республики Мордовия) [2] и уставы (Устав Саратовской области) [3] субъектов федерации. Считаем правильным назвать такую группу законов в преамбульно-содержательном подходе вводно-структурной, так нормативно-правовые акты этой группы имеют вводную часть, где в конституциях в том числе и в Конституции Российской Федерации, она выражена в виде преамбулы. Содержательная часть текст таких нормативно-правовых актов выражает их основное предназначение в регулировании отношений той или иной области. Особенностью законов вводно-структурной группы является, то, что они закрепляют основы государственной и общественной жизни субъекта и страны в целом в содержательной части, так как выступают в виде Основного закона страны, и главных нормативно правовых актов субъектов.
Законы второй группы преамбульно-содержательной структуры имеют достаточно сложное внутреннее строение в части использования структурных единиц, однако вводной части в виде преамбулы они не имеют и относятся к отраслевому законодательству. У законов данной группы есть только содержательная часть, которая имеет структурные единицы. К таким нормативно-правовым актам относятся Федеральные Конституционные Законы, Федеральные Законы, в том числе и обширные кодифицированные акты, законы субъектов федерации.
Как правило, они тоже имеют некую вводную часть, но она выступает уже в качестве первых статей содержательной части без обособления в автономную структурную единицу вне основной части текста. Первые статьи они несут в себе определенную нормативную нагрузку в отличие от преамбулы, они не имеют общих декларативных положений, а закладывают основу для дальнейшего развития нормативных положений закона. Подтверждением высказанной мысли может выступать, ФКЗ от 07.02.2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», в ч. 1 ст. 1 которого указывается, на то, какие судебные органы входят в систему судов общей юрисдикции [4]; ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», где в ч. 1 ст. 1 дается понятие Прокуратуры Российской Федерации, а в ч. 2 идет перечисление ее основных задач [5]; в Законе Республики Мордовия от 13.06.2012 № 42-З «О выборах главы Республики Мордовия» в ст. 1 дается перечень основных понятий и терминов, используемых в этом законе [6].
Все вышеназванные нормативные акты имеют главу 1 под названием «Общие положения», в которой закладываются основные принципы того или иного органа или регулируемого общественного отношения, но они в отличие от законов вводно-структурной группы имею нормативное содержание. К таким нормативно-правовым актам относятся Федеральные Конституционные Законы, Федеральные Законы, в том числе и обширные кодифицированные акты, законы субъектов федерации. Соответственно законы подобного строения относятся к структурно-текстовой группе, так как они не имеют вводной части. Возможно, особенность данной группы обусловлена тем, что они регулируют специализированные общественные отношения той или иной отрасли права, а не устанавливают основы государственного устройства страны и ее субъектов, поэтому нет необходимости в общих декларативных положениях, которая содержит преамбула.
Соблюдение структуры нормативно-правовых актов невозможно без грамотного использования основных структурных единиц. Система структурных единиц нормативно-правовых актов в Российской Федерации предопределена их содержанием и юридической силой и представляет собой обобщенную схему пригодную для простых и сложных документов. Поэтому их изучение требует пристального теоретико-практического анализа.
В качестве основополагающих и системообразующих структурных единиц традиционно определяются следующие их виды: заголовок, оглавление, преамбула, часть, раздел, глава, статья, параграф, пункт, подпункт, абзац, примечание, заключительные положения, приложение [6]. На основе анализа законодательства Российской Федерации, с учетом смысловой связи структурных единиц нормативно-правовых актов и их текстов, а также в зависимости от юридической силы, эти единицы мы считаем целесообразным разделить на два класса: 1) вводно-идентифицирующие, 2) главные и второстепенные.
Опираясь на труды ученых-правоведов, к первому классу вводно-идентифицирующих структурных единиц считаем возможным отнести: заголовок, преамбулу, оглавление, так как вышеупомянутые элементы не отражают сущности текстового содержания документа. Вышеупомянутые структурные единицы характерны для законов и подзаконных актов. Преамбула характерна для законов вводно-структурной группы преамбульно-содержательного подхода, то есть для Конституции Российской Федерации, конституций республик и уставов других субъектов федерации.
В рамках второго класса, на основе юридической силы документа, структурные единицы целесообразно разделить на две группы: главные и второстепенные. К главным единицам, как правило, относятся те элементы, которые характерны для внутренней содержательной структуры законов. Они обозначают крупные смысловые структурные элементы нормативно-правовых актов, которые регулируют группу общественных отношений, содержат конкретную правовую норму, поэтому очень важно урегулировать порядок их использования. К главным единицам второго класса относятся часть, раздел, глава, статья, параграф, заключительные положения. Дело в том, что только законы, которые мы отнесли, к преамбульно-содержательному подходу содержат такие единицы в большинстве случаев.
Гражданский кодекс имеет в своем содержании 4 части, причем первая часть имеет три раздела, раздел первый имеет соответствующие подразделы, а третий подраздел 1 раздела имеет главы, в частности, 7 глава имеет параграфы, которые содержат статьи, а 6 глава сразу разделена на статьи, причем порядок использования данных структурных единиц в нормативно-правовых актах остается не урегулированным, что приводит к многочисленным ошибкам при использовании и обозначении более мелких структурных единиц [7].
К второстепенным структурным единицам второго класса относятся пункт, подпункт, абзац, примечание, приложение. В законах они выступают в качестве вспомогательных элементов в статьях, так как они обычно имеют пункты, абзацы и другие второстепенные структурные единицы и использованы для распределения смысловой нагрузки правовой нормы и не выступают в качестве самостоятельных структурных элементов.
Оценка перспектив развития российского законодательства в будущем позволяет сделать вывод о том, что по мере усложнения его структуры и повышения качества правовой техники, необходимо модернизировать структурные единицы текста и вводить новые элементы для поддержания структуры нормативно-правовых актов в соответствии с требованиями юридической техники. Все вопросы, касающиеся использования структурных единиц непременно определяют качество структурности самого акта, которая определяется использованием структурных единиц.
Важно не только не путать какие структурные единицы используются в той или иной группе нормативно-правовых актов, но урегулировать порядок использования структурных единиц в целом. Степень совершенства структурных единиц нормативно-правовых актов, а соответственно и структурности свидетельствует, как о качестве принимаемых законов, так и об уровне становления правового государства и формирования индивидуальной правовой культуры каждого гражданина.
Об авторах
Н. И. Уздимаева
Автор, ответственный за переписку.
Email: ogarevonline@yandex.ru
Россия
А. А. Лаврушкина
Email: ogarevonline@yandex.ru
Россия
Список литературы
- Чуковенков А. Ю. Юридическая техника и правила оформления документов: требования к структуре правового акта и его элементам // Секретарь-референт. – 2009. – № 2. – С. 17–23.
- Конституция Республики Мордовия: принята Конституционным собранием РМ 21.09.1995 г. // Известия Мордовии. – 1995. – № 10.
- Устав (Основной Закон) Саратовской области: принят Саратовской областной Думой 24.05.2005 г. // Неделя области. – 2005. – № 38.
- О судах общей юрисдикции в Российской Федерации: Федер. конст. закон от 07.02.2011 № 1-ФКЗ // Собр. законодательства РФ. – 2011. – № 7. – Ст. 898.
- О прокуратуре Российской Федерации: Федер. закон от 17.01.1992 № 2202-1-ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 1995. – № 47. – Ст. 4472.
- О выборах главы Республики Мордовия: Закон Республики Мордовия от 13.06.2012 № 42-З // Известия Мордовии. – 2012. – № 12.
- Гражданский кодекс Российской Федерации, часть 1: Федеральный закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
Дополнительные файлы
