Food-журналистика как средство решения социально-значимых проблем
- Авторы: Яшина А.Р.
- Выпуск: Том 9, № 2 (2021)
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 17.02.2025
- Статья одобрена: 17.02.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/280425
- DOI: https://doi.org/10.15507/огарёв-online.v9i2.280425
- ID: 280425
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В данной статье гастрономическая журналистика рассматривается как эффективный инструмент для улучшения социальной ситуации и решения проблем нерационального использования продуктов питания, продовольственного кризиса, снижения уровня жизни. Работа имеет междисциплинарный характер, затрагивает вопросы экономики, журналистики, медицины, а также влияние пандемии коронавирусной инфекции на продовольственный кризис.
Ключевые слова
Полный текст
Мировой голод, продовольственный кризис, истощение природных ресурсов, нерациональное использование продуктов питания и болезни – это лишь часть факторов, которые лежат в основе глобальной проблемы продовольствия. Продовольственный кризис – это актуальная проблема современности, которая требует освещения в аспекте журналистики. Большое влияние на решение данной проблемы могут оказать food- журналисты. На данный момент перед ними стоит важная задача – научить людей рациональному использованию продуктов, предотвратить продовольственные кризисы и улучшить уровень жизни населения.
В научном осмыслении данного вопроса мы учитывали выводы и наблюдения отечественных ученых о развитии гастрономической журналистики, в частности ее социальной функции и влияния на общественность, которые были рассмотрены в работах следующих исследователей: А. В. Антюхиной [1], А. А. Морозовой [7], М. В. Капкан [4], А. Н. Тепляшиной [14], Е. К. Ревы [12], С. В. Лукьяновой [6] и др.
Важным шагом в изучении продовольственной проблемы можно считать исследование О. А. Астафьевой и О. Н. Горбуновой, итоги которого отражены в работе «Продовольственная проблема как глобальная проблема человечества» [2], в которой обоснована важность решения проблемы продовольствия и голода. Не менее важным исследованием является работа «Предметно-тематическое поле гастрономической журналистики: от развлекательного контента до вопросов национальной политики России» команды исследователей во главе с Е. К. Ревой [12]. Также большим пластом для изучения стали работы практикующих журналистов редакций, которые освещают рассматриваемую проблему в своих материалах.
Безусловно, Россия не входит в голодающие страны, но уровень жизни населения с точки зрения питания и экономической возможности приобретения товаров низок. По последним данным Росстата: «13,5% населения страны имеют доходы ниже прожиточного минимума» [13].
По последним данным медиков и ученых, рацион считается голодным, если он включает 1 тысячу калорий. Зачастую, чтобы набрать необходимые калории и силы, люди употребляют огромное количество углеводов, ввиду их доступности и дешевизны, но пользы для здоровья они не несут. «Сегодня в России суточный рацион питания в расчете на одного человека по энергетическому эквиваленту сократился в России с 90-х годов от 3 тыс. ккал до 2 тыс. ккал» [9].
Рынок продовольствия ежедневно пополняется заменителями натуральных продуктов, жиров, молока, мяса. Овощи и фрукты подвергаются обработке, чтобы увеличить срок годности. Производители ищут способы заработать, забывая при этом про качество и вред, который нанесут такие продукты. К тому же, по последним данным заседания с министром экономического развития РФ Максимом Решетниковым, есть следующие данные: «Ситуация на мировом рынке продовольствия, к сожалению, усугубляется» [10], – заявил президент Российской Федерации В. В. Путин. Это связано в первую очередь с сельскохозяйственной отраслью, которая базируется на производстве мясомолочной продукции и хлебов. «На сегодняшний день голодающими странами признаны – Эфиопия, Нигерия, Заир, Кения, Уганда, Мозамбик и Бангладеш, Бутан, Индия, Пакистан, а по оценкам министерства сельского хозяйства США, в стране около 31 млн голодающих или находящихся на грани голода» [9].
Продовольственный кризис – это комплексная проблема, которая требует незамедлительного решения. Гастрономическая журналистика и food-блогеры – это отличный информационный инструмент, который может запустить демократические дискуссии на площадках – традиционных СМИ и новые медиа. Интерес к гастрономии, продуктам питания и здоровому образу жизни через призму гастрожурналистики помогут актуализировать продовольственную проблему в общественном сознании как реальную серьезную проблему современности. По словам главы Всемирной продовольственной программы Дэвида Бизли, прозвучавшей на специальной сессии Генассамблеи ООН, «из-за пандемии коронавируса количество голодающих за год увеличилось вдвое, т. е. до 270 млн человек, и следующий год пройдет под знаком гуманитарной катастрофы», – сказал» [5].
Всемирный хронический голод развивается по многим причин, главные из которых природные катаклизмы и нерациональное природопользование. Несмотря на развитие технологий, плодородные почвы и рост новых систем питания, число голодающих продолжает расти и к 2030 году может достичь 840 млн человек. В свою очередь продовольственный кризис натуральных продуктов питания ожидает планету в 2050 году [15].
По словам главного экономиста продовольственной программы ООН Арифа Хусаинова, «мир ожидает глобальный продовольственный кризис, уже в 2020 году от голода будут страдать 265 млн человек – вдвое больше, чем в прошлом году» [2, с. 35].
В 2007–2008 годах цены на большинство видов продовольствия резко поднялись. По данным Продовольственной организации ООН (ФАО), с января 2006-го по июнь 2008 года продукты питания подорожали в среднем почти вдвое. Рис вырос в цене на 217%, пшеница – на 136%, соя – на 107%. Стали заметно дороже мясо любых видов и молочная продукция. Процесс назвали «агфляцией» (аграрной инфляцией), и многие эксперты тогда предрекали, что мир стоит перед угрозой массового голода [8]. У данного явления было много причин, как долгосрочных (быстрый рост населения по всему миру), так и конкретных, свойственных первому десятилетию нашего века. В частности, свою роль сыграло резкое увеличение посевных территорий под биотопливные культуры (рапс), сокращение стратегических продовольственных запасов, рост цен на горючее и минеральные удобрения, уклон сельского хозяйства разных стран в монокультуру и, наконец, финансовые спекуляции. Как бы то ни было, но кризис 2008 года завершил инфляцию – многие продукты, например, пшеница подешевели в два раза.
Новый виток роста цен на некоторые виды продовольствия случился в 2010 году на фоне действительно серьезных проблем с погодой. Жесткая засуха в Северном полушарии привела к обвалу урожая зерновых (к примеру, в России падение составило 37 % к предыдущему году). Многие страны ввели ограничения на экспорт зерна и других продовольственных товаров, что и подтолкнуло цены вверх. Некоторые эксперты считают, что неурожай 2010 года стал одной из причин «арабской весны» – серии беспорядков, революций и гражданских войн в странах Ближнего Востока, начавшейся как раз зимой 2011 года.
Самой большой потенциальной опасностью являются не столько логистические проблемы и не нехватка еды как таковой, а резкое падение доходов граждан. Для большинства жителей богатых стран или государств со средним ВВП на душу означает затягивание поясов, но речь идет о непродовольственных товарах. Для бедных же стран – в основном азиатских и африканских – это может означать сокращение рациона у немалой части жителей, лишившихся работы. Здесь все будет зависеть от реакции властей и их способности накормить население, которое оказалось главной жертвой беспрецедентного в новейшей истории кризиса.
Сегодня решением проблемы голода занимается целый ряд международных, общественных и частных организаций, межправительственных комиссий и учреждений. К ним присоединяются глобальные финансовые и коммерческие структуры, в частности, МБРР (Международный банк реконструкции и развития) и ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти). Они финансируют многочисленные проекты, направленные на развитие агропромышленного сектора в развивающихся странах. В то же время ученые занимаются теоретическими аспектами кризиса. В их компетенции – поиск возможных путей решения продовольственной проблемы.
Озабоченность российского населения вызывает продовольственная инфляция, которую заметили во время пандемии коронавируса и в новом 2021 году. Население России заметили существенный рост цен, особенно ярко в СМИ была освещена проблема, связанная с увеличением цен на сахар и растительное масло почти в два раза (см. рис. 1).
Рис. 1. Динамика продовольственных цен, год к году, %.
На данный момент исследователи видят несколько вариантов решения:
1) масштабные изменения в производстве и структуре производства продуктов питания; 2) модернизация сельского хозяйства, формирование стабильно растущего агропромышленного сектора в отсталых государствах; 3) развитие биотехнологий; 4) внедрение брендирования сельских территорий и продуктов сельского производства в качестве способа развития инфраструктуры; 5) проведение экономических реформ с целью увеличения покупательной способности населения [9].
Вызван этот рост не дефицитом на внутреннем рынке, а глобальным ростом цен. Но уровень жизни людей при этом резко снижается, потому что наблюдается падение доходов населения. По данным Росстата (январь–сентябрь), реальные располагаемые доходы населения упали на 4,3% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года (во втором квартале 2020 года – на 8,4%) [13]. Ситуация усугубилась ростом безработицы из-за ограничений, связанных с пандемией, начавшейся в марте 2021 года. Нехватка денежных средств напрямую влияет на продовольственное потребление россиян. Очевидно, в ближайшее время мы увидим резкое ухудшение диеты населения, будут уходить наиболее ценные продукты – овощи, фрукты, рыба, но будет расти потребление хлеба, круп, макарон. Такой рацион отрицательно скажется на здоровье взрослых людей и особенно на подрастающем поколении, которому необходимо сбалансированное питание.
Несмотря на плодотворную работу гастрономических журналистов, нутрициологов, диетологов и специализированные программы на телевидении, которые прививали россиянам последнее десятилетие здоровый образ жизни и правильное питание, отношение к проблеме продовольствия серьезно нивелировано. Производство продуктов из-за роста цен будет вынуждено стремиться к удешевлению своей продукции за счет ее качества. В составы продуктов будут вводить все больше заменителей, консервантов, сахар, повышать процент углеводов. Законопроект об экологическом сельском хозяйстве придется остановить, потому что спрос на экологическую продукцию упадет в силу отсутствия средств у населения. Ухудшение качества питания, скудность рациона, некачественные продукты – все это приведет к росту заболеваний, особенно обострятся проблемы ожирения, диабета, сердечно- сосудистых заболеваний и проблем, связанных с расстройством пищевого поведения.
Повышением цен на продукты питания и ухудшением качества, а вместе с ним и уровня жизни людей в большей степени озабочены представители гражданской журналистики – блогеры. Именно в контенте блогеров на YouTube и Instagram поднимаются и рассматриваются вопросы, связанные с «пробелами» в питании, нехваткой денежных средств на приобретение полноценной продуктовой корзины, повышение цен, снижение качества продуктов. Среди таковых следует выделить следующие каналы: «Серега Три Руки» (351 тыс. подписчиков, YouTube-канал), «Дневник Еврея» (1,04 млн подписчиков, YouTube-канал), «Грильков» (1,29 млн подписчиков, YouTube-канал) и др.
Тема здоровья и правильного питания в основном базируется на площадке Instagram, что подтверждается ускоренными темпами digital-глобализации [3, с. 45]; в данной соцсети представлены микроблоги нутрициологов, диетологов, спортивных коучей, домохозяек и тех людей, кто внимательно следит за состоянием своего тела и физического здоровья. В последнее время стоит отметить рост аккаунтов, в которых поднимается тема расстройств пищевого поведения (далее – РПП), борьбы с анорексией, реальные истории лечения и восстановления, поддержка людей, страдающих этим заболеванием, о котором редко говорят на федеральных каналах и на площадках традиционных СМИ. Расстройство пищевого поведения – это вид зависимости, от которой люди умирают. «У тех, кто не излечивается в течение десяти лет выживаемость около 78%. У тех, кто в течение 20, – около 63%» [16].
Оценивая сложившуюся ситуацию, можно сделать вывод о том, что перед современными гастрожурналистами стоит важная задача, которую можно решить через выполнение социальной функции. Food-журналисты должны создавать контент со здоровыми форматами питания, контент, поддерживающий людей с заболеваниями, если речь идет о проблемах РПП. Материалы должны продвигать идеи правильного использования продуктов питания, выносить на обсуждение идею рационализации, которая позволит исправить ситуацию с голодом по всему миру. Контент следующих блогеров несет в себе пропаганду здорового питания, бодипозитива, рационального питания: Olya Pins (753 тыс. подписчиков, YouTube-канал), Workout – Будь в форме! (1,77 млн подписчиков, YouTube-канал), блогер Валерия Чекалина (@ler_chek, 9,1 млн подписчиков, профиль в Instagram) и др.
Как можно заметить, повышение цен вызывает серьезную озабоченность как новых медиа, так и традиционных СМИ. В основном все журналисты рассматривают процесс повышения цен и сообщают людям о категориях, которые станут дороже, на телевидении пропагандируют здоровое питание, разоблачают мифы о еде, учат покупать правильные продукты. Например, на телеканале «Россия 1» в феврале 2020 года стартовала новая программа с Наталией Медведевой и Евгением Рыбовым «Тест», в которой они проверяют на качество самые популярные товары известных марок, начиная от яиц и заканчивая подгузниками. Ведущие проводят тесты прямо в студии, на глазах у зрителей, не скрывая производителей и названий. В программе проверяют продукты и товары, доступные каждому, а зрители в студии принимают непосредственное участие в шоу: задают острые вопросы, высказывают мнения и даже снимают пробу. И самое главное – впервые на российском ТВ тесты потребительских характеристик проводят не самозваные «эксперты», а специалисты АНО «Российская система качества» (Роскачество) – организации, официально уполномоченной на проведение объективных лабораторных исследований. Результаты профессиональных экспертиз Роскачества ежедневно помогают покупателям сделать правильный выбор для качественной жизни.
Стоит уделить внимание тому факту, что в январе 2020 года Президентом РФ В. В. Путиным была подписана Доктрина продовольственной безопасности России. «Согласно новому документу, продовольственная безопасность России – это состояние социально-экономического развития страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость РФ, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевой продукции, соответствующей обязательным требованиям, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевой продукции, необходимой для активного и здорового образа жизни» [11].
Подводя итог проведенному исследованию, можно сделать вывод о том, что у гастрономической журналистики есть огромные возможности для решения очерченных проблем. Посредством пропаганды рационального использования продуктов, призыву к грамотной оценке производства, грамотному составлению продуктовой корзины для населения, можно будет минимизировать проблему глобального голода, избавиться от ряда заболеваний, улучшить качество жизни людей. Продуктивная работа гастрономической журналистики в традиционных СМИ и на площадках новые медиа, совместный труд food- журналистов, экономистов и общественных СМИ способен привести к положительным изменениям в жизни общества и населения всей планете.
Миссия гастрономической журналистики в решении социально-значимых проблем велика. Она заключается в просвещении аудитории в области питания и природопользования, популяризации научных знаний о продуктах, правильных диетах, заботе о своем здоровье. Гастрономическая журналистика имеет возможность повлиять на экономическое состояние страны, помогая решать вопросы, связанные с продовольственной проблемой, сократить территориальную распространенность голода в одном случае, и прекратить эпидемию ожирения в другом. Грамотный подход к ведению информационного просвещения поможет людям изменить свое отношение к природе, собственному здоровью, другим людям, которые нуждаются в помощи. Взаимная работа журналистики, экономики и медицины продуктивно отразится на ситуации, изменит положение в лучшую сторону.
Таким образом, на основе проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
1) кроме рассмотрения социальной функции гастрожурналистики, нами выделен ряд косвенных проблем, связанных с продовольствием, ростом цен, нерациональным природопользованием. К этим проблемам относятся: ухудшение качества жизни населения, эскалация географии голода, рост заболеваний, в том числе ожирения и расстройств пищевого поведения;
2) выполнять социальную функцию и решить проблемы food-журналистика сможет лишь при плодотворном взаимодействии с традиционными СМИ, а также другими государственными институтами, в частности с представительством экономики и медицины;
3) результатами исследования является найденный путь решения продовольственной проблемы посредством социальной функции гастрожурналистики.
Благодаря действиям и работе специалистов по медиа коммуникациям общество пересмотрит свои взгляды на использование природных ресурсов, начнет заботиться о планете. Только совместные, а главное осознанные действия людей и СМИ смогут спасти мир от продовольственной проблемы, болезней и кризиса натуральных продуктов.
Список литературы
- Антюхина А. В. Еда как форма культурной идентификации // Концепт: научно- методический электронный журнал. – 2015. – Т. 8. – С. 246–250.
- Астафьева О. А., Горбунова О. Н. Глобальные проблемы модернизации национальной экономики // Материалы III Международной научно-практической конференции (заочной). – Тамбов: Бизнес-Наука-Общество, 2014. – С. 32 – 36.
- Бакеева Д. А., Яшина А. Р. Food-контент в условиях New Media: анализ рекламных стратегий телевидения и кроссплатформ // Знак: проблемное поле медиаобразования. – 2020. – № 2 (36). – С. 45–53.
- Капкан М. В., Лихачева Л. С. Гастрономическая культура: понятие, функции, факторы формирования // Известия Уральского государственного университета. Сер. 2. Гуманитарные науки. – 2008. – № 55. – Вып. 15. – С. 34–43.
- Костлявая рука пандемии. Из-за коронавируса миру грозит страшнейший за 75 лет голод [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://theins.ru/obshestvo/237751 (дата обращения 20.02.2021).
- Лукьянова С. В. Феномен пищи, вкуса в медиатексте // Вестник Псковского государственного университета. Сер. Социально-гуманитарные и психолого- педагогические науки. – 2014. – № 4. – С. 97–100.
- Морозова А. А., Старикова Е. С. Фуд-журналистика и ее особенности // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. – 2018. – № 3. – С. 65–69.
- ООН: Мир ожидает глобальный продовольственный кризис [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fishretail.ru/news/vtoroy-vsadnik-posleduet-li-za-epidemiey-massoviy-golod-408677 (дата обращения 08.02.2021).
- Продовольственный кризис как актуальная проблема современности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studopedia.ru/3_135153_prodovolstvenniy-krizis-kak-aktualnaya-problema-sovremennosti-uchastie-zhurnalistiki-v-ego-preodolenii.html (дата обращения 10.02.2021).
- Путин заявил об ухудшении ситуации на мировом рынке продовольствия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://yandex.ru/turbo/360tv.ru/s/news/vlast/putin-priznal-uhudshenie-situatsii-na-mirovom-prodovolstvennom-rynke/ (дата обращения 19.02.2021).
- Путин подписал новую Доктрину продовольственной безопасности [Электронный ресурс] // РИА Новости. – Режим доступа: https://ria.ru/20200121/1563697182.html (дата обращения 19.02.2021).
- Рева Е. К., Огородникова Т. В., Михайлова Т. Д., Арехина Д. В., Кубрин С. Д. Предметно-тематическое поле гастрономической журналистики: от развлекательного контента до вопросов национальной политики России // Вопросы теории и практики журналистики. – 2019. – Т. 8. – № 1. – С. 111–128.
- Росстат: число бедных россиян выросло во втором квартале 2020 года до 19,9 млн [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/9498117 (дата обращения 17.02.2021).
- Тепляшина А. Н. Профессиональная критика ресторанов в деловой прессе как фактор жанровой модификации рецензии // Вестник Томского государственного университета. – 2015. – № 2 (34). – С. 195–204.
- Ученые предсказывают продовольственный кризис к 2050 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://news.rambler.ru/science/36170458/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения 17.02.2021).
- Хочется содрать с себя свое тело, как колготки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/6133460 (дата обращения 10.02.2021).
Дополнительные файлы
