Food journalism as a tool for solving socially significant issues
- Autores: Yashinа A.R.
- Edição: Volume 9, Nº 2 (2021)
- Seção: Статьи
- ##submission.dateSubmitted##: 17.02.2025
- ##submission.dateAccepted##: 17.02.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/280425
- DOI: https://doi.org/10.15507/огарёв-online.v9i2.280425
- ID: 280425
Citar
Texto integral
Resumo
The main focus of the study is the work of gastronomy journalists as an effective tool for improving the situation and solving a number of social problems such as food crisis, food waste, reduced living standards. The study is of interdisciplinary nature, touching upon the issues of economics, journalism, medicine, as well as the impact of the coronavirus pandemic on the food crisis.
Palavras-chave
Texto integral
Мировой голод, продовольственный кризис, истощение природных ресурсов, нерациональное использование продуктов питания и болезни – это лишь часть факторов, которые лежат в основе глобальной проблемы продовольствия. Продовольственный кризис – это актуальная проблема современности, которая требует освещения в аспекте журналистики. Большое влияние на решение данной проблемы могут оказать food- журналисты. На данный момент перед ними стоит важная задача – научить людей рациональному использованию продуктов, предотвратить продовольственные кризисы и улучшить уровень жизни населения.
В научном осмыслении данного вопроса мы учитывали выводы и наблюдения отечественных ученых о развитии гастрономической журналистики, в частности ее социальной функции и влияния на общественность, которые были рассмотрены в работах следующих исследователей: А. В. Антюхиной [1], А. А. Морозовой [7], М. В. Капкан [4], А. Н. Тепляшиной [14], Е. К. Ревы [12], С. В. Лукьяновой [6] и др.
Важным шагом в изучении продовольственной проблемы можно считать исследование О. А. Астафьевой и О. Н. Горбуновой, итоги которого отражены в работе «Продовольственная проблема как глобальная проблема человечества» [2], в которой обоснована важность решения проблемы продовольствия и голода. Не менее важным исследованием является работа «Предметно-тематическое поле гастрономической журналистики: от развлекательного контента до вопросов национальной политики России» команды исследователей во главе с Е. К. Ревой [12]. Также большим пластом для изучения стали работы практикующих журналистов редакций, которые освещают рассматриваемую проблему в своих материалах.
Безусловно, Россия не входит в голодающие страны, но уровень жизни населения с точки зрения питания и экономической возможности приобретения товаров низок. По последним данным Росстата: «13,5% населения страны имеют доходы ниже прожиточного минимума» [13].
По последним данным медиков и ученых, рацион считается голодным, если он включает 1 тысячу калорий. Зачастую, чтобы набрать необходимые калории и силы, люди употребляют огромное количество углеводов, ввиду их доступности и дешевизны, но пользы для здоровья они не несут. «Сегодня в России суточный рацион питания в расчете на одного человека по энергетическому эквиваленту сократился в России с 90-х годов от 3 тыс. ккал до 2 тыс. ккал» [9].
Рынок продовольствия ежедневно пополняется заменителями натуральных продуктов, жиров, молока, мяса. Овощи и фрукты подвергаются обработке, чтобы увеличить срок годности. Производители ищут способы заработать, забывая при этом про качество и вред, который нанесут такие продукты. К тому же, по последним данным заседания с министром экономического развития РФ Максимом Решетниковым, есть следующие данные: «Ситуация на мировом рынке продовольствия, к сожалению, усугубляется» [10], – заявил президент Российской Федерации В. В. Путин. Это связано в первую очередь с сельскохозяйственной отраслью, которая базируется на производстве мясомолочной продукции и хлебов. «На сегодняшний день голодающими странами признаны – Эфиопия, Нигерия, Заир, Кения, Уганда, Мозамбик и Бангладеш, Бутан, Индия, Пакистан, а по оценкам министерства сельского хозяйства США, в стране около 31 млн голодающих или находящихся на грани голода» [9].
Продовольственный кризис – это комплексная проблема, которая требует незамедлительного решения. Гастрономическая журналистика и food-блогеры – это отличный информационный инструмент, который может запустить демократические дискуссии на площадках – традиционных СМИ и новые медиа. Интерес к гастрономии, продуктам питания и здоровому образу жизни через призму гастрожурналистики помогут актуализировать продовольственную проблему в общественном сознании как реальную серьезную проблему современности. По словам главы Всемирной продовольственной программы Дэвида Бизли, прозвучавшей на специальной сессии Генассамблеи ООН, «из-за пандемии коронавируса количество голодающих за год увеличилось вдвое, т. е. до 270 млн человек, и следующий год пройдет под знаком гуманитарной катастрофы», – сказал» [5].
Всемирный хронический голод развивается по многим причин, главные из которых природные катаклизмы и нерациональное природопользование. Несмотря на развитие технологий, плодородные почвы и рост новых систем питания, число голодающих продолжает расти и к 2030 году может достичь 840 млн человек. В свою очередь продовольственный кризис натуральных продуктов питания ожидает планету в 2050 году [15].
По словам главного экономиста продовольственной программы ООН Арифа Хусаинова, «мир ожидает глобальный продовольственный кризис, уже в 2020 году от голода будут страдать 265 млн человек – вдвое больше, чем в прошлом году» [2, с. 35].
В 2007–2008 годах цены на большинство видов продовольствия резко поднялись. По данным Продовольственной организации ООН (ФАО), с января 2006-го по июнь 2008 года продукты питания подорожали в среднем почти вдвое. Рис вырос в цене на 217%, пшеница – на 136%, соя – на 107%. Стали заметно дороже мясо любых видов и молочная продукция. Процесс назвали «агфляцией» (аграрной инфляцией), и многие эксперты тогда предрекали, что мир стоит перед угрозой массового голода [8]. У данного явления было много причин, как долгосрочных (быстрый рост населения по всему миру), так и конкретных, свойственных первому десятилетию нашего века. В частности, свою роль сыграло резкое увеличение посевных территорий под биотопливные культуры (рапс), сокращение стратегических продовольственных запасов, рост цен на горючее и минеральные удобрения, уклон сельского хозяйства разных стран в монокультуру и, наконец, финансовые спекуляции. Как бы то ни было, но кризис 2008 года завершил инфляцию – многие продукты, например, пшеница подешевели в два раза.
Новый виток роста цен на некоторые виды продовольствия случился в 2010 году на фоне действительно серьезных проблем с погодой. Жесткая засуха в Северном полушарии привела к обвалу урожая зерновых (к примеру, в России падение составило 37 % к предыдущему году). Многие страны ввели ограничения на экспорт зерна и других продовольственных товаров, что и подтолкнуло цены вверх. Некоторые эксперты считают, что неурожай 2010 года стал одной из причин «арабской весны» – серии беспорядков, революций и гражданских войн в странах Ближнего Востока, начавшейся как раз зимой 2011 года.
Самой большой потенциальной опасностью являются не столько логистические проблемы и не нехватка еды как таковой, а резкое падение доходов граждан. Для большинства жителей богатых стран или государств со средним ВВП на душу означает затягивание поясов, но речь идет о непродовольственных товарах. Для бедных же стран – в основном азиатских и африканских – это может означать сокращение рациона у немалой части жителей, лишившихся работы. Здесь все будет зависеть от реакции властей и их способности накормить население, которое оказалось главной жертвой беспрецедентного в новейшей истории кризиса.
Сегодня решением проблемы голода занимается целый ряд международных, общественных и частных организаций, межправительственных комиссий и учреждений. К ним присоединяются глобальные финансовые и коммерческие структуры, в частности, МБРР (Международный банк реконструкции и развития) и ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти). Они финансируют многочисленные проекты, направленные на развитие агропромышленного сектора в развивающихся странах. В то же время ученые занимаются теоретическими аспектами кризиса. В их компетенции – поиск возможных путей решения продовольственной проблемы.
Озабоченность российского населения вызывает продовольственная инфляция, которую заметили во время пандемии коронавируса и в новом 2021 году. Население России заметили существенный рост цен, особенно ярко в СМИ была освещена проблема, связанная с увеличением цен на сахар и растительное масло почти в два раза (см. рис. 1).
Рис. 1. Динамика продовольственных цен, год к году, %.
На данный момент исследователи видят несколько вариантов решения:
1) масштабные изменения в производстве и структуре производства продуктов питания; 2) модернизация сельского хозяйства, формирование стабильно растущего агропромышленного сектора в отсталых государствах; 3) развитие биотехнологий; 4) внедрение брендирования сельских территорий и продуктов сельского производства в качестве способа развития инфраструктуры; 5) проведение экономических реформ с целью увеличения покупательной способности населения [9].
Вызван этот рост не дефицитом на внутреннем рынке, а глобальным ростом цен. Но уровень жизни людей при этом резко снижается, потому что наблюдается падение доходов населения. По данным Росстата (январь–сентябрь), реальные располагаемые доходы населения упали на 4,3% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года (во втором квартале 2020 года – на 8,4%) [13]. Ситуация усугубилась ростом безработицы из-за ограничений, связанных с пандемией, начавшейся в марте 2021 года. Нехватка денежных средств напрямую влияет на продовольственное потребление россиян. Очевидно, в ближайшее время мы увидим резкое ухудшение диеты населения, будут уходить наиболее ценные продукты – овощи, фрукты, рыба, но будет расти потребление хлеба, круп, макарон. Такой рацион отрицательно скажется на здоровье взрослых людей и особенно на подрастающем поколении, которому необходимо сбалансированное питание.
Несмотря на плодотворную работу гастрономических журналистов, нутрициологов, диетологов и специализированные программы на телевидении, которые прививали россиянам последнее десятилетие здоровый образ жизни и правильное питание, отношение к проблеме продовольствия серьезно нивелировано. Производство продуктов из-за роста цен будет вынуждено стремиться к удешевлению своей продукции за счет ее качества. В составы продуктов будут вводить все больше заменителей, консервантов, сахар, повышать процент углеводов. Законопроект об экологическом сельском хозяйстве придется остановить, потому что спрос на экологическую продукцию упадет в силу отсутствия средств у населения. Ухудшение качества питания, скудность рациона, некачественные продукты – все это приведет к росту заболеваний, особенно обострятся проблемы ожирения, диабета, сердечно- сосудистых заболеваний и проблем, связанных с расстройством пищевого поведения.
Повышением цен на продукты питания и ухудшением качества, а вместе с ним и уровня жизни людей в большей степени озабочены представители гражданской журналистики – блогеры. Именно в контенте блогеров на YouTube и Instagram поднимаются и рассматриваются вопросы, связанные с «пробелами» в питании, нехваткой денежных средств на приобретение полноценной продуктовой корзины, повышение цен, снижение качества продуктов. Среди таковых следует выделить следующие каналы: «Серега Три Руки» (351 тыс. подписчиков, YouTube-канал), «Дневник Еврея» (1,04 млн подписчиков, YouTube-канал), «Грильков» (1,29 млн подписчиков, YouTube-канал) и др.
Тема здоровья и правильного питания в основном базируется на площадке Instagram, что подтверждается ускоренными темпами digital-глобализации [3, с. 45]; в данной соцсети представлены микроблоги нутрициологов, диетологов, спортивных коучей, домохозяек и тех людей, кто внимательно следит за состоянием своего тела и физического здоровья. В последнее время стоит отметить рост аккаунтов, в которых поднимается тема расстройств пищевого поведения (далее – РПП), борьбы с анорексией, реальные истории лечения и восстановления, поддержка людей, страдающих этим заболеванием, о котором редко говорят на федеральных каналах и на площадках традиционных СМИ. Расстройство пищевого поведения – это вид зависимости, от которой люди умирают. «У тех, кто не излечивается в течение десяти лет выживаемость около 78%. У тех, кто в течение 20, – около 63%» [16].
Оценивая сложившуюся ситуацию, можно сделать вывод о том, что перед современными гастрожурналистами стоит важная задача, которую можно решить через выполнение социальной функции. Food-журналисты должны создавать контент со здоровыми форматами питания, контент, поддерживающий людей с заболеваниями, если речь идет о проблемах РПП. Материалы должны продвигать идеи правильного использования продуктов питания, выносить на обсуждение идею рационализации, которая позволит исправить ситуацию с голодом по всему миру. Контент следующих блогеров несет в себе пропаганду здорового питания, бодипозитива, рационального питания: Olya Pins (753 тыс. подписчиков, YouTube-канал), Workout – Будь в форме! (1,77 млн подписчиков, YouTube-канал), блогер Валерия Чекалина (@ler_chek, 9,1 млн подписчиков, профиль в Instagram) и др.
Как можно заметить, повышение цен вызывает серьезную озабоченность как новых медиа, так и традиционных СМИ. В основном все журналисты рассматривают процесс повышения цен и сообщают людям о категориях, которые станут дороже, на телевидении пропагандируют здоровое питание, разоблачают мифы о еде, учат покупать правильные продукты. Например, на телеканале «Россия 1» в феврале 2020 года стартовала новая программа с Наталией Медведевой и Евгением Рыбовым «Тест», в которой они проверяют на качество самые популярные товары известных марок, начиная от яиц и заканчивая подгузниками. Ведущие проводят тесты прямо в студии, на глазах у зрителей, не скрывая производителей и названий. В программе проверяют продукты и товары, доступные каждому, а зрители в студии принимают непосредственное участие в шоу: задают острые вопросы, высказывают мнения и даже снимают пробу. И самое главное – впервые на российском ТВ тесты потребительских характеристик проводят не самозваные «эксперты», а специалисты АНО «Российская система качества» (Роскачество) – организации, официально уполномоченной на проведение объективных лабораторных исследований. Результаты профессиональных экспертиз Роскачества ежедневно помогают покупателям сделать правильный выбор для качественной жизни.
Стоит уделить внимание тому факту, что в январе 2020 года Президентом РФ В. В. Путиным была подписана Доктрина продовольственной безопасности России. «Согласно новому документу, продовольственная безопасность России – это состояние социально-экономического развития страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость РФ, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевой продукции, соответствующей обязательным требованиям, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевой продукции, необходимой для активного и здорового образа жизни» [11].
Подводя итог проведенному исследованию, можно сделать вывод о том, что у гастрономической журналистики есть огромные возможности для решения очерченных проблем. Посредством пропаганды рационального использования продуктов, призыву к грамотной оценке производства, грамотному составлению продуктовой корзины для населения, можно будет минимизировать проблему глобального голода, избавиться от ряда заболеваний, улучшить качество жизни людей. Продуктивная работа гастрономической журналистики в традиционных СМИ и на площадках новые медиа, совместный труд food- журналистов, экономистов и общественных СМИ способен привести к положительным изменениям в жизни общества и населения всей планете.
Миссия гастрономической журналистики в решении социально-значимых проблем велика. Она заключается в просвещении аудитории в области питания и природопользования, популяризации научных знаний о продуктах, правильных диетах, заботе о своем здоровье. Гастрономическая журналистика имеет возможность повлиять на экономическое состояние страны, помогая решать вопросы, связанные с продовольственной проблемой, сократить территориальную распространенность голода в одном случае, и прекратить эпидемию ожирения в другом. Грамотный подход к ведению информационного просвещения поможет людям изменить свое отношение к природе, собственному здоровью, другим людям, которые нуждаются в помощи. Взаимная работа журналистики, экономики и медицины продуктивно отразится на ситуации, изменит положение в лучшую сторону.
Таким образом, на основе проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
1) кроме рассмотрения социальной функции гастрожурналистики, нами выделен ряд косвенных проблем, связанных с продовольствием, ростом цен, нерациональным природопользованием. К этим проблемам относятся: ухудшение качества жизни населения, эскалация географии голода, рост заболеваний, в том числе ожирения и расстройств пищевого поведения;
2) выполнять социальную функцию и решить проблемы food-журналистика сможет лишь при плодотворном взаимодействии с традиционными СМИ, а также другими государственными институтами, в частности с представительством экономики и медицины;
3) результатами исследования является найденный путь решения продовольственной проблемы посредством социальной функции гастрожурналистики.
Благодаря действиям и работе специалистов по медиа коммуникациям общество пересмотрит свои взгляды на использование природных ресурсов, начнет заботиться о планете. Только совместные, а главное осознанные действия людей и СМИ смогут спасти мир от продовольственной проблемы, болезней и кризиса натуральных продуктов.
Bibliografia
- Антюхина А. В. Еда как форма культурной идентификации // Концепт: научно- методический электронный журнал. – 2015. – Т. 8. – С. 246–250.
- Астафьева О. А., Горбунова О. Н. Глобальные проблемы модернизации национальной экономики // Материалы III Международной научно-практической конференции (заочной). – Тамбов: Бизнес-Наука-Общество, 2014. – С. 32 – 36.
- Бакеева Д. А., Яшина А. Р. Food-контент в условиях New Media: анализ рекламных стратегий телевидения и кроссплатформ // Знак: проблемное поле медиаобразования. – 2020. – № 2 (36). – С. 45–53.
- Капкан М. В., Лихачева Л. С. Гастрономическая культура: понятие, функции, факторы формирования // Известия Уральского государственного университета. Сер. 2. Гуманитарные науки. – 2008. – № 55. – Вып. 15. – С. 34–43.
- Костлявая рука пандемии. Из-за коронавируса миру грозит страшнейший за 75 лет голод [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://theins.ru/obshestvo/237751 (дата обращения 20.02.2021).
- Лукьянова С. В. Феномен пищи, вкуса в медиатексте // Вестник Псковского государственного университета. Сер. Социально-гуманитарные и психолого- педагогические науки. – 2014. – № 4. – С. 97–100.
- Морозова А. А., Старикова Е. С. Фуд-журналистика и ее особенности // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. – 2018. – № 3. – С. 65–69.
- ООН: Мир ожидает глобальный продовольственный кризис [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fishretail.ru/news/vtoroy-vsadnik-posleduet-li-za-epidemiey-massoviy-golod-408677 (дата обращения 08.02.2021).
- Продовольственный кризис как актуальная проблема современности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studopedia.ru/3_135153_prodovolstvenniy-krizis-kak-aktualnaya-problema-sovremennosti-uchastie-zhurnalistiki-v-ego-preodolenii.html (дата обращения 10.02.2021).
- Путин заявил об ухудшении ситуации на мировом рынке продовольствия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://yandex.ru/turbo/360tv.ru/s/news/vlast/putin-priznal-uhudshenie-situatsii-na-mirovom-prodovolstvennom-rynke/ (дата обращения 19.02.2021).
- Путин подписал новую Доктрину продовольственной безопасности [Электронный ресурс] // РИА Новости. – Режим доступа: https://ria.ru/20200121/1563697182.html (дата обращения 19.02.2021).
- Рева Е. К., Огородникова Т. В., Михайлова Т. Д., Арехина Д. В., Кубрин С. Д. Предметно-тематическое поле гастрономической журналистики: от развлекательного контента до вопросов национальной политики России // Вопросы теории и практики журналистики. – 2019. – Т. 8. – № 1. – С. 111–128.
- Росстат: число бедных россиян выросло во втором квартале 2020 года до 19,9 млн [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/9498117 (дата обращения 17.02.2021).
- Тепляшина А. Н. Профессиональная критика ресторанов в деловой прессе как фактор жанровой модификации рецензии // Вестник Томского государственного университета. – 2015. – № 2 (34). – С. 195–204.
- Ученые предсказывают продовольственный кризис к 2050 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://news.rambler.ru/science/36170458/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения 17.02.2021).
- Хочется содрать с себя свое тело, как колготки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/6133460 (дата обращения 10.02.2021).
Arquivos suplementares
