Репрезентация эмоциональных переживаний в евангелие от Матфея
- Авторы: Романов К.М., Гриднев А.О.
- Выпуск: Том 7, № 12 (2019)
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 13.02.2025
- Статья одобрена: 13.02.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/279960
- ID: 279960
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье представлены результаты психологического анализа Евангелия от Матфея. Установлено, что в тексте Евангелия используется довольно широкий спектр эмоциональных категорий: страдание, страх, радость, гнев и др. Это говорит о том, что представленные в тексте события были насыщены эмоциональными переживаниями.
Ключевые слова
Полный текст
Душевная жизнь человека наполнена множеством сменяющих друг друга разнообразных эмоциональных переживаний, таких как удивление, тревога, радость, стыд и др. Эмоция – это непроизвольная субъективная реакция человека на значимые жизненные ситуации и объекты (всевозможные события, предметы, явления и людей), имеющая форму душевного переживания. Эмоции возникают только в значимых ситуациях, когда затрагиваются жизненные интересы человека и нарушается привычное для него равновесие с окружающим миром, другими людьми и самим собой. Примером таких ситуаций могут быть конфликт с близким человеком, греховный поступок, поломка компьютера, опоздание на поезд, неудачная сдача экзамена и т. п.
В общем функциональном плане эмоции представляют собой инструмент экстренной мобилизации личностных и физиологических ресурсов для восстановления оптимального равновесия человека с окружающим миром, людьми и самим собой, субъективно переживаемого как состояние комфорта, благополучия и удовлетворенности жизнью.
Именно поэтому они возникают и существуют у человека как необходимая сторона его душевной жизни. Эмоции выполняют такие функции, как оценка значимости чего-либо (кого-либо), ориентировка в состоянии организма, сигнализация о состоянии потребностей, мотивация, воздействие на организм, воздействие на познавательные процессы, воздействие на общение и предметно-практическую деятельность [4].
Генетически исходная и наиболее важная функция эмоций состоит в первичной оценке субъективной значимости для человека окружающих предметов, явлений, людей, различных событий, собственных мыслей, намерений, планов, решений, поступков, действий и т. д. Эмоции выступают для человека в роли своеобразного внутреннего компаса, позволяющего быстро и надежно ориентироваться в многообразии жизненных событий и ситуаций, людях и самом себе, предметах и явлениях, собственных намерениях и поступках. Причем эмоциональные оценки представляются нам значительно более достоверными и личностно значимыми, чем интеллектуальные, поэтому мы склонны доверять и подчиняться им.
Механизм эмоциональной оценки играет важнейшую роль в усвоении жизненного опыта и ориентировании человека в собственном организме. Эмоционально окрашенные действия усваиваются и фиксируются в памяти гораздо быстрее и эффективнее, чем нейтральные. Причем, благодаря этому механизму, жизненный опыт становится интимно личностным, т. е. субъективно переживается как собственный. Эмоции делают мировосприятие и миропонимание интимно-личностным и придают им чувство принадлежности субъекту. Механизм эмоциональной оценки принимает участие в построении действий, поступков, способов общения и бытия в целом. Эмоции определяют их смысловое пространство и придают им статус смысловой наполненности. В таком качестве они переживаются субъективно как имеющие смысл (осмысленные) или не имеющие его (бессмысленные). Идущие из организма ощущения являются эмоционально окрашенными. Например, мы не просто ощущаем боль в каком-то органе, но, в такой же мере, и переживаем ее. Из подобных ощущений-эмоций складывается физическое самочувствие человека, причем именно эмоции делают его глубоко интимным.
Эмоции сигнализируют человеку о состоянии его потребностей. При актуализации нужды в чем-либо возникают соответствующие эмоциональные переживания (голода, жажды, интереса и т. д.), которые называются потребностными. В зависимости от состояния потребности, они могут усиливаться, ослабляться, исчезать совсем, меняться на противоположные по знаку. Потребностные переживания составляют эмоциональную основу и субъективную форму существования потребностей, причем каждая из них имеет свою неповторимую эмоциональную окраску. Это и позволяет человеку легко распознавать свои актуальные потребности.
Эмоции характеризуются также мотивационными функциями. Они обладают огромным энергетическим потенциалом и выступают как довольно мощные источники активности. Причем побудительные возможности эмоций напрямую зависят от их силы и знака. Чем сильнее эмоция, тем большими мотивационными возможностями она обладает. Для примера можно сравнить в этом отношении сильную и слабую боль, страх, стыд и другие эмоции. Психофизиологические возможности эмоционально заряженного человека очень велики. Реализация энергии эмоций и соответственно эмоциональная разрядка осуществляются через движения и действия. Подобная разрядка эмоциональной энергии является абсолютно естественной и целесообразной. Отсутствие такой возможности приводит к негативным психосоматическим последствиям – эмоциогенным заболеваниям. Это необходимо учитывать в психотерапевтической практике и психологическом консультировании.
Эмоции оказывают очень сильное воздействие на физиологические функции человека. По существу, они образуют совместно с ними единую психофизиологическую систему. Поэтому эмоции всегда сопровождаются большими или меньшими изменениями всех функций организма и каждого органа. Ни одна физиологическая функция, ни один орган и ни одна ткань не свободна от их влияния. Причем возможности эмоциональной регуляции физиологических функций очень велики и многообразны. Они могут изменяться в десятки и сотни раз в самых разных направлениях: усиливаться, ослабляться вплоть до полного затухания (смерти), улучшаться, ухудшаться до патологии, ускоряться, замедляться и т. д. На эмоциональной основе возникают большинство болезней и преждевременное старение (или омоложение). Например, под влиянием сильного эмоционального потрясения у человека могут довольно быстро поседеть волосы, резко измениться давление крови, расстроиться работа пищеварения и др. [1]. Каждая эмоция имеет свое неповторимое физиологическое сопровождение, т. е. характеризуется вполне определенным режимом работы организма. Известно, что положительные эмоции оказывают благотворное воздействие на организм, а отрицательные – разрушительное.
Эмоции тесно взаимосвязаны с сознанием и всеми познавательными процессами человека: ощущением, восприятием, памятью, мышлением, воображение. Можно сказать, что они управляют сознанием. Эмоционально окрашенные события и ситуации становятся своеобразным центром притяжения сознания и когнитивных процессов. Эмоции пронизывают эти процессы и в имплицитной форме входят в субъективную ткань каждого из них. Механизмы эмоциональной регуляции способны кардинально изменить работу познавательных процессов. Под влиянием эмоций их возможности и функциональные характеристики могут изменяться (улучшаться или ухудшаться) в десятки раз. Так, при воздействии сильного стресса человек может неадекватно воспринимать что-либо, значительно хуже соображать, запоминать, сосредоточивать или переключать внимание, снижать или даже терять сознательный контроль над своими действиями. На основе эмоциональных механизмов работают творческое мышление и воображение. Эмоционально окрашенные события запоминаются значительно лучше, чем нейтральные.
Характер воздействия эмоций на сознание и познавательные процессы зависит от их знака. Отрицательные эмоции изменяют их таким образом, что человек начинает воспринимать окружающий мир и самого себя в мрачных тонах. Аналогичную окраску получают его мысли, образы воображения и воспоминания. Положительные эмоции оказывают прямо противоположное воздействие на мировосприятие и самовосприятие человека. Окружающий мир кажется лучше, люди добрее, собственные возможности шире, жизненные проблемы незначительнее и т. д. В большинстве случаев люди не осознают этого. Находясь в плену деформированного эмоциями мировосприятия, они могут принимать не вполне адекватные решения и совершают не очень разумные, а иногда и безрассудные поступки, о которых потом приходится сожалеть. Степень воздействия эмоций на познавательные процессы зависит от их (эмоций) силы. Чем интенсивнее эмоции, тем большее влияние они оказывают на сознание и познавательные процессы и тем сильнее деформируют их, вплоть до полного разрушения.
Влияя на сознание и познавательные процессы, эмоции и сами зависят от них. Например, если человек преднамеренно будет думать о чем-то не очень приятном для себя, напряженно «прокручивать» в своем воображении самые неблагоприятные варианты решения соответствующих жизненных задач (предстоящего разговора с начальником, сдачи экзамена, совершения дорогой покупки и т. д.), вспоминать свои прошлые неудачи и потери, то это ухудшит его настроение. Таким способом можно изменять свое настроение и погружаться в любые эмоциональные состояния. Эмоции и познавательные процессы составляют единую психологическую систему, т. е. тесно взаимосвязаны. Изменение эмоционального состояния человека приводит к соответствующим изменениям мировосприятия и самовосприятия и наоборот.
Эмоции оказывают сильное влияние на самосознание. Они способны временно изменять образ «Я», отношение человека к самому себе, самооценку, уровень притязаний. Например, под влиянием некоторых отрицательных эмоций (разочарования, вины, отчаяния, стыда) человек может недооценивать свои возможности (знания, способности, интеллектуальный потенциал и др.), занижать личностные притязания в чем-либо, входить в состояние недовольства собой. Многие положительные эмоции способны оказывать прямо противоположное воздействие на те же самые элементы самосознания. Особенно эта зависимость от эмоций характерна для детей и подростков.
Эмоции человека тесно связаны с общением. Будучи социальными по происхождению и диалогичными по структуре и сущности, они являются важнейшими инструментами общения и оказывают влияние на все его элементы: содержание, способы межличностного воздействия, процессы межличностного понимания, отношение людей друг к другу.
Например, негативное эмоциональное отношение к партнеру по общению приводит к искаженному восприятию этого человека (он кажется менее привлекательным, чем это есть на самом деле) и выбору неадекватных способов воздействия. Возникающие в процессе общения эмоции, имеют тенденцию к аккумуляции и преобразованию в более или менее устойчивые чувства. Поэтому на основе эмоциональных процессов возникают межличностные отношения: дружба, любовь, неприязнь, уважение и др. Воздействуя на общение, эмоции и сами зависимы от него.
Любая человеческая эмоция адресована другим людям, а в их отсутствии она во многом теряет смысл. Поэтому эмоции довольно хорошо проявляются вовне: в мимике, взглядах, действиях, движениях, жестах, позе, интонации и других особенностях речи. Таким способом человек вольно или невольно выражает свое эмоциональное состояние, доводит его до других и воздействует на них: призывает к сочувствию, заражает, пугает, огорчает, злит, обвиняет, осуществляет аффективную разрядку и т. д. Каждая эмоция имеет свое неповторимое внешнее выражение. Эмоции и формы их внешнего выражения функционально взаимосвязаны, поэтому влияют друг на друга. Эмоции сопровождаются соответствующим внешним выражением, а оно, в свою очередь, оказывает обратное влияние на эмоциональное состояние человека. Это позволяет произвольно управлять эмоциями. Например, если, проснувшись утром, человек примет сгорбленную позу, опустит плечи, придаст лицу скорбное выражение и посидит так некоторое время, то у него немного испортится настроение. Аналогичным способом можно слегка изменить его в противоположном направлении. Эффект будет более сильным, если сюда подключить содержание душевной жизни, например, подумать или вспомнить то, что соответствует желаемому настроению.
Эмоции оказывают сильное воздействие на предметно-практическую деятельность человека, которая под их влиянием может существенно изменяться в сторону, как улучшения, так и ухудшения или даже полного распада. Например, состояния радости, душевного подъема и оптимизма оказывают благотворное влияние на деятельность.
Состояния подавленности, депрессии, тревоги, страха могут значительно ухудшать качество и эффективность деятельности. Эту функциональную особенность эмоций необходимо принимать во внимание при организации трудовой деятельности. Оказывая влияние на предметно-практическую деятельность, эмоции и сами зависимы от нее и очень чутко реагируют на динамику ее выполнения. Любые успехи или неудачи в выполнении деятельности находят отражение в соответствующих эмоциональных реакциях: положительных или отрицательных. Это означает, что предметно-практическая деятельность может служить инструментом регуляции эмоционального состояния человека.
Как видим, функциональные возможности эмоций очень велики. Это говорит о том, насколько важно правильно понимать свои эмоциональные ресурсы и разумно пользоваться ими. В этом выражается эмоциональная культура человека. Можно сказать, что эмоциональные переживания представляют важнейшую часть душевной жизни человека. Не случайно сотворенный Богом человек изначально обладал способностью к эмоциональным переживаниям [2]. Этот факт еще раз говорит об их значимости для человека. Но с момента возникновения они не оставались неизменными. Вместе с человеком они прошли длительный путь общественно-исторического развития. Одновременно с этим происходило развитие эмоциональной культуры. Большой научный интерес представляют особенности исторически ранних форм эмоциональной культуры людей. Эта проблема и стала предметом данного исследования.
Ценным источником соответствующей информации являются древние тексты, в которых представлено описание жизни и внутреннего мира людей ранних исторических эпох. Одним из таких источником является Евангелие. Объектом психологического анализа было Евангелие от Матфея [2]. В задачи данного исследования входили следующие вопросы: в какой мере эмоционально насыщены излагаемые в тексте события, насколько широка и разнообразна номенклатура эмоций, какие эмоции являются доминирующими. Для проведения исследования использовался контент-анализ. В качестве единицы анализа рассматривались эмоциональные категории – слова, отражающие всевозможные эмоциональные явления (процессы, состояния, свойства, воздействия, чувства), например, ужаснулись, гнев, возмущение, возлюби, встревожился и т. п.
Анализ показал, что в Евангелие от Матфея насчитывается 112 эмоциональных категорий. Этого оказалось достаточным, чтобы передать эмоциональную окраску описанных в тексте событий. В соответствие с принятой в психологии классификаций эмоциональные категории были подразделены на 14 групп. Каждая группа содержит определенное количество эмоциональных категорий, в которых представлены различные варианты соответствующей базовой эмоции. В результате анализа выделены следующие виды эмоций:
Эмоция страдания –23 (20,5%): горе, скорбь, скорбит, плакали, рыдали, плакал горько, печалью, печальны, тосковать, унылы.
Эмоция страха – 19 (16,9%): страх, не бойтесь, не боишься, убоялся, убоявшись, боимся, боязливы, устрашившись, ужаснулись, не ужасайтесь, встревожился.
Эмоция радости – 15 (13,4%): радость, с радостью, порадуйтесь, возрадовались, радуйтесь, веселитесь, веселиться, повеселиться.
Эмоция гнева – 14 (12,5%): гнев, разгневался, разгневавшись, гневающийся, с яростью, вознегодовали, злой, зол, злым, осердился, возмущение, роптать.
Эмоция удивления – 13 (11,6%): дивился, удивился, удивляясь, изумлялись.
Эмоция любви – 10 (8%): любовь, любит, люби, любите, любить, любят, возлюби.
Эмоция презрения – 7 (6,2%): насмехались, насмеялись, смеялись над ним, не презирайте, насмеявшись.
Эмоция ненависти – 4 (3,6%): ненавидеть, ненавидимы, возненавидят.
Эмоция стыда – 2 (1,8%): постыдят, смущаете.
Эмоция вины –1 (0,9%): раскаявшись.
Эмоция обиды –1 (0,9%): не обижаю.
Эмоция восхищения –1 (0,9%): с трепетом.
Эмоция возбуждения –1 (0,9%): возбудили.
Эмоция вожделения – 1 (0,9%): вожделение.
Максимальную нагрузку в передаче эмоциональной окраски событий (более 60%) несут четыре первые группы эмоций: эмоция страдания – 23 (20,5%), эмоция страха – 19 (16,9%), эмоция радости – 15 (13,4%), эмоция гнева – 14 (12,5%).
На следующем этапе исследования мы проанализировали соотношение эмоциональных категорий в зависимости от знака. Результаты анализа свидетельствуют о явном доминировании отрицательных эмоций – 71 (62,5%). Это говорит о драматизме описываемых в тексте событий.
На завершающем этапе исследования мы провели лингвистический анализ эмоциональных категорий. В соответствие с частями речи они были подразделены на четыре группы: существительные, глаголы, причастия и деепричастия, прилагательные. Каждая из этих форм передает определенные особенности эмоциональных явлений. Существительные в обобщенной форме отражают само эмоциональное явление, например, радость. В глаголах представлена процессуально-деятельностная сторона эмоций. За ними всегда стоит субъект, переживающий эмоцию или порождающий ее у другого человека, например, радуюсь, радуйтесь [3]. В причастиях и деепричастиях также представлена активно-деятельностная природа эмоций. Прилагательные отражают эмоциональные состояния и свойства человека, например, радостный. Наличие такой дифференциации эмоций свидетельствует о богатстве эмоционального опыта человека. Анализ показал, что эмоциональные категории представлены четырьмя лингвистическими формами, но с разным количественным соотношением: глаголы – 69 (61,6%), существительные – 23 (20,5%), прилагательные – 12 (10,7%), причастия и деепричастия – 8 (7,2%). Факт доминирования глагольных форм эмоциональных категорий может говорить о том, что эмоции представляют собой процесс переживания субъекта, а понимание процессуальной стороны эмоций имеет более раннее происхождение, чем всех остальных.
Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы.
- Во времена написания Евангелия уровень развития эмоциональной культуры общества был довольно высоким, иначе было бы невозможно написать и понять этот текст.
- В тексте Евангелия представлен довольно широкий спектр эмоциональных категорий.
- Представленные в тексте события были насыщены эмоциями. Причем эти события носили драматический характер, о чем свидетельствует преобладание отрицательных эмоциональных категорий.
Доминирующими в тексте являются следующие эмоции: страдание, страх, радость и гнев.
Об авторах
К. М. Романов
Автор, ответственный за переписку.
Email: ogarevonline@yandex.ru
А. О. Гриднев
Email: ogarevonline@yandex.ru
Список литературы
- Мороз А. Основы православной психологии (путь к исцелению). – Тверь, 2017. – 536 с.
- Библия. Книга Священного Писания Ветхого и Нового завета. – М.: Международный издательский центр православной литературы, 1994. – 1376 с.
- Василюк Ф. Е. Переживание и молитва (опыт общепсихологического исследования). – М.: Смысл, 2005. – 191 с.
- Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 383 с.
Дополнительные файлы
