Особенности интересов младших подростков

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования интересов младших подростков, проведенного с помощью авторской анкеты. Описаны такие характеристики интересов как широта, глубина, содержание и направленность.

Полный текст

Специфика подросткового возраста описана в концепциях многих отечественных и зарубежных учёных. Ряд из них большое значение для развития личности, выстраивания линии будущей жизни придавали интересам и увлечениям детей (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Б. Залкинд и др.). Современные исследователи продолжают изучать разные аспекты интересов подростков, обогащая научные представления об особенностях этого феномена. Так, Е. Л. Бережковская выяснила, что у подростков с содержательными интересами самоопределение (в частности, профессиональное) происходит продуктивнее, чем у ребят, ориентированных только на общение и развлечения [1]. Е. А. Куминская выявила отличия в интересах подростков с разными социальными статусами. Она установила, что лидерам присущи широта интересов и стремление погрузиться в различные виды деятельности [3].

Принимая во внимание положение, согласно которому, интегрируясь в интересе к жизни, частные интересы могут выступать в качестве показателей психологического здоровья личности [2], мы посчитали важным для науки и практики эмпирически исследовать содержание и направленность интересов детей подросткового возраста.

Категорию испытуемых составили учащиеся пятого класса – младшие подростки (26 учащихся 5 А класса МОУ «СОШ № 41» г.о. Саранск в возрасте 11 лет, из них было 13 девочек и 13 мальчиков).

Для исследования мы разработали анкету из 15 вопросов, преимущественно ориентированных на различные виды деятельности современных школьников, осуществляемые ими в свободное от учёбы время.

Опишем полученные эмпирические данные.

На вопрос «Чем ты любишь заниматься в свободное время?» были получены ответы от 25 респондентов из 26 (один мальчик не дал ответ на этот вопрос). В основном ребята указывали только один вид занятия (19 человек из 25, что составляет 76 %), например, играть, гулять, слушать музыку и др. Но часть респондентов предлагали несколько вариантов ответа, что может свидетельствовать о большей широте интересов. Так, 4 человека назвали по 2 вида деятельности, 1 мальчик указал 3 своих любимых занятия, а 1 девочка перечислила 7 разных вариантов (рисовать, читать, слушать музыку, танцевать, смотреть видео, играть в телефоне, рукодельничать).

Самым популярным ответом на данный вопрос анкеты был вариант «играть». Он указан в 13 случаях из 25, это составляет 52 %. Заметим, что трое ребят не конкретизировали, во что именно они любят играть, тогда как остальные уточнили, что в свободное время им нравится играть в компьютер (4 человека), в телефон (4 человека), в планшет (1 человек), в шахматы (1 человек), в «Монополию» (1 человек).

Следующим по частотности упоминания (6 раз, что составляет 24 %) был ответ «гулять» («гулять на улице», «гулять с друзьями»). Третью позицию занимает вариант «смотреть YouTube» (5 человек, или 20 %), к которому мы также отнесли ответы «смотреть видео на телефоне» и «смотреть компьютер». 2 респондента (8 %) написали, что в свободное время они любят рисовать, и по столько же человек ответили «читать» и «слушать музыку». Остальные варианты встречались по одному разу. Среди них были, на наш взгляд, достаточно оригинальные: «спать», «хожу к бабушке». Мы обратили внимание, что любит смотреть телевизор только один мальчик (4 %). Видимо, такое занятие не привлекает в настоящее время подростков, TV вытеснено более современными гаджетами.

На второй вопрос анкеты «В какие компьютерные игры ты чаще всего играешь? Чем они тебя привлекают?» дали ответ все члены выборки. Из 26 респондентов больше половины (15 человек, или 57,69 %) сообщили, что они играют в компьютерные игры, но не все указали, в какие именно и чем обусловлен их выбор. Девочки (их было всего четверо) называли такие игры, как «Битва магов» (привлекает то, что можно побеждать противника), «Показ мод», «Путешествие на ранчо», «Говорящий Том». За исключением первой, в них нет агрессии, они развивают творческие способности, эстетический вкус, учат взаимопомощи, показывают, как нужно ухаживать за питомцем. Набор компьютерных игр мальчиков разнообразен. Четверо назвали «Counter-Strike» (это многопользовательская компьютерная игра в жанре шутера от первого лица, иными словами – «стрелялка»), 2 человека указали «Minecraft» (игра на выживание; как считают разработчики, развивает самостоятельность и творчество игрока), по 1 разу среди ответов встречались «PUBG» (многопользовательская онлайн-игра в жанре королевской битвы), «GTA 5» (аналогичная «стрелялка»), «Fortnite» (компьютерная игра в мультипликационном стиле, жанр – симулятор выживания), «World of Tanks» (онлайн-игра в реальном времени в жанре танкового симулятора), «Tomb Raider» (компьютерная игра в жанре приключенческого боевика от третьего лица), а также, на наш взгляд, «безобидные» по сравнению с предыдущими и достаточно полезные «Scrap Mechanic» (от игроков она требует сообразительности, им нужно сооружать разные механизмы из имеющихся запчастей и найденных ресурсов) и «FIFA 18» (симулятор игры в футбол).

К сказанному добавим, что 11 респондентов (42,3 %) ответили, что в компьютерные игры не играют. В основном среди них были девочки (9 человек), но также были и 2 мальчика.

В группе испытуемых половина (13 человек) ответила положительно на вопрос «Есть ли у тебя какая-нибудь коллекция? Что ты собираешь?». Два мальчика написали, что у них была коллекция (у одного коллекция камней, у другого – перьев), но теперь они ничего не собирают, остальные 11 подростков (42,3 %) не занимаются коллекционированием. Среди респондентов мы обнаружили четырёх нумизматов, трёх собирательниц домино «Смешарики», а вот остальные ребята увлечённо собирают совершенно разные вещи: Littlest Pet Shop (это маленькие игрушечные зверушки), кукол – Принцесс Диснея, медали, фантики, наклейки, карточки «Звёздные войны».

Анализируя ответы на вопрос «Есть ли у тебя домашнее животное? Если бы у тебя была возможность завести домашнее животное, кого бы ты предпочел? Почему?», мы делали акцент на желании респондента иметь того или иного питомца. Половина выборки (13 человек) отдала предпочтение собаке. Ребята указывали, что им нравится это животное, они бы играли, гуляли с собакой, дрессировали бы её. Около трети опрошенных пятиклассников (30,77 %) выбрали бы кошку, потому что они любят это животное, «кошки пушистые, милые, прикольные, с ними можно играть». Трое ребят хотели бы иметь рыбок (11,5 %), в частности, 2 девочки назвали именно рыбку-петуха, которая очень красивая. У двоих респондентов (7,7 %) есть желание завести попугая. Заметим, что некоторые дети указывали по 2 животных, и только один мальчик (3,8 %) ничего не написал.

Достаточно оптимистично выглядят результаты по вопросу о читательских интересах «Какие книги ты любишь читать?». Более чем три четверти выборки младших подростков (20 человек, или 77 %) указали в качестве ответа либо конкретное произведение («Тимур и его команда», «Гарри Поттер» и др.), либо какие-то характеристики любимых книг (жанр, автора, тематику). Например, 4 респондентам нравится читать о приключениях, юмористические повести и рассказы предпочитают 3 человека, сказки любят столько же опрошенных. Также ребята интересуются фантастикой, книгами о путешествиях, животных, технике. Безусловно, жаль, что 6 подростков (23 %) ответили, что никакие книги не читают.

Следующий вопрос «Если у тебя есть свободное время, ты предпочтешь погулять с другом (подругой) или «спишешься» с друзьями в социальных сетях (ВК, Инстаграм и т. д.)?» выявлял соотношение между реальным и виртуальным общением подростков. Больше половины испытуемых (16 человек, или 61,6 %) выбрали прогулку с друзьями, около четверти респондентов (6 человек, или 23 %) указали альтернативный ответ, кроме того, четверо (15,4 %) отрицали оба предложенных варианта. Конечно, две последние категории ребят вызывают беспокойство, поскольку «живое» общение со сверстниками очень важно для психического развития подростка.

На вопрос анкеты «Какие журналы тебе нравится смотреть и читать? Почему?» основная масса пятиклассников (20 человек, или 77 %) дала ответ «никакие». Однако двум мальчикам нравится читать «Мурзилку», один мальчик любит аниме журнал, другой предпочитает игровые журналы, одна девочка проявляет интерес к детскому журналу «3/9 царство», другая заказывает одежду по журналу. На наш взгляд, низкая популярность журналов объясняется меньшей доступностью по сравнению с книгами, а также возрастными особенностями детей.

Интерес младших подростков к какой-либо науке мы изучали с помощью следующих вопросов: «Нравится ли тебе читать энциклопедии? Что тебя в них привлекает?» и «Какая научная область тебе интересна больше всего? (Можно указать несколько.) Чем она/они тебя привлекают?». К сожалению, на первый вопрос было получено 19 отрицательных ответов (73 %). Пользу энциклопедий в плане получения знаний осознают более четверти опрошенных (7 человек, или 27 %). В частности, им нравится читать о животных, технике, об астрономии. У 14 респондентов (это более половины выборки, или 53,8 %) отсутствует интерес к какой-либо научной области. При этом 12 человек (46,2 %) указывают в качестве привлекательных различные отрасли науки: математика и биология (по 4 человека), русский язык (2 девочки), астрономия, физика и химия, искусство (по одному человеку).

Получить информацию о познавательных интересах пятиклассников нам помог вопрос «Какие учебные предметы тебе нравятся больше всего? Почему?». Только один мальчик дал ответ «никакие», остальные же 25 респондентов назвали разные дисциплины. Самым популярным оказался урок физкультуры (указан 15 раз; ребятам нравится бегать, играть, тренироваться), на втором месте находится технология (названа 11 раз; обучающимся нравится строить, изготавливать поделки, вырезать фигурки), третью позицию занимает математика (обозначена 7 раз; детям нравится считать, изучать новое). Далее идёт музыка (этот предмет выбрали 4 человека), встречались среди ответов по 3 раза ИЗО, а также русский язык и литература (они нравятся ребятам, потому что уроки ведёт добрый учитель), историю в качестве предпочитаемого предмета назвали 2 девочки (они отметили, что на уроке интересно рассказывают). Биологию, географию, английский язык в своих ответах указали по одному респонденту. Следует заметить, что в большинстве случаев пятиклассники перечисляли несколько учебных предметов, которые им нравятся (от 2 до 7), что указывает на степень широты их познавательных интересов.

Анализ ответов на вопросы «В каких кружках или секциях ты занимаешься?» и «Ходишь ли ты в музыкальную или художественную школу? Тебе нравится там учиться?» позволил нам установить, с какими сферами дополнительного образования связаны интересы младших подростков. Мы установили, что 8 респондентов (30,77 %) занимаются в спортивных секциях (5 из них посещают школьную секцию лёгкой атлетики, 2 человека ходят в Кудо и одна девочка – на большой теннис). Один подросток написал, что ходит в «качалку». Пятеро подростков (19,23 %) занимаются танцами (бальными, спортивными, эстрадными и др.), 4 девочки (15,38 %) ходят в художественную школу, другие 2 девочки (7,7 %) занимаются музыкой и по одному человеку – английским языком и робототехникой (в кружке «Юные Кулибины»). Более четверти опрошенных (7 человек, или 27 %) написали, что не посещают сейчас никакие кружки и секции, не ходят в музыкальную или художественную школу.

Оба следующих вопроса анкеты направлены на получение представления о глубине спортивных, творческих и иных интересов испытуемых: «Каковы результаты твоей работы в кружке, секции, музыкальной или художественной школе (участие в конкурсах, соревнованиях, поделки/рисунки на выставках, выступления на концертах)?» и «Какие награды у тебя есть по результатам работы в кружке, секции, музыкальной или художественной школе?». Также эти вопросы косвенно выявляют мотивацию достижения младших подростков. Ребята, занимающиеся в кружках, секциях, музыкальной или художественной школе, отметили, что у них «нормальные» либо «хорошие» результаты, их хвалят тренеры и педагоги. Не все пока участвуют в конкурсах, соревнованиях и концертах, поэтому награды (грамоты, дипломы, медали и кубки) есть только у 9 из них (в соотношении с выборкой в целом это составляет 34,6 %).

Последний вопрос нашей анкеты «Кем ты мечтаешь стать в будущем?» ориентирован на пока ещё далёкую перспективу для пятиклассников – профессиональную деятельность. Ответы на него призваны отразить мотивы выбора профессии младших подростков, их умение соотносить свои интересы и склонности с соответствующей мечтой. Две девочки пока не знают, кем бы они хотели стать, остальные же 24 человека раскрыли свои мечты о будущей профессии. Некоторые ответы совпадали. Так, по 2 человека (по 7,7 %) хотели бы работать зубным врачом, художником-модельером, учителем физкультуры, визажистом, строителем. Кроме выше названных, респонденты указали следующие профессии: архитектор, хирург, программист, хореограф, художник, тренер футбольной команды, футболист, инженер-конструктор, учитель русского языка. Были и «эксклюзивные» варианты ответа: блогер, директор косметического салона, чемпионка мира по лёгкой атлетике.

Для иного аспекта анализа материалов анкетирования мы объединили виды «внеучебной» деятельности младших подростков в группы (сферы интересов). Всего получилось 7 различных сфер. Ответы по вопросам анкеты были соотнесены с ними.

В таблице 1 можно видеть результаты распределения испытуемых по категориям в соответствии с преобладающими у них сферами интересов.

 

Таблица 1

Распределение испытуемых по категориям в зависимости от преобладающих сфер интересов

 

 

 

 

Сферы интересов

 

 

 

Математика и техника

Творческая деятельность 

Спорт

Гуманитарные науки

Общение

Игры и развлечения

Природа и естествознание

Количественные показатели

7

18

15

12

17

15

6

Доля категории, %

26

69

57

46

65

57

23

 

Исходя из ответов респондентов, можно сделать вывод, что больше всего младшим подросткам нравится заниматься творческой деятельностью. Ответы, связанные с соответствующей сферой интересов, дали 18 человек, или 69 %. Вполне ожидаемым было то, что довольно большая часть выборки (17 человек, или 65 %) активно общается с друзьями. Как известно, в подростковом возрасте ведущим видом деятельности, определяющим развитие личности, является интимно-личностное общение со сверстниками. Свыше половины пятиклассников (15 человек, или 57 %) в свободное от учёбы время занимаются спортом. Играм и развлечениям во время отдыха отдают предпочтение столько же ребят (15 человек, или 57 %). В разряде познавательных интересов лидируют гуманитарные науки, их выбрали около половины опрошенных младших подростков (12 человек, или 46 %). Наименее выраженными оказались интересы к математике и технике, их проявляют менее трети выборки (7 человек, или 26 %), а также к природе и естествознанию (6 человек, или 23 %).

Обобщая полученные в ходе опроса данные, можно сказать, что результаты группы испытуемых вполне положительные. Неплохо, что младшие подростки любят заниматься творческой деятельностью, поскольку творчество развивает личность, учит самовыражению, помогает проявлению склонностей и способностей.

Общение также имеет огромное значение для развития подростка. Оно во многом определяет все остальные стороны его поведения и деятельности. Именно в общении подросток познает и переживает свою значимость. Занятия спортом способствуют не только укреплению здоровья, но и формированию адекватного образа физического «Я» взрослеющего ребёнка, а игры и развлечения помогают младшим подросткам отдохнуть, снять напряжение.

Был сделан вывод о том, что большинство современных младших подростков читают художественную литературу не только по школьной программе, но и черпают знания из энциклопедий, занимаются коллекционированием. У них есть мечты, связанные с будущей профессией, они любят животных и хотели бы иметь домашнего питомца.

×

Об авторах

Н. В. Андронова

Автор, ответственный за переписку.
Email: ogarevonline@yandex.ru

Ю. А. Дементьева

Email: ogarevonline@yandex.ru

Список литературы

  1. Бережковская Е. Л. Характер интересов и самоопределение у подростков [Электронный ресурс] // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». – 2010. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/harakter-interesov-i-samoopredelenie-u-podrostkov-1 (дата обращения: 08.09.2019).
  2. Кондаков И. Психологический словарь, 2000 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vocabulary.ru/slovari/psihologicheskii-slovar.html (дата обращения: 10.09.2019).
  3. Куминская Е. А. Особенности интересов подростков, занимающих различные социальные позиции в группе [Электронный ресурс] // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2016. – Том 9. – № 4. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-interesov-podrostkov-zanimayuschih-razlichnye-sotsialnye-pozitsii-v-gruppe (дата обращения: 10.09.2019).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Мы используем файлы cookies, сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика для улучшения работы сайта и удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были об этом проинформированы и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».