Correlation of trait anxiety and ethnic tolerance
- Authors: Balyaev S.I., Burkova D.A.
- Issue: Vol 7, No 12 (2019)
- Section: Статьи
- Submitted: 13.02.2025
- Accepted: 13.02.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/279948
- ID: 279948
Cite item
Full Text
Abstract
The article analyzes the approach to the study of ethnic tolerance as an integral property of a person. The correlation of ethnic tolerance and trait anxiety is empirically tested. The study results can be used in psycho-correctional and training programs as well as in the study courses “Ethnic Tolerance Formation” and “Ethnopsychology” for university students.
Keywords
Full Text
В современном мире толерантность является не просто желательным, а необходимым личностным качеством. Как известно, вторая половина ХХ века ознаменовалась развитием движения против дискриминации, в том числе национальных и этнических меньшинств, движения против ксенофобии и любых других форм нетерпимости. Своеобразным итогом и одновременно точкой отсчета нового этапа развития толерантности стала принятая ООН в 1995 г. Декларация принципов толерантности: «Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности» [2, с. 133].
В связи с этим, под этнической толерантностью понимают «способность человека проявлять терпимость к малознакомому образу жизни представителей других этнических общностей, их поведению, национальным традициям, обычаям, чувствам, мнениям идеям, верованиям» [3].
Изучение феномена этнической толерантности сопряжено со значительными проблемами теоретико-методологического характера. Это интегративное свойство личности, в структуру которого входит множество других личностных образований, таких как этническая идентичность, коммуникабельность, эмпатия, самооценка, уровень агрессивности и нервно-психической устойчивости, а также социальная дистанция, авто- и гетеростереотипы, эффективность поведения в конфликте [5]. Этническая толерантность – это сложное качество, которое приобретается человеком в течение жизни в процессе воспитания и самовоспитания.
Этническая толерантность наиболее ярко проявляется в ситуациях, когда личность оказывается в новых непривычных для нее культурных условиях, так как пребывание в новой социальной среде сопровождается значительным уровнем напряжения и фрустрации. Этническая толерантность в таких условиях помогает адаптироваться к ситуации, сохраняя самообладание и выдержку.
Проявление толерантности на психологическом и социальном уровне связано с рядом ограничений, к которым относятся ингрупповой фаворитизм, аутогрупповая дискриминация, стереотипизация и негативные переживания, связанные с ощущением угрозы и актуализирующие механизмы психологической защиты личности. Это крайне устойчивые структуры, которые формировались в рамках каждой этнической общности на протяжении долгого времени и передавались из поколения в поколение. Некоторые исследователи предпринимают попытки выявить личностные качества, наличие которых также затрудняет формирование и развитие этнической толерантности. Например, Н. М. Вагабова к таким личностным характеристикам относит склонность к соперничеству в конфликте, агрессивность и радикализм [1, с. 114]. Исследования в этом направлении продолжаются.
Развитие этнической толерантности считается одним из основных способов предотвращения межэтнических конфликтов. Межгрупповые и, в частности, межэтнические конфликты возникают, когда члены той или иной группы начинают чувствовать межгрупповую угрозу своей жизни, материальному благополучию, ценностям, образу жизни, самооценке или групповым особенностям. Эти субъективные переживания выражаются в негативном отношении к группам, несущим эту угрозу.
Восприятие угрозы и реакции на нее связано с таким качеством личности как тревожность. Личностная тревожность – это относительно устойчивая индивидуальная характеристика человека, дающая представление о его склонности воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрожающих его самооценке, самоуважению и престижу, реагировать на эти ситуации проявлением состояния тревоги [4]. Человек с высоким уровнем личностной тревожности склонен воспринимать различные явления окружающего мира как опасные, даже если они таковыми не являются. В связи с этим, мы предположили, что человек с высокой личностной тревожностью склонен воспринимать представителей других этнических групп как угрозу. Поэтому терпимому отношению и принятию особенностей других этносов могут препятствовать актуализирующиеся механизмы психологической защиты, из-за чего уровень этнической толерантности людей с высоким уровнем личностной тревожности, вероятно, будет ниже. Данное положение стало предметом эмпирической проверки.
В исследовании приняли участие 40 студентов МГУ им. Н. П. Огарева в возрасте от 17 до 24 лет. Для определения уровня этнической толерантности у студентов использовался экспресс-опросник «Индекс толерантности». Для оценки уровня личностной тревожности был использована Шкала самооценки уровня тревожности Ч. Д. Спилбергера в адаптации Ю. Л. Ханина. Результаты исследования этнической толерантности приведены в таблице 1.
Таблица 1
Распределение испытуемых по категориям в зависимости от уровня этнической толерантности
Количество | Уровень этнической толерантности | ||
испытуемых в категориях | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Количество | 2 | 25 | 13 |
% | 5 | 62,5 | 32,5 |
Средний показатель уровня толерантности по выборке соответствует 28 баллам (средний уровень развития этнической толерантности у испытуемых). Это значит, что испытуемые в ситуации взаимодействия с представителями других этнических групп вероятнее поведут себя сдержано и доброжелательно, чем конфликтно. Для МГУ им. Н. П. Огарева вопрос этнической толерантности в последние годы становится все более острым, потому что расширяется список стран, граждане которых становятся студентами вуза. При этом большинство студентов-иностранцев относятся к культурам, максимально не похожим на культуру русского, мордовского или татарского народа. В этих условиях крайне важно развивать у студентов те личностные качества, которые определяют потенциально толерантную личность, и контролировать проявление гиперидентичности, распространение этнических стереотипов.
Результаты исследования уровня личностной тревожности у студентов приведены в таблице 2.
Таблица 2
Распределение испытуемых по категориям в зависимости от уровня личностной тревожности
Количество испытуемых в категориях | Уровень личностной тревожности | ||
| Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Количество | 4 | 19 | 17 |
% | 10 | 47,5 | 42,5 |
Полученные результаты свидетельствуют об умеренном уровне личностной тревожности в среднем по выборке (43 балла). В данном случае трудно предположить, как, согласно нашей гипотезе, поведут себя испытуемые в ситуации межэтнического взаимодействия.
Нулевая гипотеза исследования: корреляция между уровнем этнической толерантности и личностной тревожности студентов не отличается от 0. Альтернативная гипотеза: корреляция между уровнем этнической толерантности и личностной тревожности студентов достоверно отличается от 0.
Вычислим коэффициент корреляции Пирсона r=0,018 на уровне значимости ρ0,01=0,39. Это значит, что нулевая гипотеза принимается, корреляция между уровнем этнической толерантности и личностной тревожности студентов не отличается от 0.
Таким образом, этническая толерантность является интегративным свойством личности, объединяющим множество индивидных и личностных черт. Ориентация на формирование толерантного отношения к представителям иных этнических групп является общемировой тенденцией. Этническая толерантность – это требование современного общества, движущегося в сторону глобализации, демократизации и уважения прав человека. Одно из направлений исследования феномена этнической толерантности – изучение ее структуры, выявление тех индивидно-личностных образований, которые определяют потенциально этнически толерантную личность. Наша гипотеза о том, что уровень этнической толерантности людей с высоким уровнем личностной тревожности, вероятно, будет ниже, не выдержала эмпирической проверки. Подобный результат можно объяснить тем, что использованный экспресс-опросник не защищен от социально желательных ответов. При этом в процессе опроса испытуемые не испытывали на себе влияние ситуации, в которой актуализируется этническая толерантность, то есть не находились в ситуации межэтнического взаимодействия. Поэтому дальнейшее выявление индивидно-личностных коррелятов имеет теоретический и практический смысл и является перспективным направлением этнопсихологических исследований.
About the authors
S. I. Balyaev
Author for correspondence.
Email: ogarevonline@yandex.ru
D. A. Burkova
Email: ogarevonline@yandex.ru
References
- Вагабова Н. М. Социально-психологическое исследование этнической толерантности в поликультурном регионе // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2011. – № 6. – С. 113–116.
- Декларация принципов толерантности // Национальный психологический журнал. – 2011. – № 2(6). – С. 132–134.
- Крысько В. Г., Фельдштейн Д. И. Этнопсихологический словарь. – М.: МПСИ, 1999. – 343 с.
- Соловьева С. Л. Тревога и тревожность: теория и практика [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – № 6 (17). – Режим доступа: http://medpsy.ru/mprj/archiv_global/2012_6_17/nomer/nomer14.php (дата обращения: 02.09.2019).
- Солынин Н. Э. Психологическая структура этнической толерантности учащихся основной школы и студентов средних и высших профессиональных образовательных учреждений [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2012. – № 4. – Режим доступа: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/4/solynin.pdf (дата обращения: 04.05.2019).
Supplementary files
