Динамика смертности от дорожно-транспортных происшествий в России в конце XX – начале XXI вв.

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

На основе статистического материала, проведен сравнительный анализ уровня смертности населения России от внешних факторов, выявлено преобладание смертности от дорожно-транспортных происшествий над другими внешними причинами. Изучена смертность от дорожно-транспортных происшествий в Республике Мордовия начале XXI в., которая заметно снизилась за последние 10 лет благодаря реализации национальной программы по безопасности дорожного движения.

Полный текст

На сегодняшний день в России автомобиль перестал быть роскошью для своего обладателя и окончательно превратился в удобное средство передвижения. Конечно, этот вывод является позитивным итогом плодотворной работы науки и промышленности. Но хотелось бы, чтобы автомобиль и дальше оставался только средством передвижения, а не средством получения травм или смертности.

Динамика смертности населения России от внешних причин, изученная Вишневским А. Г. позволила прийти к выводу, что с середины ХХ века смертность в дорожно-транспортных происшествиях (далее ДТП) стала одним из опаснейших внешних факторов, угрожающих жизни и здоровью человека [1]. За последние десятилетие смертность от ДТП преобладала над другими внешними факторами в статистике смертности населения России (см. рис. 1).

 

Рис. 1. Смертность от внешних факторов в Российской Федерации в 2014-2018 гг. (тыс. чел.) [4].

 

По опубликованным данным Росстата за первое полугодие 2019 г. смертность от ДТП перешла на второе место в рейтинге смертности от внешних причин (см. рис. 2).

 

Рис. 2. Смертность от внешних факторов в Российской Федерации за январь-июнь 2019 г. (тыс. чел.) [4].

 

Смертность от ДТП в России стала впервые фиксироваться в реестре причин смерти в 1956 г., но на тот момент не выделялась большими показателями. Это, в первую очередь, было связано с тем, что в стране доля грузовых автомобилей превышала долю легковых. Это значит, что автомобили в основном использовались в рабочих целях, а не в личных.

В 1971 г. в эксплуатацию был введен автомобильный завод в г. Тольятти, который начал выпускать автомобили личного пользования – знаменитые «Жигули». Автомобильный завод в Тольятти, конечно, не был единственным в стране, просто, выпускаемые там автомобили были более доступны для населения чем, например, знаменитая «Волга». Результатом широкого распространения автотранспорта по мнению Фаттахова Т. А. стало то, что в 1980 г. смертность в результате ДТП уже заявляет о своей угрожающей перспективе [3].

Несомненный интерес вызывают данные, опубликованные доктором экономических наук Щербаковой Е. М. о смертности населения СССР в ДТП. Представленная динамика обнаруживает резкий спад изучаемого показателя в период 1980-1990 гг., который достиг своей минимальной отметки в 1986 г. (см. рис. 3). По мнению исследователя, выявленное изменение связано с началом проведения в стране антиалкогольной кампании в 1985 г., которая видимо и дала свои результаты, но они оказались не столь долговременными [3].

 

Рис. 3. Погибло и ранено в результате дорожно-транспортных происшествий в России в период с 1980 по 2020 гг. (тыс. чел.) [3].

 

Резкий рост числа погибших и раненных в ДТП приходится на 1990-е г., когда на дорогах России погибли 37,5 тыс. чел. В последующее десятилетие эта цифра снижалась, но была все равно выше показателей последних лет существования СССР. У данной тенденции были две причины. Первое постсоветское десятилетие было достаточно кризисным, и далеко не все могли себе позволить приобретение и содержание автомобиля, но в тоже время на российский автомобильный рынок хлынули различные зарубежные автомобильные марки и определенные слои населения могли себе позволить такую покупку. Не стоит забывать, что к жертвам ДТП относятся не только водители и пассажиры, а также пешеходы. К началу 2000-х гг. число погибших и раненных в ДТП снижается, постепенно рост отмечается к 2005 г. Причины такого роста выявить довольно сложно. Возможно, это связано с перенасыщенностью автомобильного рынка и халатностью отношения человека к собственной жизни и жизни других.

С 2005 г. по 2019 г. показатели смертности на дорогах вновь снижаются, несмотря на рост личного транспорта у российского населения, площади дорожного покрытия и т.п. Появляется такое понятие как пробки, а дорожное покрытие в своей ширине насчитывает все больше и больше полос. Данные факторы повлияли на рост скоростного режима движения транспорта, что должно было снизить безопасность движения по дорогам. Однако благодаря оперативным мероприятиям органов ГИБДД России в рамках Национальной Федеральной программы               «Безопасность         дорожного                   движения», направленных        на                                 предотвращение дорожно-транспортных происшествий, ужесточаются меры пресечения нарушения правил дорожного движения не только по отношению к водителям, но и к пассажирам и пешеходам. Следует отметить, что Генеральной Ассамблеей ООН период с 2011 по 2020 гг. был объявлен десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения. Целью десятилетия является стабилизация и сокращение уровня смертности в результате ДТП.

 

Рис. 4. Количество жертв от ДТП в РФ в 2009 и 2019 г. (тыс. чел.).

 

Судя по динамике, представленной на рис. 4, за последние 10 лет (2009-2019 гг.) в Российской Федерации число жертв ДТП значительно сократилось. Можно выделить две причины такого позитивного скачка. Как уже упоминалось выше, меры пресечения нарушения ПДД с каждым годом все больше ужесточаются, а получить водительское удостоверение нерадивым водителям невозможно как впервые, так и после лишения. Второй причиной вполне можно назвать рост личной бдительности и аккуратности граждан на дорогах, как в качестве водителя, так и в качестве пассажира или пешехода.

 

Рис. 5. Численность погибших в ДТП в Республике Мордовия в 2009-2019 гг. (чел.) [4].

 

Динамика смертности от ДТП в Республике Мордовия в начале XXI в. неоднозначна. Если рассматривать результаты последних 10 лет (2009-2019 гг.) то, конечно, результат более чем положительный, однако в период с 2009 по 2010 гг. мы наблюдаем рост численности погибших в ДТП. В последние годы (2018-2019 гг.) наметилась стагнация в показателях, которую нельзя назвать положительной тенденцией в борьбе над сокращением численности ДТП со смертельным исходом.

Таким образом, в конце XX – в первом десятилетии XXI в. в России смертность в ДТП постоянно росла, а в сравнении с другими внешними причинами смерти – даже лидировала. Рост личного транспорта у населения в данный период непосредственным образом влиял на уровень смертности на дорогах. Нестабильная социально-экономическая ситуация в стране не позволяла оперативно решать назревшие проблемы, связанные с безопасностью дорожного движения. За последние 10 лет в России число жертв ДТП с летальным исходом сократилось в 2 раза. Подобная тенденция прослеживается и в Республике Мордовия. Изменению ситуации на дорогах России помогло обширное реформирование системы подготовки водителей и обучению пешеходов, мероприятия по улучшению качества автодорог и внедрение автономных систем видеофиксации нарушения правил дорожного движения в рамках реализации национальной программы по безопасности дорожного движения. В настоящее время стартовала новая национальная программа «Безопасные качественные автомобильные дороги» призванная не только улучшить качество российских дорог, но и снизить вероятность ДТП в том числе и со смертельным исходом.

×

Об авторах

Н. П. Чебырова

Автор, ответственный за переписку.
Email: ogarevonline@yandex.ru
Россия

Т. А. Першина

Email: ogarevonline@yandex.ru
Россия

Список литературы

  1. Вишневский А. Г. Смертность от внешних причин в России с середины ХХ века. – М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. – 447 с.
  2. Фаттахов Т. А. История автомобилизации – история ДТП [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/2014/0593/tema01.phр (дата обращения: 22.02.2021).
  3. Щербакова Е.М. ДТП и смертность: мировые тенденции, 2013 // Демоскоп Weekly. 2014. – № 603-604 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/2014/0603/barometer603.pdf (дата обращения: 22.02.2021).
  4. Федеральная служба государственной статистики. Официальная статистика. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 22.02.2021).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Смертность от внешних факторов в Российской Федерации в 2014-2018 гг. (тыс. чел.) [4].

Скачать (94KB)
3. Рис. 2. Смертность от внешних факторов в Российской Федерации за январь-июнь 2019 г. (тыс. чел.) [4].

Скачать (35KB)
4. Рис. 3. Погибло и ранено в результате дорожно-транспортных происшествий в России в период с 1980 по 2020 гг. (тыс. чел.) [3].

Скачать (86KB)
5. Рис. 4. Количество жертв от ДТП в РФ в 2009 и 2019 г. (тыс. чел.).

Скачать (37KB)
6. Рис. 5. Численность погибших в ДТП в Республике Мордовия в 2009-2019 гг. (чел.) [4].

Скачать (54KB)

Мы используем файлы cookies, сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика для улучшения работы сайта и удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были об этом проинформированы и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».