Applied methods in policy research: theory and potential for practical use in studying the problems of nation-building

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

This article considers the applied methods in policy research: expert survey, questionnaire, content analysis, cognitive mapping, focus groups, Internet monitoring, SWOT-analysis, scenario analysis. The authors show the need of using a complex of theoretical and applied research methods for finding effective solutions for political problems and tasks in the field of nation-building due to the practical orientation of political science.

Full Text

Прикладные политологические исследования предполагают комплексное использование теоретических и прикладных методов для получения актуальной информации об исследуемом явлении для решения общественных проблем и противоречий. Достоинство прикладных методов исследования заключается в их практической направленности, т.к. результатом их проведения становится выработка практически значимых рекомендаций, необходимых для решения тех или иных общественно-политических задач и вопросов и т.д.

Например, исследование процесса нациестроительства предполагает изучение его основных подходов, соответствующего законодательства и его совершенствования, программных документов, предпринимаемых государством практических действий, способствующих реализации целей и задач, заявленных как особо важные для дальнейшего совершенствования национальных отношений в Российской Федерации, и требует прикладного анализа.

Разумеется, методология любого исследовательского проекта должна представлять собой комплекс теоретических и прикладных методов исследования. Различают качественные методы исследования, служащие для смысловой интерпретации данных, и количественные методы, в основе которых лежит использование специальных средств для статистической обработки информации.

Прикладное политическое исследование своей главной целью ставит выработку конкретных рекомендаций политикам, государственным деятелям, политическим элитам, в которых отражаются преимущества того или иного изучаемого политического процесса или явления. В процессе их проведения часто используются такие методы как экспертный опрос, анкетирование, контент-анализ, когнитивное картирование, фокус-группа, Интернет-мониторинг, SWOT-анализ, сценарный анализ.

Экспертный опрос как метод прикладного исследования являет собой процесс направленного интервьюирования наиболее компетентной в конкретной области части населения для получения качественной информации по необходимым вопросам. По мнению В. А. Ядова, для экспертного опроса как опроса специалистов многие методы, применимые в массовых вопросах, неприемлемы [7, с. 98].

Главными критериями при отборе экспертов является степень их профессионализма в изучаемой проблеме, авторитет, объективность и личная незаинтересованность в результатах исследования. Так, если нас интересует вопрос развития политической ситуации в стране, в качестве экспертов можно опросить какого-либо государственного служащего или политолога. Если изучается вопрос о формировании и развитии имиджа территории / региона, значимым будет мнение представителей органов государственной власти и управления, журналистов, предпринимателей и представителей научного сообщества, занимающихся имиджевой проблематикой.

Достоинствами данного метода исследования являются относительная простота его проведения, применимость результатов для прогнозирования любой политической ситуации даже при условии недостаточности информации, а также возможность и качественной, и количественной интерпретации полученных данных. Среди недостатков экспертного опроса необходимо выделить вопросы достоверности полученной информации, определенные трудности в процессе организации опроса и в обработке его результатов. Технологиям организации экспертного опроса, определению основных этапов его проведения, критериев отбора экспертов, а также оценке достоверности и качества полученных результатов в ходе его проведения посвящены работы Е. С. Голосовой, О. С. Кошевого, Т. В. Кузьменко, Ш. Г. Сеидова, Г. В. Сменцарева, Д. И. Хлебович [7; 10; 16; 19] и др.

Одним из эффективных способов узнать, о чем люди думают и как они зачастую склонны поступать в той или иной ситуации, Дж. Б. Мангейм и Р. К. Рич считают метод опроса. Наиболее популярной разновидностью опроса является анкетирование [12, с. 183]. Анкетирование представляет собой метод сбора информации от респондентов посредством заполнения последними определенного списка вопросов – анкеты по заданной проблематике исследования. Результаты проведенного анкетирования, как правило, способствуют формированию статистических данных, отражающих отношение респондентов к поставленной проблеме.

Анкетирование широко применяется в политологии, социологии, психологии и других науках. Так, например, наиболее часто в политической практике анкетные опросы проводятся политическими консалтинговыми кампаниями (Фонд эффективной политики, «Никколо М», Фонд «Политика», «ИМА-консалтинг» и т.д.) на постоянной основе (лонгитюдно) для выявления мнения населения по ключевым вопросам развития общества. Кроме того, исследовательским институтом в сфере социальных, политических и маркетинговых опросов в России является ВЦИОМ – Всероссийский центр изучения общественного мнения, который ежедневно проводит различные опросы и анкетирования населения для изучения общественного мнения по тем или иным социально-политическим вопросам.

Для изучения массивов политической информации используют экспликативный метод контент-анализа, основанный на переводе массовой текстовой информации в количественные показатели с последующей статистической обработкой. Контент-анализ применяется в прикладных политологических исследованиях для решения таких задач как отслеживание политического поведения кандидатов и команд, анализ выбранной ими стратегии и средств ее реализации; определение основных и формирующихся линий критики политической кампании и конкретных кандидатов; отслеживание процесса формирования и эволюции имиджа политического лидера в СМИ; выявление круга проблем, волнующих избирателей и др. Данный метод не требует больших затрат на проведение и обладает высоким эвристическим потенциалом, однако он достаточно сложен и предоставляет больше субъективную, нежели объективную информацию по изучаемому явлению.

Когнитивное картирование является качественно-количественным методом политического исследования, который изучает восприятие субъектами политики различных явлений и устанавливает наиболее вероятную реакцию на развитие ситуации. Чаще всего когнитивное картирование применяется при исследовании политических кризисов и конфликтов. Главной целью метода служит предсказание решения политического субъекта. В основе метода лежит поиск взаимосвязи между лингвистическими структурами текста и представлениями его автора.

Для получения достоверной информации касательного интересующего политического процесса или явления, а также выявления отношения респондентов к нему используют метод фокус-группового исследования. Начало его применения приходится на середину ХХ в., когда американские социологи Р. Мертон и П. Лазарсфельд разработали его методику для выявления эффективности воздействия радио на население. В наши дни фокус-групповые исследования широко применяются в политологии, социологии, психологии, экономике и т.д. [4, с. 8].

Исследователи по-разному оценивают значение фокус-группы. Так, О. В. Жигарь, считая данный метод наиболее эффективным в интерактивном обучении, говорит о том, что его главное достоинство заключается в возможности наблюдения процесса интеракции в ходе сбора данных, а также в установлении личностного контакта не только с модератором группы, но и с другими ее участниками [5, с. 111]. Г. В. Варганова считает фокус-группу наиболее востребованным качественным методом исследования, в рамках которого ключевым моментом является отбор модераторов и респондентов, т.к. именно от них зависит качество и достоверность будущей интерпретируемой информации [4, с. 8].

Необходимо отметить, что в наши дни Интернет является универсальным средством получения любой необходимой информации. Интернет-мониторинг синтезирует в себе количественную и качественную составляющую исследования, позволяет осуществить систематизированное изучение содержания контента различных социальных сетей с последующей фиксацией наиболее часто повторяющихся сюжетов, включая темы, сообщения, комментарии, видео- и аудио-ресурсы, касающиеся интересующей исследователя проблемы. С помощью Интернет-мониторинга становится возможным определение частоты упоминаемых политических понятий и явлений, выявление отношения к ним пользователей социальных сетей посредством изучения эмоциональной окраски их отзывов и комментариев.

Большинство исследовательских работ, в которых так или иначе задействован Интернет-мониторинг, показывают, что он способен быть результативным при получении любой интересующей исследователя информации. Так, Е. Я. Хасаева проводит исследование возможностей социальных медиа в контексте исследования проблем социальной напряженности и делает вывод, что государственные органы власти должны уделять как можно больше внимания Интернет-технологиям и мониторингу социальных сетей как наиболее эффективным методам сбора информации [18, с. 125].

Используя Интернет-мониторинг, С. Ф. Липницкий отмечает необходимость обращения к нему в социальных и политических исследованиях, которая заключается в том, что этот метод позволяет своевременно выявить потенциально опасные тонально-окрашенные сообщения для поддержания репутации определенной организации или конкретной персоны, фигурирующей в этих сообщениях [11, с. 100].

SWOT-анализ выступает своеобразным инструментом, позволяющим всесторонне проанализировать ситуацию, дав возможность в конечном счете определиться с выбором той или иной стратегии действий. Как правило, для изучения политической ситуации в рамках SWOT-анализа составляется определенная матрица, в которой учитываются, во-первых, сильные (Strengths) и слабые (Weaknesses) стороны исследуемого процесса с точки зрения его внутренних ресурсов (финансовое обеспечение, наличие эффективных связей и политического влияния, определенные аспекты биографии, если речь идет об имидже какого-либо политического деятеля и т.д). Во-вторых, оцениваются возможности (Opportunities), которые отражают благоприятные факторы внешней среды, так или иначе влияющие на ход исследуемого процесса, его авторитет и эффективность, и угрозы (Threats) как негативные воздействия внешних факторов, способных значительно ослабить политическую кампанию, снизить ее авторитет и даже привести к полному ее свертыванию [13, с. 52].

Определению места SWOT-анализа в системе прикладных методов исследования, его применению в политической, экономической и социальной сферах, а также изучению его преимуществ и недостатков посвятили свои работы множество отечественных авторов, в их числе – О. И. Батракова, С. В. Изосимов, Е. Н. Кошкина, В. Н. Крючков, И. Г. Напалкова, В. В. Подгорнов, И. Н. Симаева, Е. Ю. Туркина [2; 6; 8; 9; 13; 14; 15; 17] и др.

Говоря о преимуществах данного метода исследования, С. В. Изосимов и А. Л. Шевченко отмечают универсальность его применения в различных сферах общественной жизни, способность адаптации к объекту исследования любого уровня, возможность самостоятельно выбирать анализируемые элементы в зависимости от поставленных целей, а также возможность использования SWOT-анализа не только для оперативного контроля деятельности кампании, но и для построения стратегических планов ее будущего развития. Существенными недостатками метода выступают вероятностный характер оценки возможностей и угроз, необходимость комбинирования SWOT-анализа с другими прикладными методами для получения более полной и точной информации, отражение в матрице только целей исследования (мероприятия по их реализации разрабатываются отдельно) [6, с. 32-33].

Для составления прогнозов развития той или иной исследуемой проблемы часто используют сценарный анализ. По мнению А. С. Ахременко, предвидение политических изменений является одним из ведущих факторов правильной стратегии и тактики политического управления, целевого воздействия на политические процессы [1, с. 3-4]. Обоснованно подчеркивается, что назначение данного метода исследования заключается в разработке сюжетной схемы с несколькими направлениями, в которой предпринята попытка определить возможные варианты развития с учетом текущего состояния и вероятных вызовов [3]. Несомненной заслугой сценарного анализа является комплексная оценка каждого из разработанных вариантов развития общественно-политической ситуации, а также возможность изучения ее структурных особенностей и предсказание дальнейшего ее развития.

В целом можно сказать, что сценарный анализ направлен на борьбу с неопределенностью, которая затрудняет принятие важного политического решения. Благодаря разработке нескольких сценариев (они могут быть оптимистичными, умеренными и пессимистичными), ориентированных на преодоление сложностей в рамках исследуемых аспектов проблемы, а также оценке их вероятности и влияния на политическую ситуацию, сценарный анализ может стать самым оптимальным способом преодоления проблем, исходящих из окружающей среды.

Таким образом, при проведении прикладного политического исследования необходимо использовать комплекс теоретических и прикладных, количественных и качественных методов. Это связано с тем, что одной из особенностей политологии как науки является ее практическая направленность, т.е. нацеленность на решение конкретных политических задач. Результаты приведенных выше прикладных методов исследования способны оказать значительную помощь в выработке подобных решений, а также в построении прогнозов развития политической ситуации на определенный период времени, что крайне важно и необходимо при реализации политики нациестроительства. 

×

About the authors

K. V. Kurochkina

Author for correspondence.
Email: ogarevonline@yandex.ru

References

  1. Ахременко А. С. Сценарный метод прогнозирования политических процессов: дисс. канд. полит. наук: 23.00.02. – М., 1999. – 153 с.
  2. Батракова О. И., Скороходова И. Г. SWOT-анализ кадровой политики предприятия // Kant. – 2012. – № 2 (5). – С. 16-19.
  3. Бахлова О. В. Сценарный анализ в политическом прогнозировании: оценки отечественных исследователей // Материалы II Международной научной конференции «Межкультурная коммуникация в современном обществе». Саранск, 26.09 – 31.10.2011 г. (Язык. Культура. Общество. Выпуск 3. 2011 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://yazik.info/2011-32.php (дата обращения 17.11.2018).
  4. Варганова Г. В. Виртуальные фокус-группы как метод научного исследования // Библиосфера. – 2010. – № 2. – С. 8-12.
  5. Жигарь О. В. Использование метода фокус-групп в процессах интерактивного обучения // Вестник Челябинского государственного университета. – 2015. – № 1. – С. 111-119.
  6. Изосимов С. В., Шевченко А. В. Метод SWOT-анализа: его место в методах исследования, преимущества и недостатки // Экономикс. – 2013. – № 2. – С. 29-34.
  7. Кошевой О. С., Голосова Е. С., Сеидов Ш. Г. Организация экспертного опроса с привлечением специалистов органов государственного и муниципального управления // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2012. – № 1 (21). – С. 98-107.
  8. Кошкина Е. Н. SWOT-анализ применения дистанционного обучения в России // Вестник Международного института экономики и права. – 2013. – № 2. – С. 27-31.
  9. Крючков В. Н. Методологические аспекты SWOT-анализа // Известия Уральского государственного экономического университета. – 2005. – № 10. – С. 41-49.
  10. Кузьменко Т. В. Экспертный опрос как основа принятия управленческих решений // Социологический альманах. – 2017. –№ 8. – С. 434-443.
  11. Липницкий С. Ф. Анализ тональности текстовых сообщений в Интернете на основе моделирования вербальных ассоциаций // Вести Национальной Академии Наук Беларуси. – 2014. – № 1. – С. 100-107.
  12. Мангейм Дж. Б., Рич Р. К. Политология. Методы исследования / пер. с англ. – М., 1997. – 544 с.
  13. Напалкова И. Г., Солдатова А. С. Прикладные методы исследований механизмов управления территориальными системами // Регионология. – 2014. – № 11. – С. 46-54.
  14. Подгорнов В. В. SWOT-анализ как инструмент управления интегрированной экономической системой // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2012. – № 5. – С. 11-16.
  15. Симаева И. Н., Хитрюк В. В. Инклюзивное образовательное пространство: SWOT- анализ // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2014. – № 5. – С. 31-39.
  16. Сменцарев Г. В. Теоретические и практические аспекты выбора универсальной методики анализа эффективности деятельности учреждений культуры // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. – 2013. – № 5. – С. 53-65.
  17. Туркина Е. Ю. SWOT-анализ управления бюджетом субъекта РФ // Вестник Астраханского государственного технического университета. – 2006. – № 4 (33). – С. 131-134.
  18. Хасаева Е. Я. Возможности и ресурсы Интернет-мониторинга социальной напряженности // Возможности и угрозы цифрового общества. – 2018. – № 1. – С. 125-129.
  19. Хлебович Д. И. Экспертный опрос как инструмент исследования проблем высшего профессионального образования: предпосылки и практика использования // Известия Байкальского государственного университета. – 2013. – № 6. – С. 12-20.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Мы используем файлы cookies, сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика для улучшения работы сайта и удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были об этом проинформированы и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».