Applied methods in policy research: theory and potential for practical use in studying the problems of nation-building
- Autores: Kurochkina K.V.
- Edição: Volume 7, Nº 4 (2019)
- Seção: Articles
- ##submission.dateSubmitted##: 04.02.2025
- ##submission.dateAccepted##: 04.02.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/278890
- ID: 278890
Citar
Texto integral
Resumo
This article considers the applied methods in policy research: expert survey, questionnaire, content analysis, cognitive mapping, focus groups, Internet monitoring, SWOT-analysis, scenario analysis. The authors show the need of using a complex of theoretical and applied research methods for finding effective solutions for political problems and tasks in the field of nation-building due to the practical orientation of political science.
Texto integral
Прикладные политологические исследования предполагают комплексное использование теоретических и прикладных методов для получения актуальной информации об исследуемом явлении для решения общественных проблем и противоречий. Достоинство прикладных методов исследования заключается в их практической направленности, т.к. результатом их проведения становится выработка практически значимых рекомендаций, необходимых для решения тех или иных общественно-политических задач и вопросов и т.д.
Например, исследование процесса нациестроительства предполагает изучение его основных подходов, соответствующего законодательства и его совершенствования, программных документов, предпринимаемых государством практических действий, способствующих реализации целей и задач, заявленных как особо важные для дальнейшего совершенствования национальных отношений в Российской Федерации, и требует прикладного анализа.
Разумеется, методология любого исследовательского проекта должна представлять собой комплекс теоретических и прикладных методов исследования. Различают качественные методы исследования, служащие для смысловой интерпретации данных, и количественные методы, в основе которых лежит использование специальных средств для статистической обработки информации.
Прикладное политическое исследование своей главной целью ставит выработку конкретных рекомендаций политикам, государственным деятелям, политическим элитам, в которых отражаются преимущества того или иного изучаемого политического процесса или явления. В процессе их проведения часто используются такие методы как экспертный опрос, анкетирование, контент-анализ, когнитивное картирование, фокус-группа, Интернет-мониторинг, SWOT-анализ, сценарный анализ.
Экспертный опрос как метод прикладного исследования являет собой процесс направленного интервьюирования наиболее компетентной в конкретной области части населения для получения качественной информации по необходимым вопросам. По мнению В. А. Ядова, для экспертного опроса как опроса специалистов многие методы, применимые в массовых вопросах, неприемлемы [7, с. 98].
Главными критериями при отборе экспертов является степень их профессионализма в изучаемой проблеме, авторитет, объективность и личная незаинтересованность в результатах исследования. Так, если нас интересует вопрос развития политической ситуации в стране, в качестве экспертов можно опросить какого-либо государственного служащего или политолога. Если изучается вопрос о формировании и развитии имиджа территории / региона, значимым будет мнение представителей органов государственной власти и управления, журналистов, предпринимателей и представителей научного сообщества, занимающихся имиджевой проблематикой.
Достоинствами данного метода исследования являются относительная простота его проведения, применимость результатов для прогнозирования любой политической ситуации даже при условии недостаточности информации, а также возможность и качественной, и количественной интерпретации полученных данных. Среди недостатков экспертного опроса необходимо выделить вопросы достоверности полученной информации, определенные трудности в процессе организации опроса и в обработке его результатов. Технологиям организации экспертного опроса, определению основных этапов его проведения, критериев отбора экспертов, а также оценке достоверности и качества полученных результатов в ходе его проведения посвящены работы Е. С. Голосовой, О. С. Кошевого, Т. В. Кузьменко, Ш. Г. Сеидова, Г. В. Сменцарева, Д. И. Хлебович [7; 10; 16; 19] и др.
Одним из эффективных способов узнать, о чем люди думают и как они зачастую склонны поступать в той или иной ситуации, Дж. Б. Мангейм и Р. К. Рич считают метод опроса. Наиболее популярной разновидностью опроса является анкетирование [12, с. 183]. Анкетирование представляет собой метод сбора информации от респондентов посредством заполнения последними определенного списка вопросов – анкеты по заданной проблематике исследования. Результаты проведенного анкетирования, как правило, способствуют формированию статистических данных, отражающих отношение респондентов к поставленной проблеме.
Анкетирование широко применяется в политологии, социологии, психологии и других науках. Так, например, наиболее часто в политической практике анкетные опросы проводятся политическими консалтинговыми кампаниями (Фонд эффективной политики, «Никколо М», Фонд «Политика», «ИМА-консалтинг» и т.д.) на постоянной основе (лонгитюдно) для выявления мнения населения по ключевым вопросам развития общества. Кроме того, исследовательским институтом в сфере социальных, политических и маркетинговых опросов в России является ВЦИОМ – Всероссийский центр изучения общественного мнения, который ежедневно проводит различные опросы и анкетирования населения для изучения общественного мнения по тем или иным социально-политическим вопросам.
Для изучения массивов политической информации используют экспликативный метод контент-анализа, основанный на переводе массовой текстовой информации в количественные показатели с последующей статистической обработкой. Контент-анализ применяется в прикладных политологических исследованиях для решения таких задач как отслеживание политического поведения кандидатов и команд, анализ выбранной ими стратегии и средств ее реализации; определение основных и формирующихся линий критики политической кампании и конкретных кандидатов; отслеживание процесса формирования и эволюции имиджа политического лидера в СМИ; выявление круга проблем, волнующих избирателей и др. Данный метод не требует больших затрат на проведение и обладает высоким эвристическим потенциалом, однако он достаточно сложен и предоставляет больше субъективную, нежели объективную информацию по изучаемому явлению.
Когнитивное картирование является качественно-количественным методом политического исследования, который изучает восприятие субъектами политики различных явлений и устанавливает наиболее вероятную реакцию на развитие ситуации. Чаще всего когнитивное картирование применяется при исследовании политических кризисов и конфликтов. Главной целью метода служит предсказание решения политического субъекта. В основе метода лежит поиск взаимосвязи между лингвистическими структурами текста и представлениями его автора.
Для получения достоверной информации касательного интересующего политического процесса или явления, а также выявления отношения респондентов к нему используют метод фокус-группового исследования. Начало его применения приходится на середину ХХ в., когда американские социологи Р. Мертон и П. Лазарсфельд разработали его методику для выявления эффективности воздействия радио на население. В наши дни фокус-групповые исследования широко применяются в политологии, социологии, психологии, экономике и т.д. [4, с. 8].
Исследователи по-разному оценивают значение фокус-группы. Так, О. В. Жигарь, считая данный метод наиболее эффективным в интерактивном обучении, говорит о том, что его главное достоинство заключается в возможности наблюдения процесса интеракции в ходе сбора данных, а также в установлении личностного контакта не только с модератором группы, но и с другими ее участниками [5, с. 111]. Г. В. Варганова считает фокус-группу наиболее востребованным качественным методом исследования, в рамках которого ключевым моментом является отбор модераторов и респондентов, т.к. именно от них зависит качество и достоверность будущей интерпретируемой информации [4, с. 8].
Необходимо отметить, что в наши дни Интернет является универсальным средством получения любой необходимой информации. Интернет-мониторинг синтезирует в себе количественную и качественную составляющую исследования, позволяет осуществить систематизированное изучение содержания контента различных социальных сетей с последующей фиксацией наиболее часто повторяющихся сюжетов, включая темы, сообщения, комментарии, видео- и аудио-ресурсы, касающиеся интересующей исследователя проблемы. С помощью Интернет-мониторинга становится возможным определение частоты упоминаемых политических понятий и явлений, выявление отношения к ним пользователей социальных сетей посредством изучения эмоциональной окраски их отзывов и комментариев.
Большинство исследовательских работ, в которых так или иначе задействован Интернет-мониторинг, показывают, что он способен быть результативным при получении любой интересующей исследователя информации. Так, Е. Я. Хасаева проводит исследование возможностей социальных медиа в контексте исследования проблем социальной напряженности и делает вывод, что государственные органы власти должны уделять как можно больше внимания Интернет-технологиям и мониторингу социальных сетей как наиболее эффективным методам сбора информации [18, с. 125].
Используя Интернет-мониторинг, С. Ф. Липницкий отмечает необходимость обращения к нему в социальных и политических исследованиях, которая заключается в том, что этот метод позволяет своевременно выявить потенциально опасные тонально-окрашенные сообщения для поддержания репутации определенной организации или конкретной персоны, фигурирующей в этих сообщениях [11, с. 100].
SWOT-анализ выступает своеобразным инструментом, позволяющим всесторонне проанализировать ситуацию, дав возможность в конечном счете определиться с выбором той или иной стратегии действий. Как правило, для изучения политической ситуации в рамках SWOT-анализа составляется определенная матрица, в которой учитываются, во-первых, сильные (Strengths) и слабые (Weaknesses) стороны исследуемого процесса с точки зрения его внутренних ресурсов (финансовое обеспечение, наличие эффективных связей и политического влияния, определенные аспекты биографии, если речь идет об имидже какого-либо политического деятеля и т.д). Во-вторых, оцениваются возможности (Opportunities), которые отражают благоприятные факторы внешней среды, так или иначе влияющие на ход исследуемого процесса, его авторитет и эффективность, и угрозы (Threats) как негативные воздействия внешних факторов, способных значительно ослабить политическую кампанию, снизить ее авторитет и даже привести к полному ее свертыванию [13, с. 52].
Определению места SWOT-анализа в системе прикладных методов исследования, его применению в политической, экономической и социальной сферах, а также изучению его преимуществ и недостатков посвятили свои работы множество отечественных авторов, в их числе – О. И. Батракова, С. В. Изосимов, Е. Н. Кошкина, В. Н. Крючков, И. Г. Напалкова, В. В. Подгорнов, И. Н. Симаева, Е. Ю. Туркина [2; 6; 8; 9; 13; 14; 15; 17] и др.
Говоря о преимуществах данного метода исследования, С. В. Изосимов и А. Л. Шевченко отмечают универсальность его применения в различных сферах общественной жизни, способность адаптации к объекту исследования любого уровня, возможность самостоятельно выбирать анализируемые элементы в зависимости от поставленных целей, а также возможность использования SWOT-анализа не только для оперативного контроля деятельности кампании, но и для построения стратегических планов ее будущего развития. Существенными недостатками метода выступают вероятностный характер оценки возможностей и угроз, необходимость комбинирования SWOT-анализа с другими прикладными методами для получения более полной и точной информации, отражение в матрице только целей исследования (мероприятия по их реализации разрабатываются отдельно) [6, с. 32-33].
Для составления прогнозов развития той или иной исследуемой проблемы часто используют сценарный анализ. По мнению А. С. Ахременко, предвидение политических изменений является одним из ведущих факторов правильной стратегии и тактики политического управления, целевого воздействия на политические процессы [1, с. 3-4]. Обоснованно подчеркивается, что назначение данного метода исследования заключается в разработке сюжетной схемы с несколькими направлениями, в которой предпринята попытка определить возможные варианты развития с учетом текущего состояния и вероятных вызовов [3]. Несомненной заслугой сценарного анализа является комплексная оценка каждого из разработанных вариантов развития общественно-политической ситуации, а также возможность изучения ее структурных особенностей и предсказание дальнейшего ее развития.
В целом можно сказать, что сценарный анализ направлен на борьбу с неопределенностью, которая затрудняет принятие важного политического решения. Благодаря разработке нескольких сценариев (они могут быть оптимистичными, умеренными и пессимистичными), ориентированных на преодоление сложностей в рамках исследуемых аспектов проблемы, а также оценке их вероятности и влияния на политическую ситуацию, сценарный анализ может стать самым оптимальным способом преодоления проблем, исходящих из окружающей среды.
Таким образом, при проведении прикладного политического исследования необходимо использовать комплекс теоретических и прикладных, количественных и качественных методов. Это связано с тем, что одной из особенностей политологии как науки является ее практическая направленность, т.е. нацеленность на решение конкретных политических задач. Результаты приведенных выше прикладных методов исследования способны оказать значительную помощь в выработке подобных решений, а также в построении прогнозов развития политической ситуации на определенный период времени, что крайне важно и необходимо при реализации политики нациестроительства.
Bibliografia
- Ахременко А. С. Сценарный метод прогнозирования политических процессов: дисс. канд. полит. наук: 23.00.02. – М., 1999. – 153 с.
- Батракова О. И., Скороходова И. Г. SWOT-анализ кадровой политики предприятия // Kant. – 2012. – № 2 (5). – С. 16-19.
- Бахлова О. В. Сценарный анализ в политическом прогнозировании: оценки отечественных исследователей // Материалы II Международной научной конференции «Межкультурная коммуникация в современном обществе». Саранск, 26.09 – 31.10.2011 г. (Язык. Культура. Общество. Выпуск 3. 2011 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://yazik.info/2011-32.php (дата обращения 17.11.2018).
- Варганова Г. В. Виртуальные фокус-группы как метод научного исследования // Библиосфера. – 2010. – № 2. – С. 8-12.
- Жигарь О. В. Использование метода фокус-групп в процессах интерактивного обучения // Вестник Челябинского государственного университета. – 2015. – № 1. – С. 111-119.
- Изосимов С. В., Шевченко А. В. Метод SWOT-анализа: его место в методах исследования, преимущества и недостатки // Экономикс. – 2013. – № 2. – С. 29-34.
- Кошевой О. С., Голосова Е. С., Сеидов Ш. Г. Организация экспертного опроса с привлечением специалистов органов государственного и муниципального управления // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2012. – № 1 (21). – С. 98-107.
- Кошкина Е. Н. SWOT-анализ применения дистанционного обучения в России // Вестник Международного института экономики и права. – 2013. – № 2. – С. 27-31.
- Крючков В. Н. Методологические аспекты SWOT-анализа // Известия Уральского государственного экономического университета. – 2005. – № 10. – С. 41-49.
- Кузьменко Т. В. Экспертный опрос как основа принятия управленческих решений // Социологический альманах. – 2017. –№ 8. – С. 434-443.
- Липницкий С. Ф. Анализ тональности текстовых сообщений в Интернете на основе моделирования вербальных ассоциаций // Вести Национальной Академии Наук Беларуси. – 2014. – № 1. – С. 100-107.
- Мангейм Дж. Б., Рич Р. К. Политология. Методы исследования / пер. с англ. – М., 1997. – 544 с.
- Напалкова И. Г., Солдатова А. С. Прикладные методы исследований механизмов управления территориальными системами // Регионология. – 2014. – № 11. – С. 46-54.
- Подгорнов В. В. SWOT-анализ как инструмент управления интегрированной экономической системой // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2012. – № 5. – С. 11-16.
- Симаева И. Н., Хитрюк В. В. Инклюзивное образовательное пространство: SWOT- анализ // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2014. – № 5. – С. 31-39.
- Сменцарев Г. В. Теоретические и практические аспекты выбора универсальной методики анализа эффективности деятельности учреждений культуры // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. – 2013. – № 5. – С. 53-65.
- Туркина Е. Ю. SWOT-анализ управления бюджетом субъекта РФ // Вестник Астраханского государственного технического университета. – 2006. – № 4 (33). – С. 131-134.
- Хасаева Е. Я. Возможности и ресурсы Интернет-мониторинга социальной напряженности // Возможности и угрозы цифрового общества. – 2018. – № 1. – С. 125-129.
- Хлебович Д. И. Экспертный опрос как инструмент исследования проблем высшего профессионального образования: предпосылки и практика использования // Известия Байкальского государственного университета. – 2013. – № 6. – С. 12-20.
Arquivos suplementares

