Effectiveness evaluation of budget spending on education: a case study of the Republic of Buryatia
- Authors: Tsydenova В.V.
- Issue: Vol 7, No 7 (2019)
- Section: Статьи
- Submitted: 31.01.2025
- Accepted: 31.01.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/278653
- ID: 278653
Cite item
Full Text
Abstract
The article deals with the effectiveness evaluation of budget policy in the sphere of education. The author analyzes the structure of spending and budget execution on education of the Republic of Buryatia. The calculation of the budgetary provision coefficient allowed to determine the main directions of spending optimization of this item in the budget in question.
Keywords
Full Text
В бюджете существуют различные направления расходования бюджетных средств. Этих направлений достаточно много, и при разработке бюджета необходимо определить, каким направлениям отдать предпочтение при финансировании. Для этого анализируют экономическую ситуацию в муниципальном образовании и эффективность бюджетных расходов в прошлые периоды. Очевидно, что следует разрабатывать такую структуру бюджета, при которой расходы наиболее эффективны [2].
Рассмотрим эффективность расходования средств в сфере образования. Расходы бюджета можно считать эффективными, если они обеспечивают достаточно высокий уровень жизни населения, уровень развития производства в регионе и, кроме того, позволяют достичь запланированных темпов роста валового регионального продукта (ВРП). Эффективность бюджетных расходов можно оценить различными методами и на основе различных показателей. Рассмотрим некоторые из них.
- Оценка эффективности бюджетных расходов на основе их структуры. Таким образом можно определить, какая доля средств приходится на поддержание уровня жизни в районе, его повышение, обеспечение роста производства. Чем больше доля этой статьи в бюджете, тем эффективнее используются ресурсы [1]. Кроме того, можно рассмотреть долю расходов по каждой статье и оценить их структуру. Можно проследить, на что конкретно были направлены бюджетные средства, и по каким направлениям ассигнования можно сократить. Однако при этом не учитывается, что средства по некоторым направлениям могут расходоваться неэффективно – вкладываться в нерентабельные предприятия, в реализацию неэффективных социальных программ, т. е. значительные суммы расходов могут не говорить об их эффективности. Поэтому при анализе эффективности бюджетных расходов необходимо использовать и другие показатели.
- Оценка эффективности бюджетных расходов на основе коэффициента бюджетной обеспеченности. Коэффициент бюджетной обеспеченности – это сумма расходов бюджета за определенный период в расчете на душу населения. Он рассчитывается по формуле 1:
где Кбо – коэффициент бюджетной обеспеченности; Р – расходы бюджета за период; Ч – численность населения в регионе в данном периоде.
Рассчитаем коэффициент бюджетной обеспеченности за 2015-2017 гг. (см. табл. 1).
Таблица 1. Расчет коэффициента бюджетной обеспеченности за 2015-2017 гг.
Показатели | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г | ||
Расходы в сфере образования, млн. руб. | 505,58 | 493,18 | 544,72 | ||
Население, чел. | 11369 | 11234 | 11249 | ||
Коэффициент бюджетной обеспеченности | 0,04 | 0,04 | 0,05 |
Данные таблицы свидетельствуют о том, что на каждого человека, проживающего в Закаменском районе, в 2015-2017 гг. были предоставлены социальные услуги в сфере образования из бюджета района ежегодно на сумму 0,04 млн. руб. Одним из показателей эффективного расходования бюджетных ресурсов является структура расходной части бюджета. В идеале большая часть средств должна быть направлена на социальные цели и поддержку производства, а доля расходов на управление, обслуживание государственного и муниципального долга и т. п. должна стремиться к минимуму. Проанализируем удельный вес расходов бюджета в сфере образования (см. табл. 2).
Таблица 2. Доля расходов бюджета сфере образования Закаменском районе
Наименование показателя | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | |||
Сумма, тыс. руб. | Уд. вес, % | Сумма, тыс. руб. | Уд. вес, % | Сумма, тыс. руб. | Уд. вес, % | |
Расходы в сфере образования | 505,58 | 48,4 | 493,18 | 61,9 | 544,72 | 60,8 |
Расходы, всего | 1044,89 | 100,0 | 796,49 | 100,0 | 896,45 | 100,0 |
В таблице 3 представлено исполнение бюджета по данным расходам за 2015-2017 г.
Таблица 3. Исполнение бюджета Закаменского района Республики Бурятия по расходам в сфере образования за 2015-2017 гг.
Наименование показателя | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | ||||||
Утв., тыс. руб. | Исп., тыс. руб. | % исп. | Утв., тыс. руб. | Исп., тыс. руб. | % | Утв., тыс. руб. | Исп., тыс. | % | |
Образование | 507339,2 | 505582,9 | 99,6 | 493201,7 | 493184,5 | 99,9 | 546145 | 544720 | 99,7 |
Здравоохранение | 100 | 100 | 100 | 99,8 | 99,8 | 100 | 99735 | 99735 | 100 |
ЖКХ | 344248,7 | 342372,6 | 99,4 | 68696 | 57802 | 84,1 | 70456,3 | 70212,4 | 99,6 |
Культура | 38737,55 | 38614,32 | 99,6 | 40722,2 | 40716,5 | 99,9 | 50596,8 | 50596,8 | 1 |
Социальная политика | 18258,87 | 17920 | 98,1 | 17144 | 16364,5 | 95,4 | 20040,5 | 18402,7 | 91,8 |
Расходы на сферу образования за 2015-2017 гг. в целом можно считать исполненными. В 2015 году бюджет района имеет социальную направленость: в общей структуре расходов бюджета района наибольший процент исполнения занимают расходы на здравоохранение – 100%, в том числе образование – 99,6%, культура – 99,6%, ЖКХ – 99,4% и социальная политика – 98,1%,
Таким образом, наибольшая доля расходов в образование в 2017 году – 60,8%, в 2016 году – 61,9 %, в 2015 году – 48,4 % от общего объема расходов, приходится на расходы в сфере образования, из них значительная часть приходится на статью «Культура». Наибольшую долю в этих расходах занимают расходы на содержание школ. Значительная часть средств также приходится на финансирование деятельности детских дошкольных учреждений. На долю каждой из остальных статей расходов на образование приходятся относительно небольшие суммы.
Такая ситуация объясняется структурой системы образования в России: школы являются массовыми учебными заведениями, и для содержания необходимого их количества нужны значительные денежные средства. Большинство школ в России являются государственными, поэтому эти средства чаще всего предоставляются за счет бюджета. Это касается и детских дошкольных учреждений – средств родителей для их содержания недостаточно, поэтому они в значительной степени финансируются за счет бюджета. Средства, выделяемые на содержание прочих учреждений в области образования незначительны по двум причинам: во-первых, некоторых учреждений (например, детских домов) немного, поэтому при достаточном финансировании каждого из них общая сумма средств незначительна; во-вторых, многие учреждения профессионального образования действуют на платной основе и обеспечивают свою деятельность за счет собственных средств.
Поэтому самое большое значение с точки зрения расходования бюджетных средств имеют расходы на финансирование работы школ и детских дошкольных учреждений. Рассмотрим структуру каждой из этих двух статей, чтобы определить, по каким направлениям и насколько эффективно расходуются бюджетные средства.
Основную часть расходов на содержание школ – более 60% - составляют расходы на выплату заработной платы и уплату налога с нее. 15% выделяемых средств приходится на оплату коммунальных услуг. Расходы на покупку продуктов питания крайне незначительны и составляют менее 1% в сумме расходов на образование. Оставшиеся 22% составляют прочие расходы, к которым относятся расходы на приобретение материалов, канцелярских товаров, текущий и капитальный ремонт зданий и т. д.
Такое распределение средств позволяет обеспечивать работу школы, однако его трудно считать эффективным. Прежде всего, значительная доля средств выделяется на оплату коммунальных услуг, в то время как на приобретение необходимых материалов, учебников и т. п. средств часто не хватает. Поэтому целесообразно было бы перераспределить средства между этими статьями: снизить расходы на оплату коммунальных услуг и освободившиеся средства направить на покупку материалов. Уменьшить расходы на оплату коммунальных услуг можно путем предоставления школам различных льгот в этой сфере. Для этого необходимо пересмотреть структуру расходов на коммунальные услуги, выделить свободные средства и направить их на предоставление льгот школам.
Снижение расходов на содержание школ не представляется возможным. Наоборот, школы нуждаются в дополнительном финансировании, на которое можно направлять остатки по другим статьям.
Структура расходов на содержание детских дошкольных учреждений несколько отличается от рассмотренной выше. Во-первых, значительно меньше доля средств, направляемых на оплату труда, что связано с меньшим количеством персонала. Во-вторых, существенная часть расходов приходится на оплату продуктов питания – это объясняется режимом работы дошкольных учреждений. Но доля расходов на оплату коммунальных услуг и в этом случае достаточно высока. Поэтому в данном случае также выгодно перераспределить средства в пользу других статей (например, увеличить расходы на оплату труда).
Таким образом, основным направлением оптимизации расходов по статье «Образование» является снижение расходов на коммунальные услуги и направление освободившихся средств на повышение заработной платы персоналу, приобретение материалов, продуктов питания и т. п.
References
- Доржиева В. В., Налетов А. Ю., Макаров А. Н. Финансовый механизм регулирования социально-культурного комплекса региона: монография / Федеральное агентство по образованию, Бурят. гос. ун-т. – Улан-Удэ : Изд-во БГУ, 2013. – 112 с.
- Мыслева И. Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 360 с.
- Официальный сайт для размещения информации для учреждения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.bus.gov.ru (дата обращения 12.02.2019).
- Официальный сайт администрации Республики Бурятия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://egov-buryatia.ru/ (дата обращения 12.02.2019).
Supplementary files
