Genre Diversity of the Online Media "Lenta.ru" And "Meduza"
- Authors: Fedina E.V.
- Issue: Vol 8, No 4 (2020)
- Section: Статьи
- Submitted: 12.01.2025
- Accepted: 12.01.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/276534
- ID: 276534
Cite item
Full Text
Abstract
The article notes that online journalism has been widely developing in recent years. Not only new means of message communication have appeared, but the way of presenting information to the reader has also changed. As a result, certain genres come to the fore, which are now actively used by the journalists of the online media "Lenta.ru" and "Meduza".
Keywords
Full Text
Существует несколько видов классификаций жанровых направлений в сетевых СМИ. По мнению ученого А. Н. Гильмановой, «мультимедийные возможности интернет-СМИ позволяют создавать синтетические по техническому воплощению формы: интервью-диалог дополняется не только фотографией, но и фрагментом видео, рейтинг оформляется в виде инфографики. Причины возникновения новых жанровых форм в интернет СМИ следует объяснять прагматическими задачами интернет-коммуникации. Главная задача интернет-СМИ быстро сообщить о событии, факте. Поэтому самыми популярными жанрами являются информационные: заметка, интервью, репортаж» [3, с. 46]. О новых жанровых проявлениях в области интернет-СМИ рассуждает О. В. Демидов [5], предполагая, что это связано со стремлением авторов к экспериментам с формой текстовых материалов.
По способу отображения действительности различают следующие направления: фактографический; аналитический; образный. Для интернет-порталов «Лента.ру» и «Медуза» наиболее характерно использование фактографического и аналитического жанров. Большинство статей в разделах «Мир», «Экономика», «Спорт» на портале «Лента.ру» выдержаны в фактографическом жанре. Аналитические статьи можно найти в разделах «Ценности», «Интернет и СМИ», например, зарисовка на тему «Мир уже не тот. Как меняются люди и откуда берется война: взгляд лучших молодых фотографов мира» (Lenta.ru. 12 окт. 2019). На портале «Медуза» можно найти огромное количество аналитических статей в разделе «Разбор», например, очерк «Как искать, проверять и покупать вещи на Авито. А еще торговаться! Рассказывают пользователи сайта» (Meduza. 14 окт. 2019). Из вышеперечисленных жанровых направлений особой популярностью пользуются такие варианты, как рейтинг, список, репортаж, социологическое резюме, исповедь. Примеры рейтингов и списков в определенных категориях можно найти на обоих интернет-порталах. «Лента.ру» в разделе «Ценности» публикует несколько рейтингов самых-самых в различных категориях в рамках проекта «Трендсеттеры эпохи».
В первую очередь отметим, что наш объект исследования интересен именно тем, что малоизучен непосредственно его феномен. В разных работах, посвященных интернет-СМИ исследователи затрагивали лишь отдельные элементы: заголовки, структуру или контент. Но на жанровых характеристиках интернет-порталов «Lenta.ru» и «Meduza» теоретики фокусируются не часто. Однако есть множество работ, опора на которые может помочь при изучении этого объекта. Прежде всего, стоит назвать учебник «Интернет-СМИ: Теория и практика» (под ред. М. М. Лукиной) [6]. Существуют работы, посвященные созданию новостей: «Как преподносить новости» Р. Копперуда и «Новостная интернет-журналистика» А. А. Амзина. Кроме того, очень важно упомянуть о взаимодействии изучаемого СМИ с другими участниками медиарынка. Здесь мы можем опираться на работу «Интернет и журналист» А. Б. Носика и С. Ю. Кузнецова и учебное пособие «Журналистика» В. В. Ворошилова. Наконец, важно коснуться регионального контекста и состояния медиасферы. Здесь мы должны упомянуть учебное пособие «Информация в контексте медиакультуры» В. И. Антоновой [1].
Нередко жанры совмещаются, в одном тексте могут быть использованы несколько направлений, например, аналитическая статья содержит в себе мониторинг, вопрос-ответ, социологическое резюме, интервью, как в статье «Как искать, проверять и покупать вещи на Авито. А еще торговаться! Рассказывают пользователи сайта» (Meduza. 14 окт. 2019). Подчеркивается, что «публицистические формы диалектически способствуют улучшению всей системы массмедиа. <…> сегодня такие явления, как оттенок, синкретизм, диффузия присущи различным формам медиатекстов» [8, с. 244]. Жанр исповедь является наиболее популярным развлекательным направлением. В таком жанре излагаются правдивые истории, имеющие в своей основе интересный социальный опыт. На портале «Лента.ру», например, приводится история путешественника (путевые заметки россиянина), который делится своими эмоциями от пережитых моментов во время экстремального отдыха в Африке: «Я вырубился без задних ног. История россиянина, который покорил высочайшую вершину Африки» (Lenta.ru. 02 окт. 2019). Еще больше подобных историй можно найти в разделе «Из жизни», например, откровения девушки, переехавшей из России: «Чем больше новостей из дома, тем меньше хочу вернуться» (Lenta.ru. 08 окт. 2019). Еще один пример социологического резюме и вместе с тем рейтинга – это статья, посвященная самым необычным вариантам нарядов, которые соискатели вакансий выбрали для прохождения резюме, например, «Раскрыта самая неожиданная одежда кандидатов на собеседованиях» (Lenta.ru. 14 окт. 2019). Другой жанр – вопрос-ответ – выделен в отдельный раздел на портале «Медуза». Речь идет о разделе «Игры». Журналисты портала в игровой форме знакомят читателя с важной статистической или аналитической информацией по различным вопросам. Ответив на несколько вопросов, можно понять, легко ли вас зомбировать (одноименный тест в разделе). Тест в формате вопроса (с тремя вариантами ответа) знакомит читателя со статистическими данными, а в качестве результата определяет, насколько хорошо респондент осведомлен о предпочтениях россиян: «Какая зарплата – достойная? Какие соседи – лучшие? Тест на знание идеального мира россиян» (Meduza. 04 окт. 2019). Система может проинформировать проходившего тест, что он на самом деле из Европы, раз так плохо знаком с предпочтениями россиян.
Журналисты сетевых порталов нередко ориентируются на популярные западные направления и формы подачи информации. В западной классификации выделяют следующие жанры, которые набирают популярность и активно используются на порталах «Лента.ру» и «Медуза»: документальный материал (Actuality); советы (Advice) – рекомендации, нередко в форме ответов на письма подписчиков; календарь событий (Almanac) – сводка на конкретный день, значимые события, дни рождения знаменитостей; аналитика (Analysis) – выводы и заключения автора о социальном событии или явлении; эксклюзив (Exclusive) – статья на основе материала, права на который принадлежат исключительно данному изданию; обзорная статья (Feature) – материал, не относящийся к новости сегодняшнего дня, но затрагивающий интересное социальное явление; репортаж с места событий (From the Scene); опросы (Polls and Surveys) – различные сводные данные по мнению респондентов; биографический очерк (Profile) – затрагивает интересный биографический опыт обычного человека [6]. Все эти жанры перекликаются с выделенными в нашей классификации направлениями и представлены в российской и региональной сетевой журналистике. Например, статьи в форме совета можно найти на портале «Медуза»: «Как приготовить идеальное яйцо пашот? Объясняют те, кто готовит по 600 пашотов в день» (Meduza. 11 окт. 2019).
Далее затронем тему жанрового имени «универсальное информационное сообщение» [7, с. 90]. На сегодняшний день универсальное информационное сообщение (далее – УИС) является достаточно распространенным жанровым направлением для гипертекста (взаимосвязанной совокупности независимых текстов). Использование данного жанра дает возможность освещать событие, которое обрастает все новыми и новыми подробностями, в его развитии в режиме реального времени. Вместе с тем УИС решает еще несколько задач: позволяет некоторым образом упорядочить статьи; поддерживает интерес читателя на сенсационной для данного периода новости; и как следствие, увеличивает приток просмотров новостей и подписчиков. Если не затрагивать этическую сторону вопроса (как правило, освещаются скандальные или трагические события в жизни звезд или общества, нагнетается обстановка), данное жанровое направление отлично себя зарекомендовало и используется практически всеми интернет-СМИ. Технология копирует подачу новостей по телевидению. В текстовом оформлении, как правило, данное жанровое направление формируется за счет поступления информации по определенному структурному плану: факт (молния); официальное подтверждение; подробности с комментарием (чиновников, действующих лиц); новые подробности (комментарии свидетелей, экспертов и т.д.); бэкграунд; репортаж, аудио-интервью, биография, недавняя цитата или связанные с событиями более ранние высказывания героя, видеоролик и т.д.; анализ на основе собранных за последнее время данных (изложение фактов с авторским заключением). А. Н. Гильманова, Р. И. Газизова считают, что «форма медиатекста в виде комментария составляется методом сбора высказываний компетентного лица или лиц в единый текст с дополнениями и разъяснениями журналиста» [4, с. 24].
Примеров среди публикаций интернет-порталов «Лента.ру» и «Медуза» много. Из последних можно выделить серию публикаций, связанных с задержанной правоохранительными органами звездой сериала «Счастливы вместе» (начиная с публикаций в «Ленте.ру» от 28 сент. 2019 по хештегу #НатальяБочкарева). Первая публикация появилась практически сразу после происшествия и явилась «молнией» (сенсацией), далее появилось подтверждение, подробности, комментарии экспертов. По состоянию на 03 ноября 2019 года, в ленте можно найти как минимум 24 публикации на данную тему. Дальнейшие подробности, скорее всего, еще последуют. Этот жанр, столь популярный для гипертекста, не случайно вынесен в отдельный раздел, учитывая, какой популярностью он пользуется в сетевой журналистике. Самостоятельные тексты, относящиеся к серии на одну и ту же тему, могут быть написаны в разных жанрах, но при этом их все объединяет единая линия.
Еще один жанр, получивший распространение именно в сетевой журналистике – это подкасты. Подкастинг – это распространение звукового файла в виде радиопередачи. Учитывая, что у разных людей лучше работают разные каналы восприятия информации, чтобы охватить большую аудиторию сетевые СМИ используют и этот жанр. Так, например, на портале «Медуза» для подкастов выделен отдельный раздел. При этом, как точно заметил А. П. Аржанов, «... постепенно интернет-журналистика меняется, все больше ориентируется на аудиовизуальный характер восприятия информации, вырабатывает собственные специфические формы, активно начинает пользоваться возможностями, заложенными в Интернет его создателями» [2, с. 22].
Еще одним жанром аналитической группы, заслуживающим внимания, является обзор. Обзор – понятие сложное и многогранное, поскольку подразумевает аргументирование, анализ, создание выводов и сравнение. Сегодня составление или написание обзоров – это интересная и ответственная работа, поскольку обозреватели могут характеризовать предстоящие спектакли или концерты, говорить о новинках кино или литературы, сравнивать те или иные реформы, стиль звезд или речь политиков. Любые рейтинги – это по сути своей увлекательные обзоры, которые привлекают читателей, слушателей и зрителей больше, чем новости или обычные статьи. Ярким примером, демонстрирующим данное явление, является рейтинг отелей портала «Медуза».
В отличие от печатных СМИ, интернет-издания обладают более широкими возможностями в плане средств передачи информации: помимо текстов используются аудио, видеозаписи и другие мультимедиа. В сетевой журналистике традиционно используются все те же жанровые единицы, что и в печатной: репортаж, заметка, прогноз, отчет, рейтинг, мониторинг, анкета, социологическое резюме, рецензия, фельетон, исповедь, очерк, памфлет, вопрос-ответ и др. «Lenta.ru» была первым интернет-СМИ, поэтому многие идеи по организации сайта и преподнесения информации, придуманные сотрудниками редакции, стали потом общепринятыми для всего российского сегмента сетевой журналистики. К тому же долгое время СМИ занимало первую строчку в рейтингах цитирования интернет-изданий, а потому именно стратегия развития этого медиа представляет особый интерес для исследования. Кроме того, реорганизация «Ленты.ру» – произошедшее совсем недавно событие, практически не имеющее аналогов. Что же касается портала «Meduza», то это тоже уникальный феномен для российской интернет-журналистики, поскольку, в отличие от «Ленты.ру», – это не столько новости, сколько навигатор по картине дня, призванный объяснить читателю не только что случилось, но и как это на нем отразится.
About the authors
E. V. Fedina
Author for correspondence.
Email: ogarevonline@yandex.ru
Russian Federation
References
- Антонова В. И., Клюкина Т. В. Информация в контексте медиакультуры: учеб. пособие. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2017. – 63 с.
- Аржанов А. П. Субъективное начало в жанрах Интернет-журналистики // Жанровые метаморфозы в российской журналистике: тезисы IV Всероссийской научно-практической конференции / Самара. 18-19 марта 2010 г. – Самара: Порто-принт, 2010. – С. 22–23.
- Гильманова А. Н. Интернет-СМИ в международном информационном пространстве. – Казань: Казанский университет, 2017. – 113 с.
- Гильманова А. Н., Газизова Р. И. Формы аналитического медиатекста в сетевых СМИ // Челябинский гуманитарий. – 2016. – № 4. – С. 22–26.
- Демидов О. В. «Офтопик» как разновидность авторской колонки в интернет-издании (на примере «Лента.ру») // Знак: проблемное поле медиаобразования. – 2013. – № 1 (11). – С. 64–66.
- Интернет-СМИ: теория и практика / под ред. М. М. Лукиной. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 348 с
- Тертычная М. А. Жанровая структура социальной интернет-рекламы // Современная журналистика: тенденции и особенности развития: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. – М.: РИПО ИГУМО и ИТ, 2010 – С. 90–97.
- Gazizov R. R, Bakeeva D. A. Comparative characteristics of genre modifications of internet-portals [Caracteristicas comparativas de las modificaciones de ginero de los portales de internet] // Opcion. – 2019. – Vol.35, Special Issue 22. – P. 238–254.
Supplementary files
