Технологии визуализации в современной журналистике
- Авторы: Родионова С.П., Фролова Н.М.
- Выпуск: Том 8, № 4 (2020)
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 12.01.2025
- Статья одобрена: 12.01.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/276529
- DOI: https://doi.org/10.15507/огарёв-online.v8i4.276529
- ID: 276529
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье анализируются формы и средства визуализации в современных СМИ; дается их характеристика, способы подачи, приемы воздействия на аудиторию. Выявлено, что цветографика, типографика, мультимедиа выполняют рекламную и воздействующую функции в текстах СМИ.
Ключевые слова
Полный текст
Визуализация данных в условиях диджитал-технологий вызывает появление новых форм журналистского контента. В последние годы роль иллюстраций в печатной прессе заметно повысилась. Как считает С. Р. Сулейманова, «вследствие процессов диджитализации и конвергенции визуальная информация все настойчивее теснит вербальную» [4, с. 183]. Методологическую базу анализа процесса визуализации представляют работы отечественных авторов, посвященные различным аспектам изучения визуализации информации в современных СМИ, визуальной журналистики, как стремительно набирающего популярность в отечественной среде медиаявления в целом: К. В. Нефедьевой, Г. А. Никуловой, М. К. Раскладкиной, С. И. Симаковой [1; 2; 3], С. Р. Сулеймановой [4], С. В. Федоровой, М. А. Фроловой, О. Швед и др.
Явление визуализации охватывает практически все виды графических символов, использующихся в материале новостного или аналитического сообщения. К формам визуализации относят иллюстрации, фотографии, инфографику, различные формы мультимедийного контента.
По мнению В. Э. Шевченко, магистральную стратегию визуализации в журналистике можно охарактеризовать как «удовлетворение потребностей читателей – получать информацию в удобной и понятной форме» [5, с. 153], тогда как основная цель данной технологии заключается в трансформации новостной или аналитической информации таким образом, «чтобы она была не только понятной, но и заинтересовала читателя» [5, с. 153].
В рамках данной статьи рассмотрим конкретные стратегии использования визуальных форм информации в современных федеральных СМИ гендерного типа – «мужских журналах» – «GQ», «Банзай» и носящем рекламный характер журнале «Revolution».
Основной формой визуализации в так называемых «мужских журналах» является фотография. Ее особенностью является высокий профессионализм как показатель уровня качества журналов, совершенства их стиля, способ придания им подчеркнутой «глянцевости». В особенной степени это характерно для журналов рекламно-информационного характера – «Банзай» и «GQ». Фотография здесь выполняет все свойственные ей функции: помимо эстетической, которая объясняется, прежде всего, качественным уровнем снимков, это еще и комментирующая, дополняющая и поясняющая функции. В итоге в сознании читателя формируется устойчивый образ («лук»), на который он прямо или косвенно будет ориентироваться в создании собственного стиля в повседневной жизни.
В статье «Инфографика: визуализация цифрового контента» С. И. Симакова справедливо отмечает, что «журналистский текст органично включается в культурный контекст времени, эффективно взаимодействует с ним и в определенной мере преобразовывается им» [2, с. 220]. В результате привычный текст перестает существовать как таковой в своем привычном, обычном виде. Возникают синтетические формы текстового материала, вбирающие в себя элементы визуализации, трансформируясь на уровне жанрового определения, жанровой природы.
Таким образом, роль фотографии (как формы визуализации) здесь заметным образом усложняется и получает новые функциональные возможности, среди которых:
- создание модного «лука» – ориентира в модной индустрии для читателя;
- описание сложного процесса моделирования костюмов для героев сериала «Оптимисты» и вообще для любого фильма, поскольку они обладают первостепенной значимостью в создании кинообраза в контексте определенной исторической эпохи и с учетом его «истории», т. е. рода деятельности, социального положения и т. д.;
- пояснение и уточнение некоторых непонятных для зрителя моментов в фильме, «ключом» к которым также является костюм героя, представленный на соответствующих фотографиях.
В. Э. Шевченко выделяет следующие признаки визуальной истории: «точная передача сущности идеи, лаконичность; понятная наглядная форма представления с учетом культурного уровня читательской аудитории; использование общеизвестных образов, отсутствие лишних ассоциаций, привлечение большого объема данных; конкретность в деталях; апелляция к эмоциям, неожиданный ракурс ситуации, юмор» [6, с. 49]. По мнению С. И. Симаковой, «визуальная история является принципиально новым способом организации информации в журналистском тексте как результат кардинального влияния визуализации информации на СМИ» [1, с. 217].
Если проанализировать фотоматериалы с точки зрения их положения по отношению к тексту, то сразу же обращает на себя внимание, как, собственно, и в других материалах журналов «GQ» и «Банзай», их весьма крупный размер. Объясняется это, безусловно, широким спектром функций фотографии, описанных выше: читатель должен изучить все детали костюма, оценить его прекрасный вид и профессионализм исполнения и в то же время получить эстетическое удовольствие от самой фотографии, которая, помимо хорошего качества и смысловых связей с текстом, еще и выдержана в определенной стилевой манере (это достигается прежде всего ее цветовым решением с использованием «сепии»), хорошо «режиссирована», поскольку автор материала выбирает кадры из фильма, где помимо интересующих читателя деталей, видна игра актеров, ими выбрана удачная поза, взгляд и т. д. Таким образом, фотоматериалы участвуют в выполнении общего коммуникативного задания, стоящего перед автором статьи, – сделать хорошую и профессиональную рекламу сериалу «Оптимисты», новый сезон которого готовится к выходу. Даже те читатели, которые не знакомы с ним, оценив огромный труд людей, работающих на съемочной площадке, раскрыв для себя некоторые «хитрости» фильма, а также поразившись импозантным видом актеров, продемонстрированным на фотографиях, захотят посмотреть его обязательно.
Весьма простой и даже «примитивный» подход к развитию темы в рекламном материале, продемонстрированный практически во всех текстах журнала «Revolution», несколько «компенсируется» выразительным и емким названием, часто содержащим метафору: «Золотая пыль», «Керамическая бомба», «Джокер», «Благородных кровей» и т. д. Однако оценивая общие закономерности подбора фотоиллюстраций, несмотря на их высокое качество в целом, в данном издании полностью отсутствует творческий подход к их включению в текст. Таким образом, можно проследить определенную закономерность: чем большую рекламную направленность имеет публикуемый в журнале гендерного типа материал, тем менее творческим он является. Кроме того, подчеркнуто гендерная ориентированность рассматриваемых нами журналов отражается непосредственно и на фотографиях, в них представленных: как правило, это фотографии мужчин (успешных, деловых, являющихся авторами определенной модной «марки» или работающих в модной индустрии), а также фотографии «для мужчин», содержащие рекламный материал, интересный именно мужчинам, или фотографии красивых женщин, несомненно, способные привлечь внимание большей части мужской читательской аудитории.
Итак, в результате аналитического изучения особенностей использования фотографии как основной формы визуализации в изданиях гендерной направленности – журналах «GQ», «Банзай», «Revolution», мы выявили следующее:
- качественные фотоиллюстрации являются показателем уровня профессионализма издания и в то же время соответствуют его основной направленности, которую можно во всех случаях квалифицировать как рекламно-информационную; соответственно рекламируемый товар обязан быть должным образом представлен – показан на фотографии; в тех же случаях, где рекламная составляющая ослаблена, качественные фотографии «поддерживают» общий стиль и уровень издания;
- в большинстве случаев используются крупные фотоиллюстрации (снимки мужчин или «для мужчин»), позволяющие оценить детали, которые рассматриваются в тексте; при этом наблюдается существенная диспропорция – минимум текста при максимуме фотоматериалов, которые нередко структурированы по определенному «сценарию» (общий план и деталь; общий вид модели (спереди, сзади), группа всех предметов одежды с информацией о производителе) или даже участвуют в создании некоторой композиции текста, разбитого на смысловые блоки, к каждому из которых соответствует группа фотографий;
- все фотографии обработаны в определенном стиле, соответствующем стилистике статьи, что находит отражение в их цветовом решении, размере и форме, принципе кадрирования, которые в данном случае можно рассматривать в качестве весьма специфических методов воздействия на читателя, позволяющих им выполнять различные функции: дополняющую, поясняющую, рекламную, стилистическую, эстетическую, композиционную. Полифункциональность фотографий в данном случае и их способность выполнять присущие всем формам визуализации функции можно считать основным критерием их эффективности в изданиях гендерного типа.
Типографика, цветографика и мультимедийный контент, представленный так называемыми «подвижными фотографиями», имеет менее важное значение в исследуемых нами изданиях. Данные формы визуализации в них также встречаются, но в меньшем объеме. Так, в некоторых материалах помимо обычных фотоиллюстраций, содержится иконка в формате .gif – «движущаяся картинка», переведенная в формат фотографии. Данная «подвижная фотография» имеет иконический статус, т. е. в самом материале ее нет, однако она «закреплена» за ним в новостной строке. Цель ее использования в рекламной статье понятна – привлечь внимание читателей, заставить их «развернуть» статью и ознакомиться с ее содержанием. Подчеркнем, что данный мультимедийный элемент единичный в проанализированных нами изданиях, т. е. в целом нехарактерный для них.
Что касается типографики, то она встречается, безусловно, в каждом материале, независимо от его жанровой природы – статье, заметке, интервью, обзоре и т. д. Во всех рассматриваемых нами изданиях применяется, во-первых, крупный шрифт для оформления заголовка, гармонично сочетающийся с фоновой фотографией, во-вторых, выделение более крупным шрифтом некоторых участков текста, значимых с информативной точки зрения для читателя. В-третьих, в статьях блочной композиции, помимо названий отдельных «блоков» информации (например, «универсальный солдат», «камуфляж», «колониальные завоеватели» в статье о стиле «милитари»), используются еще и крупные цифровые символы, нумерующие их.
Минимизировано и использование цветографики. В изданиях используется два цвета: основной – черный и дополнительный – красный, который применяется в дизайне логотипов журналов «Revolution», «GQ» и для выделения гипертекстовых ссылок в текстах публикаций.
Таким образом, другие формы визуализации (цветографика, типографика, мультимедиа), значительно уступающие в количественном отношении фотографии, выполняют и более узкий круг функций в текстах, основные из которых рекламная и воздействующая, а также функция привлечения внимания к наиболее значимой информации, выделительная функция, заключающаяся в выделении гипертекстовых ссылок и логотипов журналов. Тесную связь с гендерной направленностью иллюстрированных журналов обнаруживает и типографика (преимущество отдается «остроугольным» шрифтам, ассоциирующимся у читателя с мужской прямолинейностью и силой, несгибаемостью характера), и цветографика с использованием контрастных черного и красного цветов, также задающих на образно-ассоциативном уровне некоторые стандарты «мужского» поведения. При этом основным условием выбора тех или иных средств визуализации является все же их общее совпадение по стилю, т. е. возможность реализации и эстетической функции одновременно.
Об авторах
С. П. Родионова
Автор, ответственный за переписку.
Email: ogarevonline@yandex.ru
Россия
Н. М. Фролова
Email: ogarevonline@yandex.ru
Россия
Список литературы
- Симакова С. И. Влияние новых технологий на визуальный контент журналистских материалов // Вестник Челябинского государственного университета. – 2015. – № 5. – С. 163–169.
- Симакова С. И. Инфографика: визуализация цифрового контента // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. – 2012. – № 3. – С. 219–226.
- Симакова С. И. Тенденции визуализации журналистского контента в современных СМИ // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова. Общественные науки. – 2015. – № 3. – С. 213–218.
- Сулейманова С. Р. Тенденции визуализации информации в дизайне печатных медиа Узбекистана // Вестник Челябинского государственного университета. – 2013. – № 22. – Вып. 81. – С. 183–188.
- Шевченко В. Э. Визуальная история как новый вид журналистского сообщения (на примере украинских журналов) // Журналистский ежегодник. – 2013. – № 2. – С. 48–51.
- Шевченко В. Э. Визуальный контент как тенденция современной журналистики // Технологии медиапроизводства. – 2014. – № 4. – С. 122–125.
Дополнительные файлы
