Assessment of economic efficiency of implementation of customer offer personalization system

Capa


Citar

Texto integral

Resumo

The article presents an assessment of the economic efficiency of the implementation a customer offer personalization system based on big data technologies in a commercial bank. As a result, the net present value, internal rate of return, and payback period have been calculated.

Texto integral

В основе проектного подхода к инновационной деятельности предприятия лежит принцип денежных потоков (Cash Flow). Его особенность – прогнозный и долгосрочный характер, поэтому в применяемом подходе к анализу учитываются фактор времени и фактор риска [1]. Наиболее часто для оценки эффективности проектов применяют методы оценки эффективности проекта, основанные на дисконтированных оценках, поскольку они значительно более точны, так как учитывают различные виды инфляции, изменения процентной ставки, нормы доходности и т.д. В данном исследовании будет произведен расчет таких показателей, как чистый дисконтированный доход NPV (net present value), внутренняя норма доходности IRR (internal rate of return), дисконтированный период окупаемости PP (pay-back period).

При расчете оценки экономической эффективности учитываются: разработка и внедрение, монетизация ИС. Под монетизацией ИС рассматривается увеличение продаж продуктов Банка клиентам за счёт персонализации предложений продуктов Банка. Под экономией трудовых ресурсов рассматривается сокращение ФОТ и прочих выплат, связанных с сокращением отдела маркетинга.

Показатели, необходимые для расчета эффективности см. в табл. 1.

 

Таблица 1

Данные для расчета оценки экономической эффективности

Показатель

№ п/п

Описание показателя

 

Значение

Ct

1

Отток денежных средств в месяц, в т.ч.:

 

 

2

Затраты на продвижение и распространение

 

 

 

t=1,2,3

SM

500 000 ₽

 

3

Затраты на з/п инженера Hadoop

 

90 000 ₽

 

4

Затраты на поддержку

 

100 000 ₽

r

5

Процентная ставка

 

8,00%

I0

6

Объем первоначальных инвестиций, в т.ч.:

5 822 484 ₽

 

7

Затраты на оборудование (4 узла кластера)

1 335 000 ₽

 

8

Затраты на разработку и внедрение

3 037 484 ₽

 

9

Затраты на поддержку

 

1 300 000 ₽

 

10

Затраты на обучение персонала

 

150 000 ₽

Rt

11

Приток денежных средств в месяц, в т.ч.:

 

 

12

Монетизация ИС (Mt):

 

зависит от срока ОПЭ

 

13

Экономия трудовых ресурсов

 

952 310 ₽

T

14

Рассматриваемый период (кол-во месяцев)

8

 

Рассмотрим подробнее показатели 2, 3, входящие в состав показателя «Отток денежных средств в месяц» (п. 1):

  • Показатель 2: затраты на продвижение и распространение включают рекламу интернет-банкинга, мобильного приложения на Banki.ru; установку баннеров на сайтах партнеров Банка. [2] Продвижение будет способствовать повышению активности клиентов в интернет-банкинге/мобильном приложении, консолидированию новой информации о клиентах Банка.
  • Показатель 3: затраты на поддержку могут включать стоимость дополнительных работ по поддержке внедряемого решения.
  • Показатель «Объем первоначальных инвестиций» включает:
  • Показатель 7: затраты на оборудование включают стоимость 4 узлов кластера, стоимость 1 узла – $5000: $5000*4=$20000 или ≈ 1 335 000 руб.
  • Показатель 8: затраты на разработку и внедрение включают общие затраты на срок создания ИС (см. табл. 2).

 

Таблица 2

Общие затраты на срок создания ИС

№ п/п

Статья расходов

Стоимость, руб.

1

ФОТ

2 112 000

2

Отчисления на социальное страхование с ФОТ

637 824

3

Амортизация ОС

246 440

4

Электроэнергия

23 160

5

Сырье и материалы

8 060

6

Прочие

10 000

ИТОГО

 

3 037 484

 

  • Показатель 9: в затраты на поддержку включена 1-годовая подписка на HPE Hortonworks Data Platform Enterprise Plus (4 узла или хранилище с открытым исходным кодом 50 ТБ) с поддержкой 24x7, электронной лицензией - $19 479,99 или 1 300 000 руб.
  • Показатель 10: затраты на обучение персонала включают расходы на обучение аналитиков использованию Системы принятия решений, в том числе управлению бизнес-правилами.

Рассмотрим подробнее показатели 12, 13, входящие в показатель «Отток денежных средств в месяц»:

  • Показатель 12: под монетизацией ИС (Mt) рассматривается дополнительная прибыль, полученная от продаж продуктов Банка клиентам за счёт персонализации предложений продуктов Банка (см. табл. 3). Ввиду того, что внедрение системы со схожей функциональностью уже было реализовано в Сбербанке, значения показателей взяты из отчета «Стратегия развития Сбербанка 2020», выложенного на официальном сайте Сбербанка [3].

 

Таблица 3

Расчет монетизации ИС

Сбербанк

Рост количества продуктов на Клиента (в месяц), %

0,7

БэстКредит

Чистые денежные средства, полученные от операционной деятельности (в месяц) – до внедрения, млн. руб.

185,71

 

Чистые денежные средства, полученные от операционной деятельности (в месяц) – после внедрения, млн. руб.

187,01

 

Прирост чистых денежных средств, полученных от операционной деятельности (в месяц) – после внедрения, млн. руб.

1,3

 

Поскольку Профиль Клиента будет обогащаться данными с течением времени, по мере вовлечения пользователей в интернет-банкинг и на сайты партнеров Банка, необходимо сделать следующее допущение: точность рекомендаций будет увеличиваться с течением времени. Таким образом, значение монетизации после начала эксплуатации Системы с каждым месяцем будет возрастать.

Для рассматриваемого периода (T = 8 месяцев) предположим, что точность персонализации достигает максимального значения (100%) при t=8; значения точности персонализации для t≤8 см. в табл. 4.

 

Таблица 4

Значение монетизации за период t с учетом точности персонализации

Mt

Точность персонализации, %

Значение Mt, руб.

M1

10,00

130 000

M2

15,00

195 000

M3

20,00

260 000

M4

40,00

520 000

M5

55,00

715 000

M6

70,00

910 000

M7

90,00

1 170 000

M8

100,00

1 300 000

 

Формула для определения значения монетизации за период t с учетом точности персонализации: Μt=IBigData×p,

где Mt – значение монетизации в месяце t, руб.;

IBigData прогнозируемый прирост чистых денежных средств в месяц, полученных от операционной деятельности, после внедрения АС «BigData», руб.;

p-точность персонализации, %.

  • Показатель 13: экономия трудовых ресурсов включает заработную плату и прочие расходы (ФОТ, сырье и материалы, амортизация ОС, электроэнергия, отчисления на социальное страхование с ФОТ), связанные с сокращением 9 сотрудников отдела маркетинга, которые выполняли бы следующий объем работ, если бы не было системы «BigData»:
    • сбор и анализ данных о клиентах;
    • анализ откликов на предложения Банка;
    • анализ новых целевых аудиторий.

На основе данных, представленных в таблице 1, произведены расчеты показателей NPV (см. табл. 5).

 

Таблица 5

Расчет показателей NPV

Месяц

Приток, Rt

Отток, Ct

Коэффициент дисконтирования p=11+r12t

CF =Rt-Ct

PV=CF*p

NPV =t=1TPV-I0

0

0

5 822 484

1,00

-5 822 484

-5 822 484

-5 822 484

1

1 082 310

690 000

0,99

392 310

389 712

-5 432 772

2

1 147 310

690 000

0,99

457 310

451 273

-4 981 499

3

1 212 310

690 000

0,98

522 310

512 002

-4 469 498

4

1 472 310

190 000

0,97

1 282 310

1 248 677

-3 220 820

5

1 667 310

190 000

0,97

1 477 310

1 429 036

-1 791 784

6

1 862 310

190 000

0,96

1 672 310

1 606 951

-184 833

7

2 122 310

190 000

0,95

1 932 310

1 844 493

1 659 660

8

2 252 310

190 000

0,95

2 062 310

1 955 548

3 615 208

 

Необходимо заметить, что на седьмом месяце (t=7) денежные притоки окупят первоначальные инвестиционные затраты на проект и периодические денежные оттоки, связанные с осуществлением проекта.

ΝΡV(T=8)=3615208руб

Поскольку NPV после 7 месяцев эксплуатации больше нуля, можно сделать вывод, что проект является эффективным.

График NPV от времени t представлен на рисунке (см. рис. 1.).

 

Рис. 1. График зависимости NPV от времени t.

 

На графике видно, что кривая NPV=0 при t ≈ 6,1, иначе говоря, для того, чтобы доходы, генерируемые инвестициями, покрыли затраты на инвестиции, необходимо 6,1 месяцев:

Срок окупаемости (PP) ≈ 6,1 месяцев

Значение внутренней ставки доходности (IRR) рассчитывалось с использованием аналитической функции Excel («Подбор параметров»):

IRR= 9, 98%

Таким образом, процентная ставка, при которой чистый дисконтированный доход (NPV) равен 0:

NPV= 0 при r = 9, 98%

Таким образом, в исследовании проведена оценка экономической эффективности системы персонализации клиентского предложения в соответствии с проектным подходом. Можно сделать вывод, что проект является эффективным, т.к. NPV>0. Рассчитаны значения IRR = 9,98%, при этом выполняется условие IRR > r. Срок окупаемости (PP) составляет 6,1 месяцев.

×

Sobre autores

V. Kireev

Autor responsável pela correspondência
Email: ogarevonline@yandex.ru

A. Petrova

Email: ogarevonline@yandex.ru

Bibliografia

  1. Пиндайк Р., Рабинфельд Д. Микроэкономика / Пер. с англ. – СПб: ПИТЕР, 2011. – 608 с.
  2. Прайс-лист на размещение рекламно-информационных материалов на портале Banki.ru (без НДС) в рублях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.banki.ru/upload/smth/price_bankiru_2019.pdf (дата обращения 15.01.2019).
  3. Стратегия развития Сбербанка 2020 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.sberbank.ru/ru/about/today/strategy_2020 (дата обращения 24.12.2018).
  4. Ивашковский С. Н. Экономика для менеджеров. Микро- и макроуровень: учебное пособие. – М.: Дело, 2017. – 440 с.
  5. Линская А. Зарплаты ИТ-специалистов на середину 2018 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vc.ru/flood/43849-zarplaty-it-specialistov-na-seredinu-2018-goda (дата обращения 10.10.2018).

Arquivos suplementares

Arquivos suplementares
Ação
1. JATS XML
2. Fig. 1. Graph of NPV dependence on time t.

Baixar (16KB)

Мы используем файлы cookies, сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика для улучшения работы сайта и удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были об этом проинформированы и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».