Transport system: approaches to study and transport-geographical zoning
- Authors: Balashov D.A.1, Semina I.A.1, Khachaturyan A.K.1
-
Affiliations:
- National Research Mordovia State University
- Issue: Vol 12, No 12 (2024)
- Section: Articles
- Submitted: 29.12.2024
- Accepted: 29.12.2024
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/274895
- ID: 274895
Cite item
Full Text
Abstract
The article discusses approaches to the structural and functional analysis of the transport system and transport-geographical zoning. The transport system is understood as a multi- level complex that integrates all components of the organization of effective transportation of people and goods. The authors reveal the specifics of the concept of each type of transport.
Full Text
В наше время система транспортировки играет центральную роль в поддержании мобильности людей и перемещении товаров [1]. Развитие транспортной сети имеет критическое значение для стимулирования социального прогресса и экономического процветания. Типология транспортных систем позволяет провести анализ инфраструктурного развития территорий, выполняет функции классификации и оценки разнообразия транспорта на основе определенных характеристик [5].
Рост транспортной инфраструктуры, изменения в мобильности граждан, прогресс в разработке новейших транспортных технологий, а также воздействие транспорта на экологию подчеркивают значимость этой темы. Классификация различных средств перемещения выступает ключевым элементом в оценке их эффективности и состояния, предоставляя возможность улучшить доступность и комфортабельность транспортных услуг. Такой подход к систематизации транспортных средств играет важную роль в проектировании будущего транспортного ландшафта, обеспечивая рациональное управление инфраструктурой и способствует формированию обоснованных стратегий.
Транспортная инфраструктура как базис развития транспорта, представляет собой совокупность материально-вещественных элементов дорожной сети, разнообразных средств перемещения, которые взаимосвязаны и координированно работают для обеспечения процесса транспортировки. Обычно её воспринимают как интегрированный сектор внутреннего экономического пространства, каркас транспортной системы, включающей [2]:
Транспортная система общего пользования функционирует как независимая сфера экономики, направленная на поддержание движения товаров и пассажиров между зонами производства и потребления. Эта подсистема играет ключевую роль в цепочке поставок, гарантируя эффективное взаимодействие между производителями и конечными потребителями. Транспорт общего пользования предназначен для выполнения грузоперевозок и перевозки пассажиров без ограничений по заказчикам, включая государственные и частные организации, а также индивидуальных лиц, в соответствии с законодательными и регуляторными нормами.
Транспортная система структурно делится по видам транспорта на две ключевые подсистемы: транспорт общего и не общего пользования (ведомственный, промышленный), выделяется общественный транспорт и индивидуальный (частный) транспорт (рис. 1).
Рис. 1. Структурная схема транспортной системы [1].
Железнодорожный транспорт представляет собой комплекс для перевозки товаров, использующий вагоны (поезда), движущиеся по рельсам благодаря тяге локомотивов. Рельсовый путь состоит из множества инженерных и технических сооружений, в том числе рельсов, образующих колею для бесперебойного движения поездов и вагонов.
Автомобильный транспорт является видом транспорта, обеспечивающим передвижение пассажиров и товаров по автодорогам, в отличие от железнодорожного, работающего на рельсах.
Воздушное судоходство, отличаясь мультифункциональностью, широко используется как для перевозки пассажиров на межгородние и межконтинентальные расстояния, так и для доставки уникальных или особо ценных грузов.
Морской транспорт, означающий использование водных судов для перемещения товаров и пассажиров, служит основой для международных и внутренних перевозок.
Морской и речной транспорт, являясь одним из самых старинных методов перемещения грузов и пассажиров внутри страны, оказывает важнейшее влияние на обеспечение доступа и связи между отдаленными северными и восточными регионами, где транспортная инфраструктура на суше либо ограничена в развитии, либо полностью отсутствует.
Система трубопроводного транспорта отличается от других транспортных систем тем, что, в отличие от классических видов транспорта, здесь трудно разделить транспортное средство и транспортную инфраструктуру, так как оба эти элемента сливаются в одно целое – трубопровод.
Следовательно, транспортная система представляет собой сложную иерархию, объединяющую элементы управления, инженерии и экономики для обеспечения эффективной транспортировки пассажиров и грузов. Она строится на различных типах транспорта вместе с транспортными средствами и инфраструктурой, включая сети дорог, железнодорожные станции, аэропорты, порты на морях и реках, а также вспомогательное оборудование, автомобили, системы коммуникаций и навигации, устройства мониторинга и другое. Регулирующие органы и коммерческие структуры играют ключевую роль в управлении и развитии данной системы. При этом особое внимание уделяется жизненно важному значению транспортной инфраструктуры для экономического роста и социального процветания, подчеркивая необходимость ее постоянной модернизации и настройки в соответствии с последними мировыми направлениями и запросами.
Транспортно-географическое районирование описывает метод разделения территории на различные секторы или области, основываясь на изучении транспортной сети, динамики грузопотоков и географических особенностей местности. В зависимости от применяемой методики, это районировании способствует идентификации основных транспортных центров и способствует формированию стратегий оптимизации транспортного обслуживания. Сложность в этой области научных исследований часто возникает из-за нехватки актуальной информации по пассажиропотокам, что создает препятствия для глубокого анализа транспортных районов. Ключевые элементы методологии транспортно-географического районирования включают в себя:
- В рамках функционально-пространственного подхода к разработке транспортной стратегии пристальное внимание уделяется обстоятельному рассмотрению и осмыслению функционального назначения участков и структурных особенностей территорий. Это дает возможность выделить специфические области с уникальными требованиями к транспортной системе и особенностями. Методология предусматривает деление территории на сегменты, ориентированные на различия в типах доступных транспортных средств, уровне заселенности, степени развития транспортной инфраструктуры и других релевантных факторах, гарантируя таким образом целенаправленное управление транспортными потоками.
- Транспортно-экономический анализ сфокусирован на изучении экономической выгоды и роли развития транспортной системы в экономическом прогрессе территории. Он выявляет зоны с высокой логистической активностью, основными узлами транспортной сети и принципиальными транзитными путями.
- Географический подход охватывает особенности территории, анализируя её рельеф, климатические особенности, доступность и наличие природных ресурсов, а также численность населения и его географическое распределение. Это позволяет выявлять участки с уникальными географическими условиями, которые играют ключевую роль в планировании и усовершенствовании транспортных коммуникаций.
- Сетевой анализ основан на анализе архитектуры транспортной сети, включая ее пути и важнейшие перекрестки. Этот метод позволяет измерить, насколько доступна и интегрирована транспортная система.
- Системный подход акцентирует внимание на анализе взаимосвязей между элементами инфраструктуры транспортного сектора, включая транспортные средства, инфраструктурные элементы и управленческо-организационные механизмы. Эффективное использование системного анализа обеспечивает разработку комплексных стратегий для эволюции транспортной инфраструктуры.
Транспортная сеть РФ характеризуется богатством форм и масштабности, вызванными ее уникальными географическими особенностями и протяженностью территории. Система включает в себя обширные железнодорожные пути, автомобильные трассы, речные и морские коридоры, аэропортовые хабы и нефтегазопроводы. Это многообразие и величина способны эффективно способствовать экономическому прогрессу страны, улучшению условий жизни граждан и обеспечению национальной безопасности. Государственная стратегия в области транспорта ориентирована на создание условий для устойчивого развития экономики, укрепление геополитической позиции РФ через реализацию транзитного потенциала, повышение стандартов и доступности перемещений за счет обновления и развития транспортной инфраструктуры, при этом акцентируя внимание на сокращении экологических последствий.
Таким образом, определение методики транспортно-географического районирования обусловлено специфическими исследовательскими целями, задачами, а также уникальными чертами анализируемой местности. Применение совокупности методов дает возможность глубже понять структуру и особенности транспортной сети в различных районах.
Типология транспортных систем играет решающую роль в категоризации разнообразных форм транспортировки и их параметров. Применение разных подходов к типологии обеспечивает более детальное понимание уникальных свойств и ключевых атрибутов транспортных систем, что, в свою очередь, облегчает создание эффективных и экологически устойчивых транспортных сетей. Эффективность планирования и управления транспортной инфраструктурой тесно связана с применением многообразных методик типологии для достижения оптимизации результатов [3–6].
Методология транспортно-географического районирования основывается на классификации транспортных сетей и методах транспортно-географического деления территорий [3; 4; 6]. Выделяется необходимость учитывать многогранность факторов, включая географическое положение, экономические возможности, населенность и прочее, для наиболее эффективной разработки классификаций и зонирования. Анализируется роль транспортной инфраструктуры в экономическом и социальном развитии, а также рассматриваются стратегии ее оптимизации.
About the authors
Denis A. Balashov
National Research Mordovia State University
Email: denis.bala5hoff@yandex.ru
Студент 3 курса направления подготовки «География»
Russian Federation, 68 Bolshevistskaya St., Saransk 430005Irina A. Semina
National Research Mordovia State University
Email: Isemina@mail.ru
Кандидат географических наук, доцент, заведующий кафедрой экономической и социальной географии
Russian Federation, 68 Bolshevistskaya St., Saransk 430005Anzhela Kh. Khachaturyan
National Research Mordovia State University
Author for correspondence.
Email: hachaturyanangela@yandex.ru
Студентка 3 курса направления подготовки «География»
Russian Federation, 68 Bolshevistskaya St., Saransk 430005References
- Варнавский В. Г. Концессии в транспортной инфраструктуре: теория, практика, перспективы. – М. : ИМЭМО РАН, 2002. – 147 с.
- Гольц Г. А. Транспорт и территориальная структура общества. Территориальные аспекты развития транспортной инфраструктуры. – Владивосток, 1984. – 248 с.
- Крылов П. М. Актуальные проблемы транспортного районирования России // Территориальная дифференциация и регионализация в современном мире: сборник научных статей / Смоленский гуманитарный университет. – Смоленск: Универсум, 2001. – С. 172–175.
- Семина И. А., Фоломейкина Л. Н., Крылов П. М. География транспорта: учеб. пособие. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2023. – 200 с.
- Смирнов И. И. Транспортная система России: типология, особенности развития и планирование. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2019. – 177 с.
- Semina I. A. Typology of transport systems of Russia's depressed regions // Regional Research of Russia. – 2015. – Vol. 5, No. 2. – P. 137–146.
Supplementary files







