Функционально-прагматические особенности использования аббревиатур в англоязычных социальных сетях

Обложка
  • Авторы: Гуляева А.А.1
  • Учреждения:
    1. Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва
  • Выпуск: Том 12, № 11 (2024)
  • Раздел: Статьи
  • Статья получена: 22.12.2024
  • Статья одобрена: 22.12.2024
  • URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/273947
  • ID: 273947

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье представлена авторская классификация функционально-прагматических характеристик английских аббревиатур в социальных сетях. В результате исследования выявлены основные функции аббревиатур в англоязычных социальных сетях. Сделан вывод о том, что их использование повышает эффективность коммуникации в медиадискурсе.

Полный текст

Развитие новейших технологий в начале XXI века стало важным фактором ускорения глобализации. Интеграция Интернета в повседневную жизнь значительно увеличила число пользователей по всему миру. В настоящее время Интернет является ключевой составляющей информационного пространства, а коммуникация через текстовые сообщения выступает одним из основных способов взаимодействия между людьми. Сообщения, комментарии и публикации на различных платформах (включая социальные сети, форумы, чаты и онлайн-игры) являются основными сферами, где широко распространено использование сокращений, что обусловлено потребностью пользователей в ускорении обмена сообщениями и повышении его эффективности. В условиях глобализации наблюдается появление новых языковых единиц, характеризующихся стремлением к экономии речевых средств, что особенно заметно в английском языке благодаря его статусу международного средства общения и широкому использованию в цифровом пространстве.

Исследование терминов «аббревиация» и «сокращение» показало, что большинство ученых рассматривают их как взаимозаменяемые. Однако данные термины различаются с точки зрения этимологии, термин «аббревиация» является заимствованным для русского языка. Оба термина обозначают специфический вид сокращения, при котором используются начальные буквы или несколько букв каждого слова в выражении. При этом аббревиация представляет собой процесс создания новых лексем через сокращение слов или фраз, а аббревиатура – это результат этого процесса. За основу в данной работе будет взято определение Д. И. Алексеева. Под термином «аббревиация» понимается процесс, «способ создания номинаций для тех понятий и реалий, которые были первоначально обозначены описательно, с помощью атрибутивных значений» [1].

Лингвисты отмечают, что аббревиация является одним из наиболее распространенных и, что важно, продуктивных способов словообразования. Л. С. Филиппова в учебном пособии «Современный русский язык. Морфемика и словообразование» указывает, что такие слова «обладают высокой продуктивностью благодаря своей способности быстро адаптироваться к изменениям в языке и удовлетворять современные коммуникационные потребности» [2, с. 165].

Кроме того, использование аббревиатур позволяет скрытно передавать часть информации. Это качество делает их способными передавать не только фактические данные, но и чувственно- эмоциональный подтекст, используя максимально сжатые формы выражения понятий, что способствует достижению речевой экономии. Например, такие сокращения, как YOLO (You Only Live Once) или OMG (Oh My God), несомненно, имеют в себе экспрессивную составляющую [3]. В данной работе были проанализированы особенности использования английских аббревиатур в медиадискурсе на примере двух социальных сетей – Instagram и X. Выбор этих платформ обусловлен их высокой популярностью среди англоязычных пользователей. Анализ был проведен на основе комментариев англоязычных пользователей под постами таких американских и британских знаменитостей, как The Weeknd, Hailey Bieber, Rihanna, Lady Gaga, Adele, ZAYN и других.

Рассмотрим некоторые примеры использования сокращений: «Ty for speaking up against genocide», «Ur staying unblocked», «U getting cooked rn». Как можно заметить, пользователи социальных сетей используют данные сокращения для достижения компактности текста и наименьших временных затрат при написании комментария. В этой связи интересен пример использования сокращения GOAT, которое стало очень популярно в последнее время среди пользователей сети Интернет. GOAT (Greatest of All Time) является относительно недавней аббревиатурой и служит ярким примером акронимов (лексических инициальных сокращений, которые произносятся как отдельные слова) [5].

Большинство сокращений используется с целью выполнения их прямой функции – уменьшение затрат временных ресурсов на написание словосочетания для донесения какой-либо мысли. Например, aoty является широко распространенным сокращением, которое пользователь использовал, чтобы не писать его полный вариант, состоящий из четырех слов (Album Of The Year). В других примерах – «you smashed it fr», «need you back asap», «ily sm» – комментаторы также стремились сократить время на написание сообщений, не утратив при этом их смысла.

Однако существуют примеры, когда пользователи использовали сокращения не с целью экономии времени при написании. Например, в комментарии «YEAH GG everyone who got one» пользователь применил графическое сокращение GG, которое произошло из игрового сленга. В чатах видеоигр данное сокращение от словосочетания Good Game используется пользователями, как знак уважения и признания того, что соперник играл хорошо. GG также может использоваться как форма поздравления победившего соперника. В этом же случае данное сокращение не имеет никакого отношения к играм, пользователь выразил свою радость за тех людей, которые успели купить билеты на концерт любимого исполнителя. Таким образом, в данном случае коннотация сокращения осталась прежней, однако его сфера применения изменилась [4].

На основании вышеприведенных примеров использования аббревиатур в социальных сетях нам представилось возможным выявить классификацию функционально-прагматических характеристик английских аббревиатур:

  • сокращения, представляющие собой оценочные реплики;
  • сокращения, выражающие экспрессивность;
  • сокращения, используемые с целью экономии времени/символов;
  • сокращения, используемые для организации порядка рассуждения;
  • другие сокращения (отсылки к чему-либо, точечные термины, которые пришли в общее употребление из конкретной сфере или употребляются только в одной сфере).

Для более детального понимания распределения функционально-прагматических характеристик английских аббревиатур в социальных сетях был проведен выборочный анализ сокращений из социальных сетей X и Instagram с целью выявления их соотношения. Результаты анализа показали, что доминирующей функционально-прагматической характеристикой сокращений, используемых в социальной сети Instagram является экономия времени/символов (11 сокращений из 20 – 55%). Второй по частотности характеристикой является выражение оценки (4 сокращения – 20%), далее – выражение экспрессивности (2 сокращения – 10%) и другие характеристики (2 сокращения – 10%). Только одно сокращение из рассмотренных относится к характеристике организация порядка повествования (5%).

Последней характеристикой является категория «Другое», в которую были включены такие примеры, как tbt, MTF, GOAT. Аббревиатура tbt имеет в себе отсылку к онлайн-флешмобу «Throwback Thursday», когда пользователи социальной сети X каждый четверг выкладывали памятное фото себя. На данный момент часть аббревиатуры Thursday превратилась в to, таким образом, аббревиатура сохранила свой смысл возвращения к чему-то памятному для человека, но данная аббревиатура вышла за пределы только одной социальной сети [6].

Аббревиатура GOAT изначально пришла из мира футбола, где ее применяли для описания выдающихся игроков. Однако со временем GOAT вышла за рамки футбольной сферы и стала использоваться для обозначения людей, достигших высочайших успехов в различных областях. Сейчас эта аббревиатура широко применяется во всех сферах медиадискурса в одном и том же значении. Благодаря своей универсальности, она одновременно относится к двум функционально-прагматическим характеристикам аббревиатур.

Перейдем к рассмотрению функционально-прагматических характеристик сокращений в социальной сети X. На основе отобранных примеров становится очевидно, что часто невозможно однозначно отнести сокращение к одной характеристике. Многие сокращения обладают несколькими оттенками значения и могут выполнять сразу несколько функционально- прагматических функций. Например, в сокращении AOTY – Album Of The Year можно выделить элемент выражения экспрессивности, поскольку данное словосочетание по смыслу означает превозношение одного конкретного музыкального альбома над всеми остальными, вышедшими в том же году. Также, данное сокращение можно отнести к пункту «Другое» и выделить его употребление. Данное сокращение может употребляться только в сфере музыки, поскольку речь идет именно о музыкальном альбоме.

В качестве примера сокращения, имеющего более одной характеристики, можно выделить ily (I love you). В данном примере сокращения ясно видно эмоциональный подтекст, именно поэтому мы относим его к пункту «Выражение экспрессивности». Наряду с этим, данное сокращение – яркий пример использования сокращений для экономии времени/символов, поскольку для создания графического сокращения были взяты только первые буквы исходного словосочетания.

Преобладающая характеристика сокращений в социальной сети X – выражение экспрессивности (9 сокращений – 45%), вторая по частотности характеристика – экономия времени/символов (6 сокращений – 30%), далее – оценка (3 сокращения – 15%), и организация порядка рассуждения (2 сокращения – 10%). Число сокращений, относящихся к пункту «Другое» – 2 (10%).

Проведенное исследование показало, что основная цель использования сокращений у пользователей социальной сети Instagram заключается в уменьшении затрат времени и символов, тогда как у пользователей социальной сети X – в увеличении степени экспрессивности текста. Результаты исследования также подтвердили, что сокращения являются важной и неотъемлемой частью интернет-коммуникации, позволяя пользователям как ускорить передачу смысловой информации, так и выразить эмоции наиболее кратким способом без потери смысла высказывания.

Интересен процесс изменения внешнего вида аббревиатур. Как правило, при их возникновении и некоторое время после, они пишутся с точками после каждой буквы, что визуально не позволяет им выглядеть как отдельные слова. Со временем большинство аббревиатур утрачивают точки в написании, что способствует их плавному переходу в акронимы.

Коммуникация в виртуальной среде – предмет дискуссий среди специалистов в области языка, поскольку бесспорен тот факт, что сокращения и аббревиатуры меняют язык. Аббревиация как способ словообразования используется в тех случаях, когда другие методы не могут обеспечить аналогичный эффект, то есть, когда она является наиболее целесообразной с лингвистической точки зрения. Важно отметить, что аббревиация продуктивно взаимодействует и сосуществует с другими способами словообразования. Среди недостатков широкого использования сокращений можно выделить пренебрежение языковыми нормами и возможные трудности в понимании текста. К преимуществам относятся одновременная передача информации и эмоций, а также реализация принципа языковой экономии. Несомненно, сокращения обогащают язык, и их повсеместное использование в социальных сетях демонстрирует, что английский язык развивается под влиянием сетевой коммуникации.

×

Об авторах

Алина Алексеевна Гуляева

Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва

Автор, ответственный за переписку.
Email: eld.gulyeva@yandex.ru

Студентка 4 курса направления подготовки 45.03.02 Лингвистика

Россия, 430005, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68

Список литературы

  1. Алексеев Д. И. Сокращенные слова в русском языке: монография. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2010. – 328 с.
  2. Антрушина Г. Б., Афанасьева Г. Б., Морозова Н. Н. Лексикология английского языка: учеб. пособие. – М.: Дрофа, 1999. – 288 с.
  3. Нургалеева Т. Г. Аббревиация как средство экспрессивного словообразования: 10.02.04 «Германские языки»: автореф. дис. … канд. филол. наук. – М., 2010. – 19 c.
  4. Полетаева Е. Д. Аббревиация и сокращение: unus et idem? [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – 2016. – № 4 (108). – С. 917–920. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/108/26098/ (дата обращения: 27.05.2024).
  5. Чопорова Е. И., Писакина Е. И., Смирнова И. Г. Виды англоязычных аббревиатур в современном Интернет общении [Электронный ресурс] // Вестник ВИВТ. – 2018. – С. 118–120. – Режим доступа: https://vestnikvivt.ru/ru/journal/pdf?id=651 (дата обращения: 20.05.2024).
  6. Urban Dictionary [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.urbandictionary.com/ (дата обращения: 26.05.2024).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Мы используем файлы cookies, сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика для улучшения работы сайта и удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были об этом проинформированы и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».